Научная статья на тему 'Система планирования новой техники на малых высокотехнологичных приборостроительных предприятиях'

Система планирования новой техники на малых высокотехнологичных приборостроительных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
147
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ НОВОЙ ТЕХНИКИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / EQUIPMENT UPGRADING / ESTIMATION OF EFFECTIVENESS / COMPETITIVENESS MANAGEMENT / HIGH-TECH COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Латынцева Марина Борисовна

Статья посвящена разработке системы планирования новой техники: описывается место планирования новой техники в системе управления малого высокотехнологичного приборостроительного предприятия, представлен подход к оценке эффективности плана новой техники, выделены основные требования к плану и предложен алгоритм планирования новой техники на малом высокотехнологичном предприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Латынцева Марина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EQUIPMENT UPGRADING AT SMALL HIGH-TECH COMPANIES

The article considers the planning system of equipment upgrading as a part of small high-tech company. It produces the criterion to evaluate the upgrading efficiency, its key determinants, and a pattern of the planning.

Текст научной работы на тему «Система планирования новой техники на малых высокотехнологичных приборостроительных предприятиях»

УДК 658.5

СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ НА МАЛЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ПРИБОРОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

EQUIPMENT UPGRADING AT SMALL HIGH-TECH COMPANIES

М.Б. Латынцева M.B. Latyntseva

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья посвящена разработке системы планирования новой техники: описывается место планирования новой техники в системе управления малого высокотехнологичного приборостроительного предприятия, представлен подход к оценке эффективности плана новой техники, выделены основные требования к плану и предложен алгоритм планирования новой техники на малом высокотехнологичном предприятии.

The article considers the planning system of equipment upgrading as a part of small high-tech company. It produces the criterion to evaluate the upgrading efficiency, its key determinants, and a pattern of the planning.

Ключевые слова: планирование новой техники, оценка эффективности, управление конкурентоспособностью, высокотехнологическое предприятие.

Key words: equipment upgrading, estimation of effectiveness, competitiveness management, high-tech company.

Разработка новой техники в течение нескольких лет оттягивает на себя значительную часть ресурсов малого высокотехнологичного предприятия, подчиняет себе направление его развития, поэтому изначальное несоответствие цели плана стратегическим задачам предприятия имеет большие негативные последствия для возможностей его развития. Место плана новой техники в системе управления на предприятии таково, что некорректная или неполная оценка его эффективности оказывает непосредственное воздействие на производственный и инвестиционный потенциал предприятия, его финансовую устойчивость, наличие других разработок в портфеле продукции.

На наш взгляд, необходимо оценивать эффективность плана новой техники по двум направлениям: во-первых, с точки зрения создания конкурентоспособного продукта, во-вторых, с точки зрения воздействия результатов планирования на производственно-экономический потенциал самого предприятия.

Достоинство предлагаемого подхода заключается в том, что он позволяет оценить эффективность плана и с точки зрения объекта планирования (новой техники), и с точки зрения субъекта планирования (высокотехнологичного предприятия). Предлагаемый подход основан на учете специфики сферы создания новой техники и специфике природы самого про-

дукта. Он привлекает инструменты оценки инвестиционных проектов, технических систем и проектов НИОКР.

Первый параметр оценки эффективности плана - является ли результатом планирования конкурентоспособный продукт, соответствующий технико-экономическим требованиям и отвечающий по качеству, цене ожиданиям потребителей. Подход предусматривает наличие «контрольных точек» корректировки плана по параметрам «качество - затраты - цена» новой техники. Новая техника оценивается с точки зрения ее качества (безопасности, надежности, степени удовлетворения потребности), степени новизны (наличие аналогов, прогнозируемого времени их появления), экономичности (скорость окупаемости издержек предприятия на разработку, производство, реализацию изделия).

В результате анализа качества на стадии проектирования (разработки конструкторской и технологической документации) обеспечивается технико-экономическая оптимизация соотношения «надежность-затраты» и определяется конкурентоспособный уровень качества, цены новой техники. В результате анализа степени новизны делается вывод о допустимых сроках и затратах на НИОКР, длине жизненного цикла новой техники. Это позволяет производителю новой техники комплексно подойти к вопросу качества и ценообразования на основе экономи-

© М.Б. Латынцева, 2011

ческих характеристик эксплуатации новой техники потребителем и анализа состояния рынка.

Второй параметр оценки эффективности плана - его воздействие на производственноэкономический потенциал предприятия - предлагается рассматривать путем сравнения исходного и достигнутого производственного и инвестиционного (финансового) потенциалов предприятия. Производственный потенциал определяет возможности предприятия при выпуске наукоемкого и трудозатратного продукта, инвестиционный потенциал важен для оценки привлекательности компании для вложения средств, необходимых для выпуска новой техники и ее развития.

Для оценки эффективности плана новой техники с этой позиции необходимо проанализировать первоначальное состояние предприятия с точки зрения имеющихся ресурсов и эффективности их использования, финансовохозяйственной деятельности и производственно-технологического процесса при помощи таких показателей экономического анализа, как рентабельность инвестированного капитала и рентабельность продаж, фондоотдача и степень загрузки производственных мощностей, производительность труда и материалоемкость изделия, период окупаемости вложенных средств.

На основе анализа следует поставить задачу по оптимизации критичных параметров. В частности, анализ производственного потенциала предприятия в одной из «контрольных точек» плана позволяет определить необходимые ресурсы, их распределение во времени для удовлетворения спроса на новую технику. После реализации плана определяется степень достижения поставленных целей исходя из получения дополнительной выручки, увеличения объема выпуска продукции или экономии за счет снижения затрат на производство, анализируется изменение производственноэкономического потенциала в сравнении с исходным, на основе чего делается вывод об эффективности плана новой техники.

Таким образом, для применения предложенного подхода к оценке эффективности плана новой техники на всех стадиях ее жизненного цикла должны быть обеспечены:

1) целостность процесса планирования за счет последовательности и иерархичности всех этапов плана;

2) первичность удовлетворения спроса и рыночной потребности над научно-техническими разработками;

3) взаимоувязка объема спроса с производственными возможностями предприятия;

4) адаптация плана как к особенностям предприятия (размер, портфель продукции), так и особенностям отрасли;

5) соответствие цели плана новой техники стратегическим задачам предприятия;

6) соответствие этапов плана этапам жизненного цикла новой техники;

7) четкое определение критериев эффективности плана и стадий, на которых происходит оценка эффективности;

8) возможность проведения корректировки плана и возврата на предыдущие этапы;

9) предложение альтернатив и возможность выбора среди них оптимальной для предприятия, исходя из поставленной цели;

10) проведение оценки эффективности плана, исходя из поставленных целей и заданных критериев.

Сформулированные условия позволяют предложить алгоритм планирования новой техники, состоящий из четырех стадий, соответствующих стадиям жизненного цикла новой техники и включающих в себя девять этапов (см. рис. 1).

Целью первой стадии плана является принятие или отклонение решения о начале проектирования новой техники. Здесь закладываются параметры конкурентоспособности новой техники и выделяются существующие ограничения, для чего проводится анализ рынка, на который планируется вывести новую технику, и анализ деятельности предприятия.

При условии положительных результатов экономического анализа, удовлетворяющего фирму с точки зрения ее целей, ресурсов, рыночных условий и ожидаемого экономического эффекта принимается решение о разработке комплекта документации.

Целью второй стадии плана является обеспечение конкурентоспособности новой техники. Начинается она с постановки целей планирования, которые должны выражаться в достижении определенных показателей деятельности предприятия в результате реализации плана (доля рынка, размер прибыли, рентабельность деятельности) и в достижении определенного уровня конкурентоспособности (уровень качества, степень новизны, степень удовлетворения потребности). При этом должен быть четко определен период планирования, по истечении которого делаются окончательные выводы об эффективности плана.

При проектировании новой техники в технической документации закладывается уровень ее качества, являющийся ключевым фактором для определения издержек разработки и про-

Выводы об эффективности плана Рис. 1. Алгоритм планирования новой техники

изводства новой техники, ее цены и времени выхода на рынок. На данном этапе необходимо определить оптимальный уровень безопасности и надежности новой техники.

Обеспечение соответствия государственным стандартам и нормативам безопасности и надежности рекомендуется дополнять методом функционального анализа видов, последствий и критичности отказов (Failer Mode and Effects Analysis, FMEA), при помощи которого оптимальный уровень качества новой техники оценивается исходя из потенциального ущерба потребителя и издержек производителя. Это позволяет предприятию уменьшить затраты по исправлению дефектов с наибольшим параметром риска для потребителя за счет следующих корректирующих действий: изменение конструкции для исключения причины возникновения дефекта, снижение влияния дефекта на потребителя, повышение достоверности выявления дефекта. Данный анализ позволяет выявить

дефекты с незначительным уровнем риска, устранение которых нерационально как с точки зрения нормы прибыли производителя, так и с точки зрения требований потребителя.

После определения необходимого уровня качества новой техники как ее главной потребительской характеристики, конкурентоспособность новой техники целесообразно оценивать через соотношение новизны и сложности новой техники (рис. 2).

Рис. 2. Матрица соотношения «Сложность-Новизна»

Предлагается оценивать новизну новой техники с точки зрения наличия/отсутствия аналогов, а сложность новой техники (Сл) - как функцию от трудоемкости (Тр), материалоемкости (М) и стоимости испытаний (Сисп):

Сл = / (Тр, М, Сисп).

Дальнейший ход планирования новой техники зависит от позиции, которую она занимает в данной матрице. В позиции 1 издержки оцениваются предприятием как низкие, но техника имеет аналоги на рынке, а степень ее конкурентоспособности недостаточная. Предприятию следует вернуться на первый этап плана (анализ рынка) для поиска возможностей модификации продукта, способной повысить его конкурентоспособность.

В позиции 2 низкая новизна при значительных издержках указывает на недостаточную конкурентоспособность новой техники для обеспечения окупаемости издержек предприятия.

Позиции 3 и 4 характеризуются высокой конкурентоспособностью новой техники, при условии соответствия ее характеристик потребностям рынка. Однако в позиции 4 имеет смысл рассмотреть возможность передачи части работы сторонним производственным предприятиям (субподряд-кооперирование) для снижения затрат на закупку и содержание высокотехнологичного оборудования. На основании проведенного анализа конкурентоспособности новой техники рассчитывается плановое значение цены (рис. 3) и период конкурентоспособности новой техники.

Р =С Р >с

Рис. 3. Определение цены в зависимости от качества новой техники

Нижняя граница цены новой техники определяется издержками производителя на достижение минимально возможного уровня качества (Ктп), который определяется государст-

венными нормативами и стандартами качества новой техники. В большинстве случаев предприятие должно стремиться к такому уровню эффективности и новизны новой техники, который соответствовал бы уровню качества (Кор) и более высокой цене (Р), поскольку верхняя граница цены новой техники определяется не столько покупательской способностью (покупатели новой техники имеют больше возможности для привлечения дополнительных средств, чем покупатели потребительских товаров), сколько параметрами качества новой техники.

Сдвиг по кривой Р может быть обеспечен при помощи улучшения «реального» качества новой техники (достижения более высоких характеристик безопасности, надежности, экономичности), но при этом зависимость между ценой новой техники (Р) и издержками предприятий на ее создание (С) остается прежней. Сдвиг кривой С в сторону кривой С’ (где соотношение меняется в сторону Р>С) может быть обеспечен при помощи увеличения «ощущаемого» качества новой техники: дополнительная сертификация, предоставление сервисного обслуживания, повышение осведомленности потребителей о качестве новой техники.

По результатам определения планового значения цены на основе сравнения ущерба потребителя и затрат производителя на поддержание качества новой техники вторая стадия планирования завершается принятием решения о производстве опытного образца. В случае если затраты на создание необходимых параметров конкурентоспособности превышают финансовые возможности предприятия, то (даже несмотря на положительный конечный эффект от реализации новой техники) имеет смысл продать разработанный комплект технической документацией вместе с патентом на изобретение, чтобы окупить уже вложенные средства и избежать банкротства по ходу дальнейшей реализации плана. Это означает переход на предпоследний этап плана: оценка достигнутых показателей, сравнение с плановыми.

Если принято положительное решение о производстве опытного образца, то целью следующей стадии планирования новой техники становится ее техническое и производственное освоение, в рамках которого новая техника проходит государственные испытания, регистрацию и сертификацию. Данный этап является самым дорогим для предприятия, причем эти затраты обязательны, являются внешними по отношению к предприятию и, следовательно, мало поддаются снижению (они относятся к издержкам Ссот) Вследствие этого предприятие

должно сосредоточить свои усилия на подготовке к следующей стадии жизненного цикла новой техники - серийному производству.

Дело в том, что, имея опытный образец, находящийся в техническом освоении, зная параметры конкурентоспособности своего продукта, планируемый уровень цены и примерное время выхода на рынок, предприятие может разместить эту информацию в свободном доступе и начать прием заявок на продукт для оценки уровня спроса, внесения корректировок в цену новой техники, а также для оптимизации производственного плана.

На данном этапе предприятие может соотнести размер первоначального спроса с критическим объемом реализации, сделать выводы о сроке окупаемости новой техники, на основе этого определить размер партии и потребность в материалах и комплектующих, рассчитать загрузку собственных производственных мощностей, произвести заказ субподрядчикам на выполнение необходимых работ.

Важно рассмотреть данный продукт в комплексе с остальными разработками в портфеле предприятия. Для этого рекомендуется сопоставить рентабельность их оборота и на основании этого определить значение новой разработки для предприятия и те производственные мощности, которые необходимо отвести для него.

Данная стадия плана заканчивается принятием решения о серийном производстве. В случае отрицательного решения предприятие должно продать права на разработку предприятию с большими производственными и финансовыми возможностями, полученные средства вложить в развитие собственного потенциала и в разработку новой идеи. В случае положительного решения предприятие вступает в стадию плана, приносящую доход (производство и реализация). На данном этапе на первый план выступает поддержание заданного уровня и мониторинг успешности производствен-

ного и экономического освоения новой техники, достижения запланированных показателей качества, себестоимости, издержек, трудозатрат, объемов производства и продаж. При этом постоянно оценивается изменение ситуации на рынке, сезонность спроса, разрабатываются меры по приспособлению к спросу (создание запасов, сверхурочная работа), отслеживаются первые отзывы о продукте.

В соответствии с предлагаемой методикой заключительным этапом плана является оценка достигнутых показателей доходности, объема продаж и срока окупаемости и сравнение их с плановыми. На основании чего делается вывод об эффективности плана с точки зрения создания конкурентоспособного продукта и оценивается изменение в состоянии и производственно-экономическом потенциале предприятия относительно первоначального и запланированного.

Таким образом, предложенный подход к оценке эффективности плана и разработанная на его основе методика планирования позволяют осуществлять планирование новой техники в рамках стратегии максимизации прибыли. Это достигается в результате обеспечения контроля конкурентоспособности новой техники уже на этапе ее проектирования и принятия решений относительно цены и объемов производства новой техники исходя из их воздействия на производственно-экономический потенциал предприятия. Методика предлагает различные варианты развития плана по результатам предварительной оценки его эффективности в точках «контроля». В результате увеличивается прогнозируемость результатов планирования и достоверность оценки периода окупаемости вложенных средств, планирование осуществляется без отрыва от ситуации на рынке и с учетом стратегических целей малого высокотехнологичного приборостроительного предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.