Научная статья на тему 'СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА'

СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
56
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРОГЕНЕРИРУЮЩИЙ КАНАЛ / ТЕПЛООБМЕННИК / ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕЧЕНИЯ / STEAM GENERATING CHANNEL / HEAT EXCHANGER / HYDRAULIC RESISTANCE / FLOW STABILITY

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Шишков Владимир Александрович

В работе решаются следующие задачи: повышение эффективности работы энергетической установки за счёт улучшения теплопередачи в теплообменнике-парогенераторе криогенного топлива путём уменьшения зоны внешнего обледенения каналов теплообменника-парогенератора; увеличение надёжности работы газовой турбины энергетической установки за счёт снижения температуры газов в камере сгорания путём отбора теплоты к поступающей холодной газовой фазе криогенного топлива; снижение гидравлического сопротивления первого теплообменника-парогенератора со стороны горячих выхлопных газов путём уменьшения объёма льда, намерзающего на внешней поверхности каналов теплообменника-парогенератора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Шишков Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cryogen Fuel Supply System

The following objectives are discussed in the paper: improving the efficiency of the power plant by improving heat transfer in the heat exchanger of the steam generator of cryogenic fuel by reducing the external icing zone of the heat exchanger channels of the steam generator; increasing the reliability of the gas turbine of the power plant by reducing the temperature of gases in the combustion chamber by taking heat from the incoming cold gas phase of cryogenic fuel; reduction of hydraulic resistance of the first heat exchanger of the steam generator from the side of the grief their exhaust gases by reducing the ice volume freezes on the outer surface of the steam generator heat exchanger channels.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ПОДАЧИ КРИОГЕННОГО ТОПЛИВА»

Научные разработки и исследования

к\\\\\\\\\\\\ч

Система подачи криогенного топлива

В.А. Шишков, начальник технического отдела ООО «Палладио» (г. Тольятти), академик РАЕ, д.т.н.

В работе решаются следующие задачи: повышение эффективности работы энергетической установки за счёт улучшения теплопередачи в теплообменнике-парогенераторе криогенного топлива путём уменьшения зоны внешнего обледенения каналов теплообменника-парогенератора; увеличение надёжности работы газовой турбины энергетической установки за счёт снижения температуры газов в камере сгорания путём отбора теплоты к поступающей холодной газовой фазе криогенного топлива; снижение гидравлического сопротивления первого теплообменника-парогенератора со стороны горячих выхлопных газов путём уменьшения объёма льда, намерзающего на внешней поверхности каналов теплообменника-парогенератора.

__Ключевые слова:

парогенерирующий канал, теплообменник, гидравлическое сопротивление, устойчивость течения.

истема подачи криогенного топлива предназначена для энергетических установок наземного базирования и транспортных средств.

Известен способ работы двухтопливного газотурбинного двигателя, работающего на углеводородном и криогенном топливе [1], заключающийся в том, что при работе на углеводородном топливе в камеру сгорания через теплообменник подают и криогенное топливо в количестве, обеспечивающем охлаждение стенок теплообменника до температуры, ниже допустимой для конструкции теплообменников. Криогенное топливо также подают через теплообменник на режимах выше малого газа, а расход криогенного топлива через теплообменник увеличивают пропорционально увеличению температуры газов за турбиной. Недостаток способа заключается в том, что при работе газотурбинного двигателя обмерзание льдом достигает 40 % наружной поверхности теплообменника в зависимости от режима работы, что снижает эффективность теплопередачи, а значит и эффективность энергетической установки.

Известен ракетный двигатель [2], содержащий трубопровод, клапан, газодинамический дроссель, теплообменник, блок регулирования мощности, сопло. При открытии клапана газ поступает к дросселю, в котором его давление снижается и стабилизируется до требуемого уровня, в теплообменнике газ нагревается и выбрасывается через сопло, создавая реактивную тягу. При этом обеспечивается увеличение точности регулирования тяги, что необходимо для решения задач высокоточного управления положением космического аппарата. Недостаток ракетного двигателя в том, что при использовании в качестве криогенного топлива углеводородного газа или водорода при их сгорании образуется водяной пар,

чЧШШШШШШШ

2Й»

ЛЕТ С ВАМИ

который конденсируется и замерзает на наружной поверхности теплообменника, что снижает эффективность работы как самого теплообменника, так и двигателя в целом.

Известна система подачи криогенного топлива в камеру сгорания энергетиче- 73

ской установки [3], содержащая криогенную ёмкость, соединённую через насос, теплообменник-газификатор и отсечной клапан с форсунками камеры сгорания газотурбинного двигателя. Недостаток этой системы подачи криогенного топлива заключается в том, что наружное обмерзание льдом каналов теплообменника-газификатора со стороны входа криогенного топлива достигает 40 % теплопереда-ющей площади наружной поверхности каналов на низких режимах работы энергетической установки и до 10 % - на максимальных режимах работы энергетической установки.

Поэтому была поставлена задача повысить эффективности работы энергетической установки за счёт улучшения теплопередачи в теплообменнике-парогенераторе криогенного топлива путём уменьшения зоны внешнего обледенения его каналов, усилить надёжность работы газовой турбины энергетической установки за счёт снижения температуры газов в камере сгорания путём отбора теплоты к поступающей холодной газовой фазе криогенного топлива, а также снизить гидравлическое сопротивление первого теплообменника-парогенератора со стороны горячих выхлопных газов путём уменьшения объёма льда, намерзающего на внешней поверхности каналов теплообменника-парогенератора.

На рис. 1 представлена предлагаемая схема системы подачи криогенного топлива в энергетическую установку [4], содержащую первый и второй регуляторы расхода, соединённые соответственно с входами в первый и второй теплообменники-парогенераторы, выходы которых соединены со смесителем.

Жидкая фаза криогенного топлива поступает из криогенной ёмкости 1 последовательно через расходный клапан 2, топливный насос 3, первый регулятор расхода 4, входной коллектор 9, парогенерирующие каналы 8, подвод внешней теплоты Q к которым осуществлён от горячих выхлопных газов энергетической установки, выходной коллектор 6 первого теплообменника-парогенератора, горячий вход 7 второго теплообменника-парогенератора 15, горячий выход 10 второго теплообменника-парогенератора 15, первый вход смесителя 11, отсечной клапан 12 в форсунки 13 камеры сгорания энергетической установки. При этом часть жидкого криогенного топлива поступает с выхода топливного насоса 3 через второй регулятор расхода 17, холодный вход 16 второго теплообменника парогенератора 15, холодный выход 14 второго теплообменника-парогенератора 15, во второй вход смесителя 11. Например, при использовании в качестве криогенного топлива жидкого водорода в парогенерирующих каналах 8 первого теплообменника-парогенератора он нагревается от 20 до 373 К и поступает в горячий вход 7 второго теплообменника-парогенератора 15, за счёт теплоты которого вторая часть жидкой фазы криогенного топлива, поступающего на холодный вход 16 второго теплообменника-парогенератора 15, испаряется и через холодный выход 14 поступает на второй вход смесителя 11. После смешения газовой фазы в смесителе 11 температура топлива значительно ниже температуры на выходе из первого теплообменника-парогенератора. Холодное газообразное криогенное топливо поступает в форсунки 13 камеры сгорания энергетической установки, что снижает температуру газов на выходе из камеры сгорания, а значит и повышает надёжность газовой турбины энергетической установки. При этом снижение расхода жидкой фазы криогенного

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

I

Лоциям-**

Рис. 1. Схема системы подачи криогенного топлива в энергетическую установку:

1 - криогенная ёмкость; 2 - расходный клапан; 3 - топливный насос;

4 - первый регулятор расхода; 5 - датчик температуры; 6 - выходной коллектор

первого теплообменника-парогенератора; 7 - горячий вход второго теплообменника-

парогенератора; 8 - парогенерирующие каналы; 9 - входной коллектор;

10 - горячий выход второго теплообменника-парогенератора; 11 - смеситель;

12 - отсечной клапан; 13 - форсунки камеры сгорания энергетической установки;

14 - холодный выход второго теплообменника-парогенератора;

15 - второй теплообменник-парогенератор; 16 - холодный вход второго теплообменника-парогенератора; 17 - второй регулятор расхода;

18 - блок управления энергетической установки; Q - подвод внешней теплоты

топлива в парогенерирующие каналы 8 первого теплообменника-парогенератора уменьшает площадь наружного обмерзания начальных участков этих каналов, что, в свою очередь, повышает эффективность теплопередачи в каналах 8 первого теплообменника-парогенератора, а также снижает наружное гидравлическое сопротивление в них, что повышает КПД энергетической установки.

В зависимости от режима работы энергетической установки изменяют расход жидкой фазы криогенного топлива на входе первого, имеющего парогене-рирующие каналы 8, и второго 15 теплообменников-парогенераторов. При этом при увеличении режима работы энергетической установки расход на входе первого теплообменника-парогенератора увеличивают, а на входе второго теплообменника-парогенератора 15 уменьшают. За счёт перераспределения жидкой фазы криогенного топлива между первым и вторым 15 теплообменниками-парогенераторами снижено наружное обмерзание парогенерирующих каналов 8 на всех режимах работы энергетической установки, а также снижено внешнее гидравлическое сопротивление парогенерирующих каналов 8 первого теплообменника-парогенератора.

На минимальном режиме работы энергетической установки первый регулятор 4 расхода жидкой фазы криогенного топлива открыт не более чем на 70 %, а второй регулятор расхода 17 криогенного топлива открыт более чем на 30 %.

чЧШШШШШШШ

2Й»

ЛЕТ С ВАМИ

За счёт перераспределения жидкой фазы криогенного топлива между первым и вторым 15 теплообменниками-парогенераторами снижено наружное обмерзание парогенерирующих каналов 8 на минимальном режиме работы энергетической установки, а также снижено внешнее гидравлическое сопротивление парогенери- 75

рующих каналов 8 первого теплообменника-парогенератора.

На максимальном режиме работы энергетической установки первый регулятор 4 расхода жидкой фазы криогенного топлива открыт более чем на 90 %, а второй регулятор 17 расхода криогенного топлива открыт не более чем на 10 %. За счёт перераспределения жидкой фазы криогенного топлива между первым и вторым 15 теплообменниками-парогенераторами снижено наружное обмерзание парогенерирующих каналов 8 на максимальном режиме работы энергетической установки, а также уменьшено внешнее гидравлическое сопротивление парогенерирующих каналов 8 первого теплообменника-парогенератора.

На промежуточных между минимальным и максимальным режимами работы энергетической установки первый регулятор 4 расхода жидкой фазы криогенного топлива открыт в соответствии с режимом в диапазоне от 60 до 100 %, а второй регулятор расхода 17 криогенного топлива открыт соответственно в диапазоне от 40 до 0 %. За счёт перераспределения жидкой фазы криогенного топлива между первым и вторым 15 теплообменниками-парогенераторами снижено наружное обмерзание парогенерирующих каналов 8 на всех промежуточных режимах работы энергетической установки, а также уменьшено внешнее гидравлическое сопротивление парогенерирующих каналов 8 первого теплообменника-парогенератора.

Со стороны входа жидкой фазы криогенного топлива на наружной поверхности парогенерирующего канала 8 первого теплообменника-парогенератора с помощью датчика температуры 5, соединённого с блоком управления 18 энергетической установки, измеряют наружную температуру стенки парогенерирующе-го канала 8. По уровню этой температуры изменяют расход жидкой фазы криогенного топлива на входе в первый и второй 15 теплообменники-парогенераторы. Это позволяет снизить площадь наружного обмерзания парогенерирую-щих каналов 8 первого теплообменника-парогенератора, а также уменьшить внешнее гидравлическое сопротивление каналов 8 первого теплообменника-парогенератора.

Первым 4 и вторым 17 регуляторами расхода криогенного топлива управляют в зависимости от температуры стенки со стороны входа криогенного топлива на наружной поверхности парогенерирующего канала 8 первого теплообменника, при этом если температура ниже 273,15 К, тогда первый 4 регулятор расхода прикрывают, а второй 17 регулятор расхода открывают до тех пор, пока температура не превысит вышеназванное значение. Это позволяет снизить площадь наружного обмерзания парогенерирующих каналов 8 первого теплообменника-парогенератора, а также уменьшить внешнее гидравлическое сопротивление каналов 8 первого теплообменника-парогенератора.

За счёт перераспределения теплоты, подводимой к криогенному топливу, в двух теплообменниках уменьшено обмерзание наружной поверхности первого теплообменника-парогенератора на всех режимах работы энергетической установки. За счёт снижения обмерзания каналов первого теплообменника-парогенератора в нём повышена эффективность теплопередачи. За счёт снижения габаритов первого теплообменника-парогенератора уменьшены гидравлические потери в газодинамическом тракте энергетической установки, что, в свою очередь,

АОГМТ «Национальная газомоторная ассоциация» (НГА)

I

Лоциям-**

Научные разработки и исследования

к\\\\\\\т

повышает её коэффициент полезного действия. За счёт снижения температуры газовой фазы криогенного топлива на входе в камеру сгорания уменьшена температура выхлопных газов на выходе, что, в свою очередь, повысило надёжность работы газовой турбины энергетической установки.

Таким образом, усовершенствована схема системы подачи криогенного топлива в энергетическую установку, в которой изменены и оптимизированы характеристики первого и второго теплообменников-парогенераторов, а также выполнено распределение потоков криогенного топлива между первым и вторым теплообменниками-парогенераторами для снижения обмерзания наружной поверхности первого теплообменника-парогенератора, который подогревается выхлопными газами от энергетической установки.

_Использованные источники

1. Патент на изобретение, заявка РФ № 93006021, F02С 9/00, опубликована: 30.04.1995.

2. Патент РФ №2125176, F02K 9/44, опубликован: 20.01.1999.

3. Авторское свидетельство СССР № 1795139, F02K 9/44, опубликовано 1991.

4. Система подачи криогенного топлива: патент на изобретение № 2667845: МКИ6 F02C 9/00, F02C 9/26, F02C 9/32, F02K 9/44 / Шишков В.А.; заявитель Шишков В .А. - №2017130760/06(053591); заявл. 30.08.2017, опубл. 24.09.2018. Бюл. № 27. - 11 с.

Россельхозбанк участвует в переходе России на газомоторное топливо

Масштабное использование природного газа на транспорте не только окажет положительное влияние на окружающую среду, но и значительно снизит расходы населения и бизнеса. Переход на недорогое газомоторное топливо позволит сдерживать темпы инфляции, в том числе в сфере услуг ЖКХ и на продовольственном рынке, что, безусловно, отразится на повышении качества жизни людей.

В 2018 году Россельхозбанк (РСХБ) приступил к реализации мероприятий дорожной карты взаимодействия с единым оператором по развитию рынка ГМТ - компанией «Газпром газомоторное топливо». В результате данной работы Минсельхоз России по предложению РСХБ включил газомоторную технику и природный газ в перечень целей льготного кредитования аграриев.

Россельхозбанк уделяет особое внимание развитию рынка газомоторного топлива на федеральном и региональном уровнях. С 2018 года аграрии могут получить льготные кредиты на приобретение природного газа и работающей на нём техники в любом регионе страны. Это стало возможным благодаря тесному взаимодействию банка, Минсельхоза России и компании «Газпром газомоторное топливо». По мере развития необходимой инфраструктуры повысится популярность природного газа как моторного топлива, и его использование станет удобным и привычным для потребителей.

Банк предлагает всем клиентам, независимо от отраслевой принадлежности, адаптированные кредитные продукты, в том числе в сфере переоборудования техники и развития заправочной инфраструктуры. Производители сельскохозяйственной продукции могут получить такие кредиты по сниженной процентной ставке в рамках государственной программы льготного кредитования АПК.

https://www.bnkomi.ru/data/news/90322/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.