На рисунке 2,6 показано распределение спектра сигнала спутника ERS-2, в координатах частота (номер элемента ПЗС) - отсчёты времени; в оригинале амплитуда спектральных составляющих представлена в цветовой палитре
На рисунке 2,в показана та же частотно-временная панорама сигнала в трёхмерной проекции.
Разработанный в рамках данной системы акустооптоэлектронный анализатор спектра повышенного быстродействия может найти применение не только для обнаружения и анализа быстроизменяющихся радиосигналов, но и при решении , , -ходящих физических процессов судят по изменению время-частотных характеристик зондирующего радиосигнала.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Высог/гдай М.Г., Каасик В.П., Рогов С.А. Исследование многоканальных акустооптиче-ских устройств с временным интегрированием для обработки сигналов антенных решеток // Автометрия - 1991. № 2. - С.38-41.
2. . ., . ., . .
. // -
рия - 1991. №3. - С.93-95.
3. . ., . ., . . - -
// 1 -
тической обработке информации: Тезисы докладов, ч.1. - Л. 1988. - С.82.
4. . ., . ., . ., . .
, // радиоэлектроника: опыт использования и проблемы, подготовка специалистов: Тезисы 12- - . - , 14-15
2001г., ВМИРЭ. - С.254.
5. . ., . ., . ., . -
ный спектроанализатор широкополосных сигналов // Автометрия - 2000. №1. - С. 78-83.
6. Аксе нов КТ., Петрунькин В.Ю., Стариков ГА. Оптическ ий вейвлет-процессор для обработки сложных сигналов // Письма в ЖТФ - 2001. Т.27. В 22. - С.24-29.
7. . ., . ., . ., . .
- // сигналов и изображений оптическими методами. Под. ред. Ю.В.Егорова, С. В. Кулакова - Л. 1987. - С.31-39.
8. . ., . . -
ческой обработки информации // Российская науч.-тех. конференция «Инновационные технологии для России» 25-27 апреля 1995 г.: Тез. докладов, ч.9.- С-Пб. 1995. - С.152.
УДК 519.63:532.55
В.К. Гадельшин, АЛ. Сухинов
ТРТУ, г. Таганрог
СИСТЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИСТОЧНИКА ВЫБРОСА ВРЕДНЫХ
ВЕЩЕСТВ И ОЦЕНКИ ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ В ГОРОДСКИХ
УСЛОВИЯХ
Высокий уровень загрязнения воздушной среды является одной из главных экологических проблем в городах. Основными источниками выбросов вредных, загрязняющих атмосферу веществ (ЗВ) являются автотранспорт и промышленные предприятия. Например, на долю автотранспорта приходится около 80 % выбросов
вредных веществ, 60 % из которых составляет углерод (СО), а вблизи транспортных магистралей с интенсивным движением при неблагоприятных метеоусловиях и заторах содержание вредных примесей в воздухе превышает допустимые уровни в десятки раз.
Сложность проведения трудоемких натурных экспериментов для оперативной и долговременной оценки и прогнозирования состояния воздушной среды приводит к необходимости применения методов математического моделирования (проведение вычислительных экспериментов) в системах экологического мониторинга.
В докладе рассматриваются объединенная модель движения воздушной среды в приземном слое атмосферы и модель диффузии-конвекции с реакцией (р^ложени-) , , учетом пространственно-^ехмерной геометрии - рельефа и застройки, а также метод определения и оценки их вклада в загрязнение экологически важных зон.
Система уравнений приземной аэродинамики включает уравнения движения
по трем координатным направлениям, уравнение неразрывности, уравнения со-
стояния и транспорта теплоты. Задание геометрии области и граничных условий при моделировании осуществляется на основе геоинформационной базы данных ( ), ,
включая застройку, с шагом 2-10 метров.
С учетом ГИС решение задачи определим в цилиндрической области в с поверхностью 8, состоящей из боковой поверхности X, нижнего основания Хф ( = 6 (х,у), верхнего основания X ( = н). Характерная высота верхней границы области определяется процессами интенсивного переноса загрязнения 100 . -
угольных координат ГИС.
Исходными уравнениями модели аэротермодинамики являются [2, 4]:
♦ уравнения движения (Навье-Стокса):
♦ уравнение неразрывности:
/ / /
р + (ри )х + (ру )у + (Р^)2 = 0 (2)
♦ уравнени е состояния:
(3)
♦ уравнение тра нспорта теплоты:
/
/
/
/
(4)
В системе (1)-(4) и (,у, г, t), V (, у, г, t), W (,у, г, t)- компоненты вектора скорости в точке с координатами (, у, г) в момент t, р (, у, г, t)- плотность, р (,у, г,t)- давление, Т (,у, г, t)- температура, Т/^ - коэффициент турбулентного обмена по горизонтальным направлениям,
- коэффициент турбулентного обмена по вертикальному направлению, / ( X, у, г, t) - функция тепловых источников.
Используя свойство квазистационарности приземного слоя воздуха [5], мож-, -
.
Переходим к описанию решения задачи приземной аэротермодинамики. Из,
является МАС-метод. В работе рассматривается вариант данного метода, известный как метод поправки к давлению. Данный метод представляет собой аддитивную схему расщепления по физическим процессам и гарантирует выполнение ба-( ), . меняющихся давлений и (или) температур возникает необходимость организации ,
плотностей воздушной среды. Для средних городов, подобных Таганрогу, имеющих относительно небольшие размеры, такая ситуация возможна лишь при прохождении атмосферных фронтов. Здесь рассматривается случай относительно небольших изменений давлений и температур в пределах моделируемой области, когда не требуется организовывать итерационный процесс для взаимного согласования распределений температур, плотностей и давлений.
Система разностных уравнений, аппроксимирующих поставленную выше за,
и—и + ии о + Ш о + WUo =П^(и г + и- 1 + — (и- ) , (5)
т X у г р XX уу] р\^
+ XV + VV0 + WV0 = П^(^ + V- 1 + — ((V-) , (6)
т X у г р1 XX уу) р\^
% п
М/ W- + UWo + VWo + WWo =—\Wr__ + | + — \rivW- ) , (7)
х'"у.......г р XX- -уу)- р
+ Руу + Ьг =Т р ) + р ) +(рр )г! > (8)
уу т^И т^иУ)у
р=ИТ ’ (9)
Pxx + Руу + Ьг =р—р+т{ (ри ) + р ) + р )), (10)
и—и = —1 () , (11)
т р\ IX
(1 - 4) (5 - 15)
, .
Существенной особенностью данной системы является выполнение дискретного аналога уравнения неразрывности.
Алгоритм вычислений состоит в следующем. Вначале по явной схеме осуществляется прогноз значений трехмерного вектора скоростей без учета градиента давлений (на дробном временном слое) в соответствии с уравнениями (5 - 7). Для спрогнозированного распределения скоростей вычисляется прогноз распределения давлений из уравнения (8). Для этого используется итерационный процесс зейде-.
В соответствии с уравнением состояния (9) выполняется прогноз распределения плотности, который используется в уравнении (10) для определения распределения давления на текущем (п+1)-м временном слое итерационным процессом зей-.
, -
стей, получаемым из явных уравнений (11-13) на (п+1)-м временном слое, уравне-. -(14), . -
ма выбрана для повышения запаса устойчивости, что может быть важным в случае существенных градиентов температуры вблизи земной поверхности. Наконец, полученное распределение давлений и температур позволяет из уравнения состояния
(15) восстановить распределение плотностей на (п+1)-м временном слое.
Уравнение транспорта вредной примеси представляет собой нестационарное трехмерное уравнение диффузии-конвекции с параметризуемыми коэффициентами турбулентного обмена и постоянной деструкции, определяемой экспериментально:
С + ucx + ус у + wc'^+ac=
/ / /
(с4) X + (у) у + (сСг) г + ^ ( У t), (16)
где с(X,у, г,t) - концентрация примеси, и = (,V,w) - вектор скорости движения воздушной среды, 7 С - член, учитывающий деструкцию вещества, /с (X, у, г, t) - функция источников загрязняющих веществ, /2С и пс - горизонтальный и вертикальный коэффициенты диффузии.
К уравнению транспорта ЗВ присоединим начальные данные
С = Со при t = 0 (17)
и условия на границе £ области С :
с = fs на У 1е [ °> ;
^ = «с на У (18)
дг 0
дС = о на У .
дг Ун
Стены домов считаются непроницаемыми для ЗВ: из стен не может прихо-, . -
. ( -) .
Уравнение транспорта загрязняющих веществ расщепляется на уравнения конвекции ЗВ и диффузии с реакцией. Конвективное уравнение реализуется на основе симметричной конечно-р^ностной схемы, оператор которой кососимметричен в соответствующем сеточном гильбертовом пространстве. Диффузионное уравнение расщепляется на цепочку двух- и одномерных задач. Двухмерная задача (двухмерное уравнение параболического типа с младшими производными) для практических целей может использоваться с постоянными коэффициентами турбулентного обмена по горизонтальным направлениям. Коэффициент вертикального , - , -ному направлению является переменным и определяется на основе полуэмпириче-ских зависимостей по перепаду высот и ожидаемому градиенту плотности в приземном слое атмосферы.
Эффект влияния подвижных источников (автотранспортных потоков) на окружающую среду в моделях транспорта вредной примеси можно моделировать наземным линейным источником, очертания которого совпадают с контуром транспортной сети [1, 2, 3].
аэродинамики и транспорта вредной примеси, решается численными методами, что предусматривает переход от непрерывных к дискретным моделям. При этом задание геометрии области и граничных условий можно осуществлять на основе геоинформационной базы данных, что позволяет достаточно точно определить геометрию транспортных сетей. В этом случае функцию подвижного источника загрязняющих веществ можно представить в виде
/= !^(г - Г,), <19)
где 4 = Е„ (г,, ^
Аг,
-
сетки дискретной модели с координатой г = (х- у- г) в момент времени !.
1 V I’-'!’ I)
Решение задачи распространения ЗВ от подвижных и стационарных источни-
(16) , -ной формулой (19), позволяет определить влияние, оказываемое источниками вредных выбросов на экологическую обстановку в городе. Может оказаться, что в некоторых районах концентрация ЗВ в воздушной среде достаточно высокая и
- . , территорий школ и больниц и т.д., в пределах которых эти нормы достаточно же-
сткие. Поэтому важной является задача определения такого выделения источниками вредных веществ, которое обеспечивает выполнение санитарно-допустимых норм в экологически важных зонах.
Как уже отмечалось выше, влияние подвижных источников моделируется совокупностью точечных наземных источников, расположенных в узловых точках. Пусть в точках ^ N) расположены источники, выбрасывающие ЗВ с ин-
тенсивностью ЕI. Выделим в рассматриваемой области О М экологически важных зон о , в которых заданы предельно допустимые концентрации ЗВ а за ] ч]
интервал времени ^0, Г] . Перепишем уравнение (16) в операторном виде:
Ье = /, (20)
где
т д л х д д д д д д ,01Л
Ь = ^- +&у(и ■) + д-^пг---—Цс~----—Цс —, (21)
дг ’ дг с дг дгс дх ду с ду
N ,_________х
/ = X Е.8(г - г1) (22)
при условиях:
1=1 1
с = на Е ,
=ас на V , (23)
дс п
Ш=0 "а % •
с (г ,0) = с0, г є в, г = 0.
Здесь а > 0 - характеризует взаимодействие вредных примесей с подстилающей поверхностью; - фоновые поступления ЗВ из граничащих с в облас-
тей. Если рассматривается периодическая по процессам задача с периодом Т, то рассматривается условие
с (,0) = с [г ,Т ). (24)
Компоненты вектора скорости и связаны в каждый момент времени урав-(2)
= 0 на и % н . (25)
В случае, когда N >М в задачах, требующих оценки Е1, Г.И.Марчуком [2]
рекомендуется перейти к сопряженным уравнениям переноса и диффузии.
Линейному оператору Ь поставим в соответствие сопряженный оператор
т*
Ь
(, Ьс ) = (с, Ь*с*), (26)
Ь
т* д ч д д д д д д (27)
Ь =——агу(и А + а-^-п^—^цС^—^цС^— ■ (27)
дt ! д2 е дz дх дх ду С ду
Тогда сопряженное уравнение принимает вид
:
Ь*с* = р, (28)
С = 0 на X ,
дС* *
-Э7= ае на V (29)
-ч *
^ = 0 на I н ,
дz н
с* = с* при t = Г , с*(г,0) = с*(г,Г) ,
если имеется соответствующее условие в основной задаче.
Функция р требует уточнения, а (26) можно представить соотношением:
(с*,/) = (с, р). (30)
В этом случае определение функционала
J = (С, р ) (31)
можно заменить двойственной формулой:
J = (с*,/). (32)
Выбор функции р определяет переход к тому или иному конкретному функционалу J .
Предполагается, что скалярное произведение для любых двух функций g и
И в гильбертовом пространстве определено следующим образом:
(,и)=Тdt\gИ ао. (33)
0 О
Рассмотрим решение N задач вида [2]
Ьсг =8{г-?■), г=1 +N (34)
с нулевыми фоновыми значениями на X, а также задачу определения влияния
О :
Ьс£ = 0 (35)
с фоновым условием С£ = / на границе X. Тогда решения этого набора задач
с решением основной задачи связаны соотношением
N
С =^ЕгСг +С£ ■ г=1
(36)
(28) М
(34) :
Г* * 1 1 г
Ь с* = Pj, /=1+М ■
где
pj=
(23) (26)
с., Ьс. = . / 1
, (32) (33),
N Г Г
J■ = х ел с . (г.,t) dt+ | ам е£ао, г=1-м , Г г=1 г0 / и ' 0 о.
(37)
(38)
(39)
(40)
(41)
(42)
которые определяют величину концентрации ЗВ в областях О .[/' = 1 — М).
Введем следующие обозначения:
ч>. = 0 с* ( ■t )рt.
Т
/ ■ = | dt | с£ао,
■ 0 О.
Г
а Е^_ величины, ограничивающие интенсивность источника выделения ЗВ в точке г (например, для автотранспортного потока определяется его параметрами и
). -
мально допустимых выбросов ЗВ от подвижных и стационарных источников, обеспечивающих выполнение санитарно-допустимых норм на концентрацию вредных примесей в экологически важных зонах, можно сформулировать в виде задачи линейного программирования
N X Ег ^ тах,
г=1
N
-аГ-/., / = 1+М
0 - Е1 - е0, г = 1 - N,
где а/ - предельно допустимые нормы на концентрацию ЗВ в зоне О..
(43)
Решение задачи (43) позволяет дать верхнюю оценку интенсивности источников загрязняющих веществ.
Предлагаемый в данной работе метод позволяет определить распространение ЗВ от подвижных и стационарных источников и оценить их влияние на воздушную .
Изложенный выше подход реализован в комплексе программ и опробован в условиях г. Таганрога.
Программный комплекс позволяет исследовать зависимость концентрации , -, . -тывается влияние рельефа местности и городской застройки. Результаты моделирования отражают динамическую картину степени загрязнения атмосферного воздуха в виде профилей концентрации ЗВ с привязкой к геоинформационной карте. Это позволяет просматривать процесс расчета в реальном времени на рельефной .
С помощью программного комплекса можно также получать профиль изменения концентрации загрязняющего компонента во времени для точки с фиксированными пространственными координатами, что позволяет идентифицировать “виновников” залповых выбросов в атмосферу.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гадел ьшин В.К., Сухинов А А. Модель и комплекс программ для численного расчета про-
-
среде города // Труды международного научного симпозиума. М.: 2005. С.12-18.
2. Марчук Г.И. Математическое моделирование в проблеме окружающей среды. - М.: Наука, 1982. - 315с.
3. Уорк К., Уорнер С. Загрязнение воздуха. Источники и контроль. М.: Мир, 1980. - 53%.
4. Копдоба А.В., Повещенко ЮА., Самарская ЕА., Тишкин В.Ф. Методы математического моделирования окружающей среды. - М.: Наука, 2000. - 254с.
5. Берлянд М.Е. Прогноз и регулирование загрязнений атмосферы. -Л.: Гидрометеоиздат, 1985. - 271с.
УДК 681.311.21
М.Ю. Медведев, В.И. Борзов, В.Х. Пшихопов
ТРТУ, г. Таганрог
АВТОНОМНЫЕ УПРАВЛЯЕМЫЕ ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ
УСТАНОВКИ Введение
Роль возобновляемых источников энергии в последние десятилетия значи-. , работающим на органическом топливе, так и в ситуациях, когда использование традиционных источников энергии является затруднительным.
В настоящее время в России возобновляемые источники энергии применяются крайне мало. Например, общая выработка энергии ветроэлектрическими установками составляет порядка 10 МВт. Между тем, Россия обладает громадными запасами ветровой энергии, которая возникает благодаря поступлению солнечного