Научная статья на тему 'СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
158
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
обеспечение безопасности дорожного движения / дорожное движение / безопасность на дороге

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ударцев Евгений Николаевич

Безопасность дорожного движения является одной из актуальных проблем современности, поскольку в связи с возрастающим количеством транспортных средств возрастает риск возникновения дорожнотранспортных происшествий, а также совершения административных правонарушений. В статье автор рассматривает государственно-правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения, анализирует варианты эффективного и безопасного функционирования исследуемой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»



I

SCIENCE TIME

I

СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ударцев Евгений Николаевич, Курганский государственный университет, г. Курган

E-mail: evgenkakgn@gmail.com

Аннотация. Безопасность дорожного движения является одной из актуальных проблем современности, поскольку в связи с возрастающим количеством транспортных средств возрастает риск возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также совершения административных правонарушений. В статье автор рассматривает государственно-правовые аспекты обеспечения безопасности дорожного движения, анализирует варианты эффективного и безопасного функционирования исследуемой системы.

Ключевые слова: обеспечение безопасности дорожного движения, дорожное движение, безопасность на дороге.

На сегодняшний день государственное управление общественными отношениями, связанными с обеспечением безопасности дорожного движения, представляет собой системное общественное явление, воздействуя на которое государство, с одной стороны, а социум - с другой, стараются обеспечить защиту законных интересов личности и общества.

Представители отечественной науки разрабатывают понятие, особенности и отличительные признаки правовых категорий, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения в российской правовой науке. Несомненно, содержание элементов исследуемых терминов трансформировалось с учетом совершенствования нормативных правовых актов, регламентирующих общественные отношения в области дорожного движения, а также с учетом развития научных представлений в указанной области [2 с. 19]. Несмотря на систематическое использование термина «система обеспечения безопасности дорожного движения» в научной литературе, позиции правоведов весьма противоречивы.

Так, В.В. Лукьянов утверждал, что «безопасность дорожного движения представляет собой не некую степень защищенности лиц, участвующих в дорожном движении, а полную их защищенность от дорожно-транспортных происшествий». Под безопасностью дорожного движения он понимал «такое положение процесса движения, которое не допускает риска возникновения дорожных происшествий и негативных последствий, так как лицо, управляющее

1 SCIENCE TIME 1

транспортным средством, сохраняет управление автомобилем в соответствии с требованиями нормативных правовых актов» [6, с. 28]. В.И. Майоров характеризует данное понятие как «состояние защиты потребностей индивида и всего общества в надлежащей реализации транспортного перемещения, сохранении, в первую очередь, жизни и здоровья лиц, участвующих в дорожном движении, и их материальных ценностей от ДТП» [7, с. 112]. Ю.П. Луконин определяет безопасность дорожного движения как «систему общественных отношений, связанных с защитой личности, общества и государства от ДТП» [5, с. 37].

В контексте организации концептуального исследования вопросов государственно-правовых аспектов обеспечения безопасности дорожного движения в различных социально-экономических, политических и исторических этапах развития системы обеспечения безопасности дорожного движения в России весьма интересно исследование Е.А. Древянниковой. Оно раскрывает содержание и сущность государственно правового обеспечения безопасности дорожного движения. Кроме того, Е.А. Древянникова сформировала понятие системы обеспечения безопасности дорожного движения, под которой понимается многоуровневый комплекс взаимосогласованных организационных, правовых, социально-экономических, контрольных и иных мер, реализуемых уполномоченными на то государственными органами, а также иных действий общественных организаций, выполняемых с целью предотвращения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), повышения уровня защищенности участников дорожного движения от дорожно-транспортных происшествий и их последствий [3, с. 9].

Говоря о системе обеспечения безопасности дорожного движения, состоящей из совокупности многоуровневых, иерархически выстроенных, нелинейных органов, уместно утверждать, что многообразие функциональной структуры, рассматриваемой системы формирует определенные типовые модели управленческой деятельности государства для различных звеньев организационной структуры государственного управления ее подсистемами.

Необходимо отметить, что Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 15.11.1995 года является базовым для рассматриваемой сферы общественных отношений. Указанный законодательный акт определяет приоритетные направления и принципы государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, основные формы и методы их реализации, регламентирует основные требования, предъявляемые к субъектам, функционирующим в данной области.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

1) приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

2) приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

1 SCIENCE TIME 1

3) соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

4) программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством:

- установления полномочий и ответственности Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

- координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;

- регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;

- разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов;

- осуществления деятельности по организации дорожного движения;

- материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;

- организации подготовки водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности движения;

- проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;

- осуществления обязательной сертификации объектов, продукции услуг транспорта и дорожного хозяйства;

- лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством РФ [1].

Для обеспечения эффективного и безопасного функционирования системы безопасности дорожного движения необходимо совершенствовать подготовку водителей, улучшать конструкцию и техническое состояние транспортных средств, расширять строительство улиц и дорог, оптимально организовывать процесс дорожного движения [4, с. 15].

С позиции системного подхода эта деятельность может быть рассмотрена как последовательно осуществляемая на трёх уровнях управления, конечной целью которой является безопасность движения.

1-й уровень предусматривает создание системы законодательных и иных нормативных правовых актов, а также стандартов, технических правил, содержащих общие требования безопасности по всем компонентам системы.

2-й уровень предусматривает непосредственную реализацию требований системы законодательных и иных нормативных правовых актов 1-го уровня в процессе создания транспортных средств, строительства, реконструкции и

1 SCIENCE TIME 1

содержания улично-дорожной сети (УДС), организации дорожного движения, а также при подготовке водителей и обучении населения правилам безопасности движения.

3-й уровень предусматривает организацию контроля надежности функционирования всех компонентов системы в процессе дорожного движения и принятие соответствующих мер для восстановления должного уровня безопасности.

Таким образом, система обеспечения безопасности дорожного движения имеет целью достижение идеального состояния, связанного с предупреждением, предотвращением, недопущением и устранением явлений и процессов, ставящих под угрозу жизнь и здоровье не только граждан, а людей в целом, обеспечение сохранности и целостности их имущества. Соответственно, при достижении цели, как конечного результата, на который направлена деятельность всей системы, невозможно наличие вредных последствий в виде ДТП. Безопасность дорожного движения и перевозок людей и грузов, охрана жизни, здоровья и имущества участников транспортного комплекса, защита их прав и законных интересов, а также имущества представляют собой приоритетные направления деятельности, как в России, так и за рубежом.

Литература:

1. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.10.2022) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/

2. Барышников М.В., Кочеткова Н.Д., Лимарева Е.С., Харыбин А.Ю. Административная деятельность органов внутренних дел по обеспечению безопасности дорожного движения. - Орёл: Орловский юридический институт МВД России, 2012. - 152 с.

3. Дресвянникова Е.А. Об эффективности реализации административного законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения // Юридические исследования, 2015. - № 8. - С. 8-11.

4. Калюжный Ю.Н. Методы правового регулирования обеспечения безопасности дорожного движения // Административное право и процесс. -2017. - № 8. - С. 14-18.

5. Луконин Ю.П. Правовые основы контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел в сфере дорожного движения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Челябинск, 2009. - 96 с.

6. Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. - М., 1974. -

114 с.

7. Майоров В.И. Административно-правовые проблемы управления обеспечением безопасности дорожного движения: дис. ... д-ра юрид. наук. -Екатеринбург, 1997. - 298 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.