фонда скважин, каждая из которых может приносить соответствующую прибыль.
Министерство финансов считает, что отмена пошлины на экспорт и переход на НДД - процедура достаточно сложная и может занять длительное время, на данном этапе министерства и ведомства совместно с нефтяными компаниями в 2011 г. разрабатывали пакет предложений по внесению изменений в налоговое законодательство РФ по обеспечению баланса интересов бюджета и отрасли.
Решения об индексации и дифференциации ставок акцизов, а также о поэтапном выравнивании вывозных пошлин на нефтепродукты являются вполне обоснованными. Возникает вопрос о том, какие именно налоги следует снизить. Исходя из приоритета сохранения единства налоговой системы в отношении основных налоговых платежей, «кандидатами» на снижение остаются НДПИ и экспортные пошлины на нефть, а именно снижение предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 65% до 60%.
Следует отметить, что действующее налоговое законодательство неэффективно и препятствует нормальному развитию нефтяного комплекса. Сегодня налог на добычу полезных ископаемых привязан к мировым ценам на нефть, а горно-геологические и географические условия при этом не учитывают уровень налога на добычу полезных ископаемых.
Компаниям, которые работают в сложных условиях, нужны преференции в области налогообложения. Какие-то преференции есть, это касается ряда месторождений Восточной Сибири, но они действовали временно, и в мае 2011 г. их отменили. Существуют преференции у «Лукойла» на Каспии - на определенный период. Учитывая все эти факторы, инвестору надежнее пойти в Канаду или Норвегию.
Законодательство должно быть гибким: нужно думать, как законодательно строить отношения с инвестором, чтобы при этом не страдали интересы нашего государства и не ущемлялись интересы отечественных компаний, например, при поставке щебня, труб, кабеля, части оборудования и т.д. В случае СРП (соглашения о разделе продукции) инвестор сейчас не заинтересован
в удешевлении проекта. Это происходит потому, что в соответствии с соглашением об СРП сторона, которая предоставляет условия, обязана компенсировать все расходы, а уже потом делиться прибылью.
Четкие законы при долгосрочных программах - основа инвестиционной политики. Важно, чтобы основные поступления в бюджет страны формировались за счет специального налога на добычу нефти или налога на сверхприбыль, распространяемого на все действующие, а не только новые месторождения. Это должно быть результатом финансовой деятельности предприятий, а не за счет выручки до налогообложения. Для обеспечения оптимального баланса интересов государства и недропользователей наряду с выработкой оптимальной структуры налогообложения для новых месторождений и ценообразования необходимы решение об оптимизации налоговой нагрузки на действующие месторождения и учет возможности изменения пошлин на нефтепродукты в привязке к срокам модернизации НПЗ в соответствии с техрегламентом.
Учитывая всю важность вопроса и перечисленные проблемы, для дальнейшего развития, повышения эффективности и конкурентоспособности на мировом рынке нефтяной отрасли России необходимо государственное, в первую очередь налоговое, регулирование ее развития. Таким образом, уже в самое ближайшее время необходимо изменение порядка налогообложения нефтедобывающих компаний.
1. Заика В.С. Проблемы и направления совершенствования налогообложения нефтедобычи // Экономические науки. 2010. № 8. С. 72 - 75.
2. Официальный сайт Федеральной налоговой службы. URL: http://www.nalog.ru.
3. Приказ Министерства энергетики РФ от 6 июня 2011 г. № 212 «О Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ». URL: http://www.garant.ru.
4. Утверждение Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года и Генеральной схемы развития газовой отрасли до 2030 года. URL: http://minenergo.gov.ru/news/min_ news/7473.html.
5. URL: http://www.rbc.ru/fnews.frame/20130415110009.shtml.
УДК 336.22
Елена Сергеевна Вылкова,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Иван Артурович Позов,
аспирант кафедры финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет
СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ НАЛОГОВОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНА
Впервые в экономической литературе раскрывается содержание понятия «налоговое состояние». Предложена совокупность показателей, характеризующих налоговое состояние региона РФ, приводится методика расчета ос-
новных показателей, определяется их взаимосвязь, степень их детализации. Авторская методика исчисления индексных показателей по конкретному субъекту РФ, подходы к определению средних и пороговых значений соответствующих показателей, доверительного интервала для признания налогового состояния призваны способствовать принятию грамотных управленческих решений по совершенствованию налогообложения на соответствующей территории РФ.
Ключевые слова: налоговое состояние, налогоемкость, задолженностеемкость, коэффициент поступления (начисления) налогов, индексный подход.
Ye.S. Vylkova, I.A. Pozov
SYSTEM OF INDICATORS OF TAX STATUS OF THE REGION
The paper presents an original concept of "tax status". The authors put forward a set of indicators that show tax status of the regions of the Russian Federation, present a method for calculating these basic parameters, define their correlation and degree of detailization. The method of calculating index parameters of individual regions of the Russian Federation, the approaches to the measuring of average and threshold values of these parameters, confidence interval for the recognition of the tax status are all designed to promote and facilitate the adoption of competent managerial decisions in order to improve taxation in the rescpective region of the Russian Federation.
Keywords: tax status, taxation, tax debt, tax income (charges) coefficient, index approach.
В публикациях по экономической тематике при рассмотрении вопросов налогообложения на уровне субъектов РФ чаще всего используются такие понятия, как «налоговый потенциал» и «налоговая политика», а термин «налоговое состояние» не применяется, хотя исследуются вопросы состояния и устойчивости государственных финансов [1].
Вводимое авторами в научный оборот понятие «налоговое состояние» предлагается рассматривать как совокупность подверженных изменению в рамках проводимых экономических реформ под воздействием внутренних и внешних факторов количественных, относительных и индексных показателей, а также качественных параметров - правил и условий налогообложения в виде налоговых льгот, преференций и иммунитетов в определенный момент времени на соответствующей территории или на уровне конкретного экономического субъекта, создающих основу для принятия грамотных решений по управлению налогообложением.
Предлагается следующая совокупность основных количественных показателей, характеризующих налоговое состояние региона:
1. Первый блок показателей рассчитывается на основе данных, содержащихся в «Отчетах о начислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ» - форма № 1-НМ в целом по России и в разрезе субъектов РФ.
Среди основных показателей данного блока прежде всего рассчитывается группа показателей налогоемко-сти, аналогичных и производных от нее показателей. Отметим, что в отечественной экономической литературе показатель налогоемкости встречается достаточно часто [3, с. 380]. В изданиях на английском языке, например в издании Мирового банка «World Development Indicators» в разделе «Tax Policy», его называют «доля налоговых доходов в ВВП» [4, с. 286 - 288]. В ряде публикаций по налоговой тематике его называют «уровень налоговой нагрузки, % к ВВП» [2, с. 17], при том что во внутренних расчетах налоговых органов налоговую нагрузку принято исчислять путем деления суммы начис-
ленных налогов (кроме НДФЛ, НДС и налога на прибыль, исчисленных налоговыми агентами) на общую сумму доходов. Авторы, рассматривая налогоемкость в составе показателей налогового состояния, во-первых, ставят перед собой задачу достичь оптимальной глубины детализации этого показателя, во-вторых, предлагают ранжировать по возрастанию значения соответствующего показателя в регионах России и в дальнейшем использовать их для расчета индексных показателей по конкретному субъекту РФ. Таким образом, показатели налогоемкости, по мнению авторов, являются не столько конечными, демонстрирующими определенную грань налогового состояния региона, сколько исходными показателями, создающими основу для дальнейших расчетов. Это касается системного рассмотрения и других предлагаемых показателей.
Итак, перечислим возможные показатели налогоем-кости, достаточные для исследования налогового состояния конкретного субъекта РФ.
Не - налогоемкость ВВП (ВРП):
He =
ВРП
где £Нп - сумма поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему региона; ВРП - валовой региональный продукт в текущих основных ценах.
В числителе XНп региона может детализироваться.
Первое направление детализации - по уровням бюджетной системы, где соответственно возможно рассчитать налогоемкость ВРП в части налогов, сборов, иных обязательных платежей, поступающих в доходы федерального бюджета (Неф), в доходы консолидированного бюджета субъекта РФ (Нек) и в доходы местных бюджетов (Нем).
Второе направление детализации - по конкретным налогам и сборам, предполагающее расчет следующих показателей:
- налогоемкость ВРП в части налогов на прибыль и доходы (Ненпд), в том числе: в части налога на прибыль организаций (Ненп) и в части НДФЛ (Нендфл), которые также возможно детализировать;
- налогоемкость ВРП в части налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (косвенных налогов) (Ненк), в том числе налогоемкость ВРП в части НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ (Не1дсР,Ф); в части акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ (Не) в части налогов на товары, ввозимые на территорию РФ из Республики Беларусь и Республики Казахстан (НеаБК); в части НДС на товары, ввозимые на территорию РФ (Неввозндс); в части акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию РФ (Неввоза), которые можно детализировать и дальше;
- другие показатели по различным налогам.
Третье направление детализации - по видам ОКВЭД.
Расчеты налогоемкости в данном случае следует производить на основе данных Отчет по форме 1-НОМ «Начисление и поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ по основным видам экономической деятельности».
В качестве примера приведем предлагаемый нами порядок расчета налогоемкости по организациям с основным видом деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство.
Возможно и целесообразно рассчитывать два показателя:
1) налогоемкость по организациям с основным видом деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (по ВРП в целом):
- коэффициент поступления налогов 2:
НеСХ1 -
!Нпсх ВРП
НеСХ2-
!Нпс ВРПГ,
Кнп1 -
1Нп
Кнп2 -
1Нп
где £Нк - контрольная сумма поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (региона).
Кроме этого следует рассчитать коэффициент начисления налогов:
Кнп■
1Нн ^Нк
Детализация коэффициентов возможна по уровням бюджетной системы, по видам налогов, по видам ОКВЭД.
По результатам расчетов показателей налогоемкости и коэффициентов следует применительно к конкретному региону рассчитать индексы его соответствующей налогоемкости (1не) и индексы уровня того или иного из названных коэффициентов (/к):
/не -
' ' стах ' региона
Не _ Нр 1 1Стэх 11Стт
где Нетах - максимальная соответствующая налогоемкость среди всех регионов РФ; Нет1п - минимальная соответствующая налогоемкость среди всех регионов РФ; Не - соответствующая налогоемкость в исследуе-
региона ' 1
мом регионе;
/к =
Н^тах НКрегиона Н^тах _ НКтт
где, ТНпсх - сумма поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему региона по организациям с основным видам деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
2) налогоемкость по организациям с основным видом деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство по ВРП в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве (ВРПсх):
где ВРПх - ВРП в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве.
По аналогии следует рассчитывать два показателя налогоемкости по организациям с основным видом деятельности согласно перечню этих видов на сайте ФНС РФ и Росстата.
В составе первого блока показателей следует рассчитывать коэффициенты поступления налогов (Кнп): - коэффициент поступления налогов 1:
где Нктах - максимальный соответствующий коэффициент среди всех регионов РФ; Нкт1п - минимальный соответствующий коэффициент среди всех регионов РФ; Нкрегиона - соответствующий коэффициент в исследуемом регионе.
Детализация индексов возможна по уровням бюджетной системы, по видам налогов, по видам ОКВЭД.
Завершать расчеты в этой группе показателей налогового состояния региона следует исчислением средней арифметической и средней геометрической из совокупности показателей налогоемкости и коэффициентов, характеризующих тот или иной уровень бюджетной системы, вид налогов, вид ОКВЭД, что позволит комплексно судить о налоговом состоянии региона в сравнении с другими субъектами РФ.
В состав показателей, характеризующих налоговое состояние региона, авторы предлагают включать уровень налогообложения экономических субъектов (занятого населения, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей).
Уровень налогообложения занятого населения (Нузн) рассчитывается следующим образом:
ХНл Чзн
где, £Нн - начислено к уплате в текущем году налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ (региона);
где Чзн - численность занятого населения в стране и по субъектам РФ в среднем за год.
Возможно произвести соответствующие расчеты Нузн по видам налогов (прежде всего по НДФЛ и налогу на имущество физических лиц, а также по налогам и взно-
сам на социальные нужды), по видам ОКВЭД. В завершение следует определить место, занимаемое конкретным регионом по уровню рассчитанных показателей.
Уровень налогообложения юридических лиц (Нуюр) рассчитывается по аналогии: в знаменателе ставится количество юридических лиц, запись о которых внесена в Единый государственный реестр юридических лиц. Нуюр можно детализировать по видам налогов (прежде всего по налогу на прибыль, косвенным налогам и т.д.), а также по видам ОКВЭД с определением места, занимаемого конкретным регионом по уровню рассчитанных показателей.
Уровень налогообложения индивидуальных предпринимателей (Нуип) считается по аналогии: в знаменателе ставится количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей. Детализация Нуип возможна, во-первых, по видам налогов (прежде всего, по налогам на совокупный доход и по налогам и взносам на социальные нужды в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд РФ).
Второй блок показателей рассчитывается на основе отчетов о «Задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему РФ (форма 4-НМ). По алгоритму, рассмотренному выше применительно к первому блоку и с той же степенью детализации, считается задолженностеемкость, аналогичные и производные от нее показатели; затем коэффициенты и индексы, которые обобщаются путем расчета средних арифметических и средних геометрических значений.
Отметим, что сумма задолженности в числителе рассчитываемых показателей задолженностеемкости может быть детализирована: по возможной к взысканию задолженности; недоимке; урегулированной задолженности; реструктурированной задолженности; отсроченным и рассроченным платежам; задолженности, приостановленной к взысканию в связи с введением процедур банкротства; задолженности, взыскиваемой судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства; приостановленным к взысканию платежам; задолженности, невозможной к взысканию налоговыми органами, в том числе «зависшим» платежам; задолженности, невозможной к взысканию по судебным решениям; задолженности умерших физических лиц; задолженности организаций, в отношении которых завершено конкурсное производство; задолженности ликвидированных организаций и индивидуальных предпринимателей с дальнейшей детализацией перечисленных сумм. Возможна детализация задолженностеемкости по списанной задолженности по группам экономических субъектов.
В рамках этого блока возможно рассчитать:
- налоговую переплатоемкость ВРП (Пе):
П = Ж , е ВВП (ВРП)
где £Пе - переплата по налогам и сборам с ее детализацией;
- налоговую урегулируемоемкость ВРП путем зачета (Уез):
!Уе3 Уе = —-—-— , 3 ВВП (ВРП)
где £Уез - сумма урегулированной задолженности путем зачета с ее детализацией.
В рамках второго блока показателей следует рассчитывать также уровень налоговой задолженности применительно к занятому населению, организациям и индивидуальным предпринимателям.
Третий блок относительных и индексных показателей рассчитывается на основе отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогам и сборам. Исходя из сумм налоговой базы и размера ставок конкретных налогов возможно рассчитать предельную (эффективную) налогоемкость отдельного налога и путем ее пошагового сравнения с рассчитанными в соответствии с приведенными ранее формулами налогоемкостью, а затем с суммой налогоемкости и задолженностеемкости рассчитать запас налоговой эффективности по тому или иному налогу.
В расчетах налогоемкости целесообразно учитывать также информацию, имеющуюся в отчетности о результатах контрольной работы налоговых органов, где содержатся сведения о дополнительно начисленных платежах (включая налоговые санкции и пени) по результатам камеральных и выездных проверок, что влияет на достоверность числителя показателя налогоемкости и приводит к его увеличению, тем самым улучшая значение данного показателя.
Ранжирование показателей по возрастанию значения соответствующего показателя в регионах России авторы полагают возможным использовать не только для исчисления индексных показателей по конкретному субъекту Российской Федерации, но и для определения средних и пороговых значений соответствующих показателей, расчета уровня того или иного показателя, достаточного для того, чтобы признавать налоговое состояние соответствующего региона удовлетворительным или нет. Осуществление предлагаемых авторами расчетов за ряд лет позволит определить так называемый доверительный интервал и рекомендовать его для использования заинтересованными органами не только для идентификации налогового состояния территории, но и при планировании и прогнозировании, принятии различных управленческих решений по совершенствованию налогообложения на соответствующей территории Российской Федерации.
1. Ермакова Е.А. Методология оценки состояния и устойчивости государственных финансов // Финансы и кредит. 2008. № 27. С. 13 - 18.
2. Современное состояние и пути развития налоговой системы России / кол. авт.: М.В. Романовский и др. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2012.
3. Статистика: учебник для бакалавров / под ред. И. И Елисеевой. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2012.
4. World Development Indicators // The World Bank. Washington, 2011.