Научная статья на тему 'Система показателей природоохранных расходов: состояние и перспективы'

Система показателей природоохранных расходов: состояние и перспективы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
350
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТАТИСТИКА / СТАТИСТИКА ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ / СТАТИСТИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА / ПРИРОДООХРАННЫЕ РАСХОДЫ / РАСХОДЫ НА ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ПОКАЗАТЕЛИ ПРИРОДООХРАННЫХ РАСХОДОВ / STATISTICS / STATISTICS OF PROTECTION OF SURROUNDING ENVIRONMENT / STATISTICS OF WILDLIFE MANAGEMENT / ECOLOGICAL STATISTICS / NATURE PROTECTION EXPENSES / EXPENSES ON PRESERVATION OF THE ENVIRONMENT / INDICATORS OF NATURE PROTECTION EXPENSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шашлова Наталья Викторовна, Клевакина Марина Петровна

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом неуклонно повышается внимание общества к решению насущных и острых экологических проблем. В этом контексте для разработки плана эффективных практических мероприятий и принятия грамотных управленческих решений резко возрастает роль адекватной статистической оценки сложившейся обстановки. Ее получение невозможно без использования системы показателей природоохранных расходов, состояние и перспективы совершенствования которой всесторонне проанализированы в рамках данной статьи, предлагаемой вниманию широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of indicators of nature protection expenses: the condition and prospects

Last years as in our country, and abroad the attention of a society to the decision of essential and sharp environmental problems steadily raises. The role of an adequate statistical estimation of developed conditions sharply increases in this context for working out of the plan of effective practical actions and acceptance of competent administrative decisions. Its reception is impossible without use of system of indicators of nature protection expenses, which condition and prospects of perfection are comprehensively analysed within the limits of the given article, brought to attention of a wide range of readers

Текст научной работы на тему «Система показателей природоохранных расходов: состояние и перспективы»

Образование

ЭкономикаСтатистикаИнформатика 5'2010

^ Шашлова

Наталья Викторовна,

заместитель начальника Управления статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Росстата,

+7(495) 607-28-62 shashlova@gks.ru

Клевакина Марина Петровна,

начальник отдела Управления статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Росстата

+7(495) 607-40-90 klevakina@gks.ru,

В последние годы, как в нашей стране, так и за рубежом неуклонно повышается внимание общества к решению насущных и острых экологических проблем. В этом контексте для разработки плана эффективных практических мероприятий и принятия грамотных управленческих решений резко возрастает роль адекватной статистической оценки сложившейся обстановки. Ее получение невозможно без использования системы показателей природоохранных расходов, состояние и перспективы совершенствования которой всесторонне проанализированы в рамках данной статьи, предлагаемой вниманию широкого круга читателей.

Ключевые слова: статистика, статистика охраны окружающей природной среды, статистика природопользования, экологическая статистика, природоохранные расходы, расходы на охрану окружающей среды, показатели природоохранных расходов.

Система показателей природоохранных

расходов:состояние

и перспективы

Развитие статистической системы показателей природоохранных расходов - актуальная задача в мире, которая решается путем разработки статистических систем и методологических принципов в рамках деятельности ООН, ОЭСР, Евростата, Всемирного Банка, Европейского агентства по окружающей среде и ряда других международных организаций и отдельных государств с целью адекватного отражения затрат на охрану окружающей среды и получения сопоставимых данных как для региональных обобщений, так и межстрановых сравнений.

Природоохранные расходы являются неотъемлемой частью статистики окружающей среды. С учетом специфики современного взаимодействия между природой и экономической средой развитие статистики природоохранных расходов выступает как актуальное самостоятельное направление. Российские специалисты уделяют все больше внимания совершенствованию статистики природоохранных расходов с учетом современных требований по реализации экологического преобразования экономики; проводят мероприятия по гармонизации системы показателей природоохранных расходов с международными рекомендациями.

Основополагающие методологические подходы учета показателей природоохранных расходов впервые стали разрабатываться под эгидой Организации объединенных наций (ООН). Базовые принципы эколого-экономического учета были изложены в «Системе национальных счетов», выпущенной ООН в 1953 г., и получили развитие в более поздних изданиях по данной тематике, а именно: в «Комплексном экологическом и экономическом учете» (1993, 2000 гг.), «Системе национальных счетов» (1993 г., с обновлениями 1993-2002 гг.); «Концепциях и методах статистики окружающей среды» (1992 г.), «Методологических положениях по расходам на окружающую среду» (2005 г.) и других документах.

Актуальность этих работ обусловлена тем, что во многих индустриальных странах данные о природоохранных расходах обычно агрегируются в виде индикатора «Затраты на охрану окружающей среды в процентах к ВВП», который относится к экономическим индикаторам устойчивого развития стран и демонстрирует их приверженность принципам охраны окружающей среды.

Для упорядочения статистических наблюдений, расчётов и косвенных оценок в конце 90-х гг. ХХ века Европейской Экономической Комиссией ООН и Евростатом был разработан Классификатор направлений природоохранной деятельности. Он был принят на Европейской Конференции по статистике в июне 1994 г.; в 2000 г. был актуализирован (в английской аббревиатуре - СЕРА-2000). Эта классификация сегодня является ведущей в методологии определения видов природоохранной деятельности и расходов, связанных с ними.

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Вестник УМО

Образование

Natalia V. Shashlova

The deputy chief of department of statistics of agriculture and surrounding environment of ROSSTAT,

+7(495) 607-28-62 shashlova@gks.ru

Marina P. Klevakina

The Chief of department of statistics of agriculture and surrounding environment of ROSSTAT

+7(495) 607-40-90 klevakina@gks.ru

System of indicators of nature protection expenses: the condition and prospects

Last years as in our country, and abroad the attention of a society to the decision of essential and sharp environmental problems steadily raises. The role of an adequate statistical estimation of developed conditions sharply increases in this context for working out of the plan of effective practical actions and acceptance of competent administrative decisions. Its reception is impossible without use of system of indicators of nature protection expenses, which condition and prospects of perfection are comprehensively analysed within the limits of the given article, brought to attention of a wide range of readers

Keywords: statistics, statistics of protection of surrounding environment, statistics of wildlife management, ecological statistics, nature protection expenses, expenses on preservation of the environment, indicators of nature protection expenses.

Учет природоохранных расходов в европейских странах осуществляется в соответствии с классификатором СЕРА-2000 путем получения информации от предприятий и организаций, осуществляющих природоохранную деятельность в различных отраслях экономики, от домашних хозяйств, от центральных, региональных и местных органов власти, органов самоуправления и правительственных учреждений.

Совместно ОЭСР и Евростатом разработана и применяется опросная форма стран по природоохранным поступлениям и расходам. В ней учитываются данные о расходах по государственному сектору, коммерческому сектору и домашним хозяйствам. При заполнении опросной формы используются данные, сформированные как по принципу «исполнителя», так и по принципу «финансирования».

В целях совершенствования статистического наблюдения за природоохранными расходами в России разработана Система показателей природоохранных расходов, которая адекватно отражает различные характеристики происходящих в стране и ее регионах процессов в природоохранной деятельности и предоставляет сведения для проведения сравнительных оценок по различным ее направлениям, видам природоохранных расходов, объектам статистического наблюдения, источникам финансирования, секторам, а также для межстрановых сопоставлений.

Внедрение такой Системы показателей в практику федерального статистического наблюдения создало благоприятные условия для развития российских статистических информационных ресурсов в соответствии с международными стандартами, гармонизации показателей природоохранных расходов, применяемых в российской статистике, с рекомендациями ОЭСР/Евростата.

При разработке российской Системы показателей природоохранных расходов учтен международный опыт, изучены и приняты за базу международные методологические подходы, изложенные в документах ОЭСР/Евростата. Это крайне актуально в свете интеграции Российской Федерации в мировую экономику (прежде всего в рамках Россия - ЕС).

В настоящее время в Российской Федерации формирование затрат на охрану окружающей природной среды осуществляется по принципу «исполнителя»: суммированием затрат по видам природоохранных расходов, сгруппированных по секторам и направлениям природоохранной деятельности. Подавляющая часть расходов отслеживается путём статистических наблюдений предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия. В ряде случаев необходимые данные получают путём расчётов и косвенных оценок.

В состав расходов на охрану окружающей природной среды в России входят текущие (эксплуатационные) затраты организаций, связанные с содержанием основных фондов природоохранного назначения и с отдельными целевыми мероприятиями по защите окружающей природной среды; затраты на капитальный ремонт основных фондов природоохранного назначения; прямые природоохранные инвестиции в основной капитал; расходы по содержанию и охране государственных природных заповедников и национальных парков, а также по охране и воспроизводству животного мира. Приведённые четыре группы природоохранных расходов составляют в Российской Федерации подавляющую часть от всего их объема. Остальная часть приходится на расходы по озеленению территории городов и поселков, борьбу с лесными пожарами, расходы на природоохранные НИОКР, образование в области охраны окружающей среды, а также операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охраной окружающей природной среды.

Группировка природоохранных расходов в настоящее время осуществляется по секторам (рис.1):

ЭкономикаСтатистикаИнформатика 5'2010

• по коммерческому сектору, который включает все виды природоохранной деятельности, подпадающие под коды 01-99 ОКВЭД, за исключением кода 75, а также деятельности специализированных поставщиков природоохранных услуг (главным образом, код 90 ОКВЭД),

• по государственному сектору, который включает текущие расходы государственных органов управления, финансируемых из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на поддержание среды обитания человека, включая содержание природоохранных территорий, контроль и мониторинг окружающей среды, а также на содержание соответствующих структур и подразделений в системе управления всех уровней (главным образом, подпадающие под код 75 ОКВЭД),

• по специализированным поставщикам природоохранных услуг, которые включают государственные или частные организации, оказывающие услуги, финансируемые, главным образом, потребителями этих услуг. К ним относятся мероприятия, входящие в группировку кода 90 ОКВЭД.

коммерческий 88%

специализированные поставщики 3%

государственный 9%

НЗЭИ^ Структура совокупных расходов на охрану окружающей среды в Российской Федерации по секторам в 2009 году

трат на ведение охотничьего хозяйства, выполнение лесозащитных мероприятий и др.);

• обеспечение радиационной безопасности (в части мероприятий по снижению радиационного воздействия на окружающую среду, лесохозяйственных работ по ликвидации радиоактивного загрязнения);

• научно-исследовательская деятельность и разработки по снижению негативных антропогенных воздействий;

• другие направления природоохранной деятельности (общее управление и руководство, просвещение, обучение и информирование). _

J IX 1

Таблица

Совокупные расходы на охрану окружающей среды в Российской Федерации по направлениям природоохранной деятельности, в фактически действовавших ценах, млн. руб.

Показатели 2004 г.

Всего: 197047 в том числе: охрана атмосферного

воздуха 45777 очистка сточных

вод 87306 обращение

с отходами 19799

2005 г. 233930

2006 г. 2007 г. 259228 295200

2008 г. 368627

2009 г. 343368

53765 60722 64065 76773 60101 105369 111705 126816 159299 162175 26076 28247 40326 38806 18696

22739

защита и реабилитация почвы, подземных и поверхностных вод 9095 13444 16770 21607 27321

сохранение биоразнообразия

и среды обитания 11899 12542 16052 21681 26597 прочие 23171 26071 27903 32784 38311

21463 42127

Исходя из наличия информации по показателям расходов на мероприятия по охране окружающей среды, определение объемов совокупных расходов на охрану окружающей среды в настоящее время производится в соответствии с проектом российского Классификатора видов деятельности и затрат на охрану окружающей среды, разработанного Минприроды России в соответствии с международным Классификатором направлений природоохранной деятельности (СЕРА-2000), по следующим направлениям природоохранной деятельности (табл. 1):

• охрана атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата (без мероприятий по сохранению климата и озонового слоя);

• сбор и очистка сточных вод (включая предотвращение сброса в поверхностные воды);

• обращение с отходами;

• защита и реабилитация земель, поверхностных и подземных вод (в части затрат на рекультивацию земель);

• сохранение биоразнообразия и охрана природных территорий (в части восстановления рыбных запасов, защите особо охраняемых природных территорий, за-

Расходы по секторам и направлениям природоохранной деятельности группируются также по видам экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД).

В состав затрат на охрану окружающей природной среды не включаются:

• налоги, платежи и выплаты хозяйствующих субъектов за загрязнение природы и эксплуатацию её ресурсов, в т.ч. средства, изъятые (выплаченные) по искам и штрафам за нарушение природоохранного законодательства и по восполнению нанесённого ущерба. Эти затраты носят не профилактический (упреждающий), а компенсирующий (догоняющий) характер, и не вписываются в целевую логику природоохранных издержек общества;

• амортизационные отчисления по основным фондам природоохранного назначения: сооружениям по очистке сточных вод, установкам по очистке отходящих газов, оборудованию по переработке отходов производства и потребления и др.;

• мероприятия, дающие положительный экологический эффект, но реализованные вне рамок и задач охра-

<ии

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

Вестник УМО

ны окружающей среды или для охраны здоровья и улучшения условий труда и повышения техники безопасности;

• использование природных ресурсов (например, водоснабжение).

Теоретически общая сумма текущих затрат должна уменьшаться на величину поступлений от побочной продукции (выручки от реализации на сторону сырья, полуфабрикатов и материалов, уловленных в процессе очистки отходящих газов и сточных вод, а также в виде иных возвратных отходов производства и потребления). В России ведутся исследовательские работы по организации статистических наблюдений за такого рода поступлениями.

Для получения информации об изменении объемов совокупных природоохранных расходов по секторам и направлениям природоохранной деятельности в динамике применяется метод дефлятирования и метод экстраполяции.

Дефлятирование природоохранных расходов осуществляется по следующей формуле:

] ЧхРо =

/

где:

^ . q1p0 - объем природоохранных расходов отчетного года в ценах предыдущего года,

^ _ - объем природоохранных расходов отчетного года в ценах отчетного года, 1р- индекс цен.

Экстраполяция природоохранных расходов осуществляется по следующей формуле:

I ЯгРо = □ ЯоРо □1,

где:

^ '. q1p0 - объем природоохранных расходов отчетного года в ценах предыдущего года;

^q0p0 - объем природоохранных расходов предыдущего года в ценах предыдущего года; ^ - индекс физического объема.

Полученные данные об объемах природоохранных расходов в фактических и сопоставимых ценах используются для расчета агрегированных индексов физического объема природоохранных расходов по секторам, видам расходов, направлениям природоохранной деятельности как в целом по стране, так и по субъектам Российской Федерации.

Для расчета индекса физического объема природоохранных расходов используется формула Ласпейреса:

I q - индекс физического объема природоохранных расходов,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^q1p0 - объем природоохранных расходов отчетного года в ценах предыдущего года,

^ Цдр0 - объем природоохранных расходов предыдущего года в ценах предыдущего года.

Росстат включил показатель «Затраты на охрану окружающей среды» в программу статистических сборников «Группа восьми», «Россия в цифрах», «Россия и страны мира» и «Охрана окружающей среды в России».

В настоящее время не все виды природоохранной деятельности охвачены статистическим наблюдением (например, сохранение климата и озонового слоя, борьба с шумом и вибрациями); не учитывается информация об инвестициях на охрану окружающей среды с учетом природоохранной части интегрированных и сопряженных (многоцелевых) инвестиций в основной капитал, о поступлении побочной продукции, образующейся в результате природоохранной деятельности; нет полного охвата статистическим наблюдением сектора «Специализированные поставщики природоохранных услуг» (т.е. нет информации о затратах по неосновной деятельности отдельных компаний в части водоснабжения или услуг по сбору и вывозу мусора компаниями, занятыми в отрасли утилизации отходов).

В целях устранения проблем информационного обеспечения формирования природоохранных расходов Росстатом утверждены формы пилотного обследования № 1-экозатраты «Сведения о затратах на охрану окружающей среды» и № 1-экозатраты (госуправление) «Сведения о расходах на охрану окружающей среды в сфере государственного управления», которое планируется провести в отдельных субъектах Российской Федерации в 2011 году.

В перспективе, с учетом полученного в ходе пилотного обследования материала, Росстат планирует осуществить работу по совершенствованию системы показателей форм федерального статистического наблюдения и методологии их формирования с учетом утвержденного Минприроды России Классификатора видов деятельности и затрат на охрану окружающей среды, а также «Методологических рекомендаций по определению природоохранных расходов с учетом международных рекомендаций» и «Методологических рекомендаций по расчету индекса физического объема природоохранных расходов по видам и направлениям затрат».

Чх Ро

Чо Ро

где:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.