СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
МЕХАНИЗМА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ
УСЛУГ
_________________________________________3©2012 АрсалиевЭ.Ш.
Дагестанский государственный педагогический университет
В статье изложены вопросы анализа рыночной среды и экономической деятельности предприятий сферы услуг, систематизированы показатели оценки их эффективности, предлагается использовать для такой оценки интегральный показатель и индекс этого показателя.
The author of the article states the problems of the analysis of the market environment and the economic activity of the non-material enterprises, systematizes the indicators to assess their effectiveness, proposes using the integral indicator and index of this indicator for this evaluation.
Ключевые слова: сфера услуг, экономические показатели,
эффективность деятельности предприятий, интегральный показатель, анализ показателей.
Keywords: non-material service, economic indicators, effectiveness of the enterprises activity, integral indicators, analysis of indicators.
В условиях модернизации экономики России, повышения эффективности производства, в том числе и в сфере услуг, актуальной становится проблема формирования соответствующего организационно-экономического механизма, ориентированного на совершенствование управления хозяйствующими субъектами.
Для обоснованного и целенаправленного формирования организационно-экономического механизма повышения эффективности деятельности предприятий сферы услуг необходимо провести анализ рыночной среды и оценку эффективности функционирования этих предприятий.
К анализу рыночной среды относят:
- показатели общего состояния экономики;
- рыночная конъюнктура;
- процентные ставки по кредитам;
- конкурентные изделия, технологии, оборудование;
-уровень платежеспособности потребителей;
- ценовая политика по направлениям бизнеса и др.
Первичные источники информации служат основой создания информационной системы, которая необходима для следующих целей:
-систематизации и формирования базовой информации (базы данных);
- анализа результатов различных видов деятельности и затрат;
- прогнозирования и планирования объемов продаж и финансово-экономических показателей;
- моделирование вариантов принимаемых решений и оценки их экономических последствий;
- мониторинга и финансового контроля.
Информация должна быть систематизированной, целенаправленной и регулярной, а также точной (в заданных пределах), полной, необходимой (релевантной), но не избыточной, текущей, значимой, удобной для обработки, экономичной с точки зрения затрат, необходимых для ее сбора и обработки. Однако сам по себе анализ рыночной среды не достаточен, поэтому целесообразно выделение ряда основополагающих показателей с регулярным анализом их динамики, что позволит выявить негативные или отметить позитивные тенденции и оценить состояние малой фирмы в сфере услуг.
Анализ экономической деятельности предприятия сферы услуг включает следующие проценты:
- выбор характерных показателей и их расчет;
- выявление тенденции развития путем сравнительного анализа с показателями (данными) прошлых периодов, среднеотраслевыми и конкурентными величинами;
- обобщение и использование результатов анализа при формировании экономических планов и планирования мероприятий по повышению эффективности деятельности фирмы (предприятия).
В организационно-экономическом управлении используется большое количество показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия. Однако в малом бизнесе сферы услуг необходимо выбрать базовые показатели, которые в наибольшей мере характеризуют его эффективность и просты при расчетах. Проведенный нами анализ показал, что к таким показателям можно отнести рентабельность и затратоемкость, показатели финансового состояния, а также управления финансами и ресурсами (табл.).
Первая группа показателей (1-5) составляют показатели рентабельности, демонстрирующие отношение прибыли к затратам, вложениям, инвестиционным затратам, то есть характеризующие долю прибыли на единицу вкладываемых затрат.
Второе направление экономического анализа связано с оценкой финансового состояния предприятия, т. е. характеризуется возможностью фирмы за короткий период погасить свои текущие обязательства (долги) - показатель 6.
С точки зрения эффективности управления финансами в третьей группе экономического анализа используются показатели 7-8.
Четвертая группа показателей (9-10) характеризует степень использования имеющихся ресурсов, оценка отдачи которых производится с помощью показателя реализации услуг и показателя прибыли на одного работающего.
Таблица
Показатели оценки эффективности деятельности предприятия
сферы услуг
№ п/п Наименование показателя Модель расчета Описание
1 Рентабельность продукции (услуги) / „ =^х100% Si Отношение прибыли услуги (изделия) к себестоимости выпускаемой единицы продукции (оказываемых услуг). Показатель используется при выявлении наиболее рентабельной продукции (услуги)
2 Экономическая рентабельность активов предприятия I = [ ш х100% "• Е . аео / ,. = „ 1 mi х100% -■ Е... +Е...Л ini гадго Отношение величины годовой прибыли к активам предприятия или сумме основного и оборотного капитала. Уровень Пгэхарактеризует эффективность деятельности фирмы (использования активов предприятия), т е. показывает долю прибыли, приходящейся на 1 рубль активов. ПГОд включает балансовую прибыль плюс проценты за кредит, относимые на себестоимость
3 Рентабельность собственного капитала предприятия Iх100% * Е-. man Отношение величины чистой годовой прибыли предприятия (после налогообложения) к величине собственного капитала на конец отчетного периода
4 Затратоемкость (арендоемкость, зарплатоемкость) I 4. = ^х100% А Отношение /-ой доли затрат к выручке. Показывает, какова доля затрат (например заработная плата) в выручке предприятия
5 Коэффициент (норма) прибыли I „ = 1 ш х100% N65ae Отношение годовой (валовой) прибыли к выручке (объему реализации). Отражает уровень конкуренции, ценовую тактику, эффективность производства. Прибыль равна сумме реализации за вычетом себестоимости реализованной продукции без процентов за кредит, относимых в себестоимость
6 Коэффициент общей ликвидности (коэффициент покрытий) W. / ш х100% ■ Е- ту 9 Отношение оборотных текущих активов к краткосрочным текущим обязательствам. На практике нормативный диапазон покрытия составляет 2-2,5, но не менее 1,0 - иначе предприятие будет признано неплатежеспособным
7 Коэффициент концентрации собственного капитала /,,.= » Ш4Й6 х100% ■ Е. noi. ааеат В плане долгосрочного развития предприятия и повышения его финансовой устойчивости необходимо контролировать соотношение между собственными средствами и привлеченным капиталом
8 Эффективность использования оборотных средств / = 360 х100% 8> N.. ia Определяется либо количеством оборотов оборотных средств (И/об) в заданный период (обычно год), либо средней деятельностью одного оборота оборотных средств
9 Реализация услуг на одного работающего I = х100% баа Отношение суммарной выручки (за предоставленные услуги) за определенный период к численности работающих на предприятии. Этот показатель характеризует валовую отдачу работника и позволяет управлять соотношением между выручкой и численностью работающих
10 Прибыль на одного работника ^ю,=^х100% баа Отношение общей (балансовой) прибыли предприятия за определенный период до налогообложения к численности работающих. Рост выручки свидетельствует об эффективном использовании персонала
11 Индекс роста объема продаж / = х100% Р(Ы) Отношение объема продаж в (-ом периоде (году) к объему продаж в {П)-ш периоде (году)
12 Уровень реализации продукции / . ,, = У(1) X 100% 121 Р(1) Отношение объема произведенной предприятием продукции (услуг) в момент (к объему продаж за тот же период
13 Фондоотдача предприятия к-н: II > < X о о о4 Отношение объема производства за период (к активам предприятия за этот же период
14 Производительное ть капитала о4 о о X о < II 'ф Отношение величины добавленной стоимости за период времени (к величине капитала (активов) за тот же период
15 Норма прибыли на капитал (рентабельность) / = м^х100% ^ А(1) Отношение прибыли предприятия за определенный период 1 к капиталу (активам) предприятия за этот же период
16 Доля предприятия на рынке продукции (услуг) о4 о о X II & Отношение объема продаж предприятия к общему объему продаж на рынке
17 Относительная доля предприятия на рынке продукции (услуг) / = Р(1) х100% 17у р (1) Отношение объема продаж предприятия к объему продаж лидирующего на рынке предприятия
Следующая группа показателей (11-12) предназначена для оценки рыночной ситуации для предприятия.
Для оценки производственно-экономической ситуации на предприятии сферы услуг применяются показатели фондоотдачи предприятия, производительность капитала и норма прибыли на капитал (рентабельность)
- показатели 13-15.
Особую роль при оценке деятельности предприятий сферы услуг в условиях рынка получают показатели конкурентной ситуации (16-17).
Именно эти показатели определяют место предприятия на сформировавшихся конкурентных рынках услуг. Это позволяет предприятию легко ориентироваться при выборе стратегии поведения. Для этого любому предприятию сферы услуг необходимо применить следующие показатели: занимаемая доля рынка П16э и относительная доля рынка П-то, показатели 6, 8-17 обычно рассчитываются как относительные величины. Для сопоставимости мы их так»« выражаем в процентах.
Анализ перечисленных показателей подтверждает, что не существует четких и однозначных нормативов по экономическим показателям, так как они зависят от многих факторов (отраслевых особенностей, структуры финансовых источников, вццов и условий кредитования, деятельности оборота и т. д.) и поэтому для ка>кдой фирмы (предприятия) определяются индивидуально.
Эти показатели отражают различные аспекты деятельности предприятия сферы услуг и ориентируют предпринимателя на принятие соответствующих управленческих решений.
При достаточно частом проведении (по усмотрению предпринимателя) экономического анализа деятельности предприятия следует учитывать реальные ситуации и воздействие внутренних и внешних факторов:
- необходимо устанавливать допустимые для предпринимателя границы, учитывая возможное влияние благоприятных и неблагоприятных условий. В этом случае малое предприятие принимает решение по отклонению от заданного диапазона.
- диапазоны экономических показателей должны учитывать уровень аналогичных показателей у главных конкурентов, особенности отраслевого
бизнеса, стратегические ориентиры;
- показатели должны корректироваться с учетом меняющегося воздействия внутренних и внешних факторов на деятельность фирмы;
- экономические целесообразные уровни показателей должны устанавливаться с учетом технико-технологических и организационных возможностей предприятия сферы услуг.
Развития образовательных услуг в регионе:
- развертывание в субъектах программ дополнительного образования, подготовки и переподготовки персонала предприятий сферы услуг;
- расширение количества образовательных услуг;
- расширение филиальной сети образовательных услуг, имеющих приоритетное значение для развития экономики сферы услуг;
- создание единой информационной сети образовательных учреждений региона, готовящих кадры для сферы услуг;
- формирование новых ресурсов для развития приоритетных специальностей для сферы услуг на базе новых факультетов и бизнес-единиц образования.
Для оценки динамики изменения эффективности деятельности предприятия сферы услуг используется индекс интегрального показателя
: Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Таблица Окно Справка а ш.н вм 1а а я? в. 1 * ча а^ 1 ч - • |в, да и,®.и 4-1 в «%„* ■ в * * *.| 44 и** РагадгарИ + - Тйпез N61*1 Догпап - 14 Ж К Ч Е Я 3 |В | *= ■» -|г рр| » *5? - _А_ *• _
0 — | ■ "Ь ' ' ' 1 т ' ' 5- ' ' ' 3 • ' • 4 • ' • 5 • ' • Ь ' ' ' 7 ' ' ' 8 ' ' ' ^ ' 10 ' ' ' 11 ■ . ■ 12 ■ . ■ 13 ... 14 ... 1 ' ' ' “
специальностей для сферы услуг на базе новых факультетов и бизнес единиц образования.
Для оценки динамики изменения эффективности деятельност предприятия сферы услуг используется индекс интегрального показатеЛ
(Оэ) , который вычисляется по формуле:
где
и
I
вч[в]з|9|В |_____________________________________________________________и» I Ш
Стр. 8 Разд 1 8/10 На 19,9см Ст 22 Кол 38 .4 : 1 русский (Ро |Щр
, который вычисляется по формуле:
Файл Правка Вид Вставка Формат Сервис Таблица Окно Справка
□ ез н а ^ ¿у ы. ах а^!ч- ^ & 1г 185% . ® ии чтение««
■■^1 И*Ь РагадгарЬ + ■» Т1те5 Иеич Иотап ■» И Ж К Ч Е Ж 3 | В | *= «■ *г >г [¿] - аЁ? •• •• _
1
Е ■ 1 'Ж^' ■ ¡1 ■ : Ж ■■■■.■.; ^ -г — .—7—^г - , .т- , ; §
специальностей для сферы услуг на базе новых факультетов и бизнес
единиц образования.
Для оценки динамики изменения эффективности деятельност предприятия сферы услуг используется индекс интегрального показател
- ■
(Зэ) , который вычисляется по формуле:
где
1
I
м»ТЯ;ч в I
русский (Ро ш
_;<; ЦД 11:07
Ёх Ёхл = ^У ■
г
и
Ё]
где у - интегральный показатель эффективности предприятия сферы
услуг в году /;
Ё ы
у - интегральным показатель эффективности
предприятия сферы услуг в году (И).
Сравнивая отношения
Ё*. Ё1Л Ё*. Ё1Л
> А У
о: 0ы о[ Оы < п
можно установить, во-первых, положительное, отрицательное или равное нулю изменение эффективности предприятия сферы услуг за исследуемый промежуток времени; во-вторых, какая доля повышения эффективности предприятия приходится на единицу образовательного потенциала работников.
1. Анискин Ю. П. Организация и управление малым бизнесом. М. : Финансы и статистика. 2003. 165 с. 2. Алиев М. А., Алиева 3. К. Управление предприятием сферы услуг на основе инновационных методов и технологий. Махачкала : ДГПУ. 2011. 130 с. 3. Экономика предприятия: Учебник / Л. Я. Аврашков, В. В. Адамчук и др. М. : ЮНИТИ, 1998. 742 с.
Статья поступила в редакцию 20.08.2012 г.