Научная статья на тему 'Система подготовки межевых кадров в России в xix – начале xx веков'

Система подготовки межевых кадров в России в xix – начале xx веков Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
124
46
Поделиться
Ключевые слова
ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ПОДГОТОВКА ЗЕМЛЕМЕРОВ / МЕЖЕВАНИЕ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Лобанова Анна Александровна

В статье автор представляет историю становления и систему подготовки межевых чинов в России в XIX – начале ХХ вв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система подготовки межевых кадров в России в xix – начале xx веков»

круглый стол «статус истории в научном, идеологическом...

УДК 94 (57)

Лобанова Анна Александровна

Старший преподаватель кафедры юридических и социально-политических наук «Новосибирского государственного педагогического университета», vata27@rambler.ru, Новосибирск

система подготовки межевых кадров в россии в xix - начале xx веков1

Аннотация. В статье автор представляет историю становления и систему подготовки межевых чинов в России в XIX - начале ХХ вв.

Ключевые слова: землеустройство, подготовка землемеров, межевание.

Lobanova Anna Aleksandrovna

Senior Teacher of Law, Social and Political Sciences Department, Novosibirsk State Pedagogical University, vata27@rambler.ru, Novosibirsk

the system of the training of the land surveyores in russia from xix to the begining of xx centuru

Abstract. The article is about the system of the training of the land surveyores in Russia from 19 to the begining of 20 century.

Keywords: land surveyores, system of the training.

Любое реформирование в аграрной сфере - будь то административно-территориальное переустройство, переселение крестьян, выделение лесных дач или что-то другое - само собой подразумевает обеспеченность процесса специалистами, реализующими преобразование «на земле». Но, несмотря на то, что аграрная история в России многогранна, про землемеров и землеустроителей исследований крайне мало, и практически отсутствуют исследования по подготовке межевых специалистов. Данная область требует отдельного освещения, так как многие реалии отечественной аграрной истории стали возможны во многом благодаря добросовестному и тяжелому труду этих специалистов.

Генеральное межевание в России, начавшееся с середины 60-х годов ХУШ столетия, вызвало нехватку землеустроительных кадров (на тот момент функционировала только организованная Петром I школа математических и навигационных наук). Отсутствие специальных межевых учебных заведений вынуждало возложить подготовку землеустроителей на межевые учреж-

дения - Межевую экспедицию Правительствующего сената и Межевую канцелярию [7, №№ 12488, 13093].

7 ноября 1775 года согласно «Учреждению для управления губерний Всероссийской империи» вводились должности губернского и уездного землемеров, чем было положено начало регулярной губернской Межевой части по всем губерниям России, кроме Сибирской. Необходимость в землемерных кадрах возрастала. Указом № 439 от 23 апреля 1779 г. Межевая экспедиция, предписала Межевой канцелярии открыть специальную межевое учебное заведение. 25 мая 1779 г. начала работу Константинов-ская землемерная школа. В 1819 г. решением Государственного совета от 10 декабря, переименована в Константиновское землемерное училище с увеличением числа учеников со 100 до 200 человек [8, № 28024].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С возникновением министерств в начале XIX в. управление распорядительной частью межевых учреждений и учебных заведений, составивших Межевой корпус, входило в ведение Министерства юстиции, с 1846 г. подготовка кадров была возложена непосред-

1 Статья подготовлена в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «НГПУ» на 2012-2016 годы.

ственно на главного директора Межевого Корпуса. И хотя руководство межевыми работами на протяжении всего XIX в. не было сосредоточено в одном ведомстве (Минюст, Министерство госимуществ, МВД), подготовка специалистов вплоть до начала ХХ в. неизменно оставалась в ведении Министерства юстиции [4, с. 387]. Деятельность всех межевых учебных заведений - землемерных курсов, школы межевых топографов, а затем и училищ, Константиновского межевого института - находилась под руководством и контролем Управляющего Межевой частью. Большинство нормативных актов утверждались непосредственно Министром юстиции, он же назначал руководителей учебных заведений - в межевом институте директора, в училищах - начальников из числа окончивших курс в Константиновском межевом институте либо опытных педагогов. Преподаватели также утверждались Министром юстиции.

10 мая1835 г. был подписан высочайший Указ, по которому училище было преобразовано в Константиновский межевой институт (КМИ) - первое высшее межевое учебное заведение России. По штату институт имел 200 воспитанников, в том числе обучающихся за государственный счет - 150 человек и за свой счет - 50 человек. А также директора, инспектора, 8 надзирателей, 15 учителей, эконома, письмоводителя. К концу XIX в. штат учеников составлял 300 человек.

Для подготовки чертежников и землемерных помощников в 1835 г. из привлеченных военных кантонистов при межевом ведомстве сформировалась школа чертежников, преобразованная впоследствии в Школу межевых топографов (в середине XIX в. в ней обучалось порядка 300 человек).

С 1843 г. в 15 губерниях России при уездных училищах были открыты классы элементарного землемерия. В 1860-1861 гг. для обеспечения кадрами проводимой реформы по отмене крепостного права в 38 губерниях при гимназиях открылись дополнительные классы землемерия и таксации, где обучалось примерно 900 человек.

На смену закрытой в 1873 году школе межевых топографов были открыты землемерные училища - Псковское, Пензенское, Курское и Оренбургское, впоследствии -Тифлисское.

Выполнение работ по межеванию и землеустройству подразумевали достаточно обширный круг знаний и навыков. На государственную межевую службу принимали лишь получивших специальное образование землемеров. Правила о деятельности землемерных училищ, об испытаниях в них, инструкции свидетельствуют о высоком уровне требований к подготовке специалистов.

По «Положению о землемерных училищах» каждое училище имело возможность обучать не более 60 человек, которые могли получать стипендии по 120 рублей в год (примерно такое жалованье получал чертежник Губернской чертежной) и «своекоштных» (оплачивающих свое обучение - по 20 рублей в год), столько, сколько позволит помещение. Прием в училище производился по результатом испытаний для молодых людей всех сословий не моложе 15 лет. Переводимых из Константиновского межевого института, из другого землемерного училища либо учеников, представляющих аттестаты об успешном окончании не менее четырех классов реальных училищ или не менее пяти классов гимназий Министерства народного просвещения в училище принимали по результатам выполнения письменных работ по русскому языку и математике. Все остальные должны были сдавать полностью вступительные экзамены. Объем знаний, требуемых от поступавшего, был определен программой курса первых четырех классов реальных училищ.

Обучение включало в качестве основных предметов - русский язык и математику, законоведение вообще и подробно межевые законы, предметы геодезии (топография и нивелировка), физику, практические полевые работы и «искусства», которые были необходимы при вычерчивании, раскрашивании (иллюминировании), подписывании планов. В общей сумме ученики проходили 90 уроков в неделю (90 часов). Все программы составлялись в межевом институте и утверждались Министром юстиции.

Успехи учеников оценивались баллами от 0 до 6. О высоких требованиях к качеству подготовки учащихся говорят следующие положения «Правил об испытаниях... »: «спросам во время уроков ученики подвергаются настолько часто, сколько это возможно без ущерба для преподавания предмета

круглый стол «статус истории в научном, идеологическом...

в объеме установленной программы» или «знания учеников определяются поурочными баллами, отдельно оцениваются практические упражнения, раз в несколько месяцев проходит периодическая аттестация... сверх вышеупомянутых способов оценки успехов учеников, Начальник училища может назначить во всех или некоторых классах по всем или некоторым предметам полугодовые испытания». Помимо этого в межевых учебных заведениях предусматривались переводные и выпускные экзамены, на которые приглашались начальствующие в местных межевых учреждениях лица. Переэкзаменовки разрешались только в 1 и 2 классе не более двух раз, 3 класс не допускал пересдач, и в случае получения балла ниже «3» следовало отчисление. Прилежание, знание и внимательность оценивались в равной степени. Именно таким требованиям должен был отвечать государственный служащий.

Учебными планами в обязательном порядке предусматривались полевые работы, где ученики практиковались в навыках с целью «однообразного изготовления подробных планов земель и вообще для достижения правильного и отчетливого производства межевых работ при устройстве земель».

Все межевые ученики имели свою форму одежды: бурка или плащ серого сукна, брюки и фуражка с козырьком темно зеленого сукна; для занятий во время съемки - кители из ревендука и шаровары из фламского полотна.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешного окончания курса необходимо было иметь средний балл по всем дисциплинам, итоговым экзаменам и практикам не менее 3,6, этого же было достаточно и для получения стипендии. В «Правилах об испытаниях в землемерных училищах» отмечалось, что лишь ученики III (выпускного) класса получившие при отличном поведении по итогам годового и итогового экзамена средний балл по всем предметам и по итогам практических полевых работ более 5 баллов, а по каждому из прочих (например, по искусствам) не менее 5 баллов, считаются окончившими курс в училище с особым отличием, которое дает им право на поступление в гражданскую службу с XIV классом.

При поступлении в Чертежную выпускник попадал в подчинение Губернского зем-

лемера, в обязанность которого входила подготовка способных учеников для вступления в межевую службу (статья 69 Свода межевых законов). Так, в зимнее время выпускников губернский землемер обучал черчению и составлению планов, а летом направлял на полевые работы вместе с уездными землемерами «для изучения на самом деле межевания». Такая работа была важна не только наличием производственной практики для будущих служащих, но и систематической информированностью Межевого Управления о потенциальных кадрах - степени их благонадежности, знания межевого дела. В то же время полнота работы с молодыми кадрами, представленная в отчетах, являлась для руководства характеристикой качества работы губернского землемера.

Необходимость обеспечить процессы землеустройства и землеотвода, административно-территориальные реформы, переселенческая политика, работы по подготовке колонизационного фонда в Сибири вынуждали расширять штат землемеров, а, следовательно, и сеть специализированных межевых учреждений.

В нач. ХХ в. в связи острой нехваткой землемеров была организована новая форма подготовки кадров - курсы землемерных техников. Их готовили наскоро в течение нескольких месяцев, и они работали только в качестве помощников. Число землемерных училищ к 1916 г. достигло 14. В 1909 г. были открыты Полтавское и Красноярское, в 1910- Читинское, в 1911 - Костромское, Новочеркасское, Омское, в 1912 г. - Екате-ринославское, Житомирское, Симбирское землемерные училища. В них обучалось уже 2093 человека, в том числе в самом маленьком Читинском - 122, а в самом большом Житомирском - 199, в среднем по 174 учащихся в училище. Кроме государственных, накануне революции, существовало 3 частных землемерных училища - в Петрограде, Москве и Киеве.

Система подготовки межевых кадров на протяжении XIX столетия и до начала ХХ века сформировалась в виде разноуровневых учебных заведений - курсов, училищ, межевого института. Учебные программы, разрабатываемые высшим учебным заведением и утверждаемые Министром юстиции, обеспечили квалифицированный уровень

землемерных работников. Выпускники межевого института занимали управленческие или преподавательские должности, учащиеся землемерных училищ после окончания курсов поступали на службу в Чертежные части или становились частными землемерами. Таким образом, процесс подготовки кадров можно считать сформировавшимся, однако главная проблема - острая нехватка количества специалистов по стране оказалась нерешенной до 1917 г.

Библиографический список

1. Волков С. Н. Высшее землеустроительное образование в России на пороге XXI века // Землеустроительная наука и образование XXI века. - М.: Былина, 1999. - С. 7-27.

2. Инструкция для производства межевых работ при устройстве и оценке казенно-оброчных статей. - СПб. - 1874. - 131 с.

3. Лесных И. В., Тетерин Г. Н. Геодезическое образование в Сибири // Геодезия и картография. - 2001. - №4. - С. 56-59.

4. Министерство юстиции за сто лет. 1802-1902. Исторический очерк. - СПб., 1902. -412 с.

5. Правила об испытаниях в землемерных училищах. - СПб. - 1890. - 36 с.

6. Положение о землемерных училищах. -Псков. - 1881. - 22 с.

7. ПСЗ. - № 12488. - 13093.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. ПСЗРИ. № 28024.

9. Увеличение личного состава землемеров // Топографический и геодезический журнал. -1911. - № 2. - С. 25-26.