Научная статья на тему 'Система образования: социально-экономические аспекты развития в украинском обществе'

Система образования: социально-экономические аспекты развития в украинском обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / EDUCATION / EDUCATIONAL POTENTIAL / LEVEL OF EDUCATION / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смакота В. В.

Осуществляется анализ системы образования современного украинского общества, проводится сравнительная оценка основных показателей развития последнего в международных исследованиях и в данных, полученных в результате социологических мониторингов Института социологии. Изучаются основные социальные и экономические проблемы функционирования системы образования в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATION SYSTEM: SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMENT IN THE UKRAINIAN SOCIETY

The article provides a sociological analysis of the education system in modern Ukrainian society, evaluation of the main indicators of the development of education system in international studies and in monitoring of the Institute of Sociology. Social and economic problems in the functioning of the education system in Ukraine are studied.

Текст научной работы на тему «Система образования: социально-экономические аспекты развития в украинском обществе»

В. В. СМАКОТА,

кандидат социологических наук,

Институт социологии НАН Украины, г. Киев

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ В УКРАИНСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Осуществляется анализ системы образования современного украинского общества, проводится сравнительная оценка основных показателей развития последнего в международных исследованиях и в данных, полученных в результате социологических мониторингов Института социологии. Изучаются основные социальные и экономические проблемы функционирования системы образования в Украине.

Ключевые слова: образование, интеллектуальный потенциал, уровень образования, социально-экономическое развитие.

Развитие постиндустриальной экономики влечет за собой изменения во многих сферах жизни общества, но прежде всего перемены затрагивают систему образования, от которой требуется соответствие новому экономическому укладу, а значит, как минимум, - наличие соответствующих специалистов, как максимум - готовность всей системы к быстрому реагированию на новые потребности рынка труда, а в перспективе - к осуществлению главной стратегии «общества знаний» - непрерывного обучения в течение жизни.

Признание важности образования, его исключительной роли не только в культурном, но и в экономическом развитии заставляет по-новому оценить роль этого общественного института в современном мире. Такая переоценка выражается, в первую очередь, в увеличении объема средств, вкладываемых государствами в образовательную систему (объемы государственного финансирования которой в развитых странах мира в XXI в. составляют более 5 % ВВП). Постепенно становится очевидным тот факт, что изменения в системе образования должны не определяться экономическими процессами, а по крайней мере идти с ними в одном темпе, а в лучшем случае - опережать их, потому развитие системы образования становится основной задачей государства, претендующего на роль лидера в современном мире.

Так исторически сложилось, что население Украины, как и УССР, благодаря высокой степени урбанизации и концентрации производства, особенно в восточных регионах, отличалось достаточно высоким образовательным уровнем. Не случайно Советская Украина в середине 1960-х гг. по коэффициенту интеллектуальности молодежи и населения в целом занимала 2-е и 3-е место в мире [1, с. 103], а Украина сегодняшняя по относительному количеству лиц

с высшим образованием входит в первую десятку развитых стран мира [2, с. 72]. До обретения независимого статуса Украина имела достаточно мощный потенциал как среднего, так и высшего образования, собственные научные школы, разрабатывающие и внедряющие новые технологии, а также наукоемкие производства, способные использовать данный образовательный потенциал.

В СССР образованию уделялось пристальное внимание на всех уровнях: от дошкольного до высшего, и одним из его проявлений являлся статистический рост количества учебных заведений. Например, с 1940 по 1989 г. - в период, включающий в себя и Великую Отечественную войну, и послевоенное строительство - количество дошкольных учреждений в УССР увеличилось более чем в три раза - с 6904 до 23 341, количество средних школ (городских и сельских) в тот же период увеличилось в два с лишним раза (с 4435 до 9543); также в два с лишним раза выросло число учителей (с 251 тыс. чел. до 513 тыс. чел.). При этом количество учащихся практически не изменилось (6687 тыс. чел. и 6886 тыс. чел. соответственно), и это говорит о постепенном уменьшении количества учеников, приходящихся на одного учителя, характерном для наиболее благополучных стран, и в целом о прогрессивном развитии системы образования. Кроме того, именно в УССР среди учителей был зафиксирован самый высокий уровень образованности: к 1988-1989 гг. 83,3 % из них имели диплом о высшем образовании (в городских поселениях - 85,4 %, в сельских -80,6 %), и это максимальный показатель по сравнению с другими союзными республиками. В эти же годы УССР занимала второе место после РСФСР по количеству пединститутов (в 29 из них училось 146,7 тыс. студентов). Всего же в эти годы в республике насчитывалось 146 вузов, в которых обучалось 854,0 тыс. студентов. Выпуск специалистов вузами в Украинской ССР совпадал с общесоюзным и составлял в 1988 г. 27 человек на 10 000 человек населения (больше - только в РСФСР и в Белорусской ССР, где этот показатель составлял 30 человек на 10 000 человек населения). Численность профессорско-преподавательского состава вузов (на начало 1988/89 учебного года) в УССР составляла 63,5 тыс. чел. (из них 5,2 % - доктора наук, 52,4 % - кандидаты наук) [3].

С начала 1990-х гг. в Украине происходит небывалый рост количества учебных заведений высшего (Ш-1У) уровня аккредитации: с 1990 по 2012 г. -более чем в 2 раза (со 149 до 345), и соответствующее увеличение числа студентов - от 881,3 тыс. до 1954,8 тыс. чел. Также выросло количество аспирантов (в 2,6 раза) и докторантов (почти в 3 раза) [4, с. 5]. Потребность в образовании высокого уровня, готовность инвестировать в него немалые средства -а цена обучения может приближаться к 6-8 тыс. долларов за год - остается актуальной в Украине как в постсоветские годы, так и во времена мирового экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. При этом ценность образования и ценность приобретаемого знания в массовом сознании различаются: скорее ценятся диплом и престижность учебного заведения, чем реально приобретенные знания и умения. На вопрос, поставленный в мониторинговом иссле-

довании в 2013 г. «В какой из перечисленных областей Вы хотели бы получить для себя дополнительные знания?», 39,5 % респондентов затруднились ответить, не выбрав для себя ни одну из 13 областей знаний (15,6 % респондентов указали инженерно-техническую сферу, в т. ч. компьютерные технологии,

13,8 % - иностранные языки, 12,2 % - юриспруденцию, 11,1 % - нетрадиционную медицину). Труднее всего ответить на этот вопрос было респондентам старшего возраста (59,5 % опрошенных) и имеющим минимальный уровень образования (59,6 %), но и среди более младших по возрасту затруднившихся с ответом довольно много (среди респондентов 30-54 лет таких 33,9 %, среди молодежи до 30 лет - 21,9 %). С другой стороны, более трети опрошенных (36,9 %) в том же исследовании признаются, что им не хватает современных научно-технических знаний (хотя вдвое меньшее количество, как видим, хотели бы такие знания получить), и также более трети опрошенных по всем возрастным и образовательным категориям испытывают такую нехватку. При этом 22,6 % участников опроса в целом по массиву ответили, что этот вопрос их не интересует (наиболее часто данную альтернативу выбирали респонденты с низким образовательным уровнем).

Практически половина опрошенных в том же исследовании (49,8 %) убеждены, что для современного человека высшее образование (ВО) необходимо в любом случае, а вообще ненужным его считают 12,4 % опрошенных, «необходимым для достижения успеха в жизни» (т. е. прагматическая цель получения ВО) - 37,8 % опрошенных. Безусловная необходимость высшего образования признается в большинстве случаев как жителями сел (50,3 %), так и Киева (67,3 %), и почти на том же уровне - представителями всех возрастных групп. Закономерно, что респондентам с высшим образованием свойственно более положительное отношение к ценности последнего (69,2 % опрошенных), но и респонденты с минимальным уровнем образования почти в половине случаев склонны придавать высшему образованию безусловную ценность (47,2 % опрошенных).

Кроме того, почти половина опрошенных считают, что большинству украинских граждан присуща (и скорее присуща) «потребность в постоянном росте своего образовательно-квалификационного уровня» (45,3 %), «заинтересованность в содержательной, интересной работе с элементами творчества» (47,3 %), «способность к нестандартным решениям в сложных ситуациях, творческое отношение к работе» (44,4 %). Именно такое отношение к образованию и работе соответствует современной стратегии «образование на протяжении жизни», на которую ориентируются все развитые страны мира.

Тем не менее осуществление данной стратегии в Украине наталкивается на серьезные препятствия, в первую очередь экономические. Несмотря на увеличение бюджетных расходов на образование в целом (с 4,2 % ВВП в 2000 г. до 7 % ВВП в 2007 г.), эффективность использования этих средств остается крайне низкой, ведь основные статьи расходов бюджета направлены не на повыше -ние качества образования, а на выплату зарплаты и коммунальные платежи

(более 70 % всего финансирования). Уровнем своего образования, по данным мониторинга 2013 г., полностью удовлетворены только 10,5 % респондентов в целом по стране. В то же время, на фоне наиболее низкой удовлетворенности уровнем своего образования в сельской местности, количество сельских школ сокращается, и «наличие вследствие неблагоприятной демографической ситуации большого количества малокомплектных школ в сельской местности» признается одной из «основных проблем украинского образования» [5].

Очевидная недоступность высшего образования для сельского населения подтверждается данными Всеукраинской переписи населения: в то время как удельный вес лиц с ВО среди городского населения составляет 46,2 %, среди сельского он - 20,7 %. Доля тех, кто не имеет даже полного среднего образования, среди городского населения составляет 18,9 %, сельского - 41,8 % [6, с. 184]. Максимальное количество вузов сконцентрировано в наиболее густонаселенных регионах страны: Киеве, Харьковской, Донецкой, Львовской, Днепропетровской, Одесской областях; минимальны данные цифры в Черновицкой, Волынской, Житомирской областях. Наиболее высокий уровень образования соответственно имеют жители Киева, Севастополя и Днепропетровской области, наиболее низкие показатели - у жителей Закарпатской, Ивано-Франковской, Ровенской, Черновицкой и Житомирской областей [6, с. 193], т. е. областей с преобладанием сельского населения.

Уровнем образования определяется удовлетворенность своим положением в обществе, оценка материального состояния семьи, степень приспособленности к нынешней жизненной ситуации. При этом повышение удовлетворенности своим образованием пропорционально повышению уровня последнего: среди респондентов с высшим (и первой степенью высшего) образования количество полностью и скорее удовлетворенных им достигает трех четвертей опрошенных (78,5 % в 2012 г.); среди имеющих начальное или неполное среднее таких в несколько раз меньше (23,1 % опрошенных).

Понимание важности повышения образовательного уровня (интеллектуального развития) также заметно растет вместе с повышением уровня образования (с 16,9 % у имеющих начальное образование до 39,3 % у обладателей высшего образования в оценке «очень важно» и с 33,6 % до 41,5 % соответственно в оценке «скорее важно»).

В Европейском социальном исследовании оценка населением состояния украинской системы образования в стране в целом за последнее время ухудшилась: с 4,10 баллов (по 10-балльной шкале) в 2005 г. до 3,90 баллов в 2011 г., хотя по уровню образования взрослого населения (старше 15 лет) Украина поднялась с 55-го места в 1995 г. до 7-го в 2010 г. (при этом в показателях ВВП находясь на 94-м и 89-м местах в эти годы) [4, с. 4]. К 2011 г., согласно тем же данным, увеличивается общее количество лет обучения украинского населения - до 12,71 - и по нему Украина находится в десятке европейских стран с наиболее длительным сроком получения образования.

По индексу образования наша страна поднялась с 53-го места в 1995 г. на 21-е в 2010 г., и по данному показателю оказалась выше Великобритании,

Франции, Польши, Италии, Беларуси и России, а также выше среднего индекса образования в мире в целом. На 1000 чел. в возрасте 25 лет и старше приходится 377 чел. с высшим образованием. Уровень образования населения, занятого экономической деятельностью, в сроках продолжительности обучения на момент последней переписи составлял 11,5 года [6, с. 183-184].

Определяющую роль в развитии украинской системы образования продолжает играть сосредоточение большого количества высокообразованных кадров в данной сфере: «на конец 2009 г. высшее (неполное, базовое, полное) образование имели 70,7 % штатных работников системы образования, тогда как в целом по Украине эта цифра составляет 55,5 % работников... К 2009 г. работники образования составляли в общей структуре занятых в Украине 15,5 %, тогда как в Германии - 5,9 %, в Великобритании - 9,1 %, во Франции -6,4 %, в США - 9,1 %, в России - 9,7 %» [4, с. 4].

Высокий образовательный индекс, наличие собственных научных школ и высококвалифицированных специалистов, способных работать в условиях инновационной экономики, подтверждается в нескольких экспертных исследованиях, проведенных в 2013 г. отделом экономической социологии Института социологии. Так, абсолютное большинство экспертов первого опроса отмечают наличие в нашей стране научных коллективов с высоким исследовательским потенциалом; половина экспертов оценивает уровень интеллектуального потенциала современного украинского общества как средний, треть -как высокий. Значительная часть (60 %) экспертов второй волны опроса отметили «достаточную» обеспеченность нашего государства человеческими ресурсами для эффективного социально-экономического развития общества;

53,8 % оценили уровень образования населения как «высокий». Но при этом материальные возможности работников по повышению образовательно-квалификационного уровня 57,7 % украинских экспертов оценили как «низкие».

Именно ограничение материальных возможностей большинства жителей Украины (а за весь период независимости он не превышал 4 баллов по 11-балльной шкале, где 0 -низший материальный уровень жизни семьи, а 10 -высший; в текущем году данный показатель составил 3,4 балла) становится основной негативной тенденцией, приводящей к постепенной элитизации образования, причем на всех уровнях, начиная с дошкольного. По данным мониторинга Института социологии, возможности дать детям полноценное образование не хватает половине опрошенных в течение последних 10 лет (55,3 % в 2012 г.), но их количество уменьшается с ростом материального благосостояния. При этом на важности создания в обществе равных возможностей для всех настаивают 77,8 % опрошенных. Вопрос обеспечения детей возможностью получить полноценное образование одинаково актуален как для сельского, так и городского жителя. Почти половина (45,8 %) опрошенных жителей Киева и более половины жителей других городов (причем как больших, так и маленьких), а также жители сел (в целом от 54,9 % до 56,2 % опрошенных) отмечают нехватку для себя такой возможности.

Вместе с тем в мониторинге 2012 г. наиболее важными факторами для достижения высокого социального положения в нашей стране респонденты называли не приобретенные, а полученные при рождении качества. В первую очередь респонденты с начальным образованием упоминали «влиятельных родственников» (40,2 % опрошенных); во-вторых - «состоятельных родителей» (34,7 %) и в-третьих - «происхождение из семьи с высоким социальным положением» (33,7 %). Обладание полным высшим, также как и средним специальным образованием, не изменяет такого мнения: влиятельные родственники упоминаются в более чем половине случаев.

Ситуацию неравенства доступа к высшему образованию в мировой практике решают «ранним вмешательством в детство», т. е. практикой обязательного дошкольного обучения, выравнивая таким образом шансы детей на успешное усвоение школьной программы (ведь к моменту поступления в первый класс ребенок имеет определенный приобретенный человеческий капитал, размер которого в большой степени коррелирует с доходами семьи). Как показывают исследования, подобное вмешательство государства оправдано не только с точки зрения экономической выгоды от увеличения количества получивших полное среднее образование, но и социально - для уменьшения девиантности поведения в подростковом возрасте [7] - повышение уровня образования является достаточно надежным рецептом и в этом случае. Неоспоримым является тот факт, что при условии раннего привлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования, а упущенное в раннем возрасте трудно или невозможно наверстать в дальнейшем [7], поэтому качественное дошкольное образование становится все более актуальным и востребованным.

В Украине, начиная с текущего года, дошкольное образование становится обязательным, хотя при этом количество дошкольных учебных заведений в стране в 2011 г. сократилось по сравнению с 1990 г. в 1,5 раза (с 24,5 тыс. до 16,1 тыс.). В городских поселениях 67 % детей посещают дошкольные учебные заведения, при этом повсеместно наблюдается превышение количества детей в расчете на 100 мест (от минимума в 114 чел. в Киеве до максимума в 147 чел. в городах Закарпатья). Лишь треть детей, проживающих в сельской местности, такими заведениями обеспечены (36,6 % детей соответствующего возраста; при этом пять лет назад эта цифра составляла всего 18 %). В сельской местности перегружены дошкольные учебные заведения Закарпатья, Волыни, Львовской, Черновицкой, Ивано-Франковской, Житомирской, Ровенской областей (где насчитывается от 108 до 138 чел. на 100 мест). Наименьшее количество детей включено в систему дошкольного образования в Ивано-Франков-ской области (треть от численности детей соответствующего возраста); менее половины - во Львовской, Ровенской, Волынской и Тернопольской - областях с наиболее высоким уровнем рождаемости (согласно статистическим данным за последние пять лет). Таким образом, проблемы дошкольного образования в данных регионах, по всей видимости, будут усугубляться.

К тому же системе дошкольного и школьного образования население дает среднюю оценку: на вопрос «Как Вы считаете, способствует ли существующая в Украине система дошкольного и школьного образования формированию интеллектуально развитых, творческих личностей?» 38,1 % опрошенных ответили, что «скорее» и «очень способствует», 35 % - что «скорее» и «совершенно не способствует». Чаще отрицательные ответы дают респонденты с высшим образованием (43,9 % против 32,7 % респондентов с начальным и неполным средним образованием). Качество школьного образования не устраивает и большинство учителей (исследование проводилось совместно Институтом педагогики АПН Украины и Институтом социологии НАН Украины): 65,3 % из них считают, что программа основного учебного предмета, который они преподают, «требует модернизации в соответствии с запросами и требованиями современного общества».

Однако, когда в рамках того же исследования одиннадцатиклассникам было предложено определить наиболее приемлемый способ потратить большую сумму денег, образование заняло третье место (40,8 % опрошенных) после вложения в бизнес (63,8 %) и покупки дома и машины (58,2 %). Ценность качественного образования признается молодежью страны. Но, безусловно, высокий уровень образования дает максимальный экономический эффект только в случае применения в соответствующей сфере производства; если же выпускник учебного заведения не работает по своей специальности, то усилия и средства, потраченные на обучение, были использованы неэффективно. К сожалению, в Украине подобный сценарий является достаточно распространенным: значительная часть безработных в Украине имеет высшее образование (в 2009 г. 46 тыс. выпускников вузов и 27 тыс. выпускников ПТУ находились на учете в центрах занятости), а среди занятого населения специалисты с ВО далеко не всегда работают в соответствии с квалификацией и уровнем подготовки. Согласно данным мониторинга Института социологии, в 2013 г. характер работы и профессионально-образовательный уровень в наибольшей степени совпадали у жителей Киева (42,3 % респондентов отметили это), в то время как в селе этот показатель минимален и равен 21,7 %. Только чуть более четверти опрошенных в целом по массиву отмечают соответствие своей нынешней работы профессионально-образовательному уровню. Хотя это соответствие возрастает с повышением уровня образования (почти в пять раз), и все же 27,2 % респондентов, имеющих высшее образование, заявили о несоответствии образования характеру их работы. Более четверти опрошенной молодежи до 30 лет и треть респондентов от 30 до 54 лет отмечают, что характер их нынешней работы не соответствует профессионально-образовательному уровню. Как показывают современные исследования, эта проблема имеет не только негативные экономические последствия: доказано, что несоответствие уровня образования социальному положению приводит к увеличению суицидального риска [8, с. 47]. Степень использования как образовательного, так и научного потенциала Украины «малая» (так считают 56 % экспертов упоминавшегося выше экспертного опроса) и «очень малая» (12 % экспертов).

Из-за нарастания диспропорций между подготовкой специалистов и спросом на них на рынке труда неизбежной украинской перспективой становится «утечка мозгов»: наиболее подготовленные кадры находят применение своим знаниям за пределами страны. При том, что в Глобальном индексе конкурентоспособности в 2012-2013 гг. наша страна занимает 73-ю позицию (среди 144 стран), а высшее образование и профессиональная подготовка находятся на 47-м месте - наиболее высоком из всех социальных институтов, серьезной проблемой является невозможность применения образовательного потенциала в украинской экономике. Высокие показатели образованности населения существуют в условиях малого развития тех секторов экономики, которые способны использовать последние научные разработки и обеспечивать тем самым инновационное развитие (лишь 3 % производств в экономике Украины составляют производства 5-го и 6-го технологических укладов, в которых высококвалифицированные специалисты наиболее востребованы и могут работать в соответствии со специализацией). Кроме того, «за последние 22 года в Украине в 3,3 раза уменьшилось количество работников в инновационной сфере (в США и Западной Европе за это время их количество увеличилось в 2 раза, в Северо-Восточной Азии - в 4 раза); в 5,5 раза (с 60 % до 11,2 %) снизилась доля инновационно-активных промышленных предприятий (в России их доля составляет 10 %, в Польше -16 %, в ЕС - в среднем 60 %)» [9].

В массовом опросе на вопрос «Как Вы считаете, представители государственной власти способны или не способны развивать экономику Украины на основе внедрения новой техники и технологий?» 36,3 % респондентов ответили, что способна меньшая часть, еще 28,2 % считают, что никто не способен. В экспертном опросе уровень способности руководящих работников госаппарата разрабатывать программы инновационного развития экономики как «очень низкий» оценили 32 % экспертов, как «низкий» - 56 %, стимулирование и поддержку государством инновационной активности на низком уровне отметили 57,7 % экспертов, на очень низком - 42,3 %. Тем не менее ежегодно в Украине осуществляется более 60 тыс. научно-технических разработок [10], и немалая их часть признается на международном уровне [9].

Можно сказать, что научная деятельность, как и вся инновационная отрасль, способны стать основной детерминантой социально-экономического и инновационного развития страны, если закладываемый ими потенциал будет иметь пути реализации. Высокий уровень образования, признание ценности и необходимости последнего признается большинством в украинском обществе. Но вместе с тем качество отечественной системы образования оценивается довольно низко населением страны (при том, что как украинские эксперты, так и международные рейтинги дают гораздо более высокие оценки). Можем предположить, что именно неиспользование знаний и умений, полученных в образовательных учреждениях, заставляет признавать низкое качество образования. Между тем главной проблемой является неадекватная современным вызовам структура экономики, и вызванные этим безработица

и несоответствие профессионального уровня занятых реальным условиям труда. Выходом из этой ситуации должно стать развитие новых отраслей промышленности. К сожалению, в реальном развитии такого сценария сомневаются не только основная масса населения, но и эксперты.

Литература

1. Пилипенко, В. Є. Вища освіта в Україні: історія та пострадянські реалії (соціологічний аналіз): монографія / В. Є. Пилипенко, Е. Г Позднякова-Кирбят’єва. - Запоріжжя: Запорізький нац. ун-т, 2012. - 152 с.

2. Данилишин, Б. Інтелектуальні ресурси в економічному зростанні: шляхи поліпшення та їх використання / Б. Данилишин, В. Куценко // Економіка України. - 2006. - № 1. - С. 71-72.

3. Народное образование [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://istmat.info/files/ uploads/26588/obraz_sssr_1989_obrazovanie.pdf. - Дата доступа: 07.09.2013.

4. Витренко, Ю. Образование как вид экономической деятельности в Украине / Ю. Вит-ренко // Экономика Украины. - 2011. - № 10 (591). - С. 4-15.

5. Программа экономических реформ на 2010-2014 // Комитет по экономическим реформам при Президенте Украины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mon.gov.ua/ ua//activity/education/educatiom-reform/refosv-20102014/). - Дата доступа: 07.09.2013.

6. Людський розвиток регіонів України: аналіз та прогноз: колективна монографія / за ред. Е. М. Лібанової. - Київ: Ін-т демографії та соціальних досліджень НАН України, 2007. - 328 с.

7. Conti, G. The Economics of Child Well-Being / Gabriella Conti, James J. Heckman // Discussion Paper No. 6930. - October 2012.

8. Гилинский, Я. И. Самоубийство как социальный феномен / Я. И. Гилинский // Социол. журн. - 2011. - № 2. - С. 40-47.

9. Мазур, А. А. Технологічні парки України: цифри, факти, проблеми / А. А. Мазур, С. В. Пус-товойт // Наук.-практ. журн. [Электронный ресурс]. - 2013. - № 3. - Режим доступа: http://www. nas.gov.ua. - Дата доступа: 07.09.2013.

10. Инвестгазета [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://in.ukrproject.gov.ua/index. php?lang=ru&get=141&id=1905. - Дата доступа: 07.09.2013.

V. V. SMAKOTA

THE EDUCATION SYSTEM: SOCIO-ECONOMIC ASPECTS OF DEVELOPMENT IN THE UKRAINIAN SOCIETY

Summary

The article provides a sociological analysis of the education system in modern Ukrainian society, evaluation of the main indicators of the development of education system in international studies and in monitoring of the Institute of Sociology. Social and economic problems in the functioning of the education system in Ukraine are studied.

Keywords: education, educational potential, level of education, socio-economic development.

Поступила 09.09.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.