Научная статья на тему 'Система оценки индикаторов модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности'

Система оценки индикаторов модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПИЩЕВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ОЦЕНКА СТОИМОСТИ КОМПАНИИ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / FOOD INDUSTRY / STRATEGIC MANAGEMENT / STRATEGIC ANALYSIS / VALUATION OF THE COMPANY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шаталова Анна Николаевна

В статье анализируются основные инструменты, методы и модели, которые активно применяются предприятиями пищевой промышленности России для оценки своей модели устойчивого развития. Актуальность исследования заключается в том, что чрезмерная степень влияния факторов внешней среды на бизнес активность предприятий пищевой промышленности приводит к необходимости оценки и мониторинга их модели устойчивого развития. В рамках статьи перечислены основные этапы разработки и формирования стратегии устойчивого развития современного предприятия пищевой промышленности России. Рассмотрены особенности использования основных моделей стратегического анализа для оценки модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности, которые широко применимые отечественными компаниями. В частности, проанализированы преимущества и недостатки таких методик, как SWOT анализ, PEST анализ и модель «Пяти сил Портера». Также, проведен сравнительный критический анализ основных показателей финансовой модели оценки стоимости бизнеса, которые могут использоваться предприятиями пищевой промышленности РФ для анализа эффективности модели устойчивого развития. Итогом научного исследования статьи является вывод автора о том, что коммерческая деятельность предприятий пищевой промышленности России требует проведения оценки модели устойчивого развития, что позволяет совершенствовать свою стратегию. По этой причине, необходимо использование различных показателей, методик, моделей, задачи которых совпадают. При этом, помимо моделей стратегического анализа, целесообразно использовать методики оценки стоимости компаний, которые позволяют определить эффективность устойчивого развития бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF ASSESSMENT FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT MODEL INDICATORS OF FOOD INDUSTRY ENTERPRISES

The article analyzes the main tools, methods and models that are actively used by food industry enterprises in Russia to assess their sustainable development model. The relevance of the study lies in the fact that the excessive degree of influence of environmental factors on the business activity of food industry enterprises leads to the need to evaluate and monitor their sustainable development model. The article lists the main stages of the development and formation of a sustainable development strategy for a modern enterprise in the food industry in Russia. The features of using the basic models of strategic analysis to assess the sustainable development model of food industry enterprises that are widely applicable by domestic companies are considered. In particular, the advantages and disadvantages of such techniques as SWOT analysis, PEST analysis and the Porter's Five Forces model are analyzed. Also, a comparative critical analysis of the main indicators of the financial model for assessing business value, which can be used by food industry enterprises of the Russian Federation to analyze the effectiveness of the sustainable development model, was carried out. The result of the scientific research of the article is the author’s conclusion that the commercial activity of food industry enterprises in Russia requires an assessment of the sustainable development model, which allows us to improve our strategy. For this reason, it is necessary to use various indicators, techniques, models, the tasks of which coincide. At the same time, in addition to strategic analysis models, it is advisable to use company valuation techniques that determine the effectiveness of sustainable business development.

Текст научной работы на тему «Система оценки индикаторов модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности»

Система оценки индикаторов модели устойчивого развития предприятий пищевой

промышленности

System of assessment for sustainable development model indicators of food industry

enterprises

Шаталова Анна Николаевна

магистрант, ИТМО, г. Санкт-Петербург, annashatalova@yahoo. com

Shatalova Anna Nikolayevna

Master students, ITMO, Saint-Petersburg annashatalova@yahoo. com

Аннотация.

В статье анализируются основные инструменты, методы и модели, которые активно применяются предприятиями пищевой промышленности России для оценки своей модели устойчивого развития. Актуальность исследования заключается в том, что чрезмерная степень влияния факторов внешней среды на бизнес активность предприятий пищевой промышленности приводит к необходимости оценки и мониторинга их модели устойчивого развития. В рамках статьи перечислены основные этапы разработки и формирования стратегии устойчивого развития современного предприятия пищевой промышленности России. Рассмотрены особенности использования основных моделей стратегического анализа для оценки модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности, которые широко применимые отечественными компаниями. В частности, проанализированы преимущества и недостатки таких методик, как SWOT анализ, PEST анализ и модель «Пяти сил Портера». Также, проведен сравнительный критический анализ основных показателей финансовой модели оценки стоимости бизнеса, которые могут использоваться предприятиями пищевой промышленности РФ для анализа эффективности модели устойчивого развития. Итогом научного исследования статьи является вывод автора о том, что коммерческая деятельность предприятий пищевой промышленности России требует проведения оценки модели устойчивого развития, что позволяет совершенствовать свою стратегию. По этой причине, необходимо использование различных показателей, методик, моделей, задачи которых совпадают. При этом, помимо моделей стратегического анализа, целесообразно использовать методики оценки стоимости компаний, которые позволяют определить эффективность устойчивого развития бизнеса.

Annotation.

The article analyzes the main tools, methods and models that are actively used by food industry enterprises in Russia to assess their sustainable development model. The relevance of the study lies in the fact that the excessive degree of influence of environmental factors on the business activity of food industry enterprises leads to the need to evaluate and monitor their sustainable development model. The article lists the main stages of the development and formation of a sustainable development strategy for a modern enterprise in the food industry in Russia. The features of using the basic models of strategic analysis to assess the sustainable development model of food industry enterprises that are widely applicable by domestic companies are considered. In particular, the advantages and disadvantages of such techniques as SWOT analysis, PEST analysis and the Porter's Five Forces model are analyzed. Also, a comparative critical analysis of the main indicators of the financial model for assessing business value, which can be used by food industry enterprises of the Russian Federation to analyze the effectiveness of the sustainable development model, was carried out. The result of the scientific research of the article is the author's conclusion that the commercial activity of food industry enterprises in Russia requires an assessment of the sustainable development model, which allows us to improve our strategy. For this reason, it is necessary to use various indicators, techniques, models, the tasks of which coincide. At the same time, in addition to strategic analysis models, it is advisable to use company valuation techniques that determine the effectiveness of sustainable business development.

Ключевые слова: устойчивое развитие, пищевая промышленность, стратегический менеджмент, стратегический анализ, оценка стоимости компании.

Key words: sustainable development, food industry, strategic management, strategic analysis, valuation of the company.

Современные условия пищевой промышленности экономики Российской Федерации требуют от

предприятий развития модели устойчивого развития, заключающейся в основе стратегии бизнеса. Чрезмерная степень влияния внешних фундаментальных факторов, рост уровня рыночной конкуренции в отрасли пищевой промышленности и желание экспансии на международные рынки вынуждают руководителей организаций формировать экономически эффективную стратегию своего устойчивого развития.

Разработка и формирование стратегии устойчивого развития современного предприятия пищевой промышленности, как правило, состоит из нескольких основных этапов [1]:

1. Стратегический анализ внешней и внутренне среды с помощью SWOT-анализа, PEST-анализа и т.д.

2. Определение миссии и основных стратегических целей коммерческой деятельности.

3. Формирование альтернативных вариантов стратегии и выбор оптимальной из них.

4. Реализация сформированной стратегии.

5. Оценка и контролинг действующей стратегии (при необходимости ее оптимизация).

Именно системы оценки индикаторов модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности - выступает заключительным этапом, благодаря которому возможно:

- получение итогового результата и ответа на вопрос «эффективная ли стратегия развития бизнеса»;

- получение итогового результата и оптимизация стратегии развития бизнеса в последующем периоде.

В первую очередь, рассмотрим особенности использования основных моделей стратегического анализа

для оценки модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности, которые широко применимые отечественными компаниями.

SWOT анализ - классический инструмент стратегического анализа, базирующийся на анализе четырех сфер, среди которых сила, слабость возможности и угрозы компании [2]. Данный инструмент стратегического анализа не выступает высокоэффективным по той простой причине, что на его результаты большое влияние оказывает субъективный фактор и точка зрения лиц, его применяющих и интерпретирующих. Кроме того, одним из ключевых недостаток данного инструмента стратегического анализа для предприятий России выступает быстрое изменение условий внешней среды. То, что сегодня было преимуществом, завтра может уже стать угрозой и наоборот. С учетом динамичности отечественного пространства, использование только SWOT анализа недостаток для российских управляющих

ПЭСТ-анализ, особенно популярный среди больших корпораций, используется для оценки внешней среды организации и выявления факторов, которые могут оказать влияние на ее функционирование [3].

Преимуществами PEST-анализа выступает его наглядность, простота и применение, которое позволяет определить возможности для развития бизнеса и реализации конкурентного потенциала [6].

Недостатками данного инструмента стратегического анализа выступают такие факторы, как ограничение доступа к достоверной и надежной информации, а также то, что данный анализ стоит проводить на постоянной основе, а значит, требует принятия следующей меры в стратегическом планировании и управлении предприятием: проведение постоянной оптимизации стратегии развития.

Метод «Пяти сил Портера» был разработан в 1979 году Майклом Портером в Гарвардской школе бизнеса как простой фрейм для оценки конкурентоспособной мощи и позиции организации на рынке. Теория базируется на концепции, что имеется пять сил, которые определяют конкурентоспособную мощь и привлекательность рынка [4].

Основным преимуществом данного метода является то, что данный инструмент стратегического анализа, наиболее подходящий для повышения уровня конкурентоспособности предприятия, ведь «пять сил Портера» позволяют на постоянной основе проводить исследование возможностей и рисков внешней среды, определять конкурентные перспективы от внедрения новой производственной деятельности или выхода на

новый рынок/сегмент/отрасль [5].

Недостатком данной модели выступает то, что отсутствует анализ постоянной динамики внешней среды. Чем динамичнее среда - тем меньший уровень эффективность данного инструмента. С учетом экономики Росси, данная модель стратегического анализа неактуальна. Кроме того, она не позволяет учитывать интересы государства, как ключевого стейкхолдера, что ошибка для отечественных управляющих и предпринимателей.

Также, важным инструментом оценки модели устойчивого развития предприятий пищевой промышленности выступают различные финансовые показатели. Однако, более высокую степень важности могут иметь модели оценки стоимости компаний, которые отражают качество устойчивого развития бизнеса. Ведь чем более эффективная стратегия предприятия, тем выше будет оценка ее стоимости в глазах потенциальных инвесторов, акционеров и кредиторов.

Рассмотрим особенности основных показателей финансовой модели оценки стоимости бизнеса компании:

- EVA - данная модель отражает экономическую добавленную стоимость организации, где включена операционная прибыль от производства после уплаты налогов и вычета затрат на капитальные вложения;

- CFROI - данная модель отражает внутреннюю стоимость бизнеса компании, где включены реальные денежные потоки организации от совершения инвестиций;

- SVA - данная модель отражает расчет акционерной добавленной стоимости компании, где учитывается возможный экономический эффект от увеличения объема инвестиций акционеров в масштабирование бизнеса;

- CVA - данная модель отражает добавленную стоимость денежных потоков, где учитываются не только операционные затраты компании, но и ее затраты на капитальные вложения.

В рамках таблицы 1 проведем сравнительный анализ данных моделей финансового анализа стоимости компании, как инструментом определения индикаторов устойчивого развития предприятий пищевой промышленности.

Таблица 1. Сравнительный критический анализ основных показателей финансовой модели оценки стоимости

бизнеса [7; 8; 9].

Показатель Преимущества Недостатки

EVA Рациональность, поскольку учитывается не только прибыль, но и капитал компании Не отражается прогноз будущих денежных потоков

CFROI Показатель относительный и позволяет использоваться для сравнения компаний между собой Сложность прогнозирования будущих денежных потоков, создаваемых текущими и будущими активами компании

SVA Позволяет оценить эффективность инвестиций в создании добавленной стоимости Сложность оценки будущих денежных потоков искажает значение

CVA Учитывается средневзвешенная стоимость капитала Используются денежные потоки Трудоемкость расчетов - требуется разделение инвестиций компании на стратегические и не стратегические

Подводя итоги научного исследования, необходимо сделать следующее заключение: коммерческая деятельность предприятий пищевой промышленности России требует проведения оценки модели устойчивого развития, что позволяет совершенствовать свою стратегию. По этой причине, необходимо использование различных показателей, методик, моделей, задачи которых совпадают. При этом, помимо моделей стратегического анализа, целесообразно использовать методики оценки стоимости компаний, которые позволяют определить эффективность устойчивого развития бизнеса.

Список используемой литературы:

1. Основные этапы разработки и реализации стратегии. URL: http://www.jobgrade.ru/modules/Articles/article.php?storyid=1039 (дата обращения: 18.04.2020).

2. Ермакова К.Л., Штоколова К.В. Инструменты стратегического анализа деятельности организации // Политика, экономика и инновации. 2018. №4 (21). С. 50-53.

3. Платонова И.В., Азанова Е.А. Методы проведения стратегического анализа в системе управления предприятием // Инновационная наука. 2016. №11-1.

4. Новичкова Л.М. Инструменты стратегического анализа компании // Молодой ученый. 2015. №21.1. С. 56-60.

5. Шаламова А.А., Мокрушина М.Ю. Роль и значение стратегического анализа в деятельности предприятия // Современные тенденции развития науки и технологий. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27675752_42898232.pdf (дата обращения: 18.04.2020).

6. Савинов А.П. Методология стратегического анализа предприятия // Academy. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27813485_57864358.pdf (дата обращения: 18.04.2020).

7. EVA: три буквы с большим экономическим смыслом. URL: https://buh.ru/articles/documents/59870/ (дата обращения: 18.04.2020).

8. Кучумова А.А. Использование метода денежной добавленной стоимости при оценке стоимости бизнеса. URL: https://modern-j.ru/domains_data/files/8/Kuchumova%20A.%20-%203%20-%20().pdf (дата обращения: 18.04.2020).

9. Назарова В.В., Бирюкова Д.С. Стоимостные методы оценки эффективности менеджмента компании. URL: http://economics.ihbt.ifmo.ru/file/article/10991.pdf (дата обращения: 18.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.