I
SCIENCE TIME
I
СИСТЕМА ОКАЗАНИЯ ФИНАНСОВОМ ПОМОЩИ РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Черняева Екатерина Сергеевна, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск
E-mail: [email protected]
Аннотация. В настоящей работе представлен анализ системы оказания финансовой помощи муниципальным образованиям Республики Мордовия в форме дотаций, субсидий и субвенций, а также иных межбюджетных трансфертов. Дана оценка эффективности распределения средств.
Ключевые слова: финансовая помощь, межбюджетные трансферты, социально-экономическое развитие территории, бюджетная самостоятельность территории.
Межбюджетные трансферты - это средство межбюджетного регулирования, заключающееся в передаче средств внутри бюджетной системы страны, из одного бюджета в другой.
В соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, финансовая помощь регионам оказывается через Федеральный фонд финансовой поддержки регионов, Федеральный фонд софинансирования расходов, Федеральный фонд компенсаций, Федеральный фонд регионального развития и Федеральный фонд реформирования региональных и муниципальных финансов.
На региональном и муниципальном уровне созданы аналогичные фонды для оказания финансовой помощи (таблица 1).
1 SCIENCE TIME 1
Таблица 1
Фонды оказания финансовой помощи в РФ
Федеральный бюджет Региональный бюджет Местный бюджет
Федеральный фонд финансовой поддержки регионов Региональный фонд финансовой поддержки муниципальных районов Фонд финансовой поддержки сельских поселений
Федеральный фонд софинансиро-вания расходов Региональный фонд софинансирова-ния расходов муниципальных районов Фонд софинансирования расходов сельских поселений
Федеральный фонд компенсаций Региональный фонд компенсаций Районный фонд компенсаций
Согласно Закону Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. №4-З «О межбюджетных отношениях» (ред. от 10.09.2014 г.), основными формами регулирования межбюджетных отношений в Республике Мордовия являются:
- установление нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, подлежащих зачислению в республиканский бюджет Республики Мордовия и бюджеты муниципальных образований в соответствии с федеральным законодательством;
- предоставление межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов [1].
- Межбюджетные трансферты из республиканского бюджета предоставляются в формах:
- дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа);
- субсидий бюджетам муниципальных районов, городского округа, поселений;
- субвенций бюджетам муниципальных районов, городского округа, поселений;
- иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов, городского округа, поселений.
Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) образуется в составе республиканского бюджета Республики Мордовия с целью выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа).
Республиканский фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) формируется за счёт собственных доходов и источников финансирования дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия в объёме, утверждаемом законом о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период. На рисунке 1 представлена динамика изменения объёма республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований.
100000,0 80000,0 60000,0 40000,0 20000,0 0,0
_И0ШЛ_74550,1_78277'2
60072,8 ( 43У8, ш 1 1 1
1
1 1 1 1 1
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 1 Объём республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований, тыс. р.
Финансовая помощь из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных образований предоставляется в виде дотаций, уровень расчётной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровень, установленный в качестве критерия выравнивания расчётной бюджетной обеспеченности.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципального образования устанавливается законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период (в соответствии с Законом РМ «О республиканском бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 гг.» равен 1).
В соответствии с Методикой распределения средств Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) размер дотации рассчитывается по формуле 1.
Т| =
РФФПМР * С>1 сумма О1
(1)
где: Т - дотация из Республиканского фонда финансовой поддержки МР (ГО) 1-му муниципальному району (городскому округу);
РФФПМР - общий объём дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки МР (ГО);
01 - объём средств, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности по 1-му муниципальному району (городскому округу) до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания, при условии, что 01 > 0;
сумма 01 - суммарный объём средств, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности по муниципальным районам (городскому округу) до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания по муниципальным образованиям данного типа, для которых 01 > 0.
Объём средств, необходимый для доведения уровня бюджетной обеспеченности по данному муниципальному району (городскому округу) до уровня, установленного в качестве критерия выравнивания, рассчитывается по формуле 2.
где: а - средний по муниципальным образованиям данного типа уровень налоговых доходов в расчёте на душу населения, прогнозируемый на соответствующий финансовый год;
Ь - уровень бюджетной обеспеченности, установленный в качестве критерия выравнивания, Ь=1;
BOi - уровень расчетной бюджетной обеспеченности 1-го муниципального района (городского округа);
Н1 - численность постоянного населения 1-го муниципального района (городского округа).
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетом муниципального района (городского округа) исходя из уровня развития и структуры налогового потенциала, и аналогичного показателя в среднем по муниципальным районам (городскому округу) Республики Мордовия с учётом различий в структуре населения.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа) определяется по формуле 3:
где: НП1 - налоговый потенциал 1-го муниципального района (городского округа);
Н1 - численность постоянного населения 1-го муниципального района (городского округа);
Ксн1 - поправочный коэффициент на возрастную структуру населения 1-го муниципального района (городского округа);
сумма НП1- суммарный по муниципальным районам (городскому округу) налоговый потенциал;
сумма Н1 - суммарная численность постоянного населения по
1 SCIENCE TIME 1
муниципальным районам (городскому округу) с учетом поправочного коэффициента на возрастную структуру населения.
Поправочный коэффициент на возрастную структуру населения ьго муниципального района (городского округа) определяется по формуле 4.
^си
сумма (Я fm. + Hcmi) (4)
где: Нмт1 - удельный вес населения моложе трудоспособного возраста ьго муниципального района (городского округа);
Нст - удельный вес населения старше трудоспособного возраста ьго муниципального района (городского округа).
Распределение дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городского округа) между бюджетами муниципальных районов (городского округа) утверждается законом Республики Мордовия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Таблица 3
Распределение дотаций из Республиканского фонда финансовой поддержки
муниципальных образований, тыс. р.
Муниципальный район 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Удельный вес, %
Ардатовский 5 476,3 5 765,3 6 334,0 6 273,8 6 746,8 6 953,9 8,9
Атюрьевский 2 359,8 2 289,2 2 865,3 2 842,0 3 058,4 3 056,8 3,9
Атяшевский 2 812,0 2 704,6 2 185,8 1 823,6 2 212,1 1 977,1 2,5
Большеберезниковский 3 314,1 3 389,4 2 961,3 2 965,2 3 562,2 3 639,7 4,6
Большеигнатовский 1 439,0 1 597,2 1 880,5 1 897,9 1 925,6 1 851,8 2,4
Дубенский 2 626,0 2 667,2 2 119,7 1 815,4 2 107,5 1 986,9 2,5
Ельниковский 1 992,7 1 947,4 1 944,4 1 912,7 2 339,3 2 353,6 3,0
Зубово-Полянский 460,5 3 680,7 7 507,8 12 436,7 12 630,2 11 111,1 14,2
Инсарский 2 635,1 2 679,1 2 372,5 2 182,2 2 471,9 2 781,2 3,6
Ичалковский 3 962,0 3 834,9 3 359,0 3 247,2 3 653,3 3 782,1 4,8
Кадошкинский 1 370,0 1 320,1 911,8 599,5 787,5 631,3 0,8
Кочкуровский 2 226,5 2 207,8 2 162,9 2 286,6 602,4 2 718,0 3,5
Краснослободский 4 291,8 4 171,8 3 846,9 3 951,0 5 091,0 3 784,2 4,8
Лямбирский 4 507,2 4 815,1 6 362,0 5 894,3 5 843,7 6 425,8 8,2
Ромодановский 3 402,2 3 345,7 3 100,2 3 231,5 3 057,2 4 104,0 5,2
Старошайговский 2 669,2 2 815,9 3 022,8 3 188,7 3 824,9 3 630,9 4,6
Темниковский 3 696,9 3 818,6 3 619,5 3 597,2 746,1 3 511,0 4,5
Теньгушевский 1 277,7 1 570,4 1 403,2 1 810,0 1 869,9 2 086,3 2,7
Торбеевский 2 716,3 2 738,2 2 816,7 2 218,1 2 538,1 2 739,9 3,5
Чамзинский - 294,1 - - - - -
Ковылкинский 6 837,5 6 745,4 6 843,7 6 826,6 9 482,0 9 151,6 11,7
Рузаевский - - - - - - -
ИТОГО 60 072,8 64 398,1 67 620,0 71 000,2 74 550,1 78 277,2 100,0
1 SCIENCE TIME 1
Значительно вырос объём дотаций, выделяемый бюджету Зубово-Полянского района, что свидетельствует об ухудшении экономической обстановки на территории района. Положительная тенденция отмечается в Кадошкинском районе республики, где объём дотаций сократился наполовину.
Предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов, городского округа, поселений осуществляется в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В свою очередь, субвенции предоставляются в целях финансового обеспечения расходных обязательств МР, ГО и поселений, возникающих при выполнении переданных им государственных полномочий Российской Федерации и Республики Мордовия.
Согласно Закону Республики Мордовия от 21 февраля 2008 г. №4-З «О межбюджетных отношениях» (ред. от 10.09.2014 г.), для поддержки сельских поселений республики в бюджетах муниципальных районов образованы районные фонды финансовой поддержки поселений, которые выравнивают финансовые возможности органов местного самоуправления поселений по осуществлению своих полномочий по вопросам местного значения.
Таким образом, можно сделать вывод об ухудшении экономического положения муниципальных районов Республики Мордовия.
В связи с этим, региональные власти должны проводить политику, ориентированную на наращивание экономического и налогового потенциала муниципальных образований посредством:
- создания благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику муниципалитетов и повышения инвестиционной привлекательности на основе реализации модели государственно-частного партнерства;
- увеличения отплаты труда в производственной сфере за счёт роста производительности труда;
- создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса на территории муниципальных образований;
- повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей;
- снижения уровня коррупции и приобретение большего доверия к местной власти.
Данные действия повысят не только бюджетную самостоятельность муниципальных образований региона, но и Республики Мордовия в целом.
1 SCIENCE TIME 1
Литература:
1. О межбюджетных отношениях в Республике Мордовия : Закон Республики Мордовия [принят Гос. Собранием 15.02.2008 г.]. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».