Бизнес в законе
1 ’2014
2.6. СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОХРАНУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ
Валеева Айгуль Владимировна, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Место учебы: Казанский (Приволжский) федеральный университет
avvaleeva@gmail. com
Аннотация: Причины написания работы: В результате проведенных на рынке электрической энергии реформ появились новые субъекты рынка, существенно изменился механизм охраны прав потребителей. Обеспечение надлежащей охраны прав потребителей является важнейшим для нормального функционирования рынка вопросом и требует особого внимания. Для формирования целостного представления об указанном механизме защиты, его эффективности, необходимо изучить правовой статус участников рынка электрической энергии, прежде всего тех, деятельность которых направлена на обеспечение надлежащей охраны прав потребителей, исследовать проблемы взаимодействия данных участников рынка.
Модель: Проведен анализ правового статуса организаций, деятельность которых направлена на охрану прав потребителей на рынке электрической энергии. Сформировано представление о системе указанных организаций, определено место и роль каждого из элементов указанной системы.
Выводы: Практически все участники оптового и розничных рынков могут быть рассмотрены как организации, обеспечивающие охрану прав потребителей на рынке электрической энергии. При этом можно говорить о наличии целостной системы соответствующих организаций. Данная система функционирует, прежде всего, на основе саморегулирования, однако присутствует и значительное публично-правовое воздействие.
Ценность: Изучение участников энергорынка с
применением приема системного анализа позволяет сформировать представление об эффективности механизма защиты прав потребителей на рынке электрической энергии; выявить место, роль каждого участника рынка, что в конечном итоге может способствовать повышению уровня правовой охраны прав потребителей на данном рынке.
Ключевые слова: Электроэнергетика, оптовый рынок, розничный рынок, потребитель электроэнергии, охрана прав потребителя.
THE SYSTEM OF ORGANIZATIONS WHICH ENSURES PROTECTION OF CONSUMERS RIGHTS ON THE MARKET OF ELECTRIC ENERGY
Valeeva Aigul Vladimirovna, post-graduate student of the
Department of civil and entrepreneurial law
Study place: Kazan (Volga region) Federal University
avvaleeva@gmail. com
Annotation: The reasons for writing: New subjects on the market appeared, the mechanism of the consumers rights protection has changed significantly as a result of the electricity market reforms. Ensuring the proper consumers’ rights protection is essential for
the normal functioning of the market and needs special attention. The legal status of participants in the electricity market, primarily those who are aimed at ensuring the proper protection of consumers, the issues of interaction between market participants should be explored in order to form a holistic understanding about the mechanism of consumers’ rights protection, its effectiveness.
Model: Analysis of the organizations legal status, the activity of which is aimed at protection of consumers’ rights on the market of electric energy, was conduct. Representation about the system of these organizations was made, the place and role of each of the elements of this system was defined.
Conclusions: Almost all participants of the wholesale and retail markets can be considered as organizations that protect the consumers’ rights on the market of electric energy. We can speak about the existence of the integral system of the organizations. The system operates primarily on the basis of self-regulation principle, however, the public legal effect is present and significant.
Value: The observation of participants in the energy market with the help of system analysis method allows to form adduction about the effectiveness of the consumers rights protection mechanism on the market of electric energy; identify the place and role of each participant of the market, which could eventually increase the level of legal protection of the consumers rights on this market.
Keywords: electric power industry, the wholesale market, the retail market, the consumer of electric power, protection of consumer rights
Вопросы охраны прав потребителей всегда представляли интерес для исследователей. Нормальное функционирование рынков невозможно без деятельности эффективной системы защиты прав субъектов рынка - особенно это касается технологически и структурно сложных рынков, таких как электроэнергетический. Значительную часть участников рынка можно рассмотреть как слабую сторону в правоотношениях по энергоснабжению. Как правило, на подобных рынках для эффективной охраны субъектов необходимо создать полноценную инфраструктуру. Поскольку на рынке существуют разные категории потребителей, то и охрана их прав должна осуществляться дифференцированно, с учетом специфики их правового положения. Наиболее эффективным является тот способ охраны прав, при котором она обеспечивается на нескольких уровнях и по разным направлениям. Именно поэтому обеспечить эффективную охрану прав потребителей возможно только применяя различные юридические конструкции, используя несколько специальных организаций с различной компетенцией. Можно сказать, что организации, функционирующие с целью охраны прав потребителей на рынке электрической энергии, выстроены таким образом, что образуют целостную систему. Под системой можно понимать «множество взаимосвязанных элементов, выступающих как определенная целостность»[Садовский, 1974, С.18].
Система всегда имеет составные элементы, каждый из которых должен иметь свое место, выполнять свои функции с учетом определенной иерархии, а также в системе должны быть противоборствующие друг другу процессы [Филиппова, 2011, С.7-12]. Благодаря
системному подходу при исследовании механизма охраны прав потребителей на рынке электрической энергии можно будет изучить взаимодействие указанных организаций, установить взаимосвязи их компетенций и соответственно, решить вопрос об эффективности механизме охраны прав в целом. Изучение системы
60
Валеева А. В.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОХРАНУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ энергии
охраны прав потребителей необходимо начать с уточнения термина «потребитель». В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ « Об электроэнергетике» [3] к потребителям относятся «лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд». Традиционно их разделяют на потребителей оптового и розничных рынков в зависимости от необходимого объема мощности и наличия допуска к оптовому рынку.
Проанализировав действующие нормативно-правовые акты, можно заключить, что в системе организаций, обеспечивающих охрану прав потребителей можно выделить две основные группы, куда входят участники оптового и розничных рынков:
К первой группе можно отнести участников, обеспечивающих функционирование инфраструктур:
1) технологической (организация по управлению единой национальной энергетической сетью (ОАО «Российские сети»), системный оператор (ОАО «Системный оператор единой энергетической системы»);
2) коммерческой (НП «Совет рынка», ОАО «Администратор торговой системы»;
Во вторую группу можно включить непосредственных субъектов оптового и розничных рынков. Это энергосбытовые организации (со статусом гарантирующего поставщика либо без такого статуса).
Рассмотрим более подробно технологическую инфраструктуру. К ней относятся: организация по управлению единой национальной энергетической сетью (ОАО «Российские сети»), системный оператор (ОАО «Системный оператор единой энергетической системы»). Деятельность сетевых организаций и системного оператора будет рассмотрена в целом - объем настоящей статьи не позволяет подробно остановиться на правовом статусе каждого из субъектов.
Деятельность сетевой организации и системного оператора относится к сфере естественной монополии. Подключение к сетям и управление ими - самая первая стадия, предшествующая заключению договора энергоснабжения, купли-продажи электроэнергии. Именно на данной стадии потребители наиболее часто страдают от заблуждения как в самой процедуре, так и в стоимости услуг по подключению к сетям, услуг по оперативно-диспетчерскому управлению, что, безусловно, сказывается на расходах и финансовом состоянии потребителя.
При подключении к сетям, сетевая организация выделяет потребителей малой и большой мощности. Следовательно, охрана прав потребителей обеспечивается правовыми гарантиями
дифференцированно в зависимости от необходимого объема мощности. Для потребителей малой мощности подключение к сетям осуществляется в более короткий срок, за меньшую цену, с более простой формой заявления. В отдельную категорию субъектов выделено население и приравненные к нему потребители: для них подключение при соблюдении ряда условий имеет всегда фиксированную цену (500 рублей) [4]. При потреблении электроэнергии на больших мощностях предусмотрена дробная, постепенная система внесения оплаты, проверка соблюдения технологических условий системным оператором. Именно сетевые организации часто злоупотребляют своим положением и в нарушении четко определенной процедуры подключения к сетям необоснованно затягивают или завышают цену за свои услуги.
При этом важным является разделение сетевой организацией потребителей на 3 категории, которым предоставляется дифференцированный уровень охраны их прав. Потребители первой категории должны всегда получать электроэнергию, иначе это повлечет «угрозу жизни и здоровью людей, угрозу безопасности государства, значительный материальный ущерб». В их составе выделяются потребители, которые эксплуатируют «особые категории энергопринимающих устройств, бесперебойная работа которых необходима для безаварийной остановки производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров». Вторая категория надежности подразумевает необходимость обеспечения бесперебойного энергоснабжения, перерыв в котором «приводит к недопустимым нарушениям технологических процессов производства». В третью входят все остальные субъекты [5]. В целях обеспечения данного бесперебойного энергоснабжения именно системный оператор осуществляет управление технологическими режимами потребления электроэнергии, а также выделяет потребителей, которые подлежат обязательному оперативно-диспетчерскому управлению[6]. Такое управление необходимо в том случае если некий субъект имеет возможность влиять на количество и качество поставляемой электроэнергии.
Сетевая организация активно взаимодействует с системным оператором. Уведомляет его о заключенных и расторгнутых договорах об оказании услуг по передаче электроэнергии, ежеквартально информирует о максимальной мощности функционирующих энергопринимающих устройств. Системный оператор, в свою очередь, осуществляет согласование проекта технических условий на технологическое присоединение в отношении присоединяемых объектов. Сетевая организация праве отказать в заключении договора о передаче электроэнергии в случае если отсутствует договор на оказание услуг оперативно-диспетчерского управления (если потребитель должен был заключить такой договор). Важной правовой гарантией охраны прав потребителей является возможность системного оператора отступить от результатов торгов в целях обеспечения качества и надежности энергоснабжения, а также создания условий для функционирования рынка электроэнергии, принятия мер для обеспечения исполнения обязательств субъектов по договорам заключенным на энергорынке. Именно совместная деятельность указанных субъектов призвана обеспечить эффективную охрану прав потребителей. Необходимо заметить, что элементы системы (организации) не являются государственными структурами, а организованы как юридические лица, что подчеркивает их гражданско-правовую природу.
Коммерческая инфраструктура оптового рынка включает в себя взаимосвязанные по функциям организации, обеспечивающие функционирование торговой системы оптового рынка. Она включает в себя некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (далее по тексту - Совет рынка) и коммерческого оператора (ОАО «Администратор торговой системы» (далее по тексту - АТС)).
Совет рынка обладает исключительной правоспособностью: только он решает вопрос о допуске конкретного субъекта на оптовый рынок, разрабатывает
61
Бизнес в законе
1 ’2014
нормативную базу, регламенты, договоры необходимые для участников оптового рынка и т.д. Но при этом в составе его структуры существует специальный орган управления (Наблюдательный совет), в который включаются представители органов государственной власти, члены партнерства покупателей и продавцов, представители инфраструктурных организаций. Можно сделать вывод, что при решении вопросов Советом рынка учитываются интересы всех участников через уполномоченных представителей. С целью обеспечения баланса интересов и недопущения злоупотребления своим положением, Совет рынка подконтролен министерству энергетики РФ, которое уполномочено давать ему прямые указания, накладывать вето на его решения, направлять вопросы на обязательное рассмотрение и принимать решение по ним. Совета рынка представляет собой сложную, но в свое основе гражданско-правовую конструкцию, которая является универсальным правовым средством, отражающим интересы всех участников рынка. Коммерческий оператор, учрежденный в виде акционерного общества, в свою очередь подконтролен Совету рынка, поскольку является его дочерней организацией. Согласно уставу АТС целью его существования является осуществление деятельности по организации торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности, связанной с заключением и организацией исполнения сделок по обращению электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке. Все продажи и расчеты осуществляются через АТС. Это делается с целью учета всего существующего объема электроэнергии. Информация об объеме электроэнергии необходима системному оператору при управлении технологическими режимами работы объектов электроэнергетики, а также в случае аварийных ситуаций для оперативного реагирования с целью недопущения нарушения энергоснабжения, в особенности тех потребителей, отключение которых может создать угрозу жизни, здоровью людей, безопасности государства и т.п.
Стоит отметить, что единство участников коммерческой инфраструктуры обеспечивается на законодательном уровне посредством закрепления за коммерческой инфраструктурой в целом единых целей деятельности.
Последняя группа организаций, обеспечивающих охрану прав потребителей: энергосбытовые организации (далее - ЭСО). Этим термином названа организация, осуществляющая в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии. ЭСО выступают в роли посредников, некого среднего, промежуточного звена между продавцом и покупателем, а также связующим звеном с коммерческой и технологической инфраструктур рынка. ЭСО существенно упрощают сам процесс энергоснабжения многим потребителям и тем самым обеспечивают доступность электроэнергии.
Для потребителей большое значение имеет ЭСО со статусом гарантирующего поставщика (далее - ГП). Соответствующий статус обеспечивает охрану прав потребителей, посредством наделения его дополнительными обязанностями по отношению к потребителю. Это выражается уже на стадии выбора гарантирующего поставщика, к которому предъявляется больше требований, чем к обычной ЭСО.
Во-первых, установлены повышенные дополнительные требования к его финансовому состоянию (валовая выручка, размер собственного капитала и т.п.).
Во-вторых, цены по заключаемым им договорам устанавливаются с помощью законодательно регламентированной методики расчета.
В-третьих, именно для ГП договор купли-продажи и энергоснабжения является публичным. Более того даже сам факт того, что ГП избирается в каждом регионе на конкурсной основе, безусловно, свидетельствует о его особом правовом статусе, как организации, деятельность которой направлена на обеспечение надежного энергоснабжения и охрану прав потребителей. В особенности это важно для бюджетных организаций, населения, приравненным к ним категорий субъектов.
Все ЭСО выполняют очень важную функцию: косвенно контролируют деятельность сетевых организаций и тем самым влияют на них, что положительным образом сказывается на конечном потребителе. В отсутствии ЭСО сетевые организации легко смогут манипулировать ценами и завышать показатели полезного отпуска, уже сейчас часто ЭСО сталкиваются с завышенными показателями полезного отпуска. В свою очередь ЭСО ограничивается в возможности заключения договоров решением сетевой организации об отказе в подключении к сетям ввиду невозможности. На данном примере продемонстрировано взаимное влияние друг на друга элементов системы, т.е. функционирующих на рынке организаций.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что специфика охраны прав потребителей обусловлена своеобразием рынка и особенностями статуса самого потребителя. Исследованные в статье организации находятся в системе, функционирование которой само по себе можно рассматривать как правовое средство охраны прав потребителей. Организации (элементы соответствующей системы) имеют четко закрепленный объем правомочий, компетенцию и теснейшим образом взаимосвязаны между собой. Данная система функционирует с целью охраны и обеспечения баланса как публичных, так и частных интересов в соответствующей сфере, а также обеспечения баланса интересов субъектов отдельных правоотношений в сфере электроэнергетики. Двойственная природа энергетического рынка, аккумулирующая как публичные, так и частно-правовые начала, способствовала тому, что механизм охраны субъектов рынка был выстроен на сочетании частных и публичных рычагов воздействия. Сама система основана в значительной части на принципах саморегулирования (что естественно для рыночной экономики), однако действие этих принципов ограничено публично-правовыми инструментами.
Список литературы:
1. Садовский В.Н. Основания общей теории систем - М.: Наука, 1974. - С.- 18.
2. Филиппова С.Ю. Системный подход при исследовании коллективных предпринимательских образований в правовой науке // Предпринимательское право. 2011.- № 2.-С. 7 - 12.
3. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об электроэнергетике» [Текст] // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2003.- N 13.- Ст. 1177.
4. Российская Федерация. Правительство. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (вместе с «Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», «Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике») [Текст]:
62
Валеева А. В.
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ОХРАНУ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ энергии
[постановление Правительства РФ: от 29 декабря 2011 г. № 1178]// СЗ РФ.- 2012.- № 4.- Ст. 504.
5. Российская Федерация. Правительство. Об утверждении
Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству
электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям [Текст]: [постановление Правительства РФ: от 27 декабря 2004 № 861] // CЗ РФ.-2004.- № 52 (часть 2).- Ст. 5525.
6. Российская Федерация. Правительство. О порядке
отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих
обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике (вместе с «Правилами отнесения субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в
электроэнергетике») [Текст]: [постановление Правительства РФ: от 14 февраля 2009 № 114] // СЗ РФ.-2009.- N 9. - Ст. 1103.
Reference list:
1. Sadovsky V.N. Foundation of the general theory of systems -M: Nauka, 1974. - C. - 18.
2. Filippova S.Yu. Systematic approach in the study of collective entrepreneurial entities in legal science // Business law. 2011.- № 2.- C. 7 - 12.
3. Russian Federation. The laws. Federal law of 26.03.2003 no 35-FZ of 25.11.2013) «On electric power industry» [Text] // collected legislation of the Russian Federation.- 2003.- N 13.-Article. 1177.
4. Russian Federation. Government. On pricing in the field of regulated prices (tariffs) in electric power industry (together with «the Basics of pricing in the field of regulated prices (tariffs) in electric power industry», «Rules for state regulation (revision, application) of prices (tariffs) in electric power industry») [Text]: [Resolution of the Russian Federation Government: 29 December 2011 № 1178]// Collection of the Russian Federation legislation.- 2012.- № 4.- Article. 504.
5. Russian Federation. Government. On approval of Rules for non discriminatory access to electric power transmission services and rendering of these services, Rules nondiscriminatory access to operatively-dispatching management in electric power industry and rendering of these services, Rules for non discriminatory access to services of the administrator of trading system of the wholesale market and rendering of these services, and Rules for technological connection of power receivers of consumers of electric power production and electric grid facilities belonging to the network organizations and other persons to power grids [Text]: [Resolution of the Russian Federation Government: 27 December 2004 № 861] // Election of the Russian Federation legislation.- 2004.- № 52 (part 2).- Article. 5525.
6. Russian Federation. Government. On the procedure of classifying the subjects of electric power industry and electric power consumers to the circle of persons subject to compulsory servicing during operatively-dispatching management in electric power industry» (together with «Rules for classification of power-generating companies and electricity consumers as the circle of persons subject to compulsory servicing during operatively-dispatching management in electric power industry») [Text]:[Resolution of the of the Russian Federation
Government: 14 February 2009 № 114] // Collection of the Russian Federation legislation.-2009.- N 9. - Article. 1103.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Валеевой Айгуль Владимировны «Система организаций обеспечивающих охрану прав потребителей на рынке электрической энергии»
Одной из важнейших областей экономики является электроэнергетика. Соответственно правовое регулирование отношений в сфере электроэнергетики можно считать актуальным и современным направлением для юридических исследований. За последнее десятилетие данная сфера экономики постоянно находится в состоянии реформы. На рынке электроэнергетики появились новые субъекты, принципиально изменена схема управления энергетическими мощностями, рынок постепенно выводится из состояния естественной монополии. Реформирование любой отрасли часто приводит к тому, что традиционные приемы охраны прав потребителей оказываются неэффективными. Поэтому исследования, посвященные охране прав потребителей на рынке электрической энергии, представляются крайне актуальными как с практической, так и с теоретической точек зрения. Действительно, теоретическая проработка вопросов правового обеспечения электроэнергетики оставляет желать лучшего. Пока не сформировано точного представления о том, какое место, роль, функции и значение занимают участники соответствующего рынка. В данном контексте изучение категории потребителя имеет большое значение. Изучение его правового положения на указанном рынке, в том числе во взаимодействии с участниками энергорынка, позволит определить недостатки механизма его правовой охраны.
В связи с этим большой интерес вызывает исследование Валеевой А.В., рассматривающей организации на рынке электрической энергии с точки зрения охраны прав потребителей. Автор приходит к выводу, что все указанные организации в совокупности образовывают целостную систему, функционирование которой само по себе является правовым средством охраны прав потребителей. Эффективность охраны при этом теснейшим образом связана с обоснованностью схемы взаимодействия между указанными организациями, с правомерностью предоставляемого им объема компетенции и т.п. Рассмотрение участников энергетического рынка в качестве элементов целостной системы позволило сформировать комплексное представление о механизме охраны прав потребителей на данном рынке.
Статья Валеевой А.В. содержит новые и актуальные научные положения. Статья «Система организаций обеспечивающих охрану прав потребителей на рынке электрической энергии» отвечает требованиям к работам публикуемых в журналах, рекомендованных ВАК для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
Научный руководитель к.ю.н., доцент кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета
Михайлов А.В.
63