Научная статья на тему 'Система органов местного самоуправления в Республике Сербия'

Система органов местного самоуправления в Республике Сербия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1116
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ / КОНСТИТУЦИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕРБИЯ 2006 ГОДА / ЗАКОН О МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ / КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СКУПЩИНА ЕДИНИЦЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ИММУНИТЕТ СОВЕТНИКА / ПОРЯДОК ИЗБРАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОПШТИНЫ / ОПШТИНСКИЙ СОВЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половченко Константин Анатольевич

Конституция Республики Сербия 2006 года гарантирует право граждан на местное самоуправление. Содержание и формы осуществления права на местное самоуправление более детально регулируется Законом о местном самоуправлении. В Республике Сербия право на местное самоуправление граждане осуществляют как непосредственно, так и через своих свободно избранных представителей. Территориальными единицами местного самоуправления являются општины, города и город Белград. Систему органов в единицах местного самоуправления составляют скупщина, председатель (градоначальник) и совет, а также управа, анализ порядка организации и деятельности которых представлен в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF SERBIA

The Constitution of the Republic of Serbia 2006 guarantees the right to local self-government. The content and forms of realization of the right to local self-government are regulated in more detail by the Law on Local Self-Government. In the Republic of Serbia the right to local self-government the citizens exercise directly or through freely elected representatives. Territorial units of local self-government are the municipalities, cities and city of Belgrade. The system of bodies in units of local self-government are Assembly, Chairman (Mayor) and Council, and administrative body, analysis of organization and activities of which are presented in this article.

Текст научной работы на тему «Система органов местного самоуправления в Республике Сербия»

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.02)

1.1. СИСТЕМА ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ СЕРБИЯ

Половченко Константин Анатольевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: МГИМО (У) МИД России. Подразделение: кафедра конституционного права. E-mail: kpolovchenko@gmail.com

Аннотация: Конституция Республики Сербия 2006 года гарантирует право граждан на местное самоуправление. Содержание и формы осуществления права на местное самоуправление более детально регулируется Законом о местном самоуправлении. В Республике Сербия право на местное самоуправление граждане осуществляют как непосредственно, так и через своих свободно избранных представителей. Территориальными единицами местного самоуправления являются општины, города и город Белград. Систему органов в единицах местного самоуправления составляют скупщина, председатель (градоначальник) и совет, а также управа, анализ порядка организации и деятельности которых представлен в данной статье.

Ключевые слова: Местное самоуправление в Республике Сербия. Конституция Республики Сербия 2006 года. Закон о местном самоуправлении. Компетенция органов местного самоуправления. Скупщина единицы местного самоуправления. Иммунитет советника. Порядок избрания и прекращения полномочий председателя општины. Општинский совет. Општинская управа.

SYSTEM OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE REPUBLIC OF SERBIA

Polovchenko Konstantin Anatolievich, PhD at Law, Associate Professor. Position: Associate Professor. Place of employment: MGIMO University, Moscow, Russian Federation. Department: Constitutional Law chair. E-mail: kpolovchenko@gmail.com

Annotation: The Constitution of the Republic of Serbia 2006 guarantees the right to local self-government. The content and forms of realization of the right to local self-government are regulated in more detail by the Law on Local Self-Government. In the Republic of Serbia the right to local self-government the citizens exercise directly or through freely elected representatives. Territorial units of local self-government are the municipalities, cities and city of Belgrade. The system of bodies in units of local self-government are Assembly, Chairman (Mayor) and Council, and administrative body, analysis of organization and activities of which are presented in this article. Keywords: Local self-government in the Republic of Serbia. The Constitution of the Republic of Serbia 2006. The Law on local self-government. Competence of local authorities. Assembly of unit of local self-government. Immunity of councilor. Order of election and termination of powers of municipal chairman. Municipal council. Administrative body of municipality.

Согласно части 1 статьи 176 Конституции Республики Сербия граждане имеют право на краевую автоно-

мию и местное самоуправление, которые они осуществляют непосредственно, или через своих свободно избранных представителей. В результате, Закон о местном самоуправлении дает определение местного самоуправления и как права граждан, и как совокупности органов и институтов местного самоуправления. Так, согласно статье 2 вышеуказанного Закона местное самоуправление является «правом граждан на управление общественными делами, имеющими непосредственный, общий интерес для местного населения». В то же время, местное самоуправление является «правом и способностью органов местного самоуправления в границах закона регулировать общественные вопросы и управлять общественными делами, находящимися в их компетенции и представляют интерес для местного населения». Единицами местного самоуправления в Республике Сербия являются општины, города и город Белград (ч. 1 ст. 188 Конституции РС). Таким образом, в Республике Сербия существует одноступенчатое местное самоуправление с општиной как основной территориальной единицей, в которой осуществляется местное самоуправление, при этом в рамках такой структуры специальные решения предусмотрены для городов и города Белграда (столицы).1

Согласно части 1 статьи 179 Конституции Республики Сербия единицы местного самоуправления самостоятельно в соответствии с Конституцией и законом регулируют устройство и полномочия своих органов и публичных служб. В свете вышеизложенного как општины, так и города обладают примерно схожей структурой органов местного самоуправления, за редкими исключениями, которые будут изложены ниже.

К органам општины относятся: скупщина општины, председатель општины, општинский совет и општинская управа.2 Аналогичные органы существуют и в городах и городе Белграде: скупщина города, градоначальник, городской совет и городская управа). В статье 180 Конституции Республики Сербия предусмотрено, что скупщина является высшим органом единицы местного самоуправления. В результате, в Законе о местном самоуправлении не только продублированы вышеуказанные конституционные положения, но и предусмотрено, что скупщина осуществляет основные функции местной власти, установленные Конституцией, законом и уставом единицы местного самоуправления. Таким образом, в современном конституционном законодательстве Сербии была установлена скупщинская система органов в единицах местного самоуправления Сербии, в которой представительный орган является высшим органом местной власти.

Согласно части 2 статьи 180 Конституции в состав скупщины единицы местного самоуправления входят советники, избираемые на четыре года. Количество советников в скупщине општины определяется уставом општины, но не может быть менее 19 и более 75

1 Паjванчиl^ М. Уставно право. 2014. Стр. 324 Вуачи1л И. Субси-диерност и модернизациа локалне заеднице. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001. С. 113.

2 С^анови1п Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 418.

советников.3 Независимость советников скупщины единицы местного самоуправления обеспечивается как представительским иммунитетом, так и запретом на конфликт интересов. Так, согласно статья 37 Закона о местном самоуправлении советник не может быть привлечен к уголовной ответственности, задержан или привлечен к иной ответственности за выраженное мнение или голосование на заседании скупщины и ее рабочих органов. Таким образом, иммунитет советника единицы местного самоуправления заметно заужен по сравнению с иммунитетом народного депутата Республики Сербия, поскольку советник обладает только материальным иммунитетом, но не процессуальным и только в отношении ответственности за мнение и голосование в представительном органе.4

Что же касается вопроса о конфликте интересов советника, то наряду с общими положениями статьи 6 Конституции Сербии, в соответствии с которыми никто не может осуществлять государственные или публичные функции, если при этом возникает конфликт интересов с его другими функциями, деятельностью или частными интересами, согласно Закону о местном самоуправлении советник не может быть сотрудником општинской управы и органов, назначаемых скупщиной општины. Если сотрудник општинской управы избирается советником, то его права и обязанности сотрудника општинской управы приостанавливаются до прекращения мандата советника. При этом, правила, регулирующие разрешение конфликта интересов при исполнении публичных полномочий, не исключают применения положений Закона о местном самоуправлении, регулирующих деятельность, которая определяется как несовместимая с полномочиями советника скупщины општины (ст. 30 Закона).

Что же касается выборов советников, то согласно части 3 статьи 180 Конституции они избираются сроком на четыре года, прямыми выборами при тайном голосовании в соответствии с законом. Таким законом является Закон о местных выборах, в соответствии с которым советники избираются на основе списков политических партий, их коалиций и списков, предлагаемых группами граждан. Избирательный список должен соответствовать ряду условий. Так, его должны поддержать не менее 30 избирателей, при этом избиратель может поддержать только один список, а его подпись должна быть нотариально заверена. Кроме того, список должен содержать не менее трети кандидатов из общего количества избираемых советников. Каждым третьим кандидатом в списке должно быть лицо, принадлежащее к тому полу, который менее представлен в списке. Таким образом, закон способствует обеспечению гендерного паритета в составе скупщины единицы местного самоуправления.5

В качестве советника скупщины единицы местного самоуправления может быть избран совершеннолетний, дееспособный гражданин Республики Сербия, проживающий на территории единицы местного самоуправления, в которой он предложен в качестве кандидата в советники. Правом избирать состав местной

3 В состав городской скупщины входит не более 90 советников, а в скупщину города Белграда составляют 110 советников.

4 Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. №3. 2017. С. 127.

5 Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская

И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009. С. 418.

скупщины обладают совершеннолетние дееспособные граждане Республики Сербия, проживающие на территории единицы местного самоуправления, в которой они осуществляют свое пассивное избирательное право.

Выборы в состав местной скупщины назначаются спикером Народной скупщины Республики Сербия с тем, чтобы со дня назначения выборов до дня их проведения прошло не менее 45 и не более 60 дней. Выборы в скупщину единицы местного самоуправления проводятся избирательной комиссией единицы местного самоуправления и избирательными комитетами. По завершению голосования, результаты выборов устанавливаются избирательной комиссией. Для определения результатов выборов используется пропорциональная избирательная система: каждый избирательный список получает количество мандатов, пропорциональное количеству полученных голосов избирателей. При этом на выборах советников используется «избирательный барьер» - в распределении мандатов советников участвуют избирательные списки, набравшие не менее 5% голосов от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательная комиссия применяет при распределении мандатов метод Д'Онта. При этом в течение десяти дней со дня обнародования общих результатов выборов избирательная комиссия распределяет все полученные избирательным списком мандаты между кандидатами согласно последовательности, указанной в избирательном списке, начиная с первого кандидата в списке. Если лицо досрочно прекращает исполнять полномочия советника, то мандат советника передается первому очередному кандидату из списка, и если это коалиционный список, то первому следующему кандидату от той же партии.

Следует обратить внимание на то, что Конституционный суд Сербии в своем Решении от мая 2010 года6 установил, что положения Закона о местных выборах, согласно которым заявитель избирательного списка в пределах квоты мандатов, полученных после выборов, самостоятельно определяет советников из списка кандидатов независимо от порядка изложения их фамилий в списке (статья 43), а также положения Закона о бланко отставках (статья 47) не соответствуют Конституции, в результате чего эти положения утратили юридическую силу. В этом же Решении Конституционный суд, в частности, указал на то, что распределение полученных мандатов заявителем избирательного списка, независимо от порядка указания фамилий кандидатов в списке, подменяет прямые выборы советников, предусмотренные частью 3 статьи 180 Конституции, косвенными выборами, поскольку заявители избирательных списков после голосования выступают в качестве посредников между избирателями и их представителями. Признанные не соответствующими Конституции положения Закона предусматривали, что вместо получения мандата советника после определения результатов выборов в соответствии с порядком указания фамилий в избирательном списке, кандидаты из списка получают мандат в результате «выбора» заявителя избирательного списка. Конституционный суд подчеркнул, что статус советников в соответствии с Конституцией может быть обретен только путем прямых выборов непосредственно гражданами. Что же касается института «бланко отставки»,

6 „Службени гласник РС". Броj 34/10.

допускаемой Законом о местных выборах, которая выражалась в том, что кандидат в советники заключал с заявителем избирательного списка специальный договор, при помощи которого свободный мандат советника фактически превращался в императивный партийный мандат, то, учитывая, что «бланко отставка» не является выражением реальной воли советников и не выражается свободно, Конституционный суд Сербии установил, что положения закона, предусматривающие «бланко отставку», не соответствует Конституции и ратифицированным международным договорам. В результате, в 2011 году Законом об изменениях и дополнениях к Закону о местных выборах было предусмотрено то, что советник лично направляет нотариально заверенное заявление об отставке председателю скупщины единицы местного самоуправления в течение трех дней со дня заверения заявления об отставке, а председатель скупщины обязан внести вопрос об отставке в повестку дня скупщины на первом очередном заседании.7

Что же касается полномочий представительного органа единицы местного самоуправления, то он обладает широким спектром полномочий начиная с решения финансовых вопросов и заканчивая вопросами поддержания местной инфраструктуры. Так, например, в соответствии со статьей 32 Закона о местном самоуправлении скупщина општины: принимает Устав оп-штины и регламент скупщины; принимает программу развития општины и отдельных видов деятельности; принимает урбанистический план општины и регулирует порядок использования земель под строительство; принимает бюджет и заключительный отчет оп-штины; в соответствии с законом, регулирующим публичный долг, устанавливает општинские налоги и другие местные доходы; принимает акт о публичном долге општины; назначает муниципальный референдум и референдум на части территории општины, высказывает позицию по предложениям, содержащим гражданскую инициативу; создает службы, публичные предприятия, учреждения и организации, предусмотренные уставом општины и осуществляет надзор за их деятельностью; назначает и распускает административный и наблюдательный совет, назначает и освобождает от должности директоров государственных предприятий, учреждений, организаций и служб оп-штины и дает согласие на их уставы в соответствии с законом; избирает и освобождает от должности председателя скупщины, заместителя председателя скупщины и секретаря скупщины; избирает и освобождает от должности председателя општины и, по предложению председателя општины, избирает заместителя председателя општины и членов општинского совета; дает заключение о законах, регулирующих вопросы, представляющие интерес для местного самоуправления, о республиканском, краевом и региональном территориальных планах; осуществляет иные полномочия, установленные законом и уставом општины.

Реализуя свои полномочия, скупщина општины принимает постановления и другие акты. По общему правилу, акты скупщины могут быть приняты в том случае, если на заседании присутствует большинство от общего количества советников. Акты скупщины принимаются большинством голосов присутствующих советников, если иное не предусмотрено законом или

7 Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016. С. 207.

уставом. Так, например, акты о принятии устава, бюджета и урбанистических планов принимается большинством голосов от общего количества советников (ст. 33 Закона о местном самоуправлении).

Заседания скупщины општины созывает председатель скупщины, по потребности, но не реже одного раза в три месяца. Заседания скупщины општины являются открытыми. При этом скупщина општины вправе принять решение о проведении закрытого заседания по соображениям безопасности и по иным причинам, установленным законом. Председатель скупщины обязан созвать заседание по требованию председателя општины, општинского совета или одной трети советников в течение семи дней со дня направления требования с тем, чтобы заседания было проведено не позднее 15 дней со дня направления требования. Если председатель скупщины не назначит проведение заседания в течение вышеуказанного срока, то заседание может быть назначено заявителем требования, при этом председательствует на нем советник, назначенный заявителем. Председатель скупщины может отложить заседание, которое он созвал только в случае отсутствия кворума, необходимого для принятия решений, а в других случаях о переносе заседания решение принимает скупщина. Порядок подготовки, проведения заседания скупштины општины и другие вопросы, связанные с деятельностью скупщины, регулируются ее регламентом (ст. 41 Закона о местном самоуправлении).

Среди должностных лиц и органов скупщины единицы местного самоуправления особая роль принадлежит председателю скупщины, организующему работу скупщины општины. Он созывает и председательствует на ее заседаниях и осуществляет иные полномочия, установленные законом и уставом општины. Председатель скупщины избирается из числа советников на четыре года тайным голосованием большинством голосов от общего числа советников скупщины општины и может быть освобожден от должности и до истечения срока, на который он был избран, таким же образом, каким он был избран на должность (ст. 38). Председатель скупщины имеет заместителя, который заменяет его в случае его отсутствия и если он не может осуществлять свои полномочия. Заместитель председателя скупщины избирается и освобождается от должности в то же порядке, что и председатель скупщины. Еще одним должностным лицом скупщины единицы местного самоуправления является ее секретарь, являющийся ответственным за осуществление организационной деятельности, связанной с созывом и проведением заседаний скупщины и ее рабочих органов и решающий административные вопросы, связанные с их деятельностью. Секретарем скупщины општины может быть назначено лицо (с высшим юридическим образованием, сдавшее профессиональный экзамен для работы в административных органах со стажем работы не менее трех лет) по предложению председателя скупщины на четыре года и может быть переизбран на новый срок.. Скупщина општины может по представлению председателя скупщины освободить от должности секретаря до истечения срока действия его мандата (ст. 40 Закона о местном самоуправлении). Для рассмотрения вопросов, относящихся к ее компетенции скупщина општины, создаются постоянные или временные рабочие органы. Они дают заключения по проектам нормативных актов и решений, принимаемых скупщиной општины, и осуществляют иные полномочия, предусмотренные уставом

општины. Количество рабочих органов, избрание, права и обязанности председателя и членов рабочих органов определяются уставом општины. Положения настоящего закона, регулирующие статус скупщины општины, применяются и к городской скупщине.

Исполнительную власть в единицах местного самоуправления осуществляют два органа председатель општины и општинский совет.8 Профессор Стоянович справедливо отмечает то, что с отходом от социалистической модели интегрального самоуправления Сербия предпочла модель местного самоуправления, основанную на принципе верховенства председателя в системе органов местного самоуправления, которая предполагала прямые выборы председателя, что и было отражено в Законе о местном самоуправлении 2002 года. Однако с принятием Конституции 2006 года, предусмотревшей то, что скупщина является высшим органом местного самоуправления (ч. 1 ст. 180 Конституции), что означало переход к модели местного самоуправления, основанной на принципе верховенства скупщины. При этом в части 4 статьи 191 Конституции Республики Сербия указано, что Скупщина оп-штины принимает решения о формировании исполнительных органов општины в соответствии с законом и уставом.9

В результате, в настоящей редакции Закона о местном самоуправлении предусмотрено, что председатель општины избирается скупщиной општины, из числа советников скупщины, на четырехлетний срок тайным голосованием большинством голосов от общего числа советников скупщины општины. Председатель општины по должности имеет заместителя председателя, который заменяет его в случае его отсутствия и отсутствия возможности выполнять свои обязанности. Председатель скупщины општины предлагает кандидата в председатели и заместители председателя оп-штины из числа советников, при этом с избранием на должность председателя и заместителя председателя општины прекращается мандат советника скупщины. Председатель и заместитель председателя општины являются должностными лицами општины, осуществляющими свою деятельность на постоянной основе (ст. 43 Закона о местном самоуправлении).

Как указывает профессор Маркович, председатель општины является, с одной стороны, самостоятельным исполнительным органом општины, а с другой стороны, по должности (не будучи избранным населением на эту должность) он является председателем општинского совета - коллегиального исполнительного органа општины. В первом качестве он «представляет општину», предлагает способы решения вопросов, разрешаемых скупщиной општины, и направляет и координирует деятельность општинской управы. Во втором качестве он представляет муниципальный совет, созывает и проводит его заседания, несет ответственность за законность деятельности општинского совета и обязан приостановить исполнение решений општинского совета, не соответствующего, по его мнению, закону.10

Председатель општины может быть освобожден от должности до истечения срока, в который он был из-

8 Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. C. 94.

9 С^ановип Д. Уставно право. Ниш. 2009. Стр. 418. 1. Антип А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у европским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002. Стр. 48.

10 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.Стр. 425

бран, по мотивированному предложению не менее одной трети советников в том же порядке, которым он был избран. Предложение об освобождении председателя општины должно быть рассмотрено и по нему принято решение в течение 15 дней со дня подачи предложения председателю скупщины. Если скупщина не освобождает от должности председателя општины, то советники, подавшие предложение об освобождении от должности, не могут снова внести предложение об освобождении от должности председателя општины до истечения шести месяцев с момента отклонения предыдущего предложения (ст. 49 Закона о местном самоуправлении). Согласно части 4 статьи 66 Закона о местном самоуправлении положения Закона, регулирующие статус председателя општины, применяются к градоначальнику.

Општинский совет является коллегиальным исполнительным органом скупщины. Он состоит из председателя општины, заместителя председателя општины, а также членов општинского совета, которые избираются скупщиной општины сроком на четыре года тайным голосованием большинством от общего числа советников. Кандидаты в члены општинского совета выдвигаются кандидатом в председатели општины, как правило, являясь представителями той же партии, что и сам кандидат в председатели општины, При принятии решения об избрании председателя општины скупщина општины одновременно принимает решение об избрании заместителя председателя општины и членов општинского совета. В состав општинского совета не может входить более 11 членов.

Председатель општины является председателем општинского совета. Члены општинского совета не могут одновременно быть советниками и должны заниматься одной или несколькими конкретных сферами, входящими в компетенцию општины. При этом, советник, избранный членом општинского совета, утрачивает свой мандат советника. Члены општинского совета могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе.

Что же касается полномочий општинского совета как коллегиального исполнительного органа општины, то он вносит на рассмотрение скупщины проекты устава, бюджета и других актов, принимаемых скупщиной; непосредственно осуществляет и обеспечивает исполнение решений и других актов скупщины општины; принимает решение о временном финансировании, если скупщина општины не принимает бюджет до начала финансового года; осуществляет надзор за деятельностью општинской управы, отменяет или признает недействительными акты општинской управы, не соответствующие закону, уставу и другим общим актам или решениям, принятым скупщиной општины; принимает решение в рамках административной процедуры во второй инстанции о правах и обязанностях граждан, предприятий и учреждений и других организаций по административным вопросам, входящим в компетенцию општины; обеспечивает исполнение делегированных полномочий в рамках прав и обязанностей Республики, соответственно, автономного края; назначает и освобождает от должности руководителя општинской управы, соответственно, руководителя управы по определенным направлениям деятельности.

Општинский совет вправе принимать решения, если на заседании присутствует большинство из общего числа его членов. Општинский совет принимает решение большинством присутствующих членов, если за-

коном или уставом општины не предусмотрено иное большинство. Организация, порядок деятельности и принятие решений општинским советом регулируются более подробно его регламентом в соответствии с Законом и уставом општины. Председатель општины и општинский совет регулярно информируют скупщину општины по собственной инициативе или по ее требованию об исполнении решений и других актов скупщины општины (ст. 48 Закона о местном самоуправлении).

Поскольку кандидат в председатели општины является лицом, вносящим кандидатуры заместителя председателя општины и членов општинского совета, постольку в случае освобождения от должности председателя општины прекращается мандат заместителя председателя општины и општинского совета. Заместитель председателя општины, соответственно, члены општинского совета могут быть освобождены от должности до истечения срока, на который они избраны по предложению председателя општины или, не менее одной трети советников, в том же порядке, в котором они были избраны. Одновременно с предложением об освобождении от должности заместителя председателя или члена општинского совета, председатель оп-штины должен представить предложение скупщине општины об избрании нового заместителя председателя или члена општинского совета, а скупщина одновременно принимает решения об освобождении от должности и избрании заместителя председателя или члена општинского совета. Председатель општины, заместитель председателя општины или член општинского совета, которые освобождены от должности или ушли в отставку, остаются в должности и исполняют текущие обязанности до избрания нового председателя општины, заместителя председателя општины или члена општинского совета.

Учитывать скупщинскую систему организации власти в единицах местного самоуправления Сербии, вполне закономерным представляется то, что с прекращением полномочий скупщины прекращается мандат исполнительных органов општины, при том, что они продолжают выполнять текущие обязанности в пределах своей компетенции до вступления в должность нового председателя и општинского совета, соответственно, председателя и членов временного органа, если мандат скупщины был прекращен роспуском скупщины (ст. 51 Закона о местном самоуправлении). Согласно части 5 статьи 66 Закона о местном самоуправлении положения Закона, регулирующие статус општинского совета применяются и к городскому совету.11

В отличие от предыдущего Закона о местном самоуправлении, в соответствии с которым општинская управа обладала статусом специальной службы, которая была «ширмой», которая скрывала сущностную характеристику општинской управы как органа општи-ны, в соответствии с ныне действующей редакцией Закона о местном самоуправлении статус општинской управы значительно изменился. Так, по ныне действующему закону општинская управа получила статус специального органа местного самоуправления и, как справедливо указывает профессор Маркович, является носителем административной функции, представляя собой один из уровней исполнительной функции в општине.12 В таком новом статусе општинская управа:

11 Pajvancic М. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009. S. 224

12 Маг^ю R. Ustavno pravo. Beograd. 2014. Стр. 426.

готовит проекты нормативных и другие актов, принимаемых скупщиной општины, председателем општины и општинским советом; исполняет решения и другие акты скупщины општины, председателя општины и општинского совета; принимает решение в рамках административного процесса по первой инстанции о правах и обязанностях граждан, предприятий, учреждений и других организаций по административным вопросам, входящим в компетенцию општины; осуществляет деятельность по административному надзору за исполнением нормативных и других общих актов скупщины општины; исполняет законы и другие нормативные акты, исполнение которых возложено на оп-штину; наконец, осуществляют экспертную и другую деятельность, установленную скупщиной општины, председателем општины и општинским советом (ст. 52. Закона о местном самоуправлении).

Что же касается характеристики отдельных полномочий општинской управы, то, например, при осуществлении административного надзора општинская управа вправе: выносить решение о принятии мер и действий в течение установленного срока; информировать компетентный орган, если есть основания для принятия им необходимых мер; сообщать компетентному органу о совершении преступления или экономического правонарушения и направлять заявления о возбуждении соответствующего производства13; принимает иные меры, на осуществление которых она уполномочена законом, нормативным или общим актом.

По общему правилу, општинская управа формируется как единый орган, но в општинах, возглавляемый главой управы.14 Им может быть назначено лицо, обладающее высшим юридическим образованием, сдавшее экзамен для деятельности в органах государственного управления и обладающее не менее чем пятилетним опытом профессиональной деятельности. По общему правилу, в општинской управе, организационной в виде единого органа для осуществления отдельных видов деятельности формируются внутренние организационные подразделения. Однако в општинах, в которых проживает более 50 000 жителей, општинские управы могут быть сформированы в виде отдельных структур, осуществляющих деятельность в конкретной сфере.

Глава општинской управы назначается општинским советом на пять лет. Руководители организационных подразделений управы назначаются главой управы. Глава за свою деятельность и деятельность управы несет ответственность перед скупщиной општины и општинским советом в соответствии с уставом општины и актом об организации општинской управы. Глава општинской управы разрешает конфликт компетенций между внутренними организационными подразделениями управы, освобождает от должности ее должностных лиц. О снятии с должности самого главы општинской управы решение принимает општинский совет. Именно этот орган и разрешает конфликт компетенций между општинской управой и другими предприятиями, организациями и учреждениями, принимающими решения об индивидуальных правах гра-

13 Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5. С 94.

14 Акт об организации општинской управы принимается скупщиной општины по предложению општинского совета. Акт о внутренней организации и систематизации општинской управы принимается ее главой с согласия општинского совета ( ст. 59 Закона о местном самоуправлении).

ждан, юридических лиц или других лиц, а также между општинскими управами, сформированными в виде отдельных структур, осуществляющих деятельность в конкретной сфере (ст. 62 Закона о местном самоуправлении). Согласно части 5 статьи 66 Закона о местном самоуправлении положения Закона, регулирующие статус општинской управы применяются к городской управе.

Итак, с отходом от социалистической модели интегрального самоуправления Сербия перешла к классической модели местного самоуправления с разделением властей и правом граждан на управление местными делами. При этом специфика сербской системы местного самоуправления в постсоциалистический период заключалась в том, что в ее основе лежал принцип верховенства высшего должностного лица в системе органов местного самоуправления, который предполагал его прямые выборы, что и было отражено в Законе о местном самоуправлении 2002 года. Однако принятие Конституции 2006 года, установившей скупщину высшим органом местного самоуправления в Сербии, был осуществлен переход к модели местного самоуправления, основанной на принципе верховенства скупщины. Именно местная скупщина в настоящее время формирует исполнительные органы местного самоуправления, к которым относится председатель општины (в городах - градоначальник) и општинский совет (в городах - городской совет). Скупщинская система организации власти в единицах местного самоуправления Сербии характеризуется тем, что с прекращением полномочий скупщины прекращаются полномочия исполнительных органов единиц местного самоуправления. Современное законодательство о местном самоуправлении качественно изменило статус управы. Так, по ныне действующему закону управа получила статус специального органа местного самоуправления, осуществляющего ряд административных полномочий, являясь «одним из уровней исполнительной системы в единицах местного самоуправления».15

Список литературы:

1. Антип А. Компаративни приказ сустава локалне самоуправе у европским државама. Политичка мисао. Бр. 4/2002.

2. Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.

3. Markovic R. Ustav Republike Srbije od 2006-kriticki pogled. Ustav Republike Srbije od 2006 - neki elementi novog politickog sistema. Beograd 2007.

4. Pajvancic M. Komentar Ustava Rebublike Srbije. Beograd. 2009.

5. Паjванчиft М. Уставно право. 2014.

6. Паjванчиft М. Право граdaна на локалну самоуправу. Зборник грабанин у правном систему CPJ. Београд. 1999.

7. Половченко К.А. Избирательная система Сербии // Современные избирательные системы. Чурсина Т.И., Орлов А.Г., Ракитская И.А., Половченко К.А. Научная редакция А.В. Иванченко, В.И. Лафитский. Москва. 2009.

8. Половченко К.А. Избирательные споры как объект конституционного правосудия: на примере Сербии // Социально-политические науки. №4. 2016.

9. Половченко К.А. Конституционный контроль в Боснии и Герцеговине / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И.

15 Markovic R. Ustavno pravo. Beograd. 2014.стр. 426.

Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

10. Половченко К.А. Конституционный контроль в Республике Хорватия. / Конституционный контроль в зарубежных странах: коллективная монография / [Ю.И. Лейбо и др.]; под ред. Е.Я. Павлова, Е.А. Кремянской; Моск. гос. ин-т междунар. отношений (ун-т) МИД России; каф. конституционного права. - М.: МГИМО-Университет. 2015.

11. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти в Республике Сербия // Социально-политические науки. №2. 2017. С. 125-129.

12. Половченко К.А. Особенности формирования и ответственность Правительства Республики Сербия // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 5.

13. Половченко К.А. Генезис сербского конституционализма: истоки // Право и управление. XXI век. №4. 2015.

14. Половченко К.А. Конституционный суд как гарант целостности государства: на примере Сербии. Проблемы экономики и юридической практики. №2. 2017. С. 97-101.

15. Половченко К.А. К вопросу о статусе депутата Народной скупщины Республики Сербия // Проблемы экономики и юридической практики. №3. 2017. С. 127.

16. Сто]анови1 Д. Уставно право. Ниш. 2009.

17. Туманов В.А. Половченко К.А. Конституционные основы судебной власти. / Конституционное право зарубежных стран: учебник / под общ. ред М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Норма: ИНФРА-М. 2016.

18. Вучи1 О. О заштити права. Београд. 2010.

19. Вуачи1 И. Субсидиерност и модернизациа локалне заеднице. Зборник локална самоуправа - стане и перспективе. Београд. 2001.

Статья проверена в системе «Антиплагиат»; оригинальность текста - 92,59%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.