Научная статья на тему 'Система отбора в подразделения по борьбе с терроризмом'

Система отбора в подразделения по борьбе с терроризмом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
518
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Назаров Ю. Н., Громов М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система отбора в подразделения по борьбе с терроризмом»

Соииапьно-психопогические и педагогические аспекты деятельности правоохранительных органов

СИСТЕМА ОТБОРА В ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ

Канд. пед. наук, доцент Ю. Н. Назаров, канд. юрид. наук, доцент М. А. ромов Академия управления МВД России, г. Москва Основные условия и требования профессионального отбора

Профессиональный отбор личного состава в подразделения по борьбе с террористами является одним из главных элементов в выполнении боевых задач каждым сотрудником в отдельности и группой в целом, обеспечении качественной организации и проведения физической подготовки. Требования к отбору вытекают из специфики профессиональной деятельности подразделения, его предназначения. Служба в таком подразделении отличается высоким эмоционально-волевым напряжением и требует высокой дисциплинированности, беспрекословного исполнения приказов и распоряжений.

Каждый должен помнить, что несет моральную ответственность за сохранение жизней людей, материальных ценностей. Поэтому наряду с хорошим здоровьем и физическим состоянием для личного состава важными являются такие психофизиологические свойства, как: высокие аналитические способности зрительного и слухового аппаратов; устойчивость внимания, способность к его распределению и переключению; быстрота, точность и координированность зрительно-моторных действий; эмоциональная устойчивость.

При физических и психологических нагрузках на учебно-тренировочных занятиях и в боевых действиях у личного состава возникает утомление, снижается надежность выполнения поставленных задач. Чтобы сохранить работоспособность, необходимо развивать такие физические качества, как выносливость, способность к преодолению чувства страха и др.

Способы отбора в спецподразделение основаны как на теоретических разработках, так и на эмпирических данных. Психофизиологическое обследование личного состава проводится с учетом того, что ему предстоит выполнять свои обязанности в экстремальных ситуациях и с риском для жизни. Особое внимание уделяется выявлению уровня развития интеллектуальных способностей.

Отбор предполагает получение данных о предшествующем профессиональном обучении, опыте, способностях к овладению новой специализацией, к успеш-

ному обучению и практическому выполнению заданий в строго отведенные временные рамки. Предварительно составленные характеристики позволяют лучше изучить кандидатов, быть уверенным, что с ними можно эффективно проводить учебно-тренировочные занятия и боевые операции в сложных ситуациях.

С помощью бланковых методик выявляется оперативная память в условиях переключения внимания. Для этого используют методику отыскания красно-черных чисел по таблице Ф. Д. Горбова, приспособленной для группового обследования В. Л. Марищуком, Н. В. Сысоевым, И. И. Петрушевским.

К конкурсу привлекают лиц в возрасте от 21 до 27 лет с высшим гуманитарным, техническим или военно-специальным образованием.

Профессиональный стандарт кандидата в спецпод-разделение составлен на основе следующих критериев:

- высокие интеллектуальные качества (умственные, морально-волевые, психологические);

- разносторонняя физическая подготовленность;

- хорошее здоровье и физическое состояние;

- обязательное прохождение военной службы в армии или на флоте, в пограничных войсках или в МВД, других военизированных подразделениях;

- непременное выполнение контрольно-проверочных тестов.

Кроме того, кандидат должен быть хорошим семьянином, соблюдать нравственные принципы, не курить, не употреблять спиртные напитки, быть опрятным.

Профотбор - один из ведущих критериев дальнейшей учебно-тренировочной и боевой деятельности. Тренировки, систематический контроль и оценка результатов службы составляют единый процесс, способствующий поддержанию личного состава на высоком физическом и психологическом уровне. При этом каждый кандидат должен осознать, что он будет выполнять задачу по обеспечению безопасности граждан, соблюдению в полном объеме их прав и свобод, что в ходе специальных мероприятий, он будет осуществлять функции, возможно направленные на физическую ликвидацию правонарушителя.

Особенности профессионального отбора

Основные требования к кандидатам на всех этапах обучения - хорошие физические и психологические данные, оптимальные психологические характеристики индивидуальных и групповых навыков и действий. Однако не менее важными являются и такие особенности, как

добровольность, способность беспрекословно выполнять приказы руководителя, умение принимать самостоятельные решения в экстремальных условиях, отлично владеть огнестрельным оружием.

При подготовке подразделений необходимо обосновать количество сотрудников, задачи, которые предстоит выполнять личному составу, (в соответствии с их принадлежностью, регионом), количество инструкторов, соответствующих профессиональному уровню, специфические требования к физическим и психологическим качествам отбираемого контингента.

Профотбор осуществляется на индивидуальном уровне (на последующих этапах обучения отрабатывается способность к коллективным действиям). Как правило, он продолжается в ходе регулярных и систематических учебно-тренировочных занятий и боевых действий, что позволяет постоянно выявлять пригодность кандидатов для дальнейшей деятельности. В процессе практических мероприятий был разработан так называемый стандарт (условия и требования) профотбора личного состава в подразделения по борьбе с террористами.

Профотбор предполагает применение разноуровневых критериев, включающих конкретные условия (от ознакомления с личными делами до формирования учебно-боевых групп) и требования (от добровольного желания стать членом спецгруппы и до межличностных взаимоотношений в процессе первоначального обучения). Все это основывается на заранее выработанных общих стандартах, однако могут учитываться и специфические качества.

Принципы и методы профессионального отбора

Вероятными кандидатами в специальное подразделение могут быть мужчины (21-27 лет, рост 150-180 см), женщины (23-26 лет, рост 145-170 см), имеющие хорошее состояние здоровья и вес, соответствующий росту.

Принцип добровольности заключается в том, что кандидат, проявивший стремление служить в спецподраз-делении, должен подходить к этому сознательно, а не под влиянием посторонних лиц, уговоров, корыстных целей, каких-либо иных субъективных желаний. При анкетировании нецелесообразно в устной форме или письменно задавать вопросы о добровольности поступления его на службу. Надо иметь в виду, что в группу официально зачисляются те, кто прошел тестирование. Практика показала, что истинные добровольцы, убежденные в правоте своего дела, обычно более преданны служебному долгу. В трудные, критические моменты они с наибольшей отдачей выполняли приказы и задания. Их умелые и профессиональные действия всегда имели успех.

По медицинскому освидетельствованию кандидат должен иметь стопроцентное зрение, не быть дальтоником, терять остроту зрения в сумерках. В случае ношения очков рекомендовано их укреплять, чтобы они не спадали при выполнении оперативных заданий. Для боевых пловцов предпочтительно носить контактные линзы. Слух также должен быть в норме.

Нежелательно допускать к тестированию кандидатов, имеющих заболевания, особенно психические

расстройства, которые могут повлиять на их будущую деятельность.

В спецподразделении не должно быть «одиночек». Чувство товарищества, доверие, уверенность друг в друге - неотъемлемые факторы взаимодействия и сплочения коллектива в единое целое. При прохождении контрольных тестов кандидат, как правило, старается показать личную надежность. Однако руководители должны помнить, что профотбор - это не одномоментное явление, а длительный и кропотливый процесс.

Другим критерием профотбора является отношение к стрелковому оружию. Человек может обращаться с ним уверенно или испытывать страх при этом. Новобранцы не всегда хорошо стреляют по мишеням. Например, им можно поставить задачу: поразить две цели в определенный отрезок времени, причем каждую из них - первым выстрелом. Если кандидат (при всех положительных качествах) стреляет, но не попадает в цель, ему можно дать испытательный срок. Меткость появляется с опытом, поэтому стрельбе можно научиться при соблюдении правильной методики. По окончании испытательного срока, если кандидат не поражает цели с первого выстрела из пистолета, пистолета-пулемета, автомата, винтовки, он считается непригодным и отчисляется из подразделения.

Общие требования заключаются в выборе методик профотбора личного состава на первых двух этапах. Выбор зависит от географических и климатических условий деятельности подразделений и от выполнения специфических заданий.

Чтобы выявить профпригодность кандидатов по физической подготовке, кроме медицинского обследования можно применять проверку и оценку, используя комплексы упражнений (как базовый компонент) НФП.

Контрольные тесты по физической подготовке (варианты, количество, последовательность и время сдачи определяет руководитель) личный состав выполняет в полевой форме одежды. Их надо проводить после 2-3 тренировок. Затем у кандидатов выявляются такие качества, как бдительность, сообразительность, память, способность к быстрому запоминанию, обучению и реализации пройденного материала. Во время проверки можно использовать давление на кандидата в целях принуждения исполнять те или иные приказы и команды. Индивидуальная и групповая оценка определяется по принципу «выполнил или не выполнил». Повторная сдача тестов допускается, но с условием, что их надо выполнять с нуля.

Действия по выполнению заданий в подразделении, как правило, носят коллективный характер. С этой целью проводят тестирование, отдавая должное внимание групповым упражнениям. Чувства товарищества, доверия и уверенности друг в друге направляются на сплочение группы. Практика показала, что в начальном периоде обучения отдельные члены проявляют излишнюю эмоциональность или медлительность. Таких кандидатов отчисляют, чтобы их деморализующее влияние не отразилось отрицательно на остальных.

В зависимости от условий и других объективных факторов для каждого кандидата, зачисленного в груп-

пу, устанавливается испытательный срок. Он заключается в прохождении нескольких этапов профотбора, где его обучение и тестирование проходит под руководством инструкторов физической подготовки. После успешного завершения учебно-тренировочных и контрольных занятий, сдачи зачетов кандидат включается в режим систематических тренировок и контрольно-проверочных занятий по общим и вариативным условиям и требованиям.

Следует иметь в виду, что командирами подразделений необходимо назначать только проверенных и зарекомендовавших себя с положительной стороны членов группы. Как правило, это офицеры, имеющие специальное военное образование. Надо также учитывать, что результаты, показанные при тестировании, говорят лишь об академических знаниях, хорошей физической подготовленности, обладании соответствующими умениями и навыками. В процессе учебно-тренировочной и боевой деятельности важно выявить не только желание быть бойцом подразделения, но и степень личной надежности.

Негативные привычки ведут к появлению признаков нервозности. Это является серьезной предпосылкой невыполнения задания, отказа от напряженных тренировок, что поставит под сомнение надежность группы. Риск абсолютен, а поставленные задачи не будут выполнены.

Опрятность бойцов подразделения в повседневной жизни свидетельствует о личной осмотрительности, аккуратности, гордости за себя и свою принадлежность к элитной группе. Она подчеркивает внимательное отношение к деталям, которые могут сыграть решающую роль в выполнении ответственного задания с повышенной степенью риска для жизни.

Чтобы привить искусство владения личным оружием, на тренировках надо создавать условия для поражения целей из пистолета, револьвера, винтовки, автомата в движении, в сумерках, ночью, на звук или вспышку как минимум со второго выстрела. Каждый член группы должен уметь метать точно в цель ножи, острорежущие предметы.

Базовые методики профессионального отбора

Методики профотбора личного состава служат инструментом для анализа и прогноза, формирования психологического портрета кандидатов в подразделение специального назначения по борьбе с терроризмом. В целях дифференцированного подхода методики разбивают на блоки, чтобы получить теоретические и практические результаты.

Первый блок включает методики:

1) построения психологического портрета кандидатов, которая отражает: поведение и мотивы; ролевые установки; военно-социальные и психологические стороны личности;

2) выявления психологического мышления и восприятия, которая реализуется через поиск средств диагностики, убеждение (определяется в каждом случае отдельно), личностное поведение, систему ценностей;

3) анализа характеристик личности с помощью биографических и автобиографических данных: о происхождении, образовании, возрасте; участии в военных дей-

ствиях; занятии коммерческой или другой деятельностью; политической, общественной и партийной принадлежности или деятельности. Анализируются также допущенные ошибки в работе или учебе, готовность прийти на помощь, сослуживцам, отношения в семье, способность контролировать других людей; внимание к событиям в стране и за рубежом, потребность в одобрении и любви со стороны других людей.

Второй блок составляет методики, которые предназначены для выявления:

1) мышления; личного стиля принятия решений;

2) способности осмысливать информацию, анализировать ее, обобщать и делать правильные выводы.

Третий блок образует методики, с помощью которых можно выявлять:

1) основные черты поведения в экстремальных ситуациях (решительность, устойчивость к стрессу и противоположные качества);

2) отношение к неудачам, способность к тактическому маневру.

Четвертый блок включает методики, которые необходимы для определения:

1) социально-психологических характеристик руководителей подразделений специального назначения;

2) стиля руководства принятием групповых решений;

3) стиля межличностных отношений в группе.

Пятый блок состоит из методик, выявляющих:

1) лингвистические и поведенческие характеристики личности;

2) речевые характеристики (употребление жаргонных слов, владение литературной речью и т. д.), жестикуляцию и мимику.

Приведенные методики используются на учебнотренировочных занятиях, при выполнении отдельных физических упражнений с фазами принятия решений на активные действия.

Представленные базовые характеристики способствуют выявлению психологических качеств кандидатов для зачисления в спецподразделение.

Специфические методики профессионального отбора

В целях построения психологического портрета кандидатов в подразделения по борьбе с террористами для уточнения дополнительных данных применяются специфические методики.

Первый блок включает методики, которые надо реализовывать через:

- построение целостного портрета путем выявления и анализа взаимосвязи психологических личностных характеристик;

- рассмотрение всех характеристик в развитии и динамике;

- учет объективных внешних факторов и их влияния на формирование личности и поведение;

- рассмотрение характеристики личности в связи с ее проявлением в физкультурно-спортивной деятельности;

- составление дополнительных биографических и психологических характеристик в зависимости от целей и методов создания психологических портретов обучаемых.

Второй блок включает методики, которые надо реализовывать через выявление дополнительных документальных данных о:

- происхождении; об отношениях в семье и с родственниками;

- образовании; службе в армии, участии в боевых действиях.

Для определения вида памяти у кандидатов в можно использовать, например, методику «оперативная память». Это нужно для изучения кратковременной памяти, она в учебно-тренировочном процессе несет основную функциональную нагрузку. Так, испытуемым зачитывают 10 рядов чисел из 5 чисел каждый, и они должны запомнить эти 5 чисел в том порядке, в каком названы. Затем кандидаты складывают их в уме: первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым. Полученные четыре суммы записывают в соответствующей строке бланка. Интервал между зачитываемыми рядами - 15 секунд.

Число правильно названных сумм (максимальное число - 40) для кандидата должно быть не менее 30. Данная методика применяется и для группового тестирования, процедура которого занимает 4-5 минут. Для надежности тестирование повторяется с использованием другого ряда чисел.

Методика «память на образы» предназначена для изучения образной памяти у кандидатов. Испытываемому экспонируют таблицу с 16 образами в течение 20 секунд. Образы надо запомнить и за одну минуту воспроизвести на бланке. Оценка определяется по количеству правильно воспроизведенных образов. Норма - 6 и более правильных ответов. Методика применяется как в группе, так и индивидуально.

По данной методике у личного состава выявляются такие качества, как сообразительность, оперативное мышление, внимательность, другие умственные способности, которые необходимы в боевой обстановке. Оценка пригодности для зачисления личного состава в подразделение выставляется по разработанной системе: «отлично» - более 35% правильных ответов; «хорошо» -более 30; «удовлетворительно» - более 25%.

Основой для зачисления в спецгруппу является качественная характеристика пригодности личного состава, полученная на основе тестирования по методике «оперативная память». Молодые кандидаты в возрасте 21-23 года имеют наибольшую вероятность зачисления в подразделение. Это объясняется:

- их оптимальным возрастом (они эрудированны в широком спектре знаний, более опытны, раскрепощены в мышлении);

- образованностью (у них заложены и еще свежи в памяти основные базовые знания, полученные в вузе, и имеются навыки анализа, синтеза, обобщения, творчества);

- военно-профессиональной подготовкой (служба в армии или на флоте приучила к исполнению команд, поиску новых, нестандартных решений).

Методику Т. Лири (1954) используют для диагностики межличностных отношений, выявления у кандидатов самооценки, изучения взаимоотношений в под-

разделении. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношения к товарищам по подразделению, самооценки и взаимооценки. С помощью методик Г. Л. Антипова (1972) можно выявить эффективность военно-профессионального и психологического отбора кандидатов. Н. К. Меньшиков (1984) разработал методики формирования профессионально важных качеств у личного состава. А. В. Лебедеву (1993) принадлежит идея по применению методик профотбора и дальнейшего распределения кандидатов по психологическим критериям. В. Я. Апчел (1991) рассмотрел психофизиологические проблемы повышения стрессоус-тойчивости боевых пловцов подразделений специального назначения, а А. Г. Щуров предложил методические рекомендации восстановления сил с помощью ги-пербарической огсинегации.

Специфические контрольные тесты при профессиональном отборе

Качества, которые необходимо формировать, совершенствовать и прогнозировать с помощью оперативнотактических методик, это способность переносить длительные физические перегрузки, проявлять смелость, решительность, стойкость, умение преодолевать психическую напряженность, опасность и риск. Для определения этих качеств каждому кандидату разрабатывают конкретные контрольные задания, т. е. специальные контрольные тесты.

Общие требования при тестировании

Следующие этапы профотбора кандидатов в подразделения по борьбе с террористами включают специфические контрольные тесты: метание острых предметов на точность (ножи, пластины), скоростная стрельба из оружия днем и ночью, на предельную дальность. Для этого предоставляются 2-3 тренировки. Обучение проводится по индивидуальным программам в целях развития таких навыков, как поражение мишени с первого выстрела, на ходу, по вспышкам, на звук. Оно осуществляется для того, чтобы выработать умение вести огонь в городе, где многолюдно, в здании, в горах, в самолете, в вагоне поезда, на различных плавсредствах.

Тренировки включают: спуск с крыши зданий, иных сооружений, самолетов и вертолетов; лазание по одному и в связке с партнером; крепление траверсных систем и тросов; обкатку бронетанковой техникой; воздушно-десантную подготовку; плавание в обмундировании; подводное плавание в спецснаряжении и др.

Каждый кандидат обязан профессионально водить транспорт, управлять самолетом и вертолетом. На макетах отрабатывают вскрытие дверей, люков, взламывание замков, резку прутьев, цепей специальным инструментом. Для этого можно использовать различные взрывные заряды. У кандидатов выявляют навыки бесшумного передвижения в помещении, проверяют знание планов гостиниц, железнодорожных вокзалов и аэропортов, других административных зданий, особенностей размещения предметов на этажах.

Организация тренировок и проверок начинается с планирования. На специально оборудованных местах моделируют простейшие кризисные ситуации. Напри-

мер, участие личного состава в боевой операции с последующей проверкой и оценкой действий. Такие учебно-тренировочные занятия составляют наибольший удельный вес на этом этапе обучения. Контроль за выполнением заданий способствует выявлению слабых мест в организации и планировании занятий, правильности применения методик. Это позволяет вносить коррективы в процесс обучения на основе оперативно-тактических методик.

За счет жестких требований к личному составу и целенаправленного проведения тренировок достигается закрепление приобретенных навыков и доведение их до автоматизма. Обучение и одновременно профотбор строятся так, чтобы индивидуальные и групповые действия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, так как в кризисных ситуациях членам спецгрупп придется выполнять задачи как индивидуально, так и коллективно.

В связи с тем, что кандидаты испытывают острый дефицит учебного времени по физической подготовке, контрольные тесты проводятся с максимальной эффективностью и интенсивностью, с учетом решения конкретных задач. Результаты тестирования оцениваются по каждому виду упражнений. При выявлении слабых мест в методиках их корректируют, чтобы не повторять ошибок на последующих занятиях.

Навыки и умения у кандидатов можно совершенствовать за счет объективной требовательности руководителя, который учитывает личную ответственность и сознательное отношение к занятиям, к выполнению групповых и индивидуальных заданий. Однако предпочтение надо отдавать коллективному тестированию кандидатов, так как нейтрализация преступников происходит, как правило, при их совместных действиях.

Индивидуальные и коллективные тесты профессионального отбора

В процессе учебно-тренировочных занятий кандидатов оценивают по результатам навыков, полученных в ходе следующих действий:

- меткого поражения из стрелкового оружия мишень-макетов предполагаемых террористов;

- «обработки» помещений, входов, выходов в целях проникновения в здание с последующей нейтрализацией преступников;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- самостоятельного овладения техникой передвижения в помещении или в другой обстановке;

- отработки специальных действий на лестничных пролетах и в коридорах;

- быстрого спуска и лазанья по веревке с использованием специального снаряжения;

- установления связи с помощью радиосредств, сигналов, жестов, голоса (использование кодовых слов);

- подготовки индивидуального и группового снаряжения;

- выбора пути скрытного передвижения и маскировки;

- использования дымов, газов, светозвуковых эффектов;

- оказания медицинской доврачебной помощи и самопомощи;

- овладения приемами рукопашного боя, метания острых предметов;

- самостоятельного задержания (пленения) правонарушителя без посторонней помощи;

- вождения автомобиля и других транспортных средств.

Групповые навыки проверяются по тестам в целях выявления умения:

- организации огневого поражения преступников с использованием отвлекающего, поддерживающего, ответного и кинжального огня;

- «обработки» помещения, входа и выхода для нейтрализации преступников с использованием одного или нескольких направлений проникновения;

- бесшумного проникновения в помещение в составе группы;

- проведения «обработки» коридоров и лестничных пролетов;

- захвата и осмотра задержанных террористов и транспортных средств; подготовки и использования специального оборудования для бесшумного проникновения в помещение и захвата преступников;

- применения газов и дымов для поддержки выдвижения членов группы;

- сбора, анализа и применения необходимых данных в кризисных ситуациях;

- правильного обращения с заложниками; использования снайперов в качестве наблюдателей;

- поддержания связи голосом, жестами и с помощью радиосредств;

- оценивать кризисную обстановку, выяснять план здания и передвижения с помощью этого плана;

- контроля обстановки и принятия решения в кризисной ситуации;

- управления транспортными средствами;

- использования морально-психологических приемов в общении с преступниками.

Кроме того, кандидаты выполняют тесты по проверке следующих технических навыков:

- проделывание проходов путем разрушения преград руками или с помощью подручных средств;

- отвлечение внимания террористов;

- употребление специального оборудования и техники, включая транспортные средства, инструментов для открывания (взламывания) замков;

- снайперская стрельба;

- лазанье и спуск по вертикальным препятствиям с использованием специального снаряжения;

- моделирование операций в многоэтажных зданиях и на военных объектах.

Наряду с названными тестами личный состав подвергается проверке и оценке по следующим параметрам:

- специальные физические и психологические качества;

- динамическая и статическая сила, выносливость, скоростная выносливость, ловкость и координация, гибкость;

- умственные способности, смекалка, дисциплинированность, инициатива, смелость, мотивация к службе в специальном подразделении;

- способность действовать в составе группы;

- способность принимать на себя управление подразделением (группой) в экстремальных условиях, в случае отсутствия или гибели командира (руководителя).

После прохождения контрольных тестов кандидат зачисляется в подразделение, продолжая находиться под опекой опытных специалистов. В этот период важно, чтобы со стороны командования был контроль за быстрой адаптацией учебно-тренировочной деятельности личного состава и формированием коллектива.

Следует отметить, что после зачисления кандидата в подразделение специально отведенного этапа для испытательного срока нет, он является равноправным членом спецподразделения. В его подсознании не должно быть груза своей неполноценности. Необходимо, чтобы в группе сложилось мнение: все имеют одинаковые условия, одинаковые шансы.

С момента зачисления кандидатов в подразделение в ходе обучения производится систематическая оценка их функциональных обязанностей, физической готовности. Руководитель обязан осуществлять контроль за тем, чтобы его подопечные тренировались с желанием, были способны быстро и качественно выполнять порученные задания. Он оценивает их по способностям, проявляемым на практике. Главной же оценкой обучения служит проверка усвоенных знаний, умений и навыков в первом боевом крещении.

Таким образом, профотбор по разработанным методикам и тестам является основным критерием зачисления кандидатов в подразделение по борьбе с террористами. Отбор личного состава - это только первоначальный этап к профессиональному становлению. Последующие тренировки, проверка и оценка результатов специальной физической и психологической готовности являются составными частями единого процесса обучения и воспитания в целях обеспечения боевой готовности подразделения на оптимальном уровне. Материально-техническое обеспечение и экипировка

Особую важность имеет материально-техническое обеспечение. Это хорошо оборудованные места для занятий, одежда, обувь, средства индивидуальной защиты, техника и аппаратура, что является сложной проблемой из-за недостаточного финансирования.

Для проведения боевой операции личный состав экипируется камуфляжной формой, масками, различным стрелковым оружием. Члены оперативной группы по нейтрализации террориста не должны ничем отличаться от лиц, которые находятся на объекте или на улице. Надо придерживаться такой маскировки, которая не позволяет обнаружить члена спецгруппы, хотя под цивильной одеждой могут находиться защитные средства. Это прививается личному составу уже в процессе профотбора.

Спецподразделение состоит из групп с узким функциональным предназначением. Например, группа поддержки и группа отвлечения, оказывающие помощь боевой группе, экипируются так, чтобы предотвратить поражение тела от выстрелов террористов. Одежду надевают в соответствии с сезоном, погодными условия-

ми и временем года: рубашку - пастельных тонов из хлопка, воротник - свободный, чтобы он не стеснял и не натирал кожу шеи при постоянном вращении головы. Г алстук крепится на застежке и легко снимается, чтобы участника операции не смогли схватить и держать за него во время единоборства с преступником.

Спортивную куртку и брюки выбирают с добавлением синтетических материалов, чтобы во время схватки с преступником они могли растягиваться. Преступнику будет трудно удержать бойца, он может принять контрмеры для самозащиты. Карманы на спортивной куртке или пиджаке зашивают, чтобы не зацепиться за ручку двери или другие торчащие предметы и двигаться свободно. Внутренние карманы на верхней одежде лучше иметь на «липучках», что обеспечивает сохранность предметов функционального назначения.

Костюм выбирают неяркого цвета, лучше серых тонов. Он должен облегать тело свободно, и на нем надежно закрепляют оружие и рацию, которые постоянно должны находиться при себе. Брюки прямого или зауженного книзу покроя, без манжеток, чтобы случайно не зацепиться и не споткнуться. Ремень рекомендуется иметь кожаный, шириной 2-3 см, с плоской металлической пряжкой, чтобы обеспечить некоторую защиту в области живота. К такому ремню кобура или другое снаряжение крепятся более надежно, чем к другому.

Кожаная обувь закрывает лодыжку на 17-22 см в целях дополнительной защиты голени. Носок ботинка -двуслойный. Подошвы и каблуки - из каучука, обеспечивающего не только хорошее сцепление с поверхностью, но и бесшумное передвижение. Обувь должна быть разношенной. Носки надевают шерстяные, с утолщенной подошвой, что удобно. Они хороши и в том случае, когда обувь мягкая и имеет синтетическую подошву.

Плащи и пальто выбирают из материала неброской расцветки, без пояса. Их носят незастегнутыми, чтобы легко достать оружие, а в рукопашной схватке быстро снять. Пальто по своему покрою не должно выделяться среди окружающих, а боковые карманы имеют прорези, чтобы рука проходила через карман вовнутрь для быстрого изъятия оружия.

Защитные очки надевают для того, чтобы бойца не смогли ослепить различными химическими веществами. Стекла - небьющиеся, снижающие утомляемость глаз при воздействии прямых солнечных лучей. Иногда они скрывают направление взгляда.

Головные уборы (шапка, шляпа или кепка) надевают в зависимости от погоды, они позволяют скрыть лицо от террориста и его соучастников. Ношение перчаток недопустимо. Исключение составляют случаи, когда взламывают двери, окна, а также лазают по веревке.

В холодную, зимнюю погоду надевают теплое шерстяное нижнее белье, но оно не должно создавать неудобств при длительной ходьбе.

На занятиях по профотбору, а также в боевой операции с собой необходимо иметь только то, что потребуется для выполнения задания. Нежелательно использование запонок, булавки для галстука, ювелирных изделий. В отдельных случаях при себе надо иметь удостоверение

личности, некоторое количество денег и жетонов для телефона-автомата, нож, записную книжку и авторучку.

Личное огнестрельное оружие (установленного образца или по своему выбору, в зависимости от выполняемых функций) надо всегда держать наготове. Боекомплект подбирается с учетом выполняемой боевой операции или тренировки. Для боевой операции используется специальная кобура, крепящаяся на ремне или через плечо. Ее держат под одеждой, чтобы оружие плотно входило в него и случайно не выпало при беге или в момент прыжка и чтобы не дать возможности овладеть им преступнику, находящемуся сзади. При ношении оружия учитывают такие факторы, как температура воздуха, потливость его владельца. Оно должно плотно прилегать к телу и не натирать кожу при ходьбе и беге. Самое главное, нужно уметь быстро его извлечь и применить на поражение.

Во время профотбора бронежилеты позволяют кандидатам адаптироваться к ним. Их надевают при проведении контрольных тестов, так как это способствует выработке определенных навыков. При выборе бронежилета исходят из следующих требований:

- он должен обладать гибкостью, чтобы его ношение было скрытым и не ограничивало свободы движений;

- быть легким по весу, не вызывать чрезмерного утомления, иметь широкие и мягкие лямки, чтобы не натирать кожу тела;

- не создавать на верхней одежде заметных складок или выступов;

- обеспечивать надежную защиту сзади и спереди и не пробиваться пулей калибра 9 мм с расстояния менее 5 м.

Отдельные члены группы захвата должны иметь при себе миниатюрные аэрозольные распылители химических веществ, которые крепятся в карманах и легко помещаются в ладони. Это средство необходимо для того, чтобы в отдельных случаях неожиданно парализовать волю противника.

Наручники или стропа (мягкий шнур от 1 до 1,5 м) крепятся под ремнем или находятся в кармане. Они нужны в том случае, когда преступник будет нейтрализован или скован в своих действиях.

Скрытоносимая рация нужна для оперативной связи с другими членами группы или руководителем. Предпочтение отдается тем рациям, которые можно закрепить: руки высвобождены для действий, а средства приема и передачи могут маскироваться в одежде.

Руководитель группы в процессе профотбора при себе обязан иметь карточки размером 7-12 см в пластиковой оболочке (например, желтого цвета), где записываются номера телефонов штаба управления, скорой медицинской помощи, милиции, больниц. Карточка красного цвета содержит краткие сведения о террористе, объекте и заложниках, захваченных им. Карточка синего цвета - сведения о сотруднике. Они используются на случай ранения, травмы или смерти. В них записывают группу крови, номера личного оружия, номера телефонов близких и родственников. Объем сведений определяется характером выполнения конкретных задач. Карточки заполняются лицами, ответственными за проведение контрольных тестов или боевой операции.

В экипировку группы обеспечения подразделения входят: медицинские средства оказания помощи; электрофонарик, часы; технические средства для осмотра помещений и автомобиля; инструменты для взламывания замков, разбивания стекол. Перечень снаряжения, применяемого в процессе профотбора, зависит от целей и задач контрольных испытаний.

К штурмовому снаряжению, обеспечивающему успех и эффективность занятий и боевых задач, следует отнести:

- форму одежды (костюм, спортивная куртка и брюки, камуфляжный костюм);

- бронежилет;

- автомат, ружье, пистолеты, боеприпасы, другое стрелковое оружие;

- защитные маски (сферу или вуаль);

- портативную рацию;

- химические и светозвуковые гранаты;

- обвязку и карабины для зависания, спуска и подъема по веревке;

- аптечку для первой медицинской помощи;

- молоток, дубинку, резаки, шнур, наручники, фонарик, резиновые перчатки.

В снаряжение могут входить специальные инструменты для проделывания проходов, лестницы, отмычки, кувалда, лом; малогабаритные взрывные устройства; приборы визуального и технического наблюдения, приборы ночного видения; снайперская винтовка; боеприпасы.

В ходе отбора по специфическим тестам могут привлекаться машины скорой помощи, пожарные машины, подъемники, вертолеты.

Основные направления физической подготовки для профессионального отбора

Разработанные методики по физической подготовке для профотбора личного состава обусловлены решением ряда внутренних и внешних проблем, которые в совокупности позволяют представить его методологию. Наиболее сложными являются организация и проведение многоуровневой физической подготовки (как один из внутренних факторов). Особую значимость в этом аспекте имеет организация так называемой оперативно-тактической физической подготовки. Наряду с общеизвестными средствами, методами и формами эту проблему обучения личного состава следует считать одной из наиболее актуальных.

Внешние факторы (материально-техническое, медицинское, правовое обеспечение и др.) диалектически связаны с внутренними. Они имеют различную степень общности и подвержены непрерывным изменениям. В результате этого необходимо постоянно вносить коррективы в методики и контрольные тесты профотбора. Они находятся в полной зависимости от динамики и содержания политических, общественных, военно-социальных процессов в обществе. Однако накопленный опыт в данной области позволяет прогнозировать основные направления физической подготовки для профотбора в подразделения по борьбе с террористами. Общая структура этих направлений представлена в виде блок-схемы (рис.).

Реальные возможности контрольного тестирования кандидатов

Средства, Виды обеспечения:

методы, - материально-техническое;

формы, - кадровое;

принципы обучения - медицинское;

- научное

Условия и требования к индивидуальным особенностям кандидатов в подразделение по борьбе с терроризмом

Индивидуальные и групповые оценки по:

- общей физической подготовке;

- специальной физической подготовке;

- психологической подготовке;

- интеллектуальной подготовке;

- оперативно-тактической физической подготовке

Требуемый стандарт физической готовности кандидатов к профессиональной деятельности

Методики корреляции вышвленнык недостатков в процессе профотбора

Рис. Основные направления физической подготовки кандидатов в подразделение по борьбе с террористами

в процессе профотбора

Эффективного выполнения боевых заданий спецпод-разделениями можно добиться только на основе тщательного, многоцелевого подхода к профотбору кандидатов. Этот процесс по временным рамкам и значимости должен быть одним из приоритетных.

Разработанные методики профотбора и первоначального этапа обучения позволяют основные усилия направлять на слаживание личного состава средствами и методами физической подготовки в условиях специально смоделированных ситуаций, близких к реальным. С их помощью выявляется интеллектуальный, научнотеоретический и образовательный уровень кандидатов в подразделение по борьбе с террористами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профотбор кандидатов средствами и методами физической подготовки является одним из главных этапов обучения сотрудников спецподразделений. Он обеспечивает эффективность дальнейшего обучения личного состава. В этот период на физическую подготовку выделяется до 20-30% времени, что способствует выработке высоких физических, морально-психологических и боевых показателей.

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В ОВД И ВВ МВД РОССИИ

М. В. Величко, начальник ЦПД МСЧ, А. И. Тесленко, начальник Управления кадров

УВД Тверской области

Представление о службе в органах внутренних дел начинает складываться у будущих сотрудников с первых впечатлений при обследовании в Центрах психофизиологической диагностики медико-санитарных частей МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. Становление системы профессионального психологи-

ческого отбора (ППО) в ОВД началось с 1971 г., когда при ОВВК УВД Мосгорисполкома была создана первая психофизиологическая лаборатория (ПФЛ). Перед ней была поставлена задача отбора водителей специального транспорта. Опыт и эффективность работы этой лаборатории послужили основанием для организации в системе МВД СССР службы ППО.

Приказом МВД СССР от 29 декабря 1973 г. была учреждена Центральная психонаркологическая лаборатория (ЦПНЛ) МВД СССР, в которой было организовано ^психофизиологическое отделение, возглавившее работу по созданию системы ППО. Одновременно были образованы ПФЛ при ВВК МВД Украинской, Белорусской, Узбекской ССР, ГУВД Леноблгорисполкомов. ЦПНЛ МВД СССР начала осуществлять руководство этими ПФЛ, разрабатывать нормативные правовые акты и методические рекомендации, регламентирующие их деятельность. Одними из первых были введены Методические указания о порядке психофизиологического обследования кандидатов на должность водителя оперативного транспорта ОВД, Методические указания по массовому психологическому обследованию лиц, поступающих на службу в ОВД.

В 1980 г. ЦПНЛ МВД СССР была реорганизована в Подразделение профессионального психофизиологического отбора Методического центра специализированной медицинской помощи МВД СССР в составе двух отделений: медико-психологического и профессионального психофизиологического отбора. После ряда реорганизаций в 1982 г. было создано отделение профессионального психофизиологического отбора ЦВВК МВД СССР, которое существовало до 1991 г. и осуществляло организационно-методическое руководство ПФЛ ВВК МВД, УВД.

Вопросы разработки научно-организационных основ психологического отбора, совершенствования его форм и методов, научно-методического руководства деятельностью ПФЛ были возложены на созданную в 1981 г. Центральную научно-исследовательскую медико-психологическую лабораторию (ЦНИМПЛ) МВД

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.