Научная статья на тему 'Система оплаты труда водителей карьерных автосамосвалов за производительное время работы'

Система оплаты труда водителей карьерных автосамосвалов за производительное время работы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
674
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА / REMUNERATION SYSTEM / СВЯЗЬ РЕЗУЛЬТАТОВ И ОПЛАТЫ ТРУДА / COMMUNICATION OF RESULTS AND REMUNERATION / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА / LABOUR PRODUCTIVITY / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ ЧАС / PRODUCTIVE HOURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попов Денис Владимирович, Мухин Федор Константинович, Захаров Святослав Игоревич

В статье описаны результаты работы по совершенствованию системы оплаты труда водителей автосамосвалов в ООО «Восточно-Бейский разрез». Особенностью реализуемого подхода является повышение тесноты связи результатов и оплаты труда работника на основе использования критерия «производительное время работы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Попов Денис Владимирович, Мухин Федор Константинович, Захаров Святослав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE REMUNERATION SYSTEM DRIVERS MINE DUMP FOR PRODUCTIVE WORK TIME

The article describes the results of work on improvement of system of payment of labour of drivers of dump trucks of LLC "Eastern-beysky open-pit mine". A feature of the approach is to increase the difficulty of communication of results and payment of workers on the basis of the criterion of "productive time".

Текст научной работы на тему «Система оплаты труда водителей карьерных автосамосвалов за производительное время работы»

УДК 622.684:629.353]:658.310.16

Попов Денис Владимирович

исполнительный директор ООО «Восточно-Бейский разрез», 655796, Республика Хакасия, Бейский район, с. Кирба, ул. Майская, 6 e-mail: PopovDV@suek. ru

Мухин Федор Константинович

заместитель исполнительного директора по производству и автотранспорту ООО «Восточно-Бейский разрез» e-mail: MuhinFK@suek. ru

Захаров Святослав Игоревич

кандидат экономических наук, заведующий лабораторией «Организация и оплата труда» ООО «НИИОГР», 454048, г. Челябинск, ул. Энтузиастов, 30, оф.715, e-mail: [email protected]

СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ КАРЬЕРНЫХ АВТОСАМОСВАЛОВ ЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ РАБОТЫ

Аннотация:

В статье описаны результаты работы по совершенствованию системы оплаты труда водителей автосамосвалов в ООО «Восточно-Бейский разрез». Особенностью реализуемого подхода является повышение тесноты связи результатов и оплаты труда работника на основе использования критерия «производительное время работы».

Ключевые слова: система оплаты труда, связь результатов и оплаты труда, производительность труда, производительный час

DOI: 10.18454/2313-1586.2016.01.105

Popov Denis V.

Executive Director

«Eastem-Beysky open-pit mine» LLC, 655796, vil. Kirba, Republic of Khakassia, Russia e-mail: [email protected]

Mukhin Fedor K.

Deputy Executive Director for production and transport of «Eastern-Beysky open-pit mine» LLC e-mail: [email protected]

Zakharov Svyatoslav I.

ph. d in economical sciences,

chief of the Laboratory Organisation and

Remuneration of "NIIOGR' LLC,

454080, Chelyabinsk, Russia,

st. Entusiastov, 30, of. 717

e-mail: svzakharov@bk. ru

THE REMUNERATION SYSTEM DRIVERS MINE DUMP FOR PRODUCTIVE WORK TIME

Abstract:

The article describes the results of work on improvement of system ofpayment of labour of drivers of dump trucks of LLC "Eastern-beysky open-pit mine". A feature of the approach is to increase the difficulty of communication of results and payment of workers on the basis of the criterion of "productive time".

Keywords: remuneration system, communication of results and remuneration, labour productivity, productive hours

Основным видом промышленного транспорта на угольных разрезах России является автомобильный, поэтому водители автосамосвалов занимают наибольшую долю в численности операционного персонала разреза, а расходы на оплату их труда - в структуре ФОТ предприятия. При высоких затратах на транспортировку горной массы возникает необходимость повышения производительности работы водителей, что ставит перед руководством предприятия задачу совершенствования системы оплаты труда. Одним из направлений совершенствования оплаты труда водителей выступает достижение баланса интересов на основе производительности труда и тесноты связи между результатами его работы и оплатой труда [1]. При повышении тесноты связи между результатами и оплатой труда водителей автосамосвалов возникают затруднения, потому что единицы измерения транспортной работы в существующей системе - тонна, кубометр, тонна-километр - в зависимости от условий транспортирования имеют разную трудоемкость. В системе учета результатов труда водителей эта разница обычно не фиксируется [1]. На практике это способствует появлению «выгодных» и «невыгодных» маршрутов.

Для выхода из сложившейся ситуации было решено применить показатель оценки результатов труда водителей - «производительный час», рассчитываемый в соответствии с методикой НИИОГР [2, 3, 4]. Использование этого показателя оценки результатов труда водителей открывает новые возможности для формирования системы учета производительного времени (табл. 1).

Таблица 1

Составные части времени работы водителя автосамосвала при различных системах учета

Система учета

Фонд рабочего времени

Посменная

Время в работе

8

о

Н

с о Л С

е

3

н н о

£

со 8

н а

и а О

н

н о

м е а

5 8

3

н

58

8

6

И

С

е

8

н а

И

с

Ю

о е о

И

с

е

¡Г 8

н

X

е

Н

о

м е а

е

8 «

8 *

ел

с

ю

о

е о н н е м с

£ М

Почасовая

Время на линии

я

о т

о

о р

к1 е

2

н н е

§

и р

т В

8

о

Н

с о Л 8

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3

н н о

8

£

со 8

Ё§ и а О

£

о

м е а

5 8

3

н

58

8

6

в

С

е

8

н а в

л

с

Ю

о е о

И

с

е ч

8

н

е

н

£

о

м е а

е

8

в

8

&

л

с

Ю

о

е о н н е м с

£ М

Почасовая по производительному времени

Производительная работа

Непроизводительная работа

и о т

о

о р

п е

2

н н е

§

и р

т В

и о т с о

е

3

н н о и

£ з и

ани

и

р о

т н о

м

е р

5 8

3

н

58

и ари

в

с

е и н а в

у

л

с

ю

о е о

и

с е ч и н

X

е

н

нт

о

м

е р

е и н а в

у

л

с

ю

о

е о н н е м с

£ м

Применение предложенного показателя к оценке существующих в ООО «Во-сточно-Бейский разрез» норм выработки на транспортирование горной массы позволило выявить, что для их стопроцентного выполнения в зависимости от расстояния и высоты подъема водителю требуется от 7,5 до 9,5 производительных часов работы в смену. Для обеспечения равной напряженности норм выработки, после обсуждения выявленных недостатков в нормах с водителями автосамосвалов, они были пересмотрены и утверждены на уровне 10 производительных часов в смену (рис. 1). Проводившаяся с января 2014 г. по октябрь 2015 г. работа включала шесть основных этапов.

Рис. 1 - Схема обеспечения равной напряженности нормы выработки водителей автосамосвалов (по критерию «производительное время работы»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап 1. Выявление резервов роста производительности труда и оборудования. Был выбран базовый период, в котором помесячно учтены основные организационные условия, влияющие на время производительной работы - среднее расстояние и высота подъема, фактический объем транспортной работы с разбивкой по конкретным экскаваторам, режим работы автотранспорта, количество отработанных человеко-смен и т.д. В результате расчетов установлено, что время нахождения на линии одного среднего автосамосвала составляет около 540 часов, а производительной работы - 335 часов в месяц, то есть резерв повышения производительности автосамосвалов составлял 60 % от достигнутого уровня.

Этап 2. Определение стоимости производительного часа работы. Расчет производился на основании данных за выбранный базовый период. Стоимость рассчитана как частное от деления суммарного фонда оплаты труда (за исключением оплаты ремонтных смен и руководства бригадой) на суммарное количество производительных часов работы водителей автосамосвалов. Полученная стоимость производительного часа работы водителя автосамосвала составила 150 рублей и принята к расчетам.

Этап 3. Изменение норм, нормативов и «Положения по оплате труда водителей автосамосвалов». Нормы выработки водителей автосамосвалов были определены исходя из времени производительной работы - 10 часов в смену; они начали использоваться при планировании работы автотранспорта на смену, сутки и месяц по каждому работающему в разрезе экскаватору. В «новом» Положении по оплате труда размер премии водителя увязали с количеством часов производительной работы за учетный период.

Этап 4. Формирование системы учета результатов труда. Изменение норм, нормативов и Положения по оплате труда потребовало формирования соответствующего управленческого учета. Для повышения информированности водителей автосамосвалов была разработана форма визуализированного учета результатов их труда «светофор» (табл. 2).

Таблица 2

Форма визуализированного учета результатов труда водителей автосамосвалов

Дни месяца

ФИО водителя автосамосвала 1 2 о

Результаты труда а н е Я с а н е а с а н е Я с а н е я с а н е я с а н е я с и о £

<м <м <м

Объем перевезенной " 3 горной массы, м3 1663 1441 1405

Грузооборот, ткм 10009 7037 9155

Водитель 1 Выполнение нормы выработки, % 94 92 75

Время производительной работы, ч 9,4 9,2 7,5

Условные обозначения:

«Зеленая» смена (более 9,3 производительных часов работы)

_ «Желтая» смена (8,5 - 9,3 производительных часов работы)

«Красная» смена (менее 8,5 производительных часов работы)

Этап 5. Разработка и реализация системы мер по формированию организационно-технических условий для повышения количества производительных часов работы. Изменение системы оплаты труда водителей автосамосвалов послужило импульсом к формированию организационно-технических условий для повышения количества производительных часов работы. Были разработаны и реализованы мероприятия по следующим направлениям:

- совершенствование системы месячного, суточного и сменного планирования;

- разработка и освоение стандартов рабочих процессов;

- повышение качества ремонтного обслуживания автосамосвалов;

- организация круглосуточной работы автогрейдеров;

- контроль исполнения регламентов работы вспомогательной техники (топливозаправщик, кран и т.д.);

- почасовой контроль производительности оборудования, особенно первый и последний час работы;

- выявление и разбор причин отклонений часовой производительности по схеме: сбой - причина сбоя - ответственный - мероприятия по недопущению подобного в будущем;

- картирование дорог: расчет потребностей строительных материалов для посыпки и ремонта автодорог;

- персонификация ответственности надзора за состоянием дорог, организация регулярного осмотра автодорог комиссией в составе: главный маркшейдер, начальник участка добычи угля, начальник автоколонны;

- добавление к сменному надзору штатной единицы - дорожного мастера;

- организация недельного планирования работ с учетом прогноза по осадкам.

Следует отметить, что в результате изменения «Положения по оплате труда водителей автосамосвалов» и реализации системы мер по формированию организационно-технических условий была увеличена теснота связи результатов и оплаты труда водителей (рис. 2).

«Старая» система оплаты труда (январь - май 2014 г.)

«Новая» система оплаты труда (август - сентябрь 2015 г.) Заработная плата, руб./мес.

60 000

20 000 10 000

80 100 120 140 160

Время производительной работы, ч/мес.

Рис. 2 - Связь количества производительных часов работы и заработной платы

водителей автосамосвалов

Также одним из результатов проводимой работы стало повышение эффективности использования месячного фонда времени водителей автосамосвалов, при этом диапазон использования рабочего времени в августе-сентябре 2015 г. (отношение максимальных показателей к минимальным) снизился в 3 раза, что косвенно подтверждает улучшение организационно-технических условий транспортирования горной массы (рис. 3). Динамика освоения рубежа повышенной производительности оборудования, который эквивалентен 500 производительным часам работы автосамосвала в месяц, представлена в табл. 3. Из нее следует, что количество экипажей автосамосвалов, освоивших уровень в 500 производительных часов работы в месяц, в 2015 г. выросло в 2,7 раза (по отношению к 2014 г.) и их доля в парке технологического транспорта составляет 61,5%.

Положительная динамика производительности труда и оборудования, наряду с повышением тесноты связи результатов и оплаты труда, отражается на экономических результатах деятельности подразделения и разреза. Сравнение экономических результатов функционирования «старой» и «новой» систем оплаты труда водителей автосамосвалов представлено в табл. 4.

Март 2014 г. - март 2015 г. Август - сентябрь 2015 г.

О 12 24 36 48 60 72 84 96 108 120 132 144 156 168 1В0 192 204 216 228 240

отработанное Отработанное время, ч/месяц

время, ч/нес.

Рис. 3 - Использование месячного фонда времени водителями автосамосвалов

Таблица 3

Экспресс-анализ динамики эффективности использования автосамосвалов

за 2014 - 2015 гг.

№ Показатели использования времени автосамосвалов за период

За 9 мес. 2014 г. За 12 мес. 2014 г. За 10 мес. 2015 г.

КФВ ПЧ* 17- ** Кисп КФВ ПЧ Кисп КФВ ПЧ Кисп

101 6528 1337 0,205 8760 2023 0,231 7272 3337 0,459

102 6528 1459 0,224 8760 1459 0,167 7272 39 0,005

103 6528 3868 0,593 8760 5353 0,611 7272 4525 0,622

104 6528 3827 0,586 8760 5333 0,609 7272 5187 0,713

105 6528 3761 0,576 8760 5259 0,6 7272 4862 0,669

106 6528 2507 0,384 8760 3908 0,446 7272 4397 0,605

107 6528 2593 0,397 8760 3929 0,449 7272 5485 0,754

108 6528 4246 0,65 8760 6043 0,69 7272 5680 0,781

109 6528 3857 0,591 8760 5406 0,617 7272 5518 0,759

110 6528 3968 0,608 8760 5586 0,638 7272 5554 0,764

111 6528 4616 0,707 8760 6392 0,73 7272 5677 0,781

112 6528 4408 0,675 8760 5981 0,683 7272 5421 0,745

113 6528 4479 0,686 8760 6266 0,715 7272 5963 0,820

Среднее 0,529 0,553 0,652

- Коэффициент использования фонда времени автосамосвала, соответствующий 500 производительным часам работы в месяц.

* Время производительной работы. Рассчитано при условии, что среднерейсовая скорость (с погрузкой, разгрузкой и маневрами) 16,5 км/ч (в соответствии с утвержденными нормами выработки).

** Коэффициент использования фонда времени автосамосвала. Рассчитан как отношение производительного и календарного времени.

Таблица 4

Сравнение экономических результатов функционирования «старой» и «новой» системы оплаты труда водителей автосамосвалов

Результат Ед. измерения Система оплаты труда Изменение показателя, %

«старая» (июнь - июль 2013 г.) «новая» (август - сентябрь 2015 г.)

Ср. месячная производительность автосамосвала тыс. ткм / т грузоподъемности 2,67 3,99 +49,4

тыс. т / т грузоподъемности 1,41 1,79 +27,0

Ср. месячная производительность труда водителя ткм/ отработанный чел-ч 353 479 +35,7

т/ отработанный чел-ч 186 215 +15,6

Расстояние транспортирования км 1,89 2,1 +11,1

Время производительной работы водителя Производительных чел-ч в смену 7,17 8,1 +13,0

Производительных чел-ч в месяц 83,3 101,3 +21,6

Зарплатоемкость транспортной услуги руб/ткм 0,68 0,59 -13,2

руб/ т 1,29 1,29 0,0

Среднемесячная заработная плата водителя автосамосвала тыс. руб. 34,8 40,0 +14,8

Таким образом, использование критерия «производительный час» при нормировании и оплате труда водителей автосамосвалов, подкрепленное реализацией организационно-технических мер по повышению эффективности использования труда и оборудования, позволили при сохранении удельных затрат на оплату труда водителей автосамосвалов повысить ее уровень на 14,8 %.

Литература

1. Опыт совершенствования системы оплаты труда водителей большегрузных автосамосвалов ООО «Восточно-Бейский разрез» / А.С. Костарев, Е.В. Тихонова, С.Ф. Стребкова, Т.В. Немцова, С.И. Захаров // Нормирование и оплата труда в промышленности.- 2015. - № 3. - С. 18 - 24.

2. Организационно-технологические резервы в автомобильно-экскаваторном комплексе / В.А. Галкин, В.П. Кавышкин, М.Н. Полещук, А.В. Соколовский // Геотехнологические проблемы комплексного освоения недр: сб. науч. тр. / ИГД УрО РАН. - Екатеринбург, 2008. - Вып. 4 (94). - С. 110 - 113.

3. Макаров А.М. Повышение эффективности технологического автомобильного транспорта оперативным управлением подсистемами карьера: дис. ... канд. техн. наук / А.М. Макаров. - Челябинск, 1990. - 159 с.

4. Захаров С.И. Повышение эффективности рабочих процессов угледобывающего предприятия на основе совершенствования организационно-экономических отношений: дис. ... канд. экон. наук / С.И. Захаров. - Челябинск, 2011. - 150 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.