Научная статья на тему 'Система опережающей подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса на базе инжиниринговых научно-образовательных центров МГТУ им. Н. Э. Баумана'

Система опережающей подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса на базе инжиниринговых научно-образовательных центров МГТУ им. Н. Э. Баумана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ / TRAINING SYSTEM / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ADVANCED TRAINING / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL CENTERS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / CAREER TRAJECTORY / ГЕЙМИФИКАЦИЯ / GAMING / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / PROJECT APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Александров Анатолий Александрович, Пролетарский Андрей Викторович, Неусыпин Константин Авенирович

В статье представлены исследования по разработке и внедрению новой системы обучения в области комплексной опережающей профессиональной подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Современное общество требует подготовки специалиста нового уровня, способного обеспечивать процесс создания, внедрения и транслирования инноваций, направленных на опережающее развитие научных и производственных отраслей; овладевать технологией приобретения разносторонних знаний, обеспечивающих его успешную адаптацию в новых условиях общественного развития и способность созидать инновационные продукты и технологии. Представлены научные основы системы опережающего обучения, реализация которых осуществлена в МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе объединения научно-образовательных центров, с использованием специализированных исследовательских стендов, тренажеров, современных информационных технологий, применения в процессе обучения «русского метода» подготовки. Рассмотрены инновационные компоненты системы: проектный подход к опережающему обучению; геймификация; методики и модели работы в смешанных творческих группах; методология опережающего обучения; самоорганизующиеся модели профессиональных траекторий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Александров Анатолий Александрович, Пролетарский Андрей Викторович, Неусыпин Константин Авенирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The advanced training system of specialists for the defense-industrial complex on the basis of BMSTU’s engineering research centers

Research is presented on the development and implementation of a new training system in the field of complex advanced professional training of defense industry specialists. Modern society requires the preparation of a specialist of a new level capable of providing the process of creating, implementing and broadcasting innovations aimed at outstripping the development of scientific and industrial branches; master the technology of acquiring a wide range of knowledge, ensuring its successful adaptation in the new conditions of social development and the ability to create innovative products and technologies. The scientific foundations of the advanced training system are presented, the implementation of which was carried out at BMSTU based on the unification of scientific and educational centers, using specialized research stands, simulators, modern information technologies, the use of the "Russian method" in training. The innovative components of the system are considered: a project approach to advanced learning; gaming; methods and models of work in mixed creative groups; upstream training methodology; self-organizing models of career trajectories.

Текст научной работы на тему «Система опережающей подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса на базе инжиниринговых научно-образовательных центров МГТУ им. Н. Э. Баумана»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Дата публикации: 1.09.2018 № 4 (34). С. 72-77.

удк 378 А. А. Александров, А. в. Пролетарский, к. А. неусыпин

Система опережающей подготовки специалистов

для оборонно-промышленного комплекса на базе инжиниринговых

научно-образовательных центров МГТУ им. Н.Э. Баумана

В статье представлены исследования по разработке и внедрению новой системы обучения в области комплексной опережающейпрофессиональной подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса. Современное общество требует подготовки специалиста нового уровня, способного обеспечивать процесс создания, внедрения и транслирования инноваций, направленных на опережающее развитие научных и производственных отраслей; овладевать технологией приобретения разносторонних знаний, обеспечивающих его успешную адаптацию в новых условиях общественного развития и способность созидать инновационные продукты и технологии. Представлены научные основы системы опережающего обучения, реализация которых осуществлена в МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе объединения научно-образовательных центров, с использованием специализированных исследовательских стендов, тренажеров, современных информационных технологий, применения в процессе обучения «русского метода» подготовки. Рассмотрены инновационные компоненты системы: проектный подход к опережающему обучению; геймификация; методики и модели работы в смешанных творческих группах; методология опережающего обучения; самоорганизующиеся модели профессиональных траекторий.

Ключевые слова: система подготовки, опережающее обучение, научно-образовательные центры, инновации, профессиональная траектория, геймификация, проектный подход

Perspectives of Science & Education. 2018. 4 (34)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-04/ Accepted: 25 June 2018 Published: 1 September 2018 No. 4 (34). pp. 72-77.

A. A. Aleksandrov, A. v. Proletarsky, K. A. N e u s i p i n

The advanced training system of specialists for the defense-industrial complex on the basis of BMSTU's engineering research centers

Research is presented on the development and implementation of a new training system in the field of complex advanced professional training of defense industry specialists. Modern society requires the preparation of a specialist of a new level capable of providing the process of creating, implementing and broadcasting innovations aimed at outstripping the development of scientific and industrial branches; master the technology of acquiring a wide range of knowledge, ensuring its successful adaptation in the new conditions of social development and the ability to create innovative products and technologies. The scientific foundations of the advanced training system are presented, the implementation of which was carried out at BMSTU based on the unification of scientific and educational centers, using specialized research stands, simulators, modern information technologies, the use of the "Russian method" in training. The innovative components of the system are considered: a project approach to advanced learning; gaming; methods and models of work in mixed creative groups; upstream training methodology; self-organizing models of career trajectories.

Key words: training system; advanced training; scientific and educational centers; innovations; career trajectory; gaming; project approach

_Введение

/Довременные исследования в области рын-/ ка труда, отмечают, что существующая на

V__<- данный момент традиционная система

подготовки специалистов во многом отстает от реальных потребностей современного производства и экономики. Низкий процент трудоустройства выпускников по специальности, слабая интеграция образовательной системы и индустрии подтверждает необходимость реформирования существующей системы и ставит вопрос необходимости формирования новых подходов в подготовке специалистов [1, 2].

Именно в связи с этим вопросом все чаще возникает понятие «опережающего образования». Долгое время термин «опережающее образование» рассматривался лишь как «выполнение программы в более короткие сроки, чем обычно». Однако, этот термин, который активно стал использоваться в современной педагогике лишь с середины 90-х годов XX века, подразумевает под собой системообразующее существенное свойство профессионального образования, проявляющееся во взаимодействии содержания, процесса и результата передачи культурного наследия знаний, направленных на развитие у человека потенциальных способностей к активному, деятельностному, гуманистически ориентированному мышлению и поведению, формирование у него инновационного, преобразующего интеллекта, реализующегося в такой же активной, преобразующей, деятельностной практике [3].

Социокультурные условия формирования стратегии общества, характеризуемого как «постиндустриальное», при увеличении количества получаемой, обрабатываемой и используемой информации, создании высокотехнологичных производств, расширении междисциплинарных связей и полипрофессиональных интересов [4], создании в России цифровой экономики требуют подготовки специалиста нового уровня, способного обеспечивать процесс создания, внедрения и транслирования инноваций, направленных на опережающее развитие научных и производственных отраслей; овладевать технологией приобретения разносторонних знаний, обеспечивающих его успешную адаптацию в новых условиях общественного развития и способность созидать инновационные продукты и технологии [5].

На решение проблемы опережающей подготовки высококвалифицированных кадров для цифровой экономики России направлена, в частности, стратегия создания в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) системы многоуровневого непрерывного образования (начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования), включая меры по закреплению кадров в организациях ОПК, разви-

тию базовых кафедр и лабораторий в структуре ведущих образовательных учреждений высшего профессионального образования, созданию и развитию на базе крупных интегрированных структур научно-образовательных для переподготовки и повышения квалификации инженерно-технических работников, а также отраслевых аспирантур в научно-исследовательских организациях [6].

Реализация опережающего образования в МГТУ им. Н.Э. Баумана

Система опережающей подготовки военных и гражданских специалистов для оборонно-промышленного комплекса России осуществляется в МГТУ им. Н.Э. Баумана на базе инжиниринговых научно-образовательных центров (НОЦ). Реализуемая система опережающей подготовки специалистов реализована на основе существующих в МГТУ им. Н.Э. Баумана педагогических концепций, в частности «Концепции комплексного непрерывного инженерного образования с использованием инновационных информационных технологий» [7, 8], но является следующим этапом в совершенствовании образования, основанным на новых методологических разработках, подходах и принципах [9].

В комплексе НОЦ проходят подготовку студенты всех факультетов МГТУ им. Н.Э. Баумана, а также студенты, проходящие обучение в Военном институте, стажируются военные специалисты России, осуществляют повышение квалификации сотрудники предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) России, а также зарубежные специалисты Казахстана, Сирии, Мьянмы, Вьетнама и Китая.

Реализация образовательного процесса опережающей подготовки и переподготовки осуществляется по интегративной схеме [10, 11]. Отличительной особенностью предлагаемой системы опережающего образования является использование мощной технологической базы отечественного ОПК, традиционной практической направленности российской инженерной школы обучения, а также новом методологическом подходе, основанном на концепции «голубого океана», которая в области системы образования предполагает развитие каждого обучающегося по оригинальной профессиональной траектории в условиях отсутствия конкуренции; на использовании активных форм геймификации, обеспечивающих формирование процесса игрового мышления, что приводит к трансформации и глубоким изменениям в образовательном процессе.

Система опережающего обучения предполагает внедрение на всех этапах методологии формирования индивидуальной профессиональной траектории каждого обучающегося [12], позволяющей ему выйти в пространство «голубого океа-

на». Применение в процессе обучения активных форм геймификации обеспечивает введение обучаемых в состояние «творческого потока», исследовательского поиска, дополнительной мотивации, игрового мышления.

Опережающая подготовка в комплексе НОЦ реализована с использованием проектного подхода, который применяется в условиях глубокой кооперации с предприятиями ОПК. При реализации реальных задач перспективных НИР используются малые творческие смешанные группы, включающие ведущих сотрудников предприятий ОПК, преподавателей МГТУ и студентов [13]. В процессе научных исследований применяются полунатурные и натурные эксперименты, обеспечивающие подтверждение актуальности поставленных задач, выявление особенностей объектов исследования и правильность полученных решений. Связь теории и практики обеспечивает высокую эффективность проводимых исследований, дает возможность студентам заниматься «реальной наукой» [14].

На основе системного анализа особенностей образовательного пространства [15, 16, 17] и перспектив развития ОПК, а также разработанных самоорганизующихся прогнозирующих моделей предложен способ построения индивидуальных профессиональных траекторий будущих инженеров и научных работников, позволяющие им избежать конкуренции и в полной мере подготовиться к реализации своего потенциала [18].

В МГТУ им. Н.Э. Баумана ведется подготовка специалистов на основе традиций сложившейся и постоянно развивающейся в его стенах классической инженерной школы политехнического образования. Её основополагающими принципами являются: интеграция образования, науки и инновационной деятельности, эффективное взаимодействие и кооперация с промышленными предприятиями и научными организациями [19, 20].

Теоретические основы организации опережающей подготовки в образовательном процессе системы непрерывного образования содержательно представлены [21]:

• целью (формирование векторной сферы преемственности образовательного процесса, индивидуальных профессиональных траекторий);

• функциями (формирование творческой, социально-активной личности, способной решать инновационные задачи в различных сферах науки, техники и технологий);

• способами организации (активные формы обучения, геймификация учебного процесса, «сквозная» система освоения образовательных программ, интеграции и кооперация с предприятиями-работодателями);

• критериями развития (деятельностной направленности сферы «уровневых переходов» образовательного процесса, век-

торной направленностью образовательных программ, ценностно-личностной ориентации человека, результативностью профессионально-образовательных маршрутов).

Для обеспечения эффективной опережающей подготовки специалистов большое внимание уделяется:

1. Усилению влияния промышленности на образовательный процесс за счет:

• участия в формировании и коррекции запроса на подготовку по конкретным специальностям и квалификациям;

• разработки новых образовательных стандартов нового поколения и образовательных программ с привлечением работодателей;

• развития системы НОЦ на территории университетов и базовых предприятий.

2. Усилению материально-технической базы образовательных структур Университета, обеспечению производственных практик, соотнесению тем курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ с реальными задачами промышленности.

3. Осуществлению глубокого и всестороннего научно-исследовательского сотрудничества между Университетом и предприятиями.

4. Обеспечению взаимной научной и обучающей интеграции между Университетом и работодателями.

Такая образовательная модель должна базироваться на следующих учебно-методических и научно-практических принципах [4].

1. Наряду с традиционными формами обучения должны быть разработаны современные «сквозные» модульные последовательно усложняющиеся по мере накопления знаний и навыков формы опережающего обучения, опирающиеся на индивидуализированную самостоятельную работу обучающихся с обязательными элементами исследовательских постановок задач, которые позволят «научиться учиться».

2. Индивидуализация подготовки должна распространяться на весь процесс обучения, с акцентом на исследовательскую часть самостоятельной работы обучающихся, которая должна сопровождаться современными формами освещения достигнутых результатов в виде участия в научных конференциях, выставках, семинарах, публикации в сборниках и т.п., обеспечивающих эффективное взаимодействие преподавателей с учащимися и учащихся между собой.

3. Подготовка к инновационной и научной деятельности в условиях сильной конкуренции, характерной для современного рынка разработок и научных исследований, в максимальной степени должна сопровождаться участием обучающихся в реальных проектах посредством организации практик и участия в научно-исследовательских и проектных работах.

4. Процесс обучения должен в максимальной степени отслеживать и использовать последние международные достижения путем участия в международных программах, организации международных сертифицированных центров обучения, участия в международных выставках, конкурсах и соревнованиях.

5. Необходимо присутствие представителей промышленности, производства на всех этапах процесса обучения, обусловленных инфраструктурой диверсифицированного пространства, в котором осуществляется образовательный процесс интегративного типа.

6. Образовательный процесс интеграционного типа должен формироваться рациональным сочетанием содержания образовательных программ на основе исследовательской и проектной деятельности, творческого поиска, гей-мификации, игрового мышления, междисциплинарных связей, при этом должна учитываться теоретическая тенденция формирования трансдисциплинарного содержания, характерного в значительной степени для профессионального образования как эффективного способа подготовки высококвалифицированных специалистов.

Реализация опережающего образования в рамках научно-образовательных центров позволяет сформировать инженеров и специалистов, способных эффективно работать на предприятиях и в организациях, реализующих VI технологический уклад.

Таким образом, в образовательном комплексе МГТУ им. Н.Э. Баумана, включающем научно-образовательные центры (НОЦ), инновационные научно-образовательные центры (ИНОЦ), учебно-научные центры (УНЦ), разработана и реализована система фундаментальной подготовки кадров для предприятий оборонного комплекса, основанная на методах обучения с использованием специализированных исследовательских стендов, тренажеров, современных информационных технологий, позволяющих интенсифицировать процесс получения и усвоения знаний; на применении в процессе обучения «русского

метода», объединяющего теоретические знания, практические умения и навыки в каждой фазе непрерывного образовательного процесса.

Прогнозирование индивидуальной профессиональной траектории, использование в образовательных программах функциональных элементов адаптации к профессиональной деятельности, максимальное приближение процесса обучения к будущему процессу работы в реальных условиях, и погружение в него через решение научных и производственных задач позволяет обучающемуся в полной мере реализовать свой потенциал и обеспечивает его выход в пространство «голубого океана».

Заключение

Система опережающей подготовки специалистов для оборонно-промышленного комплекса на базе инжиниринговых научно-образовательных центров обладает рядом инновационных компонент, основными из которых являются: проектный подход к опережающему обучению; геймификация; методики и модели работы в смешанных творческих группах и в системе объединенных НОЦ; технология индивидуальных профессиональных траекторий; методология опережающего обучения. Симбиоз разработанных подходов, методик и образовательных технологий позволяет получить синергетический эффект, что является инновационным преимуществом по сравнению с другими образовательными системами за счет ускорения, более качественного усвоения материала, способности обучающегося к постановке и решению задач будущего. Использование самоорганизующихся прогнозирующих моделей при построении индивидуальных профессиональных траекторий позволяет повысить эффективность подготовки инженеров и специалистов, способных плодотворно работать в современных условиях, а также через 20-30 лет на предприятиях ОПК V и VI технологических укладов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зимин В.Н., Цибизова Т.Ю., Чернега Е.В., Сергеев Д.А., Августан О.М. Подготовка инженерных кадров для цифровой экономики России: монография. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2017. 176 с.

2. Цибизова Т.Ю., Терехова Н.Ю. О перспективах развития высшего образования в современных условиях // European Social Science Journal. 2013. № 2. С. 62-67.

3. Петровичев В.М. Формирование компетентностной модели специалиста в вузе // Известия Тульского государственного университета. 2011. № 3. С. 45-53.

4. Цибизова Т.Ю. Концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования: дис. ... докт. пед. наук / Институт теории и истории педагогики РАО. М., 2013. 431 с.

5. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Информационная модель выбора стратегии развития образовательного процесса // European Social Science Journal. 2013. № 9-3 (36). С. 61-68.

6. Александров А.А., Пролетарский А.В., Неусыпин К.А. Концепция взаимодействия МГТУ им. Н.Э. Баумана с предприятиями ракетно-космической отрасли в вопросах целевой подготовки инженеров и научных кадров // European Social Science Journal. 2013. № 1 (29). С. 121-126.

7. Александров А.А., Пролетарский А.В., Мешков Н.А., Неусыпин К.А. Реализация инновационной образовательной концепции в инжиниринговом центре «Авионика» // Инновации и образование. 2017. №3. С.4-14.

8. Александров А.А., Неусыпин К.А., Падалкин Б.В., Попович Л.Г., Пролетарский А.В. Вопросы теории и реализации непрерывного образования. М.: Изд. МГОУ, 2012. 272 с.

9. Чернега Е.В., Августан О.М., Марданов С.А., Сергеев Д.А. Методическое обеспечение организации образовательных программ опережающего инженерного образования на базе научно-образовательного центра «Технопарк информационных технологий» МГТУ им. Н.Э. Баумана // Автоматизация. Современные технологии. 2017. Т. 71. № 10. С. 469-472.

10. Бородулин И.Н., Неусыпин К.А. Вопросы синтеза систем управления качеством образовательных организаций // Качество, инновации, образование. 2004. №3. С. 5-9.

11. Неусыпин К.А., Цибизова Т.Ю. Некоторые аспекты реструктуризации систем управления современными учебно-научными центрами // Автоматизация и современные технологии. 2012. № 1. С. 30-34.

12. Aleksandrov A.A., Fang Ke, Proletarsky A.V., Neusipin K.A. Conception of complex continuous education with innovative information technologies // Education and education management: Proceedings of 2nd International Conference on Education and Education Management. «Advances in Education Research». 2012. Р. 374-378.

13. Чернега Е.В., Августан О.М., Марданов С.А., Сергеев Д.А., Марданова К.В. Дуальное обучение в работе учебно-методического комплекса Научно-образовательного центра «Технопарк информационных технологий» МГТУ им. Н.Э. Баумана // Автоматизация. Современные технологии. 2017. Т. 71. № 10. С. 473-475.

14. Августан О.М., Марданов С.А., Марданова К.В., Цибизова Т.Ю., Чернега Е.В. Абилитация молодежи через проектную деятельность на примере учебно-методического комплекса «Технопарк» МГТУ им. Н.Э. Баумана и «Мэйл.ру Груп» // Наука и образование: новое время. 2017. № 4 (21). С. 227-234.

15. Александров А.А., Абрамешин А.Е., Мешков Н.А., Пролетарский А.В., Неусыпин К.А. Разработка и исследование системы управления инновационным развитием Российского образовательного комплекса в условиях информационного общества // Качество, инновации, образование. 2012. № 10. С. 2-14.

16. Александров А.А., Пролетарский А.В., Неусыпин К.А., Шарков А.А. Концепция комплексного непрерывного обучения с использованием инновационных информационных технологий // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2012. № 4. С. 38-42.

17. Aleksandrov A.A., Neusipin K.A., Proletarsky A.V., Fang K. Innovation development trends of modern management systems of educational organizations. // Proceeding of 2012 International Conference on Information Management, Innovation Management and Industrial Engineering. ICIII 2012. 2012. P. 187-189.

18. Зимин В.Н., Марданов С.А., Сергеев Д.А. Теоретические и практические основы формирования профессиональной траектории студентов IT-специальностей // Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 8. С. 34-38.

19. Мешков Н.А., Цибизова Т.Ю. Реализация инновационных форм обучения в информационно-коммуникационном образовательном пространстве // Качество. Инновации. Образование. 2011. № 12 (79). С. 16-20.

20. Зимин В.Н., Падалкин Б.В. Вопросы кадрового обеспечения предприятий ракетно-космической отрасли // Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 87-91.

21. Цибизова Т.Ю. Модель организации исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования // Инженерный журнал: наука и инновации. 2015. № 1 (37). С. 2.

REFERENCES

1. Zimin V.N., Tsibizova T.Yu., Chernega E.V., Sergeev D.A., Avgustan O.M. Podgotovkainzhenernykh kadrov dlya tsifrovojehkonomiki Rossii [Preparation of engineering personnel for the digital economy of Russia]. Moscow, BMSTU Publ., 2017. 176 p. (in Russian)

2. Tsibizova T.Yu., Terekhova N.Yu. O perspektivakh razvitiya vysshego obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh [On the prospects for the development of higher education in modern conditions]. European Social Science Journal, 2013, no 2, pp. 62-67. (in Russian)

3. Petrovichev V.M. Formirovanie kompetentnostnojmodelispetsialista v vuze [Formation of the competence model of a specialist in the university]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta - Proceedings of the Tula State University, 2011, no 3, pp. 45-53. (in Russian)

4. Tsibizova T.Yu. Kontseptual'nye osnovaniya issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayushhikhsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya. Diss. dokt. ped. nauk [Conceptual bases of research activity of students in the system of continuous education. Dr. Pedagogical Sci. Diss.]. Moscow, 2013. 431 p. (in Russian)

5. Brekalov V.G., Terekhova N.Yu., Klenin A.I. Informatsionnaya model' vybora strategii razvitiya obrazovatel'nogo protsessa [Information model of the choice of strategy for the development of the educational process]. European Social Science Journal, 2013, no 9-3 (36), pp. 61-68. (in Russian)

6. Aleksandrov A.A., Proletarsky A.V., Neusypin K.A. Kontseptsiya vzaimodejstviya MGTU im. N.E. Baumana s predpriyatiyami raketno-kosmicheskojotrasli v voprosakh tselevojpodgotovkiinzhenerov inauchnykh kadrov [The concept of interaction BMSTU with enterprises of the rocket and space industry in matters of targeted training of engineers and scientists]. European Social Science Journal, 2013, no 1 (29), pp. 121-126. (in Russian)

7. Aleksandrov A.A., Proletarsky A.V., Meshkov N.A., Neusypin K.A. Realizatsiya innovatsionnoj obrazovatel'noj kontseptsii v inzhiniringovom tsentre «Avionika» [Realization of innovative educational concept in the engineering center "Avionika"]. Innovatsii i obrazovanie [Innovation and Education], 2017, no3, pp.4-14. (in Russian)

8. Aleksandrov A.A., Neusypin K.A., Padalkin B.V., Popovich L.G., Proletarsky A.V. Voprosy teorii i realizatsii nepreryvnogo obrazovaniya [Theory and Implementation of Continuing Education]. Moscow, Izd. MGOU, 2012. 272 p. (in Russian)

9. Chernega E.V., Avgustan O.M., Mardanov S.A., Sergeev D.A. Metodicheskoe obespechenie organizatsii obrazovatel'nykh programm operezhayushhego inzhenernogo obrazovaniya na baze nauchno-obrazovatel'nogo tsentra «Tekhnopark informatsionnykh tekhnologij» MGTU im. N.E. Baumana [Methodical support of the organization of educational programs of advanced engineering education on the basis of the scientific and educational center "Technopark of Information Technologies" BMSTU]. Avtomatizatsiya. Sovremennye tekhnologii - Automation. Modern technologies, 2017, V. 71, no 10, pp. 469-472. (in Russian)

10. Borodulin I.N., Neusypin K.A. Voprosy sinteza sistem upravleniya kachestvom obrazovatel'nykh organizatsij [Issues of synthesis of quality management systems for educational organizations]. Kachestvo, innovatsii, obrazovanie - Quality, innovation, education, 2004, no 3, pp. 5-9. (in Russian)

11. Neusypin K.A., Tsibizova T.Yu. Nekotorye aspekty restrukturizatsii sistem upravleniya sovremennymi uchebno-nauchnymi tsentrami [Some aspects of the restructuring of management systems of modern educational and scientific centers]. Avtomatizatsiya i sovremennye tekhnologii - Automation. Modern technologies, 2012, no 1, pp. 30-34. (in Russian)

12. Aleksandrov A.A., Fang Ke, Proletarsky A.V., Neusipin K.A. Conception of complex continuous education with innovative information technologies. Education and education management: Proceedings of 2nd International Conference on Education and Education Management. «Advances in Education Research», 2012, pp. 374-378.

13. Chernega E.V., Avgustan O.M., Mardanov S.A., Sergeev D.A., Mardanova K.V. Dual'noe obuchenie v rabote uchebno-metodicheskogo kompleksa nauchno-obrazovatel'nogo tsentra «Tekhnopark informatsionnykh tekhnologij» MGTU im. N.E. Baumana [Dual training in the work of the educational and methodical complex of the scientific and educational center "Technopark of Information Technologies" BMSTU]. Avtomatizatsiya. Sovremennye tekhnologii - Automation. Modern technologies, 2017, V.71, no 10, pp. 473-475. (in Russian)

14. Avgustan O.M., Mardanov S.A., Mardanova K.V., Tsibizova T.Yu., Chernega E.V. Abilitatsiya molodezhi cherez proektnuyu deyatel'nost' na primere uchebno-metodicheskogo kompleksa «Tekhnopark» MGTU im. N.E. Baumana i «Mail.ru Group» [Youth habilitation through project activities on the example of the Teaching and Methodological Complex "Technopark" BMSTU and "Mail.ru Group"]. Nauka i obrazovanie: novoe vremya - Science and Education: New Time, 2017, no 4 (21), pp. 227-234. (in Russian)

15. Aleksandrov A.A., Abrameshin A.E., Meshkov N.A., Proletarsky A.V., Neusypin K.A. Razrabotkaiissledovaniesistemyupravleniya innovatsionnym razvitiem Rossijskogo obrazovatel'nogo kompleksa v usloviyakh informatsionnogo obshhestva [Development and research of the innovative development management system of the Russian educational complex in the information society]. Kachestvo, innovatsii, obrazovanie - Quality, innovation, education, 2012, no 10, pp. 2-14. (in Russian)

16. Aleksandrov A.A., Proletarsky A.V., Neusypin K.A., Sharkov A.A. Kontseptsiya kompleksnogo nepreryvnogo obucheniya s ispol'zovaniem innovatsionnykh informatsionnykh tekhnologij [The concept of integrated continuous learning using innovative information technologies]. Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya - Scientific Review: Humanitarian Studies, 2012, no 4, pp. 38-42. (in Russian)

17. Aleksandrov A.A., Neusipin K.A., Proletarsky A.V., Fang K. Innovation development trends of modern management systems of educational organizations. Proceeding of 2012 International Conference on Information Management, Innovation Management and Industrial Engineering. ICIII 2012, 2012, pp. 187-189.

18. Zimin V.N., Mardanov S.A., Sergeev D.A. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy formirovaniya professional'noj traektorii studentov IT-spetsial'nostej [Theoretical and practical foundations for the formation of the professional trajectory of students of IT specialties]. Mezhdunarodnyj zhurnal ehksperimental'nogo obrazovaniya - International Journal of Experimental Education, 2017, no 8, pp. 34-38. (in Russian)

19. Meshkov N.A., Tsibizova T.Yu. Realizatsiya innovatsionnykh form obucheniya v informatsionno-kommunikatsionnom obrazovatel'nom prostranstve [Realization of innovative forms of education in the information and communication educational space]. Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie - Quality. Innovation. Education, 2011, no 12 (79), pp. 16-21. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Zimin V.N., Padalkin B.V. Voprosy kadrovogo obespecheniya predpriyatij raketno-kosmicheskoj otrasli [Issues of personnel support for enterprises of the rocket and space industry]. Vysshee obrazovanie v Rossii - Higher education in Russia, 2015, no 4, pp. 87-91. (in Russian)

21. Tsibizova T.Yu. Model' organizatsii issledovatel'skoj deyatel'nosti obuchayushhikhsya v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya [Model of the organization of research activity of students in the system of continuous education]. Inzhenernyjzhurnal: nauka i innovatsii - Engineering Journal: Science and Innovation, 2015, no 1 (37), pp. 2. (in Russian)

Информация об авторах Александров Анатолий Александрович

(Россия, Москва) Ректор, профессор, доктор технических наук, зав. кафедрой «Экология и промышленная безопасность» Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Н.Э. Баумана) E-mail: bauman@bmstu.ru

Information about the authors Anatoliy A. Aleksandrov

(Russia, Moscow) Rector,

Professor, Doctor of Technical Sciences, Head ot the Department of Ecology and Industrial Safety

Federal State Budgetary Education Institution of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (BMSTU) E-mail: bauman@bmstu.ru

Пролетарский Андрей Викторович

(Россия, Москва) Профессор, доктор технических наук, декан факультета «Информатика и системы управления», зав. кафедрой «Компьютерные системы и сети» Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Н.Э. Баумана) E-mail: pav@bmstu.ru

Неусыпин Константин Авенирович

(Россия, Москва) Профессор, доктор технических наук, директор Научно-образовательного центра «Интеллектуальные системы», профессор кафедры «Системы автоматического управления» Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (МГТУ им. Н.Э. Баумана) E-mail: neusipin@bmstu.ru

Andrey V. Proletarsky

(Russia, Moscow) Professor, Doctor of Technical Sciences, Dean of the Faculty of Informatics and Control Systems, Department of Computer Systems and Networks. Federal State Budgetary Education Institution

of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (BMSTU) E-mail: pav@bmstu.ru

Konstantin A. Neusypin

(Russia, Moscow) Professor, Doctor of Technical Sciences, Director of the Scientific and Educational Center "Intellectual Systems", Professor of the Department of Automatic Control Systems Federal State Budgetary Education Institution

of Higher Education «Bauman Moscow State Technical University» (BMSTU) E-mail: neusipin@bmstu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.