Научная статья на тему 'Система показателей оценки качества полноприводной автомобильной техники'

Система показателей оценки качества полноприводной автомобильной техники Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
97
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Каспаров В. Б.

В статье предложена система показателей оценки качества полноприводной автомобильной техники, основанная на вероятностных методах свертки единичных показателей в интегральный показатель качества. Это позволило объективнее оценивать качество автомобильной техники. Предлагаемая система показателей оценки качества ориентирована на определение важнейших технических характеристик автомобильной техники, учет их функционального назначения и дорожно-климатических условий их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Каспаров В. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of quality evaluation indices for four-wheel drive vehicles

The article represents the system of quality evaluation indices for four-wheel drive vehicles based on the probabilistic techniques of folding the simple indices into integral quality index. This allows to evaluate the quality of vehicles more objectively. The proposed system of quality evaluation indices is focused on the identification of the main technical features of the vehicles, their purposes and environmental conditions of their operation.

Текст научной работы на тему «Система показателей оценки качества полноприводной автомобильной техники»

- 0,022 = 0,013 м2. Тогда средняя толщина h3 = = 0,013/0,35 = 0,037 м.

Итак, на участке АВ клубневой пласт идет толщиной 16 см, а на участке ВС слоем 3,7 см. На участках АВ и CD количество почвы пропорционально площади сечения F1, а на участке ВС—площади F4. В последнем случае кривая сепарации располагается на рис. 3 ниже (штриховая линия) и для сепарации почвы потребуется более короткая длина элеватора L1.

Выводы

1. Клубневой пласт движется по элеватору не равномерным слоем по ширине элеватора, в ре-

зультате чего почва не успевает отсепарироваться и большое количество почвенных примесей поступает на последующие рабочие органы.

2. Предложенная улучшенная конструкция элеватора с эксцентриковыми звездочками способствует равномерному распределению клубневого пласта более тонким слоем по ширине элеватора, что повышает интенсивность сепарации почвы.

Список литературы

1. Петров Г.Д. Картофелеуборочные машины. — М.: Колос, 1984. — 320 с.

2. Резников Л.А. Основы проектирования и расчет сельскохозяйственных машин. — М.: ВО «Агропромиз-дат», 1991. — 543 с.

УДК 631.3;629.33-83:658.62.018.012 В.Б. Каспаров, канд. техн. наук

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина»

система показателей оценки качества полноприводной автомобильной техники

Сельскохозяйственную продукцию производят, как правило, в районах со слаборазвитой дорожной сетью. Это приводит к тому, что доля транспортных издержек в себестоимости сельскохозяйственной продукции достигает 30 %. Следовательно, в сельскохозяйственном производстве важное значение имеет автомобильный транспорт, особенно полноприводная автомобильная техника.

Совокупность свойств полноприводной автомобильной техники (АТ), обусловливающих ее способность удовлетворять потребности, характеризует качество. Термин «качество» определен в основных документах, регламентирующих процессы производства и использования промышленной продукции. Так, в соответствии с ГОСТ 15467-79 термин «качество» определяется, как «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с назначением». В стандарте ИСО/ОПНС-9000 содержится более четкое определение: «Качество — степень, с которой совокупность свойств и характеристик изделий и услуг выполняет требования». Следовательно, в стандарте ИСО определение категории

«качество» в основе ориентировано на измерительный аспект.

Основным показателем оценки является показатель качества АТ, который включает в себя показатель функционального качества и показатель надежности функционирования:

к = ^.к ян.ф, (1)

где K — показатель качества АТ; ^ к — показатель функционального качества АТ; Пн ф — показатель надежности функционирования АТ.

Структура показателей для оценки надежности функционирования приведена на рис. 1. Структура

Показатель надежности функционирования образцов АТ

Рис. 1. Структура показателей оценки надежности функционирования АТ

Рис. 2. Структура показателей оценки функционального качества АТ

комплекса показателей, отражающих функциональное качество АТ, изображена на рис. 2.

Проанализируем математические зависимости для определения показателей оценки качества АТ, приведенных на рис. 1 и 2.

Показатель безотказности можно оценивать как отношение времени, в течение которого АТ работоспособна, к общему времени ее функциониро-

вания:

П

эб/ОТК

т т

^р.э _ 1 ^нр.э

(2)

Ч

Ч

где Трэ — продолжительность работы АТ без эксплуатационных отказов, ч; тнр э — длительность простоя АТ из-за эксплуатационных отказов, ч; Тф — требуемая продолжительность функционирования АТ, ч.

в срок, к общему количеству агрегатов, подлежащих ремонту:

Прем _ P ^)_

(5)

где Р(W) — вероятность восстановления АТ в запланированное время; (Л)+ — число агрегатов АТ, восстановленных в срок; (Л )2 — общее число агрегатов АТ,

подлежащих ремонту.

Показатель функционального качества АТ

"^ф.к Пп.п Пзрг

(6)

где Ппп — показатель потребительской полезности АТ; Пзрг — показатель эргономичности АТ.

Продолжительность простоя АТ из-за эксплуатационных отказов складывается из времени текущего Ттр, среднего тср и капитального ткр ремонтов, т. е.

т = т + т + т .

нр.з т.р с.р к.р

(3)

В общем виде продолжительность простоя АТ при выполнении любого ремонта

Показатель потребительской полезности отражает степень выполнения АТ требуемых функций:

Пп.п = Р(^Пзн.п + Р(^П

тр.п’

(7)

где Р(Л), Р(у) — соответственно вероятность привода оборудования от двигателя и шасси и вероятность движения АТ; Пэ — показатель энергетической полезности

АТ; П

’ тт

показатель транспортной полезности АТ.

т _ N

1р 1р N

1Тр

1л/с

(4)

где Жр — число ремонтов г-го вида; Г1тр — трудоемкость ремонта г-го вида, чел.-ч.; Ж1л/с — численность специалистов, выполняющих ремонт г-го вида АТ, чел.: Ж1р = ЬІ/Ьір ф;

— суммарный пробег АТ за операцию, км; Ь{р ф — фактический пробег АТ до ремонта г-го вида, км.

В качестве показателя ремонтопригодности АТ целесообразно использовать вероятность восстановления автомобиля в запланированное время, равную отношению числу агрегатов, восстановленных

Показатель транспортной полезности

П = П П ,

тр.п под гр’

(8)

где Пп

показатель подвижности АТ; Пгр — показа-

тель грузоподъемности АТ.

Подвижность АТ характеризуется скоростными характеристиками и проходимостью в тяжелых дорожных условиях. Предположим, что скоростные участки дороги обязательно чередуются с труднопроходимыми участками. Тогда отсутствие проходимости в тяжелых дорожных условиях приведет

Ппод Пу Ппрох,

к невозможности перемещения, т. е. к потере подвижности АТ.

В результате показатель подвижности АТ можно представить в следующем виде:

(9)

где Пу — показатель скорости движения АТ; Ппрох — показатель проходимости АТ.

Показатель скорости движения представляет собой средневзвешенное отношение фактической максимальной скорости движения АТ к требуемому ее значению:

Перечень и характеристики возможных препятствий

Перечень препятствий Характеристики препятствий

Наименование Ед. измер.

Подъем Угол подъема °(%)

Косогор Угол косогора °(%)

Вертикальная стенка Высота стенки м

Водное препятствие Глубина брода (скорость движения на плаву) м (км/ч)

Ров Ширина м

Грунты с низкой несущей способностью Допустимое давление на грунт Па

Дорожное полотно Минимальный радиус поворота м

П _ХР(VI)

1_1

(V )

V тах)

(V у

тах

ф

(10)

где Р(у) — вероятность движения АТ в г-х дорожных условиях; (^тах )ф, (^тах )тР — соответственно фактическая

и требуемая максимальные скорости движения АТ в г-х дорожных условиях.

Дороги, по которым движется АТ, могут быть следующими:

• с усовершенствованным покрытием (асфальт, бетон);

• грунтовые дороги удовлетворительного состояния;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• дорожная распутица;

• местность с суглинистыми почвами;

• снежная целина;

• местность с песчаными почвами.

На движение АТ, помимо дорожных условий, влияют климатические факторы: температура, влажность и запыленность воздуха; атмосферное давление.

Поэтому максимальная скорость движения АТ в определенных дорожных условиях рассчитывается как математическое ожидание в зависимости от сопряженных климатических факторов:

5

(тах) _ т[(тах)] _ XРК)( где т [(vmax )ф ]

ф

(11)

И

математическое ожидание максималь-

ной скорости движения АТ в г-х дорожных условиях в зависимости от сопряженных климатических факторов; Р^) — вероятность воздействия на АТ у-х климатических факторов

при движении в г-х дорожных условиях; (утах )ф — максимальная скорость движения АТ в г-х дорожных условиях при воздействии у-х климатических факторов.

Аналогично определяют показатель проходимости АТ:

П_

у Р(а ) (а )ф

уР (V. Ж )т

(12)

где Р(va) — вероятность препятствия а-0 вида на пути движения АТ; Р^.) — суммарная вероятность препятствий всех видов на пути движения АТ; (Ла)ф, (Ка)тр — соответственно фактическое и требуемое значение характеристики препятствия.

Перечень и характеристики возможных препятствий на пути движения АТ указаны в таблице.

Показатель грузоподъемности представляет собой отношение фактической относительной грузоподъемности (объема кузова, площади грузовой платформы) к требуемому значению:

п _ Чф _ бф ГР _ Чгр _ б

ф

(13)

гр ^-гр ‘-'гр

где ^ф, дтр — соответственно фактическая и требуемая относительная грузоподъемность АТ; Qф, Qгр — соответственно фактический и требуемый объемы кузова АТ, м3; 5ф, 5гр — соответственно фактическая и требуемая площади грузовой платформы АТ, м2.

При этом относительная грузоподъемность рассчитывается как отношение грузоподъемности автомобиля к его снаряженной массе:

ч _ Сгр/оа

(14)

где Сгр — грузоподъемность АТ, т; 2сн — снаряженная масса АТ, т.

Предлагаемая система оценки качества полноприводной автомобильной техники основана на вероятностных методах свертки единичных показателей в интегральный показатель оценки качества, что существенно повышает объективность получаемых результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.