Научная статья на тему 'Система обеспечения качества образования'

Система обеспечения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система обеспечения качества образования»

Юбилей

101

Л. медяникова, начальник Система обеспечения

Управления по учебно - _

методической работе Качества °браз°вания

Калужский государственный педагогический университет имени К.Э. Циолковского - один из ведущих вузов Центрального региона России. У нас обучается около 6000 студентов очной, заочной и очно-заочной форм обучения, подготовку специалистов ведут свыше 500 преподавателей. В структуре университета семь факультетов (физико-математический, инженерно-педагогический, исторический, психологии, филологический, начального образования, иностранных языков) и два института - социальных отношений и естествознания. В настоящее время образовательная деятельность реализуется по 30 специальностям и направлениям высшего профессионального образования. Учитывая сложившуюся в стране социально-экономическую ситуацию, факультеты расширяют спектр образовательных программ, открывают дополнительные специальности, квалификации и специализации. Среди них: переводчик в сфере профессиональной коммуникации со знанием двух иностранных языков, земельные отношения и садовопарковое ландшафтное строительство, технология пищевых продуктов, экономическая психология, психология управления, психология здоровья, юридическая психология, информатика. Это дает выпускникам конкурентные преимущества при трудоустройстве.

Наша главная задача - повышение качества образовательного процесса. Немалая роль в ее решении отводится профориентационной работе среди школьников -наших будущих студентов. С 1972 г. в университете активно работает подготовительное отделение, на физико-математическом факультете уже много лет функционирует школа для одаренных детей «Омега», а при каждом факультете организованы лицейские классы, экспериментальные площад-

ки в школах и гимназиях города и области. Большую помощь нам оказывает представительство в г. Кирове Калужской области, на базе которого осуществляется рекламно-информационная деятельность и проводится разъяснительная работа с будущими абитуриентами, поддерживаются контакты с выпускниками университета.

Важный ресурс повышения эффективности обучения - привлечение в университет высококвалифицированных кадров и создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава. В КГПУ создан Центр профессионального дополнительного образования, занимающийся среди прочих направлений своей деятельности профессиональной переподготовкой педагогических кадров и повышением их квалификации. В прошлом году курсы повышения квалификации в ведущих вузах России прошли 45 человек; 25 молодых преподавателей обучались в университете в течение полутора лет по программе

102

Высшее образование в России • № 4, 2008

«Преподаватель высшей школы». При этом наибольший интерес слушателей вызвали такие темы, как «Возможности использования информационно-коммуникативных технологий », «Интерактивные методы обучения», «Создание эффективных презентаций с помощью MS Рс^егРот! ХР», «Психологические условия психического развития студентов вуза», «Активизация учебной деятельности студентов », «Организация самостоятельной работы студентов». С заведующими кафедрами регулярно проводятся семинары по вопросам перехода вуза на двухуровневое образование, реализации принципов компетентностного подхода и перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов, другим актуальным темам, связанным с Болонским процессом.

С каждым годом улучшается материальная база университета: приобретается оборудование, организуются компьютерные классы (только в прошлом году на эти цели было израсходовано около 10 млн. рублей), закупаются учебники и учебные пособия, силами профессорско-преподавательского состава создаются цифровые учебники, разрабатываются и постоянно

дополняются учебно-методические комплексы специальностей и дисциплин, проводятся конкурсы на лучшую научную и учебно-методическую работу для студентов.

Центр контроля качества образования КГПУ под руководством ректора и с участием всех руководителей подразделений направляет свою деятельность на выполнение важнейшего из аспектов федеральной программы развития образования в России на 2006-2010 гг. - совершенствование системы управления качеством образования. В связи с этим регулярно проводятся мониторинговые «замеры» качества учебно-методической, научно-исследовательской, воспитательной работы профессорско-преподавательского состава, кафедр, факультетов и институтов по критериям, рекомендованным Минобрнауки РФ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Мониторинговую оценку осуществляет группа внутренних аудитов, в которую входят ведущие преподаватели университета и ответственные работники; ее состав периодически обновляется, что способствует и обучению новых людей, и обмену опытом между факультетами и кафедрами университета.

Юбилей

103

Студенты КГПУ постоянно участвуют в федеральном интернет-экзамене в сфере профессионального образования. Т аким образом мы сверяем степень соответствия содержания и уровня подготовки наших студентов требованиям государственных образовательных стандартов. Проводится также тестирование студентов по контрольно-измерительным материалам, подготовленным преподавателями вуза в соответствии с ГОС.

По итогам анкетирования первокурсников в 2006 и 2007 гг. (свыше 2000 человек) сотрудники центра разработали рекомендации по улучшению работы с абитуриентами и студентами младших курсов, по профориентации, довузовской подготовке, по обеспечению доступа к информационным ресурсам университета, расширению возможностей получить здесь же второе высшее образование.

В университете ежемесячно проводится семинар уполномоченных по качеству. Он построен по традиционной схеме: лекция, посвященная современным тенденциям развития системы образования в России и за рубежом («История Болонского процесса», «Нормативные акты РФ, отражающие интеграцию европейских систем образования», «Болонская тетрадь как элемент инноваций системы образования»), практические занятия («Процессная модель системы управления качеством», «Директивы и требования ENQA»,

«Чек-листы системы управления качеством»), домашние задания.

По заказу руководства КГПУ центром контроля качества был произведен сбор и математико-статистический анализ данных ЕГЭ и результатов сдачи экзаменов сту-

дентами, поступившими в университет в 2005-2006 гг. Анализировалась динамика успеваемости отдельных студентов, сравнивалась успеваемость студентов по факультетам, специальностям, по году поступления и по «волне » ЕГЭ-набора. Совместно с психологической,воспитательной службами КГПУ и центром по трудоустройству разработаны и внедрены анкеты: выпускник,первокурсник,абитуриент, директор школы, работодатель.

Работники центра ведут активную научно-исследовательскую деятельность, результатами которой стали их выступления на IV Всероссийской конференции «Информационные технологии в управлении образованием» (Псков, 2007), Открытой университетской научно-практической конференции КГПУ им. К.Э. Циолковского (Калуга, 2007), XI Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: медицинские, педагогические, психологические, экологические аспекты» (Калуга, 2007).

Мы стремимся создать такую систему качества образования, благодаря которой университет будет иметь возможность готовить специалистов, востребованных обществом и рынком труда, творческих, мобильных, готовых и способных учиться в течение всей своей жизни на благо нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.