Научная статья на тему 'Система нормативно-правовых средств в формировании и осуществлении мер безопасности отечественной модели миграционной политики как реализация концепции государственного идеала'

Система нормативно-правовых средств в формировании и осуществлении мер безопасности отечественной модели миграционной политики как реализация концепции государственного идеала Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
148
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия права
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / IMMIGRATION / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / NATIONAL SECURITY / КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ / CONCEPT OF STATE MIGRATION POLICY / МИГРАНТ / MIGRANT / МИГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / MIGRATORY PROCESSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казарян Кристинэ Васаковна, Литвинова Юлия Игоревна

В статье исследуются проблемы формирования и осуществления системы мер безопасности с учетом современной миграционной ситуации в условиях становления российской государственности. Проводится правовой анализ отечественной модели правового регулирования миграции, различных подходов к решению актуальных миграционных проблем, отмечается необходимость доработки некоторых нормативно-правовых актов в миграционной сфере и принятия Миграционного кодекса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF STANDARD AND LEGAL MEANS IN FORMATION AND IMPLEMENTATION OF SECURITY MEASURES OF MIGRATION POLICY DOMESTIC MODEL AS REALIZATION OF THE CONCEPT OF THE STATE IDEAL

The article examines the problems of formation and implementation of system security measures taking into account the current migration situation in the conditions of formation of the Russian statehood. Conducted legal analysis of domestic models of legal regulation of migration, different approaches to migration issues, there is a need to Refine some of normative legal acts in the sphere of migration and the adoption of the Migration code.

Текст научной работы на тему «Система нормативно-правовых средств в формировании и осуществлении мер безопасности отечественной модели миграционной политики как реализация концепции государственного идеала»

ствление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

В п. 11, наряду с императивом о необходимости отграничения преступных действий должностных лиц от действий лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и иных организациях, весьма лаконично описываются критерии, позволяющие отнести полномочия, предоставленные сотруднику коммерческой или иной организации, к категории управленческих. Здесь практически воспроизводится примечание 1 к ст. 201 УК РФ и приводятся лишь в качестве примеров должности, нахождение на которых сопровождается осуществлением управленческих полномочий: директор, генеральный директор, член правления акционерного общества, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения, религиозной организации.

Полагаем, что такая трактовка (отсутствие четких критериев в сочетании с приведением лишь примеров управленческих должностей) может вызвать серьезные разногласия у правоприменителей. Содержание управленческих полномочий в коммерческих и иных организациях следует раскрыть, хотя бы по аналогии с должностны-

ми полномочиями предварительно дифференцировав их на организационно-распорядительные и административно-хозяйственные (пп. 4-5 анализируемого Постановления). Как уже отмечалось, в условиях функционирования рыночных отношений в России, помимо организаций, относящихся к категории малого и среднего бизнеса, важную роль в отечественной экономике играют крупные, в том числе градообразующие, субъекты экономической деятельности, созданные в форме коммерческих организаций. Они укомплектованы большим штатом сотрудников, часть из которых осуществляет руководящие полномочия на определенном уровне. Полагаем, что во избежание вышеуказанных разногласий следует внести предложенные коррективы в данный официальный документ.

Литература

1. Казанцев Д. А. Особенности предварительного расследования и судебного разбирательства по делам о коммерческом подкупе: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2010.

2. Шнитенков А. В. Применение нормы о злоупотреблении полномочиями (ст. 201 УК РФ) в судебной практике // Право и экономика. 2006. № 6.

К. В. Казарян, Ю. И. Литвинова

СИСТЕМА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ В ФОРМИРОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МОДЕЛИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИДЕАЛА

В статье исследуются проблемы формирования и осуществления системы мер безопасности с учетом современной миграционной ситуации в условиях становления российской государственности. Проводится правовой анализ отечественной модели правового регулирования миграции, различных подходов к решению актуальных миграционных проблем, отмечается необходимость доработки некоторых нормативно-правовых актов в миграционной сфере и принятия Миграционного кодекса.

Ключевые слова: миграция, национальная безопасность, Концепция государственной миграционной политики, мигрант, миграционные процессы.

Актуальность темы исследования правового регулирования миграционных отношений в контексте формирования и осуществления определенных мер безопасности обусловлена такими факторами, как глобализация, интеграция в мировое сообщество, усиление роли международного сотрудничества, информационный обмен в

борьбе с преступностью, в том числе с участием иностранных граждан. Особенности современных миграционных процессов в Российской Федерации неразрывно связаны с угрозами ее национальной безопасности.

Потребность в безопасности принадлежит к числу базисных мотивационных источников че-

ловеческой жизнедеятельности, а социальная организация представляет собой способ обеспечения нормальных жизненных условий, средство совместного противодействия природным и социальным угрозам [ 1].

Глобальные изменения, происходящие в современном мире, наряду с позитивными явлениями, влекут возникновение новых угроз и усиливают действие угроз, существовавших ранее, меняется их характер и степень опасности [2, с. 20-23]. В данных условиях государство становится основным субъектом обеспечения безопасности, особая роль отводится государственным средствам противодействия угрозам разного характера и степени опасности [3, с. 176].

Необходимо согласиться с авторами, утверждающими, что национальную миграционную безопасность в современных условиях можно представить как государственно-правовой институт, включающий комплекс механизмов и структур по обеспечению и защите основ легальной миграции, прав и свобод человека, устойчивого миграционного порядка [2, с. 20-23].

В настоящее время российская территория активно используется выходцами из стран с нестабильной внутриполитической и экономической обстановкой в качестве убежища, а также для осуществления незаконной трудовой деятельности, включая торговлю наркотическими средствами, оружием, людьми. События на юго-востоке Украины также отражаются на миграционной ситуации в нашей стране [4].

В значительной мере усугубили ситуацию «прозрачные» границы и отсутствие жесткого иммиграционного контроля. Распад СССР де-юре произошел очень быстро, без соответствующей правовой подготовки, институирования новых межгосударственных отношений [5, с. 29-44].

Правовую основу национального миграционного законодательства Российской Федерации составляют более 240 нормативных правовых актов, в том числе: Конституция Российской Федерации; международные договоры Российской Федерации; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины от 1 6 января 1997 года; Соглашение от 30 ноября 2000 года между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан; ФЗ «О порядке выезда

из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ; ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ; ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ; ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ; ФЗ от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах»; КоАП РФ и другие.

Данный перечень не является исчерпывающим, что и порождает необходимость систематизации, унификации, гармонизации миграционного законодательства. Принятие Миграционного кодекса Российской Федерации, по нашему мнению, позволит объединить разрозненные правовые нормы в сфере миграции, содержащиеся в разных федеральных законах, устранить существующие пробелы и коллизии миграционного законодательства, ликвидировать устаревшие нормы.

Реализацию государственной миграционной политики, функций по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции осуществляет Федеральная миграционная служба Российской Федерации (далее - ФМС). Согласно статистическим данным, представленным ФМС России, только за 2013 год на миграционный учет поставлено 8 367 559 иностранных граждан и лиц без гражданства.

В связи с этим представляется необходимым разработать систему управления миграционными процессами, которая посредством правовых регуляторов будет контролировать и распределять поступающие в государство миграционные ресурсы [6].

Модель правового регулирования миграции должна учитывать все многообразие разноплановых и разнонаправленных процессов, происходящих на территории государства. Однако модель по своей сущности не должна и не может совпадать с этими процессами, поскольку должна их регулировать, иметь для них ориентирующее и целеполагающее значение. Подобная модель содержит две стороны: внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную). Первая представляет собой иерархическую совокупность различных правовых актов и содержащихся в них норм, относящихся к вопросам миграции. С учетом государственного устройства России важно включить в такое регулирование правовые акты не только федерального значения, но и субъектов Федерации, а также отдельные акты

муниципальных образований [7, с. 132-137; 8, с. 3-16; 9], то есть структурированную систему нормативных правовых актов различного уровня, имеющих единое целевое назначение. Важное значение имеет и правоприменительная практика, мероприятия, направленные на повышение квалификации и правовой культуры сотрудников уполномоченных органов, работающих в данной сфере [6].

Действующая система привлечения и использования иностранной рабочей силы не дифференцирована в зависимости от профессиональных качеств мигрантов [10, с. 29-31]. В результате большинство иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность, имеют низкую профессиональную квалификацию. Основными критериями отнесения лица к числу высококвалифицированных специалистов можно считать уровень образования (квалификации), опыт работы по специальности либо в определенной сфере, выполняемые трудовые функции [11].

За первые девять месяцев 2012 года Федеральной миграционной службой Российской Федерации выдано 17 042 разрешения на работу иностранным гражданам - квалифицированным специалистам, получено 705 590 уведомлений о заключении трудового или гражданско-правового договора с иностранными гражданами, прибывшими в РФ в порядке, не требующем получения визы. Из них: в сфере строительства - 240 329, в оптовой и розничной торговле - 66 033, на обрабатывающих производствах - 78 215, в сфере услуг - 110 784, на транспорте и в связи - 32 952, в сельском и лесном хозяйстве - 52 544, в иных отраслях - 124 733.

Кроме того, в России неэффективна сама структура занятости, причем касается это как государственного, так и корпоративного секторов. В одной из крупнейших мировых нефтегазовых компаний Royal Dutch Shell работает 87 тыс. человек, тогда как в «Роснефти» - 168 тыс., «Газпроме» - 404 тыс., в «Ростехнологиях» - 900 тыс., а в ОАО «РЖД» - более 1 млн человек. Свыше 1 млн чел. заняты в системе госуправления (737,7 тыс. чел. - в федеральных и региональных и 336,3 тыс. - в местных органах власти). Аналогичной, по данным Росстата за 2011 год, была ситуация в области занятости в ключевой для российской экономики сфере добычи полезных ископаемых (1 072 тыс. чел.). Другое негативное следствие неконтролируемой миграции из стран СНГ - ухудшение криминогенной ситуации. Особенно сильное влияние миграция оказывает на

криминогенную обстановку в Москве. Если в целом по России мигранты совершают 3,4 % преступлений, то в Москве - уже 1 8 %. Тревожной тенденцией является и то, что граждане стран СНГ стали в 5,5 раза чаще совершать преступления в составе организованных групп [12].

Таким образом, одной из актуальных угроз, влияющих на сферу миграционной безопасности, является нелегальная (незаконную) миграция -перемещение в Российскую Федерацию с нарушением законодательства России, касающегося въезда, пребывания (проживания) иностранных граждан и (или) лиц без гражданства на территории нашей страны и (или) осуществления ими трудовой деятельности [13].

Для повышения эффективности нормативной правовой базы, регламентирующей миграционные процессы в современной России, необходимо: унифицировать нормы, определяющие правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев, апатридов и мультипатридов; регламентировать целевое обеспечение преференций русскоязычным гражданам, проживающим на территории стран СНГ; развивать международное сотрудничество в сфере нормотворчества в области управления глобальными и региональными миграционными процессами; нормативно закрепить процессы социально-экономической адаптации и интеграции мигрантов на федеральном и региональном уровнях; внедрить в качестве структурного элемента в комплексную модель правового регулирования миграционных отношений демографическую подсистему; построить и внедрить в практическую деятельность систему оценки полезности потенциального мигранта для государства в целом и отдельно взятого региона [14].

В рамках реализации Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года [15] в целях повышения эффективности государственной политики в области обеспечения национальной миграционной безопасности следует обратить пристальное внимание на следующее:

- совершенствование нормативной правовой базы противодействия нелегальной миграции и мер юридической ответственности за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, системы государственного контроля въезда и пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также межведомственного взаимодействия как на внутригосударственном, так и на международном уровнях с компетентными органами иностранных

государств по вопросам противодействия незаконной миграции;

- создание и эффективное функционирование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий;

- создание условий для осуществления процедуры реадмиссии и обеспечение органами законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов России функционирования специальных учреждений для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению, или депортации;

- противодействие организации каналов незаконной миграции, в том числе за счет повышения защищенности паспортно-визовых и иных документов, позволяющих идентифицировать личность;

- разработку и принятие межгосударственных программ противодействия незаконной миграции, проведение совместных оперативно-профилактических мероприятий.

Реализация вышеперечисленных и иных необходимых государственных мероприятий в значительной степени приведет к сокращению количества нелегальных мигрантов, пребывающих (проживающих) на территории Российской Федерации, и к улучшению состояния национальной миграционной безопасности в целом.

Таким образом, на завершающем этапе создания российской государственности, базирующейся на демократических основах и цивилизованной рыночной экономике, первоочередное значение имеет разработка и реализация нормативной правовой базы, регламентирующей становление и развитие гражданского общества. Успешное достижение поставленной цели возможно лишь при условии соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина на всей территории России, а также формирования привлекательного экономического климата в государстве.

Литература

1. Удычак Ф. Н. Национальная безопасность и организация политико-правовой системы общества // Национальная политико-правовая система: основные направления функционирования и развития: сборник научных трудов / под общ. ред. П. А. Оля, М. В. Сальникова, Н. Г. Янгола. СПб., 2009.

2. Степанов А. В. Нелегальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации: понятие, содержание, направления противодействия // Административное право и процесс. 2007. № 8.

3. Кортунов С. В. Безопасность в глобальном мире: эволюция российской политики: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2005.

4. URL // http://www.rusdialog.ru/news/2986_ 1408429209

5. Зайончковская Ж. А. Развитие внешних миграционных связей России // Социологический журнал. 1995. № 1.

6. Балашов С. А. К вопросу о выборе правовой модели регулирования миграционных процессов в современной России // Миграционное право. 2011. № 2.

7. Трыканова С. А. Оптимизация миграционного права и политики как комплексная задача наднационального, федерального, регионального и муниципального уровней власти // Право и образование. 2008. № 10.

8. Хабриева Т. Я. Роль субъектов Российской Федерации в государственном управлении в сфере миграции // Журнал российского права. 2008. № 4.

9. Штарев П. В. Миграционная политика Российской Федерации: региональные политические институты и процессы: дис. ... канд. полит. наук. Ярославль, 2004.

10. Иванова А. А. Актуализация миграционной политики (на материале миграционных законодательств России и США) // Миграционное право. 2013. № 2.

11. Плюгина И. В. Конституционные основы правового регулирования статуса мигрантов в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.

12. Миграция и национальная безопасность России. На введении визового режима настаивают даже либералы. Ц^ // http://blog.comunicom.ru/ ?р=5630

13. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.

14. Балашов С. А. Правовые основы миграционной политики Российского государства: история и современность: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

15. Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ). URL // http: // kremlin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.