2008 НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА № 135
серия Эксплуатация воздушного транспорта и ремонт авиационной техники. Безопасность полетов
УДК 629.735.015
СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА В АВИАЦИОННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
С.В. МОНАХОВА
Статья представлена доктором технических наук, профессором Зубковым Б.В.
В статье изложена проблема внедрения в авиакомпании системы обеспечения качества.
На сегодняшний день «безопасность полетов» является одним из основных показателей качества выполнения транспортной работы любым авиапредприятием ГА РФ. В соответствии с этим задача достижения и стабильного удержания международного или большего уровня безопасности полетов, за счет организации работы по внедрению стандартов и рекомендуемой практики ИКАО в вопросах обеспечения и управления безопасностью полетов, а также внедрение стандартов в области системы менеджмента качества, становится приоритетной.
Система обеспечения качества (СОК) определяет и устанавливает политику и цели организации в отношении качества. Она предоставляет данной организации необходимые возможности для повышения эффективности и снижения риска. При надлежащем внедрении система СОК гарантирует, что процедуры выполняются последовательно и в соответствии с применимыми требованиями, что обеспечивает выявление и решение проблем и что организация постоянно пересматривает и улучшает свои процедуры, продукцию и услуги. Для достижения корпоративных целей система СОК должна выявлять проблемы и совершенствовать процедуры.
После проведения глубоких исследований тенденций развития воздушных перевозок и авиационной индустрии Международная организация гражданской авиации (ИКАО) пришла к выводу, что наиболее эффективным способом повышения безопасности полетов является внедрение системного подхода к управлению безопасностью полетов. При реализации данного подхода СОК поможет добиться того, чтобы были приняты системные меры, требуемые для выполнения задач организации в области безопасности. Однако обеспечение качества не "обеспечивает безопасность". Точнее, меры обеспечения качества оказывают управленческому персоналу помощь в достижении необходимой стандартизации систем в рамках данной организации, чтобы снизить риск происшествий.
СОК включает процедуры мониторинга результатов деятельности всех участков организации рис. 1.
хорошо составленные и задокументированные процедуры
методы проведения инспекций и испытаний
мониторинг работы оборудования и операций
внутренние и внешние контрольные проверки
мониторинг предпринятых корректирующих действий
проведение надлежащих ______статистических анализов______
Рис. 1. Основные элементы системы обеспечения качества
В настоящее время применяется целый ряд всемирно признанных стандартов обеспечения качества. Выбор наиболее оптимальной системы зависит от размера, сложности структуры и вида продукции организации. Одним из наборов международных стандартов, используемых многими организациями для внедрения внутренней системы обеспечения качества, является ИСО 9000. Применение таких систем также гарантирует введение надлежащих систем обеспечения качества поставщиками данной организации.
Создание системы менеджмента качества (СМК) потребует от организации стратегического решения. Разработка и внедрение СМК в конкретной организации зависит от ее собственных потребностей, специфических целей, выпускаемой продукции, применяемых процессов, а также от размеров и структуры организации. Целью международного стандарта не является введение унификации структуры систем менеджмента качества или унификации документации.
Особо отмечается то, что требования к системе менеджмента качества, содержащиеся в этом международном стандарте, являются дополнением к техническим требованиям на продукцию или услуги. При этом необходимо отметить, что международный стандарт ИСО 9000 поддерживает применение процессного подхода в менеджменте качества.
Любая деятельность, которая получает что-то «на входе» и превращает это в нечто «на выходе», может быть рассмотрена как процесс. Для эффективного функционирования организаций необходимо, чтобы они определили и управляли целым рядом взаимосвязанных процессов. Часто «выход» одного процесса будет непосредственным «входом» для следующего процесса. Систематическое выявление и управление процессами, реализуемыми внутри организации, и взаимосвязь между такими процессами могут быть названы как «процессный подход» (рис. 2).
Данная модель признает, что заказчик играет значительную роль в установлении требований, являющихся «входом» процесса. Чтобы оценить и подтвердить, что требования заказчика были удовлетворены, необходим мониторинг степени удовлетворенности заказчика. Представленная модель не отражает процессы детально, но затрагивает все требования данного международного стандарта.
Непрерывное улучшение системы менеджмента качества
Заказчик
транспортной
работы
Предъявляе мые требования
Выполнение
требований
-вход
Продукция (транспортная услуга)
Рис. 2. Модель процессного подхода
Также следует уделить внимание тому, что направления деятельности и их взаимодействие внутри организации, включая распределение ответственности и полномочий, должны быть установлены и доведены до соответствующих подразделений и лиц для того, чтобы обеспечить эффективный менеджмент качества. Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что политика в области качества:
— соответствует целям организации;
— включает обязательства по удовлетворению требований и постоянному улучшению;
— обеспечивает основу для установления и анализа целей в области качества;
— доведена и понята на соответствующих уровнях организации;
— анализируется с целью поддержания ее актуальности.
Высшее руководство должно обеспечить уверенность в том, что необходимые для достижения целей в области качества ресурсы определены и запланированы, а результаты планирования должны быть задокументированы.
В связи с требованием ИКАО о внедрении с 2009 года в каждом эксплуатационном предприятии гражданской авиации системы управления безопасностью полетов, и СМК как неотъемлемой ее части, перед руководствами авиакомпаний ставится весьма актуальная и важная задача.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственная программа обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации РФ. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2008 г. № 641-р.
2. Системы менеджмента качества - Требования E DIN EN ISO 9001:2000-01IS0/DIS 9001.
3. Руководство по улучшению деятельности системы менеджмента качества - Document ISO/TC 176/SC 2/N 43422 February 1999IS0/CD2 9004:2000 ИСО 9004:2000.
4. Системы менеджмента качества - Основы и словарь ИСО 9000:2000.
5. Руководство по управлению безопасностью полетов. ИКАО 2006 doc 9859 AN/460.
THE SYSTEM OF QUALITY IN AIR COMPANY
Monahova S.V.
This article about the problem of introduction the system of quality in air company.
Сведения об авторе
Монахова Светлана Валерьевна, окончила МГТУ ГА 2000, кандидат технических наук, преподаватель кафедры безопасности полетов и жизнедеятельности в МГТУ ГА, автор более 10 научных работ, область научных интересов - производственная безопасность и охрана труда на предприятиях и в организациях Г А.