Научная статья на тему 'Система подготовки учащихся к международным экзаменам по французскому языку в лицее № 110 г. Екатеринбурга'

Система подготовки учащихся к международным экзаменам по французскому языку в лицее № 110 г. Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
348
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ / ПОДГОТОВКА К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ / СИСТЕМА БИЛИНГВАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гавриш Людмила Федоровна

В статье представлен опыт по организации системной подготовки учащихся общеобразовательной школы к международным экзаменам по французскому языку. Это экзамены Министерства образования Франции DELF и экзамены DFP торгово-промышленной палаты Парижа. Подготовка школьников лицея к этим экзаменам осуществляется в рамках реализации многолетнего проекта. В статье представлены этапы реализации проекта, результаты и перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гавриш Людмила Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система подготовки учащихся к международным экзаменам по французскому языку в лицее № 110 г. Екатеринбурга»

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

Основные трудности, которые я испытывала в работе, это недостаточное количество методического материала, невысокое развитие музыкального фольклора у современных родителей, низкая информированность родителей о народном фольклоре, нежелание его использовать в домашних условиях.

Литература

1. Белякова Е. Г., Дегтярев С. Н. Оценка смыслообразующего потенциала инновационного образовательного процесса // Образование и наука. Изв. УрО.- 2011.- № 3 (82).- с.3-16.

2. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология.-1991.- N4.- с.5-18.

3. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1.- с.88-94.

4. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию. // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина.- 2011.- № 5.-с.56-63.

5. Зинченко В.П. Психологическая педагогика.- Самара: изд-во СГПУ, 1998.

6. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. / Под ред. Л. М. Митиной - М., 2010.

7. Сиденко А. С. От опытно-поисковой деятельности -к исследованию. // Эксперимент и инновации в школе.-2011.- № 2.

8. Сиденко Е.А. Мастер-класс: «Целеполагание: от осмысления к деятельности» // Эксперимент и инновации в школе. - 2010.- № 5.

Гавриш Людмила Федоровна

учитель французского языка, руководитель ресурсного центра французского языка МАОУ лицей № 110 им. Л. К. Гришиной г. Екатеринбург

J ^

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К МЕЖДУНАРОДНЫМ ЭКЗАМЕНАМ ПО ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

в лицее № 110 г. Екатеринбурга

л______________________________________________г

Аннотация. В статье представлен опыт по организации системной подготовки учащихся общеобразовательной школы к международным экзаменам по французскому языку. Это экзамены Министерства образования Франции DELF и экзамены DFP торгово-промышленной палаты Парижа. Подготовка школьников лицея к этим экзаменам осуществляется в рамках реализации многолетнего проекта. В статье представлены этапы реализации проекта, результаты и перспективы развития.

Ключевые слова: иностранные языки, подготовка к международным экзаменам, система билингвального обучения.

Нельзя не согласиться с определением грядущего века, выдвинутого в Лиссабонской стратегии, как «века знаний», «века экономики, основанной на знаниях». На первый план выдвигается задача обучения в течение всей жизни как условие обеспечения каждому индивидууму качества жизни.

Образование становится важнейшим фактором экономики. Меняется и сама парадигма обучения: центром его становится обучающаяся личность. Акцент перемещается на умение каждого учиться и на самостоятельное освоение знаний. Особое внимание уде-

ляется развитию творчества и гибкости, способности постоянно адаптироваться к изменяющимся требованиям общественного развития и экономики, а также формированию ответственности каждого за собственное образование и развитие. Важнейшей задачей учителя является формирование у учащегося необходимых компетенций для работы в автономном режиме, что позволило бы ему в дальнейшем осуществлять стратегию «обучения в течение всей жизни».

С 2007 года ФГАОУ ВПО РГППУ (РГППУ) и Уральское отделение Российской академии образования

60

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

(УрО РАО) на основе Генеральных соглашений о сотрудничестве с рядом территорий Уральского региона выстраивают системную деятельность по консультационной поддержке научно-обоснованной практики развивающего и развивающегося образования [1,4,5,6,7,8,9,10,12,13]. Конкретным способом построения взаимодействия с ОУ региона выступает сетевое взаимодействие на принципах самоорганизации ОУ, на протяжении многих лет сотрудничающих с научно-образовательными центрами УрО РАО. Под самоорганизацией в реализуемом в настоящее время проекте понимается свойство системы к саморазвитию посредством надстраивания, «выращивания» из себя новых, более жизнестойких управленческих структур. Самоорганизация образовательного учреждения в условиях сетевого взаимодействия рассматривается как неравновесная система особого вида, устойчивость которой обеспечивается взаимодействием внешних по отношению к ОУ и внутренних факторов [6,7]. Сетевое взаимодействие в этом случае представляет собой согласование действий субъектов сети для достижения общих целей инновационного развития и возникает при условии совместной коллективной распределенной деятельности, включающей совокупность отношений между всеми субъектами инновационного развития ОУ [4,5]. Большое внимание члены сетевого взаимодействия уделяют направлению формирования иноязычной компетентности учащихся в условиях введения ЕГЭ. В рамках этого направления МАОУ лицей № 110 работает над проектом «Создание системы билингвального развития и обучения школьников в лицее № 110 г.Екатеринбурга». Одним из инструментов поэтапной и системной работы по формированию у учащихся необходимых компетенций для прогрессивной автономизации процесса обучения, повышению ответственности каждого за свое развитие и обучение являются курсы подготовки к международным экзаменам по французскому языку DELF и DFP.

Из истории проекта.

Наше первое знакомство с экзаменом DELF произошло в 2004 году, когда лицей принял участие во всероссийском проекте «Пробный экзамен DELF» для 25 школ России, участниц проекта «СОСОР» Альянс Франсез г. Екатеринбурга, осуществляемого при поддержке Министерства иностранных дел Франции. Форма проведения экзамена, тестовые и творческие задания очень понравились как учащимся, так и учителям.

В апреле 2005 года автор данной статьи прошла обучение по программе «Новый формат экзаменов DELF/DALF» и получила сертификат Центра международных педагогических исследований (CIEP) «Экзаменатор международных экзаменов DELF/DALF». В мае автором был разработан проект «Организация курсов подготовки учащихся лицея к экзаменам DELF».

Цели и задачи проекта:

• Повысить роль французского языка в общей системе обучения в лицее.

• Мотивировать учащихся на более углубленное изучение французского языка.

• Внедрить новые подходы в систему обучения французскому языку в лицее.

• Дать возможность учащимся получить международный диплом, который не только сертифицирует достигнутый уровень в языке, но и может стать преимуществом в будущей профессиональной жизни (уровни В1, В2).

• Популяризировать французский язык и французскую культуру в г. Екатеринбурге и Свердловской области.

В сентябре 2005 г. во Франции была проведена реформа экзаменов DELF и DALF, которая привела эти последние в соответствие с «Общеевропейскими компетенциями». Сейчас это система независимых поуровневых дипломов (А1, А2, В1, В2), соответствующих шкале, разработанной Советом Европы.

Диплом международного образца DELF (diplome d'etude de la langue frangaise) Министерства образования Франции является действительным в течение всей жизни и принимается в более 1000 аккредитованных центрах в 70 странах.

С сентября 2005 года в лицее осуществляется проект «Подготовка учащихся к международным экзаменам по французскому языку» в рамках платных образовательных услуг. В 2006 году автором была написана и сертифицирована программа «Курсы подготовки учащихся 4-11 классов к международному экзамену по французскому языку DELF». Разработанная поуровневая система уникальна, аналогов в России не существует [1,2,3,4,12,13].

Первоначальный модуль подготовки: 2 часа в неделю (60 часов в год), 120 часов подготовки к каждому уровню: экзамен каждые два года. Дальнейший опыт работы показал, что в некоторых группах возможна подготовка к очередному уровню за 1 год.

Этапы реализации проекта.

Первый этап.

• Организация экспериментальных курсов подготовки учащихся к экзаменам DELF в рамках платных образовательных услуг.

• Разработка и сертификация программы курсов.

• Подготовка методической базы: французские специализированные учебные пособия, нормативные и методические документы CIEP, аутентичные материалы.

Количество учащихся 4-11 классов, участвовавших в проекте:

2006- 2007-25%

2007- 2008-36%

2008- 2009-46%

2009- 2010-56%

2010- 2011-58%

Второй этап.

• Организация семинаров для директоров школ г Екатеринбурга, в которых преподается французский

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

61

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

язык, с целью привлечения внимания к опыту лицея 110 и преимуществам осуществления подобного проекта.

По инициативе Ресурсного центра французского языка МАОУ лицея № 110 им. Л. К. Гришиной было проведено два таких семинара (2008,2010). Они были организованы совместно с Альянс Франсез, Управлением образования Администрации г. Екатеринбурга и Уральским отделением РАО [1,2,4,13].

Третий этап.

• Организация системы обучения учителей, желающих организовать курсы подготовки к DELF в их учебных учреждениях: семинары, индивидуальные консультации, в том числе виртуальные.

С 2005 по 2010 по инициативе Ресурсного центра Французского языка МАОУ лицея № 110 им. Л. К. Гришиной было проведено 9 обучающих семинаров для учителей г. Екатеринбурга и Свердловской области. Семинары были организованы совместно с Альянс Франсез и ИРО. За последние годы количество школ, учащиеся которых сдают этот экзамен, увеличилось.

Опыт лицея 110 показывает, что подготовка учащихся к экзаменам DELF дает большие преимущества как учащимся, так и учителям.

Курсы DELF для учащихся:

• Более углубленное изучение французского языка с явно выраженной практической направленностью и соответствующее уровням владения иностранным языком, определенным Советом Европы.

• Международная сертификация достигнутого уровня в языке, подкрепленная дипломом Министерства образования Франции, действительным в течение всей жизни.

• Рост успеваемости по предмету, возможность участвовать и побеждать в различных конкурсах по языку, применять свои умения во время путешествий заграницу, обучаться в ВУЗах Европейского Союза, где ведется преподавание на французском языке.

• Стартовая площадка для подготовки к профессиональным экзаменам по французскому языку.

• Овладение универсальными компетенциями, необходимыми как для сдачи экзаменов по французскому языку (в том числе ЕГЭ), других экзаменов, так и для обеспечения в будущем качества жизни в постоянно меняющихся социально-экономических условиях.

Курсы DELF для учителей:

• Повышение профессионального уровня.

• Рост мотивации учащихся к изучению предмета, повышение уровня обученности школьников по предмету.

• Оценка качества преподавания на международном уровне.

• Поэтапная подготовка учащихся к итоговой аттестации по французскому языку (ГИА, ЕГЭ).

• Стимулирование потребности в постоянном профессиональном самосовершенствовании.

Что касается ЕГЭ, то в качестве примера можно привести опыт сдачи нашими школьниками ЕГЭ по французскому языку в 2008 году, когда этот экзамен многих застал врасплох в Свердловской области.

Количественно процент наших учащихся, выбравших экзамен по французскому языку, составил около 25% от всех сдающих в Свердловской области. Учитывая тот факт, что мы не являемся специализированной школой, это немало. К моменту сдачи экзамена большинство сдающих имело дипломы DELF уровней В1 и В2, двое - диплом Торгово-промышленной Палаты Парижа «деловой французский язык» (уровень В2+). Результаты: 100% успешная сдача, высший балл - 92, высший балл за задания части «С» - 40 из 40.

Профессиональные экзамены по французскому языку.

Подготовка учащихся к международным профессиональным экзаменам по французскому языку Торгово-промышленной Палаты Парижа (CCIP) осуществляется в лицее с 2008 г. Этот опыт не имеет аналогов в мировой практике: мы - единственное среднее учебное учреждение, учащиеся которого сдают эти экзамены.

2008 г.- 2 учащихся получили диплом DFP «деловой французский язык» (уровень В2+) Торгово-промышленной Палаты Парижа.

2010 г.- 2 учащихся получили диплом DFP «туризм и гостиничный сервис» (уровень В1+).

2011 г.- 3 учащихся получили диплом DFP «туризм и гостиничный сервис» (уровень В1+).

Благодаря проекту DELF, который в частности дал возможность увеличить количество недельных часов в некоторых группах, наша школа смогла принять участие в новом большом проекте. С сентября 2009 в лицее открыта первая билингвальная секция по французскому языку согласно Хартии, подписанной между лицеем и Посольством Франции в России. В качестве нелингвистических дисциплин, преподаваемых на французском языке, выбраны география и экономика.

Экзамены Торгово-промышленной Палаты Парижа вошли в модуль обучения в билингвальной секции. Эти дипломы, с одной стороны, являются своеобразным индикатором качества обучения нелингвистическим дисциплинам, с другой стороны, станут несомненным преимуществом в будущей профессиональной жизни учащихся. Подготовку к этим экзаменам можно рассматривать и как поэтапный переход от системы среднего образования к системе обучения в ВУЗе.

Результаты реализации проекта за 20062011 годы:

278 дипломов DELF (уровни А1, А2, В1, В2), 2 диплома DFP «деловой французский язык» и 5 дипломов DFP «туризм и гостиничный сервис» Торгово-промышленной Палаты Парижа.

62

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ

В 2010 году автором данной статьи был разработан проект «Создание системы билингвального развития и обучения школьников в лицее № 110 г. Екатеринбурга», который получил диплом I степени на национальном конкурсе «Элита российского образования». Эта система включает в себя урочную и внеклассную деятельность по французскому языку учащихся 1-11 классов. Подготовка учащихся к международным экзаменам является составной частью этой системы. Сегодня наши учащиеся имеют возможность выбрать один из двух модулей подготовки к экзаменам:

- Первый модуль: дипломы DELF (А1.1, А1, А2, В1, В2) и DFP «туризм и гостиничный сервис» (В1+).

- Второй модуль: дипломы DELF (А1.1, А1, А2, В1, В2), DFP «туризм и гостиничный сервис» (В1+) и DFP «деловой французский язык» (В2+).

Новое:

Расширение проекта «Подготовка учащихся к международным экзаменам по французскому языку»:

- Экзамен DELF PRIM A1.1 (для учащихся 4-х, в перспективе 3-х классов)

- Экзамен Торгово-промышленной Палаты Парижа DFP «научно-технический».

Системная подготовка учащихся к международным экзаменам по французскому языку дает учащимся более широкий доступ к информации во всех областях знаний, позволяет овладеть необходимыми компетенциями для осуществления стратегии обучения в течение всей жизни. В будущем это даст им возможность успешно конкурировать на рынке труда, в том числе европейского и мирового.

Литература

1. Гавриш Л. Ф. Создание интегрированной системы билингвального развития и обучения школьников, изучающих французский язык. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент, - 2011. - № 4.

2. Гавриш Л. Ф. Международные экзамены DELF в системе обучения французскому языку в лицее 110 г.Екатеринбурга. // Многоязычие и преподавание иностранных языков в Свердловской области: концепции и реальность. Сборник материалов международной конференции 6 ноября 2008. / Под общ. Ред. Л. И. Мех,- Екатеринбург, ГОУ ДПО «ИРРО», 2008,- 156с.

3. Гавриш Л. Ф. Система подготовки учащихся к международному экзамену DELF как средство оптимизации про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цесса подготовки к итоговой аттестации по французскому языку. // сборник YII Региональной конференции «Совершенствование языковой и коммуникативной компетенции учащихся в ходе итоговой аттестации», Материалы YII научно-методической конференции (18 февраля 2011 г.). Екатеринбург, ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2012.- 152с.

4. Гавриш Л. Ф. Международные проекты по французскому языку. // Инновационные процессы в образовании: Приоритетный национальный проект «Образование» - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,- Екатеринбург, 2011.- Ч. IY.

5. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие // Народное образование.- 2012.- № 1. с.88-94.

6. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО.- 2010.- № 11. с.23-32.

7. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию. // Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина,- 2011,- № 5, с.56-63.

8. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. // Образование и наука. Известия УрО РАО - 2012.- № 1 (90), с.56-65.

9. Сиденко А. С. Планирование экспериментальной работы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2011. - № 1.

10. Сиденко А. С., Хмелёва В. С. Сопровождение экспериментальной и инновационной деятельности экспериментальных площадок. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2008.- № 4.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Электронный ресурс: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob2/pr_ooo.pdf

12. Gavrish L. Les examens internationaux dans le systeme de I'enseignement du frangais au lycee 110 d'Ekaterinbourg // Сопоставительное языкознание и межкультурная коммуникация: сборник научных трудов / Сост,- Боягоявлен-ская Ю. В.; УрГПУ - Екатеринбург - Выпуск 1,2011.- 142с.

13. Gavrish L. Perspectives du developpement du bilinguisme au lycee 110 d'Ekaterinbourg // Le fil du bilingue http:// lefildubilingue.org/fr/content/la-place-du-professeur-de-langue-dans-lenseignement-bilingue.

14. Politique linguistique pour une Europe multilingue et multiculturelle, Conseil de l'Europe, Strasbourg, decembre 1997. p.7.

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №6, 2012

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.