Научная статья на тему 'Система образования и развития методики преподования биологии в Узбекистане'

Система образования и развития методики преподования биологии в Узбекистане Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
обучение / биология / методика / преподование / образовательные технологии / инновационная педагогическая технология и права

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситабону Шохруховна Тулабоева

В статье рассматривается совершенствование системы образования как важной составляющей стратегии реформ, реализуемый в Узбекистане на современном этапе. На основе анализа системы образования Узбекистана и связанных с ней нормативно-правовых документов преподается современное состояние образования. На основе приведенного анализа в статье говорится о методике преподавания биологии и ее значении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система образования и развития методики преподования биологии в Узбекистане»

Система образования и развития методики преподования

биологии в Узбекистане

Ситабону Шохруховна Тулабоева sitabonutolaboyeva866@gmail.com Бухарский государственный педагогический институт

Аннотация: В статье рассматривается совершенствование системы образования как важной составляющей стратегии реформ, реализуемый в Узбекистане на современном этапе. На основе анализа системы образования Узбекистана и связанных с ней нормативно-правовых документов преподается современное состояние образования. На основе приведенного анализа в статье говорится о методике преподавания биологии и ее значении.

Ключевые слова: обучение, биология, методика, преподование, образовательные технологии, инновационная педагогическая технология и права

System of education and development of biology teaching

methods in Uzbekistan

Sitabonu Shokhrukhovna Tulaboeva sitabonutolaboyeva866@gmail.com Bukhara State Pedagogical Institute

Annotation: The article examines the improvement of the education system as an important component of the reform strategy being implemented in Uzbekistan at the present stage. Based on the analysis of the education system of Uzbekistan and related legal documents, the current state of education is taught. Based on the above analysis, the article talks about the biology teaching methodology and its importance.

Keywords: teaching, biology, methodology, educational technologies, innovative pedagogical technology and rights

В XXI веке, период высоких технологий, современные дети окружены электронной культурой. Роль учителя в информационной среде претерпевает изменения, превращаясь в координатора информационного потока. Следовательно, для эффективного общения с детьми учитель должен овладеть современными методиками и образовательными технологиями. Особое внимание к этому вопросу уделяется в процессе подготовки специалистов для

работы в новой информационной среде.

В Узбекистане выбран и реализуется курс на построение социально ориентированного демократического правового государства и гражданского общества. Основной целью преобразований в республике является развитие личности и улучшение ее благосостояния, что отражено в стратегии образования.

Система образования и подготовки кадров, сложившаяся до независимости Узбекистана, не соответствовала демократическим изменениям, начавшимся в стране. Кризис в мировой системе образования в 80-е годы прошлого века также подтолкнул к коренным реформам.

Понимая, что будущее зависит от молодого поколения, узбекское государство предложило программу, радикально реформирующую систему образования. Национальная программа по подготовке кадров включает различные виды образования - дошкольное, общее среднее, среднее специальное, профессиональное, высшее, послевузовское, повышение квалификации и переподготовку кадров.

Особенность программы заключается в создании непрерывной системы образования, где основными целями являются формирование свободно мыслящего человека, его разностороннее развитие, уважение к личности, раскрытие творческого потенциала и способностей, обучение с акцентом на профессиональные навыки и полноценную самореализацию.

Национальная программа предусматривает систему непрерывного образования с обязательными ступенями, обеспечивающими переход от общеобразовательных к профессиональным программам. Высшее образование осуществляется на двух уровнях: бакалавриат и магистратура.

Принципы государственной политики в области образования включают гуманистический, демократический характер обучения, непрерывность и преемственность, обязательность разных уровней образования, светский характер системы, единство и дифференцированность подхода, поощрение образованности и таланта, а также сочетание государственного и общественного управления.

В Узбекистане право на образование гарантировано каждому, независимо от различных социальных, культурных и личностных параметров.

Право на образование обеспечивается через несколько ключевых механизмов:

- Развитием государственных и частных образовательных учреждений.

- Организацией обучения с отрывом и без отрыва от производства.

- Предоставлением бесплатного обучения по государственным программам и возможностью получения платного профессионального

образования на договорных условиях.

- Обеспечением равных прав выпускников всех учебных заведений при поступлении на следующий уровень образования.

- Предоставлением права гражданам, получившим образование в семье или самостоятельно, на аттестацию в аккредитованных образовательных учреждениях через экстернат.

- Возможностью для граждан других государств получать образование в Узбекистане в соответствии с международными договорами.

- Предоставлением лицам без гражданства, проживающим в республике, равных прав на получение образования.

Важным условием развития страны признается совершенствование системы подготовки кадров, основанное на развитии экономики, науки, культуры, техники и технологий. Национальная программа по подготовке кадров направлена на коренную модернизацию структуры и содержания непрерывного образования.

Развитие информационного общества требует новой системы образования, обновления ее целей и содержания, а также внедрения в обучение современных информационных технологий. Совершенствование системы образования в Узбекистане предполагает внедрение новых образовательных технологий.

Современные образовательные технологии включают в себя информационно-коммуникационные технологии, обучение в сотрудничестве, игровые методы в обучении, развитие «критического мышления», здоровьесберегающие технологии, дистанционное обучение и многие другие.

Внедрение инновационных педагогических технологий в высшее образование открывает новые возможности для реализации принципов дидактики, активизации познавательной активности студентов и их творческих способностей, стимулирует самостоятельное обучение.

Инновационная педагогическая технология рассматривается как проект, представляющий собой прогрессивное начало по сравнению с традиционными методами. Современные технологии позволяют обеспечить фундаментальное образование, личностный и акмеологический подходы, креативность и профессионализм.

Использованная литература

1. Стратегия действия по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - Ташкент, 13 февраля 2017 г, № 6. - Ст. 70.

2. Бояринова В. Г. Новые образовательные технологии в системе школы // Universum: психология и образование, 2020. - № 9. - С. 75.

3. Ergasheva, G. (2022). Quasi-professional activity is the basis of successful professional activity (on the example of a future biology teacher). Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

4. Ergasheva, G. (2022). Stages of formation of professional competence of students. Центрнаучных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

5. Ergasheva, G. (2022). Method of improving self-study works of students in biology by means of informational resources. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

6. Ergasheva, G. (2022). Kompetentli-yo'naltirilgan topshiriqlar(kyt)ning metodik jihatdan qo'llanilishi. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

7. Ergasheva, G. (2022). International programs for assessing the quality of education -a factor in increasing the scientific literacy of students. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

8. Ergasheva, G. (2022). Bo'lajak mutaxassislarning kasbiy-psixologik tayyorgarligining o'ziga xos xususiyatlari. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

9. Ergasheva, G. (2022). Preparing students for research activities based on project technology. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

10. Ergasheva, G. (2022). Respublikamizda kasbga yo'naltirish ishlarini uzviy tashkil etishning pedagogikpsixologik aspektlar. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

11. Ergasheva, G. (2022). Virtual borliq texnologiyasining biologiya ta'limida qo'llash imkoniyatlari. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

12. Ergasheva, G. (2022). Content vocational guidance of puils in biology lessons. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

13. Ergasheva, G. (2022). Modeling Of Students' Quasi-Professional Activities. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

14. Ergasheva, G. (2022). Biologiya darslarida interaktiv metodlardan foydalanishning psixologik jihatlari. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

15. Ergasheva, G. (2022). Bo'lajak o'qituvchilarning kasbiy-metodik kompetentligi shakllantirishning funksional o'ziga xosligi. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

16. Ergasheva, G. (2022). Methodology for forming basic and special-subject competences of pupils based on an integrative approach. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

17. Ergasheva, G. (2022). Биология дарсларида мультимедиа технологиясидан фойдаланишнинг методик услублари. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

18. Ergasheva, G. (2022). Подготовки будущих учителей биологии к профессиональной деятельности использованию интерактивных программных средств. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

19. Ergasheva, G. (2022). Методика создания творческих и поисковых заданий по биологии. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

20. Ergasheva, G. (2022). Педагогические аспекты создания фонд оценочных средств профессиональной компетентности обучающихся в цифровой образовательной среде. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

21. Ergasheva, G. (2022). Методы организации научно-исследовательской деятельности студентов в факультете естественных наук ТГПУ. Центр научных публикаций (buxdu.Uz), 23(23).

22. Salimova S.F. Improving the professional competence of future biology teachers //Archive of Conferences. - 2021. - С. 69-71.

23. Salimova S. General structure of spinal animals features //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

24. Salimova S. Ta'lim natijalarini baholashga kompetentli yondashuv mohiyati //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

25. Salimova S.F. Formation of professional skills of future biology teachers and development of its criteria //Academicia: an international multidisciplinary research journal. - 2021. - Т. 11. - №. 2. - С. 769-772.

26. Salimova S.F. Improvement of methodical communication system //Archive of Conferences. - 2020. - Т. 4. - №. 4. - С. 77-78.

27. Salimova S. Formation of professional skills of future biology teachers and development of its criteria: formation of professional skills of future biology teachers and development of its criteria //Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2020. -Т. 10. - №. 9.

28. Salimova S. Method of improving self-study works of students in biology by means of informational resources //Центр научных публикаций (buxdu. uz). -2020. - Т. 2. - №. 2.

29. Salimova S. General structure of spinal animals features // Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

30. Salimova S. General structure of spinal animals features // Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

31. Salimova S. Ta'lim natijalarini baholashga kompetentli yondashuv mohiyati // Центр научных публикаций (buxdu. uz). - 2021. - Т. 3. - №. 3.

32. Salimova S. Method of improving self-study works of students in biology by means of informational resources //Центр научных публикаций (buxdu. uz). -2020. - Т. 2. - №. 2.

ISSN 2181-0842 / Impact Factor 3.848 633

33. Salimova S. Improving the methodological training and research activities of future biology teachers //European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences Vol. - 2019. - Т. 7. - №. 12.

34. Салимова С. Ф. «Тюнинг» («Tuning») халкаро лойихаси ва унинг мохияти //Science and Education. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 1013-1019.

35. Салимова С. Ф. Булажак биология укитувчилари касбий компетенциялари шаклланганлик даражасини бахолашнинг узига хос жихатлари //Scientific progress. - 2022. - Т. 3. - №. 1. - С. 1087-1094.

ISSN 2181-0842 / Impact Factor 3.848

634

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.