Summary. The factors determining the ratio of different types of financial intermediaries in the national financial market are disclosed.
Keywords: financial markets, financial intermediary, institutions, organizations, transformational economy.
Рецензент д.е.н., професор ХНУ ім.В.Н.Каразіна Соболєв В.М. Експерт редакційної колегії к.е.н., доцент УкрДАЗТ Шраменко О.В.
УДК 338.48+379.857+005,332.4
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЙ В КРУИЗНОМ БИЗНЕСЕ
Голубкова И.А., к.э.н., доцент (ОНМА)
Розглядаються особливості формування результатів функціонування морських круїзних ринків. Представлена модель формування показників ефективності круїзного судноплавства. Приведена сукупність необхідних рішень в перспективному розвитку пасажирського флоту.
Ключові слова: круїзний бізнес, капіталізація, збалансованість, судноплавна компанія, конкуренція.
Анализ состояния проблемы.
Экстенсивное и интенсивное развитие зарубежного круизного судоходства предопределяет активность публикаций по проблемам этого вида бизнеса [1, 2, 3]. В отечественной специальной литературе раскрываются отдельные стороны круизного судоходства [4, 5]. Тем не менее, учитывая потенциальные возможности развития
Черноморского сегмента круизного судоходства необходимо обосновать ряд новых подходов к управлению эффективность морских пассажирских комплексов. Поэтому при подготовки статьи используются общетеоретические научные
источники [6, 7, 8].
С экономическим ростом и повышением уровня жизни формируется тенденция перераспределения доходов между оплатой
потребительских благ и сферой услуг [6].
Одновременно увеличивается подвижность людей и возрастает роль пассажирского транспорта. Эта тенденция формируется под воздействием высоких темпов роста спроса на основные виды поездок, но, особенно, с развитием туристических
технологий. Туризм и его разновидность -круизное судоходство в 80-х годах ХХ века превращается в важнейшую отрасль
национальных экономик промышленно развитых стран [1]. В этом процессе выделяется пассажирское судостроение и расширение зоны круизного судоходства.
© Голубкова И.А.
Интеграционные процессы становятся важнейшим условием глобального экономического развития, что и предопределяет особые требования к управлению подсистем мирового хозяйства в целом и его региональных и отраслевых составляющих [7]. При этом одновременно
формируются правила устойчивости развития и условия его дифференциации по различным признакам. Особую проблему создают задачи повышения эффективности инвестиционных
проектов вследствие дифференциации развития национальных экономик. Эту дифференциацию нивелирует определенны образом морская индустрия [4].
В условиях ограниченности
инвестиционных ресурсов внимание
концентрируется на эффективности формирования чистого денежного потока [8]. Однако центральной задачей остается достижение конкурентной
устойчивости отраслей национальной экономики, отражающих преимущества участия в международном разделении труда. В этом аспекте следует различать особенности внутренних рынков реализации транспортных услуг. Следует обратить внимание на характер расширения услуг круизного судоходства, отражающего уровни развития
социально-экономических систем.
Анализ публикаций. К сожалению, в
современных условиях состояния украинского сегмента круизной индустрии не опубликовано значительных научных работ, в статьях
Михайловой Ю.В. и Тимощук Е.Н. раскрыт фрагментарно отдельные проблемы качества работы речного флота и рейтинга морских портов. Основные проблемы раскрыты зарубежными авторами Дж.Кристофер Холловей, Vogel M., Kohn M. Однако в этих работах недостаточно внимания обращается на системную оценку эффективности круизного бизнеса.
Постановка проблемы. Достаточно сложной проблемой достижения
сбалансированности экономического роста является управление использованием денежных потов между производственной сферой и сервисным сегментом национальной и глобальной хозяйственных систем. Сформированные
денежные потоки в любой экономике перераспределяются в глобальных подсистемах сферы услуг, среди которых особое место занимает круизный бизнес. Владельцы круизного флота, таким образом, концентрируют значительные финансовые средства, реализуя на мировом рынке потенциал провозной способности пассажирского флота.
Благодаря концентрации пассажирских лайнеров в ведущих операторах фактически сложился международный круизный рынок. Спрос обеспечивают граждане всех экономически
развитых стран, а предложение сосредоточено в узком круге корпораций. Тем не менее, ориентируясь на реализацию принципов относительных и сравнительных преимуществ, сохраняется перспективность организации в регионе Черного моря особой подсистемы
круизных технологий.
К сожалению, наряду с повышением технико-экономического уровня круизного судоходства, формируется дисбаланс, с одной
стороны, между спросом (пассажиропотоками) и распределением пассажировместимости, а, с другой, между распределением различных типов лайнеров между всеми участниками рынка
рекреационных услуг. Это предопределяет распределение доходов между странами с
недостаточной провозной способностью флота и владельцами современного круизного флота.
Отмеченная сложность оценки и
управления эффективностью круизного
судоходства предопределяет и некоторую
ограниченность публикаций по проблеме.
Освещаются отдельные вопросы маркетинговых технологий и инвестиционных подходов.
Постановка задачи и цели исследования. В свою очередь сложная совокупность факторов эффективности круизного бизнеса предопределяет задачи последующего развития этого сегмента морской индустрии. Отсюда вытекает цель исследования - формирование подходов к оценке системной эффективности регионального
позиционирования пассажирского флота по
критериям системной адекватности относительно параметров платежеспособного спроса потенциальных морских туристов и коммерческой конкурентоспособности круизных операторов.
Основной материал. Мировой
экономический рост в течение 2002-2007 годов, несмотря на существенную дифференциацию по регионам и странам обусловил наиболее благоприятные условия развития круизного судоходства. Международные экономические отношения в этот период основывались не только на сравнительных преимуществах [9], но и были обусловлены неолиберальными принципами формирования международной торговли и стимулирования потребительского спроса. При этом не обеспечивалась сбалансированность реальной стоимости производственного аппарата и спекулятивного капитала. Кроме того, была нарушена симметрия баланса в группе государств, предопределявших мировой торговый баланс (США, Китай, Германия, Япония).
Однако социально-экономическая и рекреационная значимость круизных технологий отражает достаточно четкую связь этого сектора рынка морской торговли с глобальным ростом мировой экономики. Это является следствием влияния численности населения, уровня развития экономики и степени удовлетворения спроса на потребность в соответствующей провозной способности. Существенное различие темпов роста мирового выпуска и морской туристической индустрии обусловливается ростом доли свободного времени и перераспределением денежных потоков между прямыми инвестициями и ценностью интеллектуального роста и рекреационных технологий.
Процесс выхода глобальной экономики из системного кризиса сопровождается оживлением круизного судоходства и обновлением пассажирского флота. В этом же секторе достаточно надежным остается функционирование паромных сообщений в регионе Черного моря. Этот вид судоходства обеспечивает оптимизацию мультимодальных технологий и расширение региональных пассажирских перевозок.
Современные процессы, ориентированные на рекреационные цели в международном
круизном судоходстве учитывают характер разделения время труда и отдыха в системе факторов роста производительности. Поэтому важен выбор стратегии, рассчитанной на
использование кредитных источников, которые обеспечивают надежность инвестиционного стимулирования реального сегмента судоходства.
В системе круизного судоходства принципиальное значение должно придаваться дифференциации, которая допускает модели
обслуживания пассажиропотоков с учетом
разнообразия запросов, обеспечивающих лучшие денежные потоки относительно стоимости.
В системе оценки позиционирования национального сегмента круизных технологий и обоснования показателей долгосрочной ориентации необходимо решать две задачи, во-первых, обеспечения устойчивости
пассажиропотока, и, во-вторых, достижения долгосрочных параметров формирования денежных потоков и, как минимум, сохранения стоимости и дальнейшей капитализации. На рис. 1 представлена система требований и условий инициативного позиционирования круизной компании.
С учетом устойчивого развития глобального круизного судоходства и
расширения зон локального
позиционирования возникает проблема оценки и управления перспективными задачами
наращивания потенциала (рис. 1) для новых судовладельцев или операторов. Эта задача, в частности, возникает для морских государств Черноморско-Азовского бассейна. Поэтому с учетом факторов приоритетного развития глобального круизного судоходства и в соответствии с историческими, культурными и природными особенностями Черного моря должны рассматриваться бизнес-проекты создания пассажирских маршрутов.
Факторы приоритетного развития круизного судоходства
Социальные и экономические условия формирования глобального потенциала и
Темпы экономического роста товарных рынков
Ожидаемые темпы роста круизного судоходства
Синергетические результаты формирования круизного бизнеса
Потребительская ценность морских круизов
Ф
Эффект судовладельцев и операторов
Макроэкономическ ая и региональная составляющие
=^=
Стратегия и менеджмент перспективного
і
Современное состояние альтернативных технологий
Конкурентные
ограничения
тт
Оценка и управление
во
Маркетинговые технологии и ценообразование
Параметры и эффективность капитализации
Рисунок 1- Система формирования долгосрочных темпов роста и стоимости судоходной копании
Заключение. Среди социальноэкономических условий формирования локального круизного судоходства в регионе Эгейского- Черного -
Азовского морей выделяются: возрастание платежеспособного слоя населения основных участников СНГ; привлекательность региона для реализации рекреационных технологий и культурно-познавательного отдыха; нормальные условия для пассажирского судоходства; потенциал оптимизации условий обработки судовых и пассажирских потоков в основных портах.
С позиции же снижения возникает целесообразность концентрации усилий основных прибрежных государств в формировании круизной активности региона не только на стимулировании захода традиционных судовладельцев, но и в аспекте возникновения новых круизных компаний, реализующих оригинальные технологии обслуживания морских туристов.
Основной их создания является рациональность и эффективность капитализации инвестиционных ресурсов на основе управления потребительской ценностью морских круизов, эффекта операторской деятельности и макроэкономических целей.
При оценке основных факторов роста круизного бизнеса и стоимости капитала в течение жизненного цикла сегмента рынка морской торговли следует иметь ввиду, что в отличие от стандартных моделей [8] прибыль извлекается достаточно долго, но с различной эффективностью основного капитала СК. При ориентации на параметры долгосрочного роста необходимо учитывать макроэкономические факторы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Холловей Дж.К. Туристичний бізнес[Текст]: Пер. з 7-го англ. вид./ Дж.К. Холловей, Н.Тейлор - К.: Знания, 2007. - 798 с.
2. Berger A. Review of Ocean Travel and Cruising: a Cultural Analysis, The Haworth HospitalityPress, 2004/
3. Peisley T. Global Changes in the Cruise Industry 2003-2010, Seatrade Communications, 2003.
4. Примачев Н. Т. Принципы
интеграции в торговом судоходстве [Текст]: монография / Н. Т. Примачев, А. Н. Примачев. -Одесса: Фешкс; М.: Транслит, 2006. - 360 с.
5. Тищенко Е.В. Структур и
параметры развития рынка транспортных услуг [Текст]/ Под общей ред. Доктора экономических наук, проф. Примачева Н.Т. - Одесса: «ИзданИнформ», 2008.-268с.
6. Сломан Дж. Экономикс [Текст]: [учебник] / Дж. Сломан; пер. с англ. под ред. C. В. Лукина. - [5-е изд.]. - СПб.: Питер, 2005. - 832 с.
- (Серия « Учебник для вузов»).
7. Кругман П. Р. Международная
экономика [Текст] / П. Р. Кругман, М. Обстфельд; пер. С англ.. В. Кузина и др. -СПб.: Питер, 2003.
- 832 с.
8. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов: Пер. с англ. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1997.
9. Пугель Т. А. Международная
экономика [Текст]: учебн. / Т. А. Пугель, П. Х. Линдерт; пер. с англ. - М.: Дело и Сервис, 2003. -800 с.
10. Эванс Ф.Ч. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Ф. Ч. Эванс, Д. М. Бишоп; пер. с англ. А. Шматова. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. - 332.
Аннотация. Рассматриваются особенности формирования результатов функционирования морских круизных рынков. Представлена модель формирования показателей эффективности круизного судоходства. Приведена совокупность необходимых решений в перспективном развитии пассажирского флота.
Ключевые слова: круизный бизнес, капитализация, сбалансированность, судоходная
компания, конкуренция.
Summary. The features of forming results of functioning marine cruise markets are examined. The model of forming indexes efficiency of cruise navigation is presented. The aggregate of necessary decisions is resulted in perspective development of passenger fleet.
Keywords: cruise business, capitalization, balanced, navigable company, competition.
Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н.Т. Экспертредакцийнной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТШраменкоЕ.В.