Научная статья на тему 'Система охлаждения двухдизельной энергетической установки'

Система охлаждения двухдизельной энергетической установки Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
472
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ / ОБЪЕДИНЕННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ / ГЛАВНЫЙ ДИЗЕЛЬ / ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ДИЗЕЛЬ / ПРОГРЕВ ДИЗЕЛЯ

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Кручек В. В.

В статье рассматриваются способы охлаждения двухдизельной силовой установки. Предлагаются два варианта объединения водяных систем главного и вспомогательного дизеля с описанием принципа работы. Сделаны выводы о преимуществах каждого варианта объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Кручек В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cooling System of a Double-diesel Generator Power Plant

The author considers different ways of cooling a double-diesel generator power plant and offers two versions of combining the water system of both main and auxiliary generators. The versions are provided with the description of the operation principle. The conclusions regarding the advantages of each of the versions of combining have been made and presented.

Текст научной работы на тему «Система охлаждения двухдизельной энергетической установки»

Общетехнические задачи и пути их решения

189

УДК 629.424.3:621.436

В. В. Кручек

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВУХДИЗЕЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ

В статье рассматриваются способы охлаждения двухдизельной силовой установки. Предлагаются два варианта объединения водяных систем главного и вспомогательного дизеля с описанием принципа работы. Сделаны выводы о преимуществах каждого варианта объединения.

система охлаждения, объединенная система охлаждения, главный дизель, вспомогательный дизель, прогрев дизеля.

Введение

Двухдизельные силовые установки позволяют эксплуатировать каждый дизель в их составе с наименьшим удельным расходом топлива и большим значением КПД по сравнению с силовыми установками, состоящими из одного дизеля или двигателя. Схема двухдизельной силовой установки, состоящей из двух дизелей, главного и вспомогательного, представлена на рисунке 1. В данной схеме каждый дизель работает на свой тяговый генератор. Соотношение мощности между главным и вспомогательным двигателями может быть одинаковым или различным.

Рис. 1. Схема двухдизельной энергетической установки:

Д1 - главный дизель; Д2 - вспомогательный дизель; ТГ1 - тяговый генератор главного дизеля; ТГ2 - тяговый генератор вспомогательного дизеля

Однако при проектировании многодизельных силовых установок стоят вопросы охлаждения каждого дизеля в процессе работы и прогрева заглушенных двигателей в холодное время года.

Система охлаждения служит для поддержания нормального теплового режима работы двигателя путем интенсивного отвода тепла от горячих деталей двигателя и передачи этого тепла окружающей среде.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

190

Общетехнические задачи и пути их решения

1 Охлаждение двухдизельной энергетической установки

В процессе испытаний и эксплуатации тепловозов возникает ряд задач по определению показателей работы систем охлаждения в зависимости от различных факторов. Основными показателями, характеризующими работу систем охлаждения, являются значения температур воды, масла и надувочного воздуха, а также мощности, расходуемой на привод вентиляторов холодильника для поддержания этих температур. Эти показатели изменяются в зависимости от мощности дизеля, наружных температур и барометрических давлений, загрязнения секций радиатора, степени их за-чехления и др. [4].

При создании систем охлаждения стремятся оптимизировать их конструкцию по показателям массы, габаритных размеров и расходуемой мощности с учетом поддержания заданных температур теплоносителей при определенных условиях [3].

Работа секций радиатора, шахт и их вентиляторов, водомасляных теплообменников и охладителей наддувочного воздуха, гидравлических систем охлаждения на установившихся режимах описываются уравнениями теплового баланса, теплопередачи, аэродинамики и гидравлики.

Охлаждение двухдизельных силовых установок можно осуществлять по двум вариантам.

Первый вариант охлаждения реализуется путем отдельного функционирования систем охлаждения главного и вспомогательного двигателей.

Второй вариант предусматривает охлаждение двухдизельной силовой установки за счет объединенной систем охлаждения главного и вспомогательного дизелей.

2 Объединенная система охлаждения двухдизельной силовой установки

Задачей объединенной водяной системы охлаждения двухдизельной энергетической установки являются отвод теплоты от стенок цилиндра, головки поршня и других деталей, нагревающихся от соприкосновения с горячими газами или вследствие трения и поддержания в них допустимой температуры, ограничиваемой условиями наполнения цилиндра, работой форсунки, а также свойствами смазочных масел и жаростойкостью материалов.

Объединенная система охлаждения двухдизельной энергетической установки является жидкостной, замкнутой. Это означает, что вода после выхода из силовой установки поступает на охлаждение в теплообменник и затем обратно в двигатели. Рассматриваемая система содержит два контура охлаждения - основной (горячий) и дополнительный (холодный), предназначенные для охлаждения теплоносителей - воды, масла и наддувочного воздуха. Первый контур служит для охлаждения воды дизеля, второй - для

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

191

охлаждения воды, циркулирующей в водомасляном теплообменнике и охладителе наддувочного воздуха. Вода обоих контуров охлаждается в холодильнике, где установлены секции радиатора, через которые циркулирует теплоноситель (вода) [4].

В качестве холодного теплоносителя используется атмосферный воздух, подаваемый вентилятором, расположенным в шахте холодильника тепловоза. В шахте холодильника размещены секции радиатора первого и второго контуров.

Объединение водяных систем главного и вспомогательного дизелей можно осуществлять по нескольким вариантам. Способы объединения отличаются друг от друга схемами соединения контуров охлаждения главного и вспомогательного дизелей. Предлагаемые схемы объединения контуров охлаждения главного и вспомогательного дизелей представлены на рисунках 2 и 3.

2.1 Первый вариант объединения водяных систем главного

и вспомогательного дизелей

Первый вариант объединения заключается в объединении первого контура водяной системы главного дизеля с первым контуром вспомогательного и второго контура главного дизеля со вторым контуром вспомогательного дизеля. Таким образом теплоноситель после выхода из главного дизеля попадает в одноименные контуры охлаждения вспомогательного дизеля.

Рассмотрим циркуляцию охлаждающего теплоносителя в данном варианте объединения водяных систем, представленном на рисунке 2.

Первый «горячий» контур. Первый контур предназначен для охлаждения втулок и крышек цилиндров дизеля, корпуса турбокомпрессора и выпускных коллекторов. Также теплоноситель первого контура используется для обогрева кабины машиниста и подогрева топлива.

Первый вариант циркуляции воды первого контура (Д1 работает, Д2 заглушен). Водяной насос В1 первого водяного контура нагнетает воду в охлаждающие полости дизеля. Пройдя через дизель Д1, нагретая вода нагнетается в первый контур охлаждения дизеля Д2. Далее на выходе из дизеля Д2 охлаждающая вода поступает в охлаждающие секции холодильника «горячего» контура. Пройдя через секции, охлажденная вода поступает во всасывающую полость насоса В1, замыкая круг циркуляции первого контура.

Второй вариант циркуляции воды первого контура (Д1 и Д2 работают). Водяные насосы В1 и В2 первых контуров нагнетают воду в охлаждающие полости дизеля. Пройдя через дизель Д1 и Д2, нагретая вода отводится в охлаждающие секции холодильника «горячего» контура. Пройдя через секции, охлажденная вода поступает во всасывающие полости насосов В1 и В2, замыкая круг циркуляции первого контура.

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

Рис. 2. Первый вариант схемы объединения водяных систем: Д1 - главный дизель; Д2 - вспомогательный дизель; ВМ1 - водомасляный теплообменник дизеля Д1; ВМ2 - водомасляный теплообменник дизеля Д2; ОВ1 - охладитель наддувочного воздуха дизеля Д1; ОВ2 - охладитель наддувочного воздуха дизеля Д2; Bl, В2 - водяные насосы первого контура дизелей Д1 и Д2; ВЗ, В4 - водяные

В в

насосы второго контура дизелей Д1 и Д2; /,,, /|2 - температура воды первого контура на выходе и входе в дизель Д1;

tB tB ттп *ВМ +ВМ

*2i s *22 _ температура воды первого контура на выходе и входе в дизель Д2; *]3 , 123 - температура воды на входе в водомасляные

теплообменники ВМ1 и ВМ2; tf2 , t22 -температура воды на выходе из водомасляных теплообменников ВМ1 и ВМ2;

,ВМ ,ВМ м м

Гц , *21 - температура воды на выходе из охладителей наддувочного воздуха ОВ1 и ОВ; Г,, , /2| - температура масла на выходе

,., .м .м

и входе в дизель Д1; *2j , *22 “ температура масла на выходе и входе в дизель Д2

192 Общетехнические задачи и пути их решения

ISSN 1815-588 X. Известия ПГУПС 2011/1

Рис. 3. Второй вариант схемы объединения водяных систем: Д1 - главный дизель; Д2 - вспомогательный дизель; ВМ1 - водомасляный теплообменник дизеля Д1; ВМ2 - водомасляный теплообменник дизеля Д2; ОВ1 - охладитель наддувочного воздуха дизеля Д1; ОВ2 - охладитель наддувочного воздуха дизеля Д2; В1, В2 - водяные насосы первого контура дизелей Д1 и Д2; ВЗ, В4 - водяные

В в

насосы второго контура дизелей Д1 и Д2; ?и, tu - температура воды первого контура на выходе и входе в дизель Д1;

tB tB ТТЛ *ВМ

12р «22 ~ температура воды первого контура на выходе и входе в дизель Д2; Г,3 , f23 - температура воды на входе в водомасляные

теплообменники ВМ1 и ВМ2; t^, t- температура воды на выходе из водомасляных теплообменников ВМ1 и ВМ2;

.вм ,вм „ Лш Л1) м

д 1 ? *21 - температура воды на выходе из охладителен наддувочного воздуха ОВ1 и ОВ; Г, ] , 12{ - температура масла на выходе и

тт, +М +М

входе в дизель Д]; Г21 , f22 - температура масла на выходе и входе в дизель Д2

VO

U)

Общетехнические задачи и пути их решения

194

Общетехнические задачи и пути их решения

Второй «холодный» контур. Второй контур предназначен для охлаждения масла и наддувочного воздуха.

Первый вариант циркуляции воды второго контура (Д1 работает, Д2 заглушен). Водяной насос В3 второго водяного контура нагнетает воду в водомасляный теплообменник ВМ1 дизеля Д1. Охладив масло, вода поступает в охладитель надувочного воздуха ОВ1. Охладив наддувочный воздух дизеля Д1, нагретая вода поступает в водомасляный теплообменник ВМ2 дизеля Д2, далее в охладитель наддувочного воздуха ОВ2. Пройдя ОВ2, вода поступает в охлаждающие секции холодильника «холодного» контура. Пройдя секции охлаждения, охлаждающая жидкость поступает во всасывающую полость насоса В3, замыкая круг циркуляции второго контура.

Второй вариант циркуляции воды второго контура (Д1 и Д2 работают). Водяные насосы В3 и В4 вторых водяных контуров дизелей Д1 и Д2 нагнетают воду в водомасляные теплообменники ВМ1 дизеля Д1 и ВМ2 дизеля Д2. Пройдя через ВМ1 и ВМ2, охлаждающая вода поступает в охладители наддувочного воздуха ОВ1 и ОВ2 дизелей Д1 и Д2 соответственно. Из ОВ1 и ОВ2 нагретая вода поступает в охлаждающие секции холодильника «холодного» контура. Далее охлажденная вода поступает во всасывающие полости насосов В3 и В4, замыкая круг циркуляции второго контура.

2.2 Второй вариант объединения водяных систем главного

и вспомогательного дизелей

Отличие второго варианта от первого заключается в том, что за счет объединения водяных систем главного и вспомогательного дизелей теплоноситель сначала поступает из двух контуров главного дизеля во второй контур водяной системы вспомогательного дизеля. Пройдя второй контур вспомогательного дизеля, теплоноситель нагнетается в первый контур вспомогательного дизеля, далее в секции охлаждения.

Данная схема циркуляции охлаждающего теплоносителя представлена на рисунке 3.

Первый вариант циркуляции воды первого контура (Д1 работает, Д2 заглушен). Водяной насос В1 первого водяного контура нагнетает воду в охлаждающие полости дизеля. Пройдя через дизель Д1, нагретая вода нагнетается во второй контур охлаждения дизеля Д2. После выхода из второго контура дизеля Д2 охлаждающая вода поступает в первый контур дизеля Д2, затем в секции охлаждения. Пройдя через секции, охлажденная вода поступает во всасывающую полость насоса В1, замыкая круг циркуляции первого контура.

Второй вариант циркуляции воды первого контура (Д1 и Д2 работают). Водяные насосы В1 и В2 первых контуров нагнетают воду в охлаждающие полости дизеля. Пройдя через дизели Д1 и Д2, нагретая вода от-

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

Общетехнические задачи и пути их решения

195

водится в охлаждающие секции холодильника «горячего» контура. Пройдя через секции, охлажденная вода поступает во всасывающие полости насосов В1 и В2, замыкая круг циркуляции первого контура.

Первый вариант циркуляции воды второго контура (Д1 работает, Д2 заглушен). Водяной насос В3 второго водяного контура нагнетает воду в водомасляный теплообменник ВМ1 дизеля Д1. Охладив масло, вода поступает в охладитель наддувочного воздуха ОВ1. Охладив надувочный воздух дизеля Д1 , нагретая вода поступает в водомасляный теплообменник ВМ2 дизеля Д2, далее в охладитель наддувочного воздуха ОВ2. Пройдя ОВ2, вода поступает в первый контур системы охлаждения дизеля Д2. Пройдя через первый контур дизеля Д2, теплоноситель поступает в охлаждающие секции холодильника. Пройдя секции охлаждения, охлаждающая жидкость поступает во всасывающую полость насоса В3, замыкая круг циркуляции второго контура.

Второй вариант циркуляции воды второго контура (Д1 и Д2 работают). Водяные насосы В3 и В4 вторых водяных контуров дизелей Д1 и Д2 нагнетают воду в водомасляные теплообменники ВМ1 дизеля Д1 и ВМ2 дизеля Д2. Пройдя через ВМ1 и ВМ2, охлаждающая вода поступает в охладители наддувочного воздуха ОВ1 и ОВ2 дизелей Д1 и Д2 соответственно. Из ОВ1 и ОВ2 нагретая вода поступает в охлаждающие секции холодильника «холодного» контура. Далее охлажденная вода поступает во всасывающие полости насосов В3 и В4, замыкая круг циркуляции второго контура.

Заключение

Рассмотрев варианты объединения водяных систем двухдизельной силовой установки, можно сделать выводы, что объединенная водяная система позволяет осуществлять прогрев заглушенного дизеля в холодное время года, кроме того, она осуществляет подогрев теплоносителей вспомогательного дизеля. Исследования, проводимые на дизелях серии 1 ОД 100, показывают, что снижение часового расхода топлива на холостом ходу с увеличением температуры воды на 30°С составляет 5-10 %. При повышении температуры масла от 38 до 65 °С часовой расход топлива в режиме холостого хода снижается на 23 %. С увеличением температуры воды на 45°С происходит уменьшение периода задержки воспламенения на 5-7°С. Это приводит к улучшению пусковых качеств и улучшению рабочего процесса в цилиндрах дизеля [3] .

Исследования режимов работы вспомогательных систем тепловозов ТЭМ2 с дизелем ПД1М (6ЧН 31,8/33) и ЧМЭ3 с дизелем K6S310DR (6ЧН 31/36) показали, что в наихудших условиях с точки зрения сохранения энергии находятся масляная система и второй контур водяной системы дизеля [5].

ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС

2011/1

196

Общетехнические задачи и пути их решения

Таким образом, можно сделать вывод, что второй вариант объединения водяных систем (рис. 3) является предпочтительнее, т. к. теплоноситель отдает большую часть тепла маслу и воде второго контура.

Библиографический список

1. Энергетические установки подвижного состава / В. А. Кручек, В. В. Грачев, В. В. Крицкий. - М. : Академия, 2006. - 352 с. - ISBN 5-7695-2295.

2. Локомотивные энергетические установки / А. И. Володин, В. З. Зюбанов, В. Д. Кузьмич. - М. : ИПК «Желдориздат», 2002. - 718 с. - ISBN 5-94069-029-7.

3. Тепловозные двигатели внутреннего сгорания / А. Э. Симсон, А. З. Хомич, А. А. Куриц и др. - М. : Транспорт, 1987. - 536 с.

4. Моделирование на ЭВМ работы тепловозных дизелей / А. И. Володин. - М. : Транспорт, 1985. - 217 с.

5. Повышение эффективности прогрева маневрового тепловоза в зимнее время за счет использования вторичных энергоносителей : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.07 : защищена 22.10.2009 : утв. 05.04.2010 / Чертыковцева Наталья Валерьевна. - Самара, 2009. - 162 с.

Статья поступила в редакцию 23.11.2010;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

представлена к публикации членом редколлегии А. В. Грищенко.

УДК 504:656.2

Е. И. Макарова

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ТЕХНОЛОГИЙ ЗАЩИТЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ АВАРИЙНЫХ РАЗЛИВОВ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Проведена оценка качества новых технологий ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов с использованием самопроизвольно твердеющих вяжущих смесей в сравнении с известными применяемыми в настоящее время на железнодорожном транспорте технологиями.

защита окружающей среды на транспорте, качество технологии, аварийные разливы нефтепродуктов, вяжущие смеси, технология биологической очистки, технология механической очистки, ликвидация аварийных разливов нефтепродуктов.

2011/1

Proceedings of Petersburg Transport University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.