Научная статья на тему 'Система обеспечения качества в рамках совместных образовательных программ'

Система обеспечения качества в рамках совместных образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
602
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / JOINT DEGREE PROGRAMS / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY ASSURANCE SYSTEM / СТАНДАРТЫ ESG / ESG STANDARDS / БРИТАНСКИЕ СТАНДАРТЫ КАЧЕСТВА / BRITISH QUALITY CODE / РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ / QUALITY HANDBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заботкина Вера Ивановна, Маколов Василий Иванович

Представлены результаты реализации проекта ТЕМПУС «Совершенствование российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС». Рассмотрены современные тенденции развития совместных образовательных программ. Приведена обобщенная модель системы обеспечения качества образования применительно к институциональному и программному уровням, основанная на стандартах и рекомендациях для обеспечения качества высшего образования в европейском пространстве (Standards and guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area ESG), утвержденных в обновленном виде Конференцией министров высшего образования в мае 2015 г. Проведен анализ российского национального контекста обеспечения качества совместных российско-британских образовательных программ на двух уровнях: в сопоставлении с критериями ESG и с Британским кодексом качества. Сформулированы ключевые приоритеты формирования и развития систем обеспечения качества в России применительно к совместным образовательным программам в контексте реализации ESG, а также представлена структура руководства по качеству как ключевого документа системы обеспечения качества образования, разработанного в рамках реализации указанного выше проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY ASSURANCE SYSTEM IN JOINT DEGREE PROGRAMS

The article presents the outcomes of the Joint European Tempus Project “Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards”. It follows the main tendencies in the development of joint MA degree programs. The emphases are on the ESG-based model of quality assurance both at the institutional and program levels. We concentrate on the analysis of QA system in joint Russian-British degrees in two aspects: with respect to the revised version of Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG, May 2015) and with respect to Russian and British national legislation and standards. The importance of implementation of ESG in Russian QA system for joint degree programs is substantiated. We provide a comparative analysis of ESG and Russian QA system and identify the main problems and challenges.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения качества в рамках совместных образовательных программ»

Педагогические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 3 (39), с. 207-214

УДК 37.072

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В РАМКАХ СОВМЕСТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

© 2015 г. В.И. Заботкина1, В.И. Маколов2

1 Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва 2 Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарёва, г. Саранск

[email protected]

Поступила в редакцию 30.06.2015

Представлены результаты реализации проекта ТЕМПУС «Совершенствование российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС». Рассмотрены современные тенденции развития совместных образовательных программ. Приведена обобщенная модель системы обеспечения качества образования применительно к институциональному и программному уровням, основанная на стандартах и рекомендациях для обеспечения качества высшего образования в европейском пространстве (Standards and guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area - ESG), утвержденных в обновленном виде Конференцией министров высшего образования в мае 2015 г. Проведен анализ российского национального контекста обеспечения качества совместных российско-британских образовательных программ на двух уровнях: в сопоставлении с критериями ESG и с Британским кодексом качества. Сформулированы ключевые приоритеты формирования и развития систем обеспечения качества в России применительно к совместным образовательным программам в контексте реализации ESG, а также представлена структура руководства по качеству как ключевого документа системы обеспечения качества образования, разработанного в рамках реализации указанного выше проекта.

Ключевые слова: совместные образовательные программы, система обеспечения качества образования, стандарты ESG, британские стандарты качества, руководство по качеству.

Глобализация высшего образования стимулирует активное международное сотрудничество образовательных организаций на институциональном и программном уровнях. Вузы разных стран объединяют свои усилия в разработке и реализации совместных образовательных программ разного типа и уровня. Данная деятельность определяется как разработка и реализация совместных образовательных программ, когда стороны принимают на себя общие обязательства по поводу целей программы, ее учебного плана и организации, присваиваемых степенях [1, с. 81]. Наиболее полное описание всех компонентов совместной образовательной программы дается в определении О.Н. Олейниковой. Совместная программа - это программа, в которой:

- партнеры согласовали все ее основные элементы (такие как учебный план, методика преподавания, система обеспечения качества, включая европейскую систему переноса зачетных единиц (ECTS), правила и принципы оценки, требования к содержанию, преподавателям и набору студентов);

- предусмотрена мобильность с периодами обучения за рубежом (в университетах-партнерах), которые признаются автоматически;

- осуществляется совместное управление программой;

- все университеты-партнеры признают присуждаемые дипломы/степени.

- в основе сравнимости лежат результаты обучения.

Рост числа совместных образовательных программ обусловлен различными факторами, основные из которых, по нашему мнению, следующие:

- изменение образовательных потребностей абитуриентов и студентов в контексте глобализации образования и науки;

- формирование единого рынка образовательных услуг и развитие международного сотрудничества вузов, увеличение импорта и экспорта образования;

- повышение гибкости форм и методов оказания образовательных услуг (дистанционное обучение, одновременное обучение по различным программам, параллельное обучение в нескольких вузах);

Рис. 1. Модель системы обеспечения качества образования в вузе на институциональном и программном уровнях

- рост мобильности студентов и преподавателей;

- развитие новых форм предоставления образовательных услуг, основанных на партнерстве и сетевом взаимодействии между организациями;

- расширение возможностей приобщения студентов к кросс-культурному опыту обучения;

- рост востребованности получения образования в иностранном вузе без постоянного пребывания за рубежом.

Совместные образовательные программы -закономерный результат международного сотрудничества университетов из различных стран. В этом контексте повышается роль международных проектов и программ, при реализации которых достигаются конкретные результаты разработки каких-либо инновационных моделей, образовательных программ, вырабатывается общее понятийное поле, выявляются нелинейные зависимости состояния образования от различных культурных, социальных, экономических и политических факторов [2, с. 70]. Одним из таких проектов является совместный европейский проект ТЕМПУС «Совершенствование российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС». Основная цель проекта - разработать магистерскую программу в области компьютерного дизайна, согласованную с европейскими университетами и основанную на стандартах европейских вузов [4].

Важным условием устойчивого роста и развития совместных образовательных программ

является наличие эффективной системы обеспечения качества на институциональном и программном уровнях. В Берлинском коммюнике 2003 г. сформулирован принцип, согласно которому в совместных программах, где участвуют несколько университетов, ответственность за внутренние процедуры обеспечения и контроля качества остается за университетом, присваивающим степень. Качество образования в контексте совместной образовательной программы - это интегральная характеристика системы предоставления студентам образовательных услуг и ее результатов, выражающая меру их соответствия установленным требованиям и ожиданиям.

Общеевропейское пространство высшего образования характеризуется многообразием подходов к обеспечению качества образования. Соответствие требованиям и ожиданиям потребителей и заинтересованных сторон в различных подходах обеспечивает «общая основа» - стандарты ESG [7]. Данные стандарты и рекомендации применяются к процедурам обеспечения качества совместных и других типов образовательных программ. Обобщенная модель системы обеспечения качества вуза, основанная на стандартах ESG и ИСО 9001, приведена на рис. 1.

Реализованная модель направлена на обеспечение качества результатов образовательной, научной и иных видов деятельности на институциональном и программном уровнях.

На уровне образовательной программы важным ориентиром является концепция Fitness for Purpose (соответствие четким целям). Это предполагает четкую постановку целей программы, разработку ее концепции, реализацию, мо-

Цели Концепция Реализация Мониторинг

Рис. 2. Схема реализации концепции Fitness for Purpose

ниторинг и непрерывное улучшение программы (рис. 2).

Представленные этапы и соответствующие вопросы должны быть отражены в любой образовательной программе. У совместных программ должны быть единые цели и подходы к их достижению. В этой связи с точки зрения жизненного цикла образовательные программы проходят следующие этапы: планирование программы посредством анализа планов развития; утверждение программы; реализация программы; ежегодный мониторинг и повышение качества программы; периодический пересмотр программы. Логика жизненного цикла программы подчинена известному циклу Деминга Plan - Do - Check - Act (PDCA) («Планирование - Осуществление - Проверка - Действие»).

В контексте рассмотрения моделей обеспечения качества мы провели анализ требований к системам обеспечения качества с учетом национальных требований на примере Великобритании, которая накопила большой опыт в данной области и имеет богатые традиции.

В Великобритании на национальном уровне контроль и консультирование по вопросам стандартов и качества высшего образования, как известно, осуществляет Агентство по обеспечению качества в высшем образовании (the Quality Assurance Agency for Higher Education -QAA). Данное агентство является членом Европейской сети по обеспечению качества в высшем образовании (the European Association for Quality Assurance in Higher Education - ENQA). QAA основано в 1997 г. в целях совершенствования внешнего обеспечения качества высшего образования. Этот независимый орган принадлежит организациям, представляемым руководителями университетов и колледжей. Агентство оценивает успешность выполнения вузами обязательств по управлению учебными стандартами и качеством присуждаемых степеней, а также способствует улучшению управления качеством в университетах и колледжах на основе проведения внешних аудитов на институциональном и программном уровнях.

Основополагающим документом для всех провайдеров высшего образования Великобритании, который определяет их обязанности и ожидания студентов и общества, является Кодекс качества в высшем образовании (the UK Quality Code for Higher Education) [8]. Требования этого документа должны соблюдаться в отношении международных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями Великобритании по всему миру, также он защищает интересы студентов, обучающихся по этим программам.

Кодекс состоит из трех разделов: А - принятие и поддержание академических стандартов; В - обеспечение и улучшение качества образования; С - информация о предоставлении высшего образования.

Раздел В определяет требования к качеству образования, которым должны соответствовать вузы и колледжи. Раздел акцентирует внимание на следующих вопросах: проектирование, разработка и утверждение программ; привлечение, отбор и прием студентов в высшие учебные заведения; обучение и преподавание; предоставление студентам возможностей для развития и реализации их потенциала; активное вовлечение студентов в учебный процесс; оценка обучающихся и признание ранее полученного образования; внешние экзаменаторы; мониторинг программ и их пересмотр; апелляции и жалобы студентов; управление взаимоотношениями с другими организациями при предоставлении образовательных услуг; ученые степени.

Основные требования Кодекса качества сводятся к следующему:

- справедливое, вежливое, достойное и уважительное отношение к каждому студенту;

- студенты имеют возможность активно участвовать в процессе обучения в вузе и вносить предложения по улучшению образовательного процесса в целом;

- студенты должны быть своевременно и должным образом информированы по вопросам, связанным с образовательной программой;

- политика вуза и все процессы, связанные с обучением и образовательными программами должны быть понятными и прозрачными;

- стратегический контроль за соблюдением академических стандартов и качеством осуществляется на высшем уровне управления;

- эффективный мониторинг, пересмотр и совершенствование политики и процессов;

- эффективное вовлечение всех заинтересованных сторон обеспечивает соответствие академическим стандартам и критериям качества образования;

- поддержка научно-педагогических работников, которые, в свою очередь, должны помогать студентам в приобретении необходимого опыта и знаний.

Вопросам обеспечения качества совместных образовательных программ разного уровня посвящен раздел В10 «Управление процессом предоставления образовательных услуг совместно с другими провайдерами» части 2 Кодекса качества для системы высшего образования.

Несмотря на то что предоставление образовательных услуг в партнерстве с другой организацией позволяет получить ряд преимуществ, тем не менее существует и определенный риск снижения качества в данных условиях. Поэтому необходимо оценивать и предупреждать возможные риски снижения качества образования. Формирование эффективной системы обеспечения качества образования в этой связи является одним из ключевых механизмов риск-менеджмента при реализации совместных образовательных программ. При этом надо понимать, что подход, основанный на формировании абсолютно единой системы обеспечения качества образования в программе, выполняемой вузами в разных странах, трудно реализуем в силу правовых, организационных, культурных и иных различий. Органы управления образовательных организаций, совместно реализующих программу, должны сообща разработать и утвердить необходимые (и, возможно, различающиеся у партнеров) процедуры и процессы, гарантирующие качество образования и нивелирующие возможные риски ухудшения характеристик образовательных услуг. Разработчики могут гибко подходить к различным условиям реализации образовательной программы в зависимости от национального контекста. Если речь идет о реализации программы совместно с британским вузом, то система обеспечения качества должна соответствовать критериям Кодекса качества для системы высшего образования. Основная доля ответственности за соответствие

критериям указанного документа возложена на вузы, присуждающие степени (квалификацию), и заключается в следующем:

- полная ответственность за соблюдение требований академических стандартов к качеству образовательного процесса, независимо от того, где и каким вузом-партнером реализуется образовательная программа; все компоненты образования должны эффективно управляться;

- формирование вузами-партнерами стратегического подхода к созданию возможностей обучения для студентов, организация устойчивой системы контроля за всеми видами ресурсов (включая персонал), обеспечивающих реализацию программы;

- эффективное управление всеми условиями обучения для студентов на всех уровнях управления, которые не обеспечиваются напрямую вузом, присуждающим степени. Обеспечение, поддержка, развитие и управление компонентами образования должны осуществляться в соответствии с политикой и процедурами, утвержденными органом, присуждающим выпускам степени;

- соответствие совместной образовательной программы правовым нормам обеих сторон как на организационном, так и национальном уровнях; наличие письменного и юридически обязывающего соглашения, определяющего права и обязанности сторон, которые регулярно контролируются и пересматриваются;

- оценка рисков, возникающих при реализации всех составляющих образовательной программы, на постоянной основе и с использованием конкретных и формализованных методов (процедуры риск-менеджмента);

- осуществление эффективного контроля за соблюдением академических стандартов в вузе-партнере, все механизмы обеспечения контроля и управления согласовываются с основным вузом;

- учет и ведение всех необходимых записей провайдерами по образовательной программе;

- ответственность за академические стандарты по всем программам, реализуемым от имени основного вуза. Данный вид ответственности не делегируется, и основной вуз гарантирует, что у провайдера созданы адекватные условия для получения образования и они соответствуют требованиям национального уровня;

- обеспечение соблюдения требований профессионального сообщества и законодательства;

- утверждение модулей и образовательных программ, оказание различных видов поддерж-

Стандарты II рекомендации ЕЭС

^ \

Внутренняя система обеспечения качества образования в координирующем ву зе

/' л

Особенности внутренней системы обеспечения качества

образования в вузе-провайдере _

Система обеспечения качества совместной образовательной программы

Национальное законодательство и стандарты стран-партнеров

Практика, опыт, традиции ву зов-партнеров

Рис. 3. Факторы формирования системы обеспечения качества совместной образовательной программы

ки партнера с целью обеспечения качества и соответствия академическим стандартам;

- четкое определение той организации, которая ответственна за прием и регистрацию студентов на модули или программу;

- обеспечение понимания партнерами требований к оценке студентов в соответствии с академическими стандартами. Зоны ответственности, различные виды и этапы аттестации студентов должны быть формализованы;

- полная ответственность за назначение, инструктирование и деятельность внешних экзаменаторов (экспертов);

- мониторинг и пересмотр модулей и программ, реализуемых через партнера, на основе четких процедур, и сравнение их с программами, реализуемыми напрямую, без участия партнеров;

- эффективный контроль за корректностью и эффективностью информации, предназначенной для целей информирования общества; предоставление всех необходимых сведений, в том числе рекламного характера, для абитуриентов и студентов;

- выдача документов об образовании с указанием достижений студентов.

Указанные требования должны быть четко определены и документированы во внутренней системе обеспечения качества вузов.

В целом, говоря о формировании системы обеспечения качества совместной образовательной программы, необходимо отметить, что это сложный и комплексный процесс, в котором необходимо учитывать ряд требований и условий:

- стандарты ESG (если речь идет о вузе-партнере из страны - участницы Болонского процесса);

- требования национального законодательства и стандарты стран-партнеров;

- внутренние требования к качеству образования в вузе, присуждающего выпускникам степени;

- особенности внутренней системы обеспечения качества образования в вузе-партнере;

- опыт, традиции и организационную культуру вузов-партнеров (рис. 3).

Модель и ключевые элементы систем обеспечения качества в британских вузах на институциональном и программном уровнях хорошо структурированы и детально документированы и, соответственно, все процессы ориентированы на детально проработанную нормативную основу, что в конечном итоге исключает субъективизм и волюнтаризм в принятии управленческих решений.

Главный вектор развития российской системы обеспечения качества образования направлен на её дальнейшую интеграцию с европейской системой образования.

В 2013 году в России был осуществлен переход от институциональной аккредитации вузов к программной аккредитации, тем самым, по существу, был выполнен переход от анализа компетентности образовательной организации к анализу процессов образовательной деятельности [3, с. 24].

В последние годы в системе обеспечения качества образования в России на национальном уровне произошли положительные изменения, связанные с повышением роли работодателей и общественности в механизмах гарантии качества, а также возрастанием открытости информации о качестве деятельности вузов. На вузовском уровне значительное внимание также уделяется развитию элементов системы обеспечения качества образования. Произошло сближение с европейской системой обеспечения качества, однако различия сохраняются. В таблице представлено сравнение положений стандартов ESG, ключевых элементов системы обеспечения качества образования одного из ведущих британских университетов в области цифрового дизайна - университета Тиссайд и российских вузов.

Таблица

Сравнение ключевых элементов системы обеспечения качества образования

Положения стандартов ESG Ключевые процедуры системы обеспечения качества университета Тиссайд [5] Схожие элементы и основные документы системы обеспечения качества российских вузов

Политика обеспечения качества Стратегия, политика вуза Стратегия вуза, политика и цели в области качества

Разработка и утверждение программ Утверждение и периодический пересмотр программ ФГОС ВО, Положение о разработке образовательных программ

Студентоцентрированное обучение и оценка успеваемости Стратегия обучения, преподавания и приобретения студентами опыта Учеба, обучение, оценивание ФГОС ВО, стандарты вуза по образовательной деятельности, положение о текущем контроле успеваемости обучающихся и т. д.

Прием, успеваемость, признание и сертификация Признание ранее полученного образования Утверждение, поддержка и совершенствование степеней и квалификаций Правила приема в вуз, балльно-рейтинговая система оценки знаний студентов, положение о промежуточной и итоговой аттестации студентов

Преподавательский состав Кадровая политика, стратегия обучения, преподавания и приобретения студентами опыта Кадровая политика, конкурсные процедуры отбора НПР и система их поддержки, включая повышение квалификации

Образовательные ресурсы и система поддержки студентов Пороговые стандарты качества, система поддержки студентов Библиотека, электронные образовательные ресурсы и система социальной поддержки студентов, студенческий совет

Управление информацией Коммуникации со студентами, политика обратной связи Ученый совет вуза, совет по качеству, обмен информацией внутри вуза, обратная связь с обучающимися и другими заинтересованными сторонами

Информирование общественности Информирование Политика информационной открытости вуза

Постоянный мониторинг и периодическая оценка программ Ежегодный мониторинг и улучшение, аудит качества и совершенствование Самообследование вуза, самооценка деятельности по критериям качества, внутренние аудиты, анализ системы обеспечения качества со стороны руководства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Периодические процедуры внешнего обеспечения качества Независимая аккредитация, процедура работы внешних экзаменаторов Государственная аккредитация, общественная и профессионально-общественная аккредитация, внешние аудиты, бенчмаркинг и др.

Проведенный сравнительный анализ позволил определить недостаточно регламентированные элементы систем обеспечения качества российских вузов: стратегия обучения и преподавания, ориентированная на эффективную самостоятельную работу обучающихся и приобретение реальных компетенций/результатов обучения; привлечение внешних экзаменаторов (экспертов) по модулям и программам, деятельность совета по качеству; процессы непрерывного совершенствования качества образования; эффективная реализации политики и целей в области качества; систематический мониторинг основных и вспомогательных процессов, ориентированный на повышение их результативности и эффективности и др. В связи с этим нами сформулированы ключевые приоритеты формирования и развития систем обеспечения качества образования в России применительно к совместным образовательным программам в контексте реализации стандартов ESG. Они основываются в том числе и на рекомендациях, подготовленных специальной группой экспертов по модернизации высшего образования для Европейской комиссии [6] и собственных наблюдениях авторов.

1. Политика обеспечения качества. В вузе должна быть разработана и реализована эффективная политика повышения качества образования с определением необходимых ресурсов и интеграцией данной стратегии в общую стратегию вуза, включая сближение образовательной и научно-исследовательской деятельности.

2. Разработка и утверждение программ. Образовательные программы должны разрабатываться на основе диалога и партнерства с преподавателями, студентами, выпускниками и представителями рынка труда. Программы должны опираться на новые методы обучения и преподавания, чтобы студенты получили наиболее востребованные компетенции и повысили собственную конкурентоспособность.

3. Студентоцентрированное обучение и оценка успеваемости. Государство и вузы в партнерстве со всеми заинтересованными сторонами должны совершенствовать систему обучения, поддержки и консультирования обучающихся.

4. Прием, успеваемость, признание и сертификация. Успеваемость и прогресс студентов должны оцениваться на основе четких критериев и согласованных результатов обучения, с полным вовлечением преподавателей и студентов. Вузы должны внедрять кросс- и междисциплинарный подход к обучению, развивать у

студентов предпринимательские навыки и инновационное мышление.

5. Преподавательский состав. Все преподаватели должны проходить повышение квалификации. Постоянное повышение компетентности персонала является обязательным требованием. Система оценки деятельности профессорско-преподавательского состава должна учитывать различные факторы (владение современными компетенциями наличие и подготовка качественных учебных материалов, уровень социальных навыков и т. д.). Необходимо поощрять талантливых преподавателей и предоставлять им образовательные и исследовательские гранты.

6. Образовательные ресурсы и система поддержки студентов. Вузы должны развивать компетенции преподавателей в области владения различными формами и технологиями обучения в цифровую эпоху и обеспечивать повышение качества образования на основе современных технологий. Вузы должны оказывать всяческую поддержку студентам в условиях возрастания их международной мобильности.

7. Управление информацией. Вузы должны обеспечивать эффективную обратную связь со студентами с целью выявления проблем по всем аспектам качества образования и его улучшения.

8. Информирование общественности. Вузы должны предоставлять стейкхолдерам полную и объективную информацию об образовательной деятельности, предлагаемых образовательных программах и условиях обучения.

9. Постоянный мониторинг и периодическая оценка программ. Вузы должны обеспечивать мониторинг, анализ и оценку своих программ в соответствии с четкими критериями и на систематической основе.

10. Периодические процедуры внешнего обеспечения качества. Образовательные программы должны систематически подвергаться независимой внешней оценке качества. Наряду с обязательной государственной аккредитацией необходимо развивать новые механизмы независимой оценки образования (общественная аккредитация, профессионально-общественная аккредитация, международная аккредитация, внешняя экспертиза/аудиты и т. д.).

Описание вышеуказанных стандартов в рамках международных совместных программ двойных дипломов целесообразно представить в руководстве по качеству (Quality Handbook). Данное руководство представляет собой системный документ и содержит описание всех процедур, инструментов и структур системы обеспечения качества для вузов-партнеров. В

рамках проекта «Совершенствование российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС» подготовлено руководство по качеству, включающего описание реализации стандартов ESG в общей части документа и процедуры обеспечения качества в конкретном вузе с учетом особенностей внутренних процессов у вузов-партнеров. Подобный подход позволяет учесть, как общеевропейские стандарты, так и лучшие практики обеспечения качества (Best practices) конкретных вузов-партнеров.

Таким образом, система обеспечения качества совместных образовательных программ требует, с одной стороны, выработки общего стратегического подхода к обеспечению качества на основе стандартов ESG и, с другой стороны, учета российской нормативно-правовой базы, а также национального законодательства страны и локальных документов вуза-партнера.

Список литературы

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. M.: РЕ-ЦЭП, 2005. 199 с.

2. Олейникова О.Н. Совместные программы высшего образования как фактор интернационализации и повышения эффективности программ // Вест-

ник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2014. № 2. С. 6979.

3. Отчет по самообследованию ФБГУ «Росаккре-дагентство». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// nica.ru>files/Otchet_25 04 2014.doc.

4. Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards (Совершенствование российского креативного образования: новая магистерская программа в области цифрового искусства в соответствии со стандартами ЕС). Joint European Tempus Project (совместный европейский проект). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arts-tempus.sstu.ru/.

5. Quality Handbook. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tees.ac.uk/sections/ about/quality_handbook.cfm.

6. Report to the European Commission on Improving the quality of teaching and learning in Europe's higher education institutions. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.jkuat.ac.ke/directorates/ daqa/wp-content/uploads/2012/10/modernisation_ teaching_and_learning.pdf.

7. Standards and guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.enqa. eu/index.php/home/esg/.

8. The UK Quality Code for Higher Education. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. qaa.ac.uk/assuring-standards-and-quality/the-quality-code.

QUALITY ASSURANCE SYSTEM IN JOINT DEGREE PROGRAMS V.I. Zabotkina1, V.I. MakoloV

1 Russian State University for the Humanities 2 Ogarev Mordovia State University

The article presents the outcomes of the Joint European Tempus Project "Enhancement of Russian creative education: new Master program in Digital Arts in line with EU standards". It follows the main tendencies in the development of joint MA degree programs. The emphases are on the ESG-based model of quality assurance both at the institutional and program levels. We concentrate on the analysis of QA system in joint Russian-British degrees in two aspects: with respect to the revised version of Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG, May 2015) and with respect to Russian and British national legislation and standards. The importance of implementation of ESG in Russian QA system for joint degree programs is substantiated. We provide a comparative analysis of ESG and Russian QA system and identify the main problems and challenges.

Keywords: joint degree programs, quality assurance system, ESG standards, British quality code, quality handbook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.