Научная статья на тему 'Система нормативного регулирования бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости в Российской Федерации применительно к сельскохозяйственной отрасли'

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости в Российской Федерации применительно к сельскохозяйственной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1477
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕТ ЗАТРАТ / COST ACCOUNTING / КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ / CALCULATION / СЕБЕСТОИМОСТЬ / COST / НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / REGULATION / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / AGRICULTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сомкин Игорь Анатольевич

Анализируется современное состояние нормативного регулирования бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости в Российской Федерации в рамках существующей четырехуровневой системы применительно к предприятиям сельскохозяйственной отрасли, отмечаются необходимые перспективные преобразования для работы в соответствии с требованиями МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сомкин Игорь Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система нормативного регулирования бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости в Российской Федерации применительно к сельскохозяйственной отрасли»

Accounting regulatory system costs and calculation of the cost of Russian Federation in relation to the agricultural sector

Somkin I.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости в Российской Федерации применительно к сельскохозяйственной отрасли Сомкин И. А.

Сомкин Игорь Анатольевич /Somkin Igor - студент, кафедра бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет управления Институт экономики и финансов, г. Москва

Аннотация: анализируется современное состояние нормативного регулирования бухгалтерского учета затрат и калькулирования себестоимости в Российской Федерации в рамках существующей четырехуровневой системы применительно к предприятиям сельскохозяйственной отрасли, отмечаются необходимые перспективные преобразования для работы в соответствии с требованиями МСФО. Abstract: analyzes the current status of regulatory accounting control costs and calculation of the cost of Russian Federation in the framework of the existing four-tier system in relation to the agricultural sector enterprises, notes the need for a long-term transformation of the work in accordance with IFRS.

Ключевые слова: учет затрат, калькулирование, себестоимость, нормативное регулирование, сельское хозяйство.

Keywords: cost accounting, calculation, the cost, regulation, agriculture.

Изменение экономической среды деятельности организаций, а также проникновение на отечественный рынок опыта работы иностранных организаций в последние годы приводят к серьезным изменениям нормативно-правовой базы, регламентирующей ведение и организацию бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации представляет собой многоуровневую систему. Государственное регулирование бухгалтерского учета осуществляется Президентом Российской Федерации, Государственной Думой, Советом Федерации, Министерством Финансов Российской Федерации и иными государственными органами.

В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативного регулирования бухгалтерского учёта, каждый из которых определенным образом влияет на учёт затрат и калькулирование себестоимости продукции.

Первый уровень (законодательный):

- Гражданский кодекс Российской Федерации.

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Гражданским кодексом регулируются правила оформления и выполнения договоров гражданско-правового характера. Продажа сельскохозяйственной продукции, как правило, ведется в соответствии с договорами [1];

- Налоговый кодекс Российской Федерации. В соответствии с главой 25 НК РФ, налогоплательщики обязаны вести налоговый учет. Одним из существенных элементов налогового учета является ведение аналитических регистров налогового учета. Глава 25 НК РФ не определяет формы регистров, а указывает только общие требования к ним. Указывается, что налогоплательщик самостоятельно разрабатывает формы аналитических регистров налогового учета и утверждает их в качестве приложения к учетной политике. Все сельскохозяйственные организации рассчитывают налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу, если они подходят под критерии, указанные в Налоговом кодексе РФ [2].

Налоговый кодекс также регламентирует вопросы регулирования сумм НДС, включаемых поставщиками и подрядчиками в счета-фактуры и счета на оплату при покупке объектов основных средств, а также расчет и включение суммы начисленной амортизации в состав себестоимости готовой продукции (работ, услуг) для целей налогообложения [2].

Федеральный закон «О бухгалтерском учете», который дает определение сущности бухгалтерского учета, называет его объекты (имущество организации, ее обязательства и хозяйственные операции), задачи бухгалтерского учета, приводит основные понятия, используемые в бухгалтерском учете (синтетический и аналитический учет, План счетов, бухгалтерская отчетность и т. п.) [3].

Федеральный закон отражает основные требования и принципы, в соответствии с которыми должен быть организован бухгалтерский учет на предприятиях. Даны понятия основных объектов учета, порядок осуществления инвентаризации и состав бухгалтерской отчетности предприятия.

Второй уровень (нормативный) составляют положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, в которых излагаются принципы и основные правила ведения бухгалтерского учета.

Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) утверждает Министерство финансов Российской Федерации.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности в Российской Федерации, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями бухгалтерской информации. В отдельном разделе «Основные средства» дается определение основных средств, способы и методы их оценки и начисления амортизации, изменение первоначальной стоимости [4].

Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, в котором отражены основные положения по составлению и предоставлению бухгалтерской отчетности предприятиями различных организационных форм; Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) [5], в котором отражены порядок утверждения учетной политики предприятия, ее структура и причины изменения и т. д.

Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств», утвержденное Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах организации: признание в качестве объекта основных средств, виды стоимости, методы начисления амортизации, порядок отражения стоимости основных средств в бухгалтерской отчетности, порядок восстановления и выбытия объектов основных средств.

В сельскохозяйственном производстве животные, земля относятся к основным средствам, которые необходимо учитывать согласно ПБУ 6/01.

Третий (методический) уровень образуют инструкции, рекомендации и аналогичные методические указания по ведению бухгалтерского учета, которые принимаются Минфином РФ.

Самым главным документом этого уровня является План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению. В Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета охарактеризован порядок отражения объектов бухгалтерского учета на синтетических счетах, представлен примерный перечень субсчетов.

Инструкция устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.

В Плане счетов бухгалтерского учета для учета сельскохозяйственных активов (в части животных) предназначены счета 01 «Основные средства» и 11 «Животные на выращивании и откорме». Животные, учтенные на счете 01, являются основными средствами, а учтенные на счете 11, - оборотными активами.

Кроме того, на данный уровень относятся и различные рекомендации, постановления.

Например, Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н.

Методические указания были приняты для целей реализации положений Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Программа направлена на гармонизацию национальной системы учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Задачами реформы являются:

- создать такую систему стандартов учета и отчетности, чтобы она обеспечивала заинтересованных пользователей необходимой информацией и в первую очередь инвесторов;

- обеспечить гармонизацию основных положений национальных стандартов при реформировании бухгалтерского учета в РФ;

- оказать методическую помощь всем организациям для разъяснения положений реформированной модели бухгалтерского учета.

Положения Методических указаний основываются на порядке организации и ведения бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 6/01 и конкретизируют отдельные его положения.

По основным средствам даются разъяснения по процессу воспроизводства стоимости основных средств, порядок начисления амортизационных сумм на основе установленных способов и соответствующих правил.

Четвертый уровень составляют организационно-распорядительные документы, формирующие учетную политику предприятия; которые разрабатываются самим предприятием или консультационными фирмами по заказу предприятия.

Документами этого уровня, являются приказы, распоряжения, рабочие инструкции указания по учету конкретных объектов или операций на предприятии, внутренние рабочие документы организации, первичные, вторичные документы и регистры бухгалтерского учета.

Предприятия самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ организации могут не применять унифицированные документы, а разрабатывать свои документы. Но в сельском хозяйстве специфика производства достаточно сложная и поэтому в настоящее время практически все предприятия используют унифицированные документы. Поэтому нельзя не отметить важность применения предприятиями Альбома унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения (формы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 09.08.1999 № 66).

В настоящий альбом включены унифицированные формы первичной учетной документации по учету операций в пищевой и иной промышленности. К формам даны краткие указания по их применению и заполнению. Рекомендуемый формат форм указан в перечне форм первичной учетной документации.

22 августа 2012 года Российская Федерация вступила в ВТО. Существуют противоречивые мнения по поводу преимуществ и недостатков этого вступления. Однако несомненным достоинством является возможность привлечения дополнительные инвестиций и в том числе в сельскохозяйственное производство.

Для реализации данного направления необходимо провести ряд преобразований, касающихся экономики, социальной сферы, нельзя и обойти совершенствование учетного процесса, который является аккумулятором необходимой для инвесторов информации.

Модернизация российского бухгалтерского учета предполагает его развитие в соответствии с принципами и положениями, предусмотренным в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО).

Соответственно в таком положении приобретает острую необходимость решение вопросов, связанных с использованием в учете положений МСФО 41 «Сельское хозяйство» для принятия правильных и обоснованных решений в сфере экономического развития своих организаций.

В момент перехода на МСФО возникают некоторые сложности в реализации основных процедур, не смотря на все положительные стороны МСФО.

Например, нужно провести оценку основных средств, причем независимую, которая требует достаточно больших затрат.

При составлении отчетности нужно делать корректировки на особенности сельскохозяйственного производства, в том числе учитывать сезонность производства и специфику ценообразования на сельскохозяйственную продукцию.

Специфика проявляется в том, что цены на продукцию могут изменяться в течение короткого срока, что влияет на выявление финансовых результатов.

При этом должны быть сохранены особенности национального ведения бухгалтерского учета, который формировался в течение длительного периода времени.

Таким образом, можно сделать вывод, что в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета необходимо учитывать как общие, так и специфические нормативные документы, которые, так или иначе, влияют на организацию собственного производства и калькуляцию готовой продукции.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 -ФЗ (ред. от 06.04.2015), Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 06.04.2015, с изм. от 07.04.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015), Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.04.2015) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3. Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 (ред. от 04.11.2014) «О бухгалтерском учете» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

4. Приказ Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (ред. от 24.12.2010) «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

5. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.