Научная статья на тему 'Система показателей процессно-ориентированного бюджетирования на предприятиях киноиндустрии'

Система показателей процессно-ориентированного бюджетирования на предприятиях киноиндустрии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТИРОВАНИЕ ПО БИЗНЕС-ПРОЦЕССАМ / УПРАВЛЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ / КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журанкова Елена Викторовна

Рассмотрен один из методических подходов к бюджетированию бюджетирование по бизнес-процессам. Предложены разработанные показатели бюджетирования для совершенствования управления предприятием киноиндустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses one of the methodological approaches to budgeting budgeting for business processes. Proposed the development of performance budgeting to improve enterprise management film industry.

Текст научной работы на тему «Система показателей процессно-ориентированного бюджетирования на предприятиях киноиндустрии»

УДК 338.2

Е.В. Журанкова

СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО БЮДЖЕТИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ КИНОИНДУСТРИИ

В сложившихся экономических реалиях предприятия сферы услуг, в том числе и киноиндустрии, в своей бюджетной политике ориентируются, прежде всего, на потребителя. Именно поэтому большинство организаций киноиндустрии постепенно отказывается от постатейного финансирования и переходит на бюджетирование, ориентированное на результат.

Современное бюджетирование — это инструмент управления предприятием, который включает в себя методологию планирования, учета и контроля на основе разработанных бюджетных показателей оценки деятельности организации. Таким образом, бюджетирование является организационной, информационной и финансовой технологией управления деятельностью на предприятии.

Анализируя деятельность различных предприятий киноиндустрии, можно прийти к выводу, что бюджетирование либо совсем не применяется на данных предприятиях, либо реализуется не в полной мере. Организация бюджетирования на предприятиях кинематографической отрасли позволит структурировать денежные потоки, получать точную информацию о деятельности предприятия, отслеживать возникающие отклонения и принимать своевременные управленческие решения.

На практике используется несколько основных методических подхода к бюджетированию. Одним из них является АВВ-бюд-жетирование (бюджетирование по бизнес-процессам). Для предприятий сферы услуг, в том числе и киноиндустрии, наиболее эффективной будет организация бюджетирования по бизнес-процессам, т. е. процессно-ориентированного бюджетирования [4, с. 182]. Первоочередные задачи на этапе организации системы бюджетирования по данному методу — определение и структурирование

бизнес-процессов, назначение ответственных за выполнение поставленных задач, распределение между ними управленческих функций. Затем по каждому бизнес-процессу разрабатываются бюджеты и показатели оценки эффективности его реализации, посредством которых будет оцениваться как все предприятие в целом, так и отдельно взятый бизнес-процесс.

Система показателей бюджетирования должна включать показатели по следующим бизнес-процессам: «Реализация товаров/услуг», «Управление развитием», «Управление финансами», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Логистика», «Управление информационными технологиями».

Реализация товаров/услуг. Прежде чем разработать показатели оценки деятельности кинотеатра и общественного питания, необходимо сформировать цепочку поведения кинозрителя с момента его прибытия в кинотеатр и до его ухода (см. схему). Это позволит понять, какие услуги, в первую очередь, необходимо предоставлять и на что обратить особое внимание при оценке и анализе деятельности.

В крупных городах достаточно высокая конкуренция среди кинотеатров, поэтому непременным условием успешной деятельности является оснащение кинотеатра современным высокотехнологичным оборудованием, качественное обслуживание посетителей, квалифицированный персонал, предоставление дополнительных услуг.

Основными показателями в этом бизнес-процессе могут быть: количество жалоб, претензий клиентов; время разрешения претензии; прибыль, приходящаяся на одного сотрудника; число операций, произведенных одним сотрудником; количество сотрудников; средняя продажа билетов на одного кассира; количество проданных билетов; средняя

Научно-технические ведомости СПбГПУ 5' 2012. Экономические науки

Дополнительные Комфорт Кинопоказ Программы

услуги и их качество (своевременная (качество показа, лояльности,

(бар, развлечение, уборка, ковдиционеры, акустики, удобство акции (возврат

качество еды) вентиляция) кинозала, кресел) посетителя)

Цепочка поведения кинозрителя

заполняемость зала в день; удовлетворенность клиентов (по анкете удовлетворенности); коэффициент загрузки оборудования; производительность оборудования; количество сбоев и ремонтов за период; время простоев и неполадок.

Важной составляющей любого кинотеатра является элемент общественного питания (бар, кафе, ресторан), так как прибыль от него может составлять до половины прибыли, приходящейся на кинотеатр. Следовательно, необходимо анализировать деятельность общественного питания, используя различные показатели: трудовые — количество сотрудников, количество жалоб, претензий клиентов, время разрешения претензии, удовлетворенность клиентов (по анкете удовлетворенности), доля сотрудников, выполнивших план, число операций, произведенных одним сотрудником, и технико-экономические — количество заказов, средняя продажа на одного сотрудника, прибыль, приходящаяся на одного сотрудника, коэффициент загрузки оборудования, производительность оборудования, количество сбоев и ремонтов за период, время простоев и неполадок.

Управление развитием. Целью бизнес-процесса «Управление развитием» является получение прибыли в долгосрочной перспективе, совершенствование деятельности предприятия киноиндустрии, а также осуществление коммуникации с акционерами. Помимо этого, данный бизнес-процесс обеспечивает разработку стратегии развития и системы показателей оценки деятельности предприятия кинематографической отрасли. Основные показатели данного бизнес-процесса: запас финансовой прочности; операционный рычаг; точка безубыточности в натуральном выражении (в единицах продукции); точка безубыточности в стоимостном выражении

(в денежных единицах); коэффициент устойчивости экономического роста; доля административных расходов в расходах предприятия; доля административных расходов в доходах предприятия.

Управление финансами. Решение задач в области финансов — отправная точка для разработки дальнейшей стратегии предприятия. Следовательно, в первую очередь должны быть выбраны показатели финансовой деятельности.

Основные финансовые показатели, которые могут использоваться для оценки финансового состояния предприятия: коэффициент общей ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент общей платежеспособности; коэффициент соотношения собственных средств и заемных; коэффициент валовой прибыли, коэффициент покрытия; коэффициент операционной прибыли, маржи; рентабельность продаж; коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; срок погашения дебиторской задолженности; коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности; срок погашения кредиторской задолженности; рентабельность продаж; рентабельность активов; рентабельность собственного капитала.

В зависимости от того или иного этапа развития предприятия ставятся различные финансовые цели. Следовательно, и степень важности, и ранжирование финансовых показателей также на разных стадиях будут различаться. Это означает, что до расчета и анализа финансовой составляющей необходимо провести ранжирование всех показателей, выделив наиболее важные и актуальные в сложившейся на сегодняшний день рыночной ситуации.

Управление персоналом. Квалификация, профессионализм персонала имеют большое

значение на любом предприятии, но на предприятиях сферы услуг, к которым относятся кинотеатры, это значение возрастает. Поэтому обучению, повышению квалификации, развитию, мотивации и моральному состоянию работника в целом необходимо уделять должное внимание, так как от этого зависит, в первую очередь, качество обслуживания, а значит, и имидж кинотеатра, и процент повторного посещения кинозрителями.

Показатели бизнес-процесса «Управление персоналом»: количество жалоб, претензий; текучесть кадров; оценка квалификации персонала по результатам аттестации; эффективность приема на работу; эффективность обучения и аттестации; качество принимаемых решений; удельные затраты на обучение и аттестацию; среднесписочная численность; среднеявочная численность; среднее число фактически работающих; коэффициент оборота по приему; коэффициент оборота по выбытию; коэффициент постоянства состава; уровень трудовой дисциплины; число предложений на одного сотрудника; средняя продолжительность рабочего дня; темп роста фонда заработной платы; средняя заработная плата.

Клиенты практически любого предприятия сферы услуг, в особенности кинотеатров, сталкиваются со следующими недостатками в деятельности организации: долгий период ожидания, неточность информации, неквалифицированный персонал, несвоевременное и неполное предоставление информации, недостаточный уровень коммуникабельности персонала, некачественное обслуживание. Это, в свою очередь, влияет на посещаемость, имидж, конкурентоспособность и, в дальнейшем, окупаемость кинотеатра.

Маркетинг. Основная цель реализации бизнес-процесса «Маркетинг» — это повышение посещаемости и удержание кинозрителей. Поэтому основными задачами являются: проведение организационно-плановых мероприятий (составление репертуара, программы мероприятий, анализ релизов, жалоб и претензий зрителей, покупательского настроения); прогнозирование кинорыночной ситуации (анализ рынка, конкурентов, посетителей, экономической и политической ситуаций, основных направлений развития кинобизнеса);

продвижение кинотеатра (реклама в средствах массовой информации, проведение акций, конкурсов, тематических кинопоказов).

Основные показатели бизнес-процесса «Маркетинг»: доля рынка; емкость рынка; спрос на продукцию; количество конкурентов; заполняемость залов (в процентном соотношении); уровень цен в процентах по отношению к основным конкурентам; уровень цен по отношению к среднеотраслевым ценам; доля коммерческих расходов в общих расходах; доля коммерческих расходов на реализацию в доходах.

Логистика (закупка, транспортировка, хранение, обслуживание клиентов). Отдел логистики отвечает за планирование и осуществление закупок необходимых материалов и оборудования у поставщиков, оформление соответствующих документов, а также за складирование и хранение.

Основные показатели бизнес-процесса «Логистика»: общие затраты на логистику; доля расходов на АХД и снабжение в объеме реализации услуг; объем закупок; стоимость ремонта помещений (на 1 м2).

Управление информационными технологиями. Бизнес-процесс «Управление информационными технологиями» осуществляет поддержку функционирования компьютерной и оргтехники, а также планирование закупок расходных материалов для них, отвечает за программное обеспечение, управление хранением и поиском данных.

Основные показатели оценки деятельности данного бизнес-процесса: доля расходов на информационные технологии в объеме реализации услуг; стоимость ремонта и эксплуатации одной единицы компьютерной или оргтехники; количество техники; суммарные затраты на ремонт.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что разработка системы показателей при бюджетировании по АВВ позволяет сконцентрировать внимание на оценке деятельности предприятия по ключевым показателям, а значит, своевременно выявлять возникающие отклонения и принимать эффективные управленческие решения по их устранению. Это, в свою очередь, обеспечит гибкость предприятий киноиндустрии при постоянно изменяющейся внешней среде, т. е. повысит ее конкурентоспособность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бобылева, А.З. Финансовые управленческие технологии [Текст] : учебник / А.З. Бобылева. — М.: Инфра-М, 2007. — 492 с. — (Учебники факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова).

2. Шаховская, Л.С. Бюджетирование: теория и практика (+CD) [Текст] : учеб. пособие / Л.С. Шаховская, В.В. Хохлов, О.Г. Кулакова [и др.]. — 2-е изд. — М.: Кнорус, 2011. — 400 с.

3. Едронова, В.Н. Методы коммерческого бюджетирования [Текст] : учеб. пособие / В.Н. Едронова. — М.: Экономистъ, 2005. — 189 с. — (Res cotti-dianna).

4. Журанкова, Е.В. Сущность и особенности бюджетирования на предприятиях кинематографической отрасли [Текст] / Е.В. Журанкова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. — 2012. — № 4(151). — С. 181—185.

5. Немировский, И.Б. Бюджетирование: от стратегии до бюджета — пошаговое руководство [Текст] / И.Б. Немировский, И.А. Старожукова. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2008. — 512 с.

6. Каплан, Роберт С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию [Текст] / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. — М.: Олимп-Бизнес, 2003. — 212 с.

УДК 330

М.А. Сагидова

ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ

Изучая поведенческие особенности инвесторов на российском фондовом рынке, сталкиваешься с проблемой недостатка статистических данных, которые можно использовать для выявления влияния поведения инвесторов на рыночную конъюнктуру. В свою очередь, недостаток статистических данных возникает в результате низкой инвестиционной активности населения России по сравнению с более развитыми рынками, т. е. доля розничных инвесторов, желающих вкладывать свои средства в функционирующие отрасли, в общем населении страны чрезвычайно низка по сравнению с другими странами. Это объясняется проблемами макроэкономического, социального и инфраструктурного характера, а именно: невысоким располагаемым доходом и валовым внутренним продуктом (ВВП) на душу населения, уровнем рыночной инфраструктуры, малочисленностью класса профессиональных брокеров, управляющих и отсутствием института инвестиционного консультирования. Не менее важна здесь и культурно-психологическая составляющая, которая проявляется в отсутствии доверия к финансовой системе,

неприятии риска подавляющей частью населения и низкой рыночной культуре российского населения.

Несмотря на малочисленность розничных инвесторов на российском рынке, поведенческие особенности оказывают влияние на фондовый рынок. В данной статье рассмотрим, как поведенческие особенности инвесторов влияют на российский рынок ценных бумаг. Соответственно, цель данной статьи заключается в выявлении влияния поведения инвесторов на российский рынок. Для этого необходимо рассмотреть факторы, влияющие на фондовый рынок, и оценить проявление поведенческих особенностей российских инвесторов на рынке.

На данный момент обеспечение текущих притоков в фонды лежит на плечах уже существующих инвесторов, поскольку на рынок приходит не так много новых людей. По данным «Национальной лиги управляющих (НЛУ)», общее число счетов всех розничных паевых инвестиционных фондов (ПИФ) составляет 1,842 млн [6]. Однако столь большое количество пайщиков оказалось благодаря ПИФу «Альфа-Капитал», без учета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.