Научная статья на тему 'Система непрерывного образования в столичном колледже'

Система непрерывного образования в столичном колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
147
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
непрерывное образование / стратегия развития / образовательная среда / технологии дистанционного обучения / атлас новых профессий / continuous education / development strategy / learning environment / dis-tance learning technologies / atlas of new professions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров Родион Владимирович

Столичная система образования сегодня является ресурсом культурного, социального и экономического развития города, а образовательная среда столицы сегодня является частью нового информационного и технологического пространства. Переход к непрерывному образованию необходим в связи с преобразованиями на всех уровнях общества, от образовательных организаций до кабинетов власти, и требует создания системы непрерывного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаров Родион Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Metropolitan education system today is a resource of cultural, social and economic development, and educational environment of the capital today is part of the new information and technology space. The transition to continuous education is necessary due to changes at all levels of society, from educational institutions to the corridors of power and requires the creation of a system of continuous education.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного образования в столичном колледже»

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТОЛИЧНОМ КОЛЛЕДЖЕ

Р. В. Макаров

Столичная система образования сегодня является ресурсом культурного, социального и экономического развития города, а образовательная среда столицы сегодня является частью нового информационного и технологического пространства. Переход к непрерывному образованию необходим в связи с преобразованиями на всех уровнях общества, от образовательных организаций до кабинетов власти, и требует создания системы непрерывного образования.

Metropolitan education system today is a resource of cultural, social and economic development, and educational environment of the capital today is part of the new information and technology space. The transition to continuous education is necessary due to changes at all levels of society, from educational institutions to the corridors of power and requires the creation of a system of continuous education.

Ключевые слова: непрерывное образование, стратегия развития, образовательная среда, технологии дистанционного обучения, атлас новых профессий.

Key words: continuous education, development strategy, learning environment, distance learning technologies, atlas of new professions.

В перспективах и задачах развития Москвы одним из основных направлений указано формирование новой экономики города с участием образованной, креативной молодежи (креативного класса) не только после окончания образовательных организаций, но и на этапе обучения. Потенциал учащейся молодежи планируется использовать в решении социальных проблем города, проблем преодоления снижения социальной неудовлетворенности и в воспроизводстве культурных стилей поведения москвича (столичной городской культуры), трансляции культурных ценностей [1].

И «Стратегия развития московского образования до 2030 г.», и «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.» [2] определяют направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития страны и ее субъектов в части развития профессионального образования, развития общего образования и дополнительного образования детей, доступности образования и обновления качества образования в прогнозный период и т. д. Непрерывное образование позволит современному человеку реализовать институциональную возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию и получить высокий уровень профессиональной подготовки и воспитания, которые требуются ему для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста [3].

Образовательная среда столицы сегодня является частью нового информационного и технологического пространства, в которой каждый желающий может получить возможность для непрерывного и профессионального роста и обновления своих профессиональных компетенций. Такой опыт накоплен на экспериментальных площадках и в инновационных сетях в системе московского образования. Сегодня имеются новые образцы педагогической деятельности педагогов, директоров, педагогических коллективов,

510

детско-взрослых образовательных сообществ, а также в колледже автоматизации информационных технологий № 20 г. Москвы (далее - колледж). Непрерывное образование вариативно (допрофессиональная, профессиональная и послевузовская подготовка), основой его содержания являются профессиональные образовательные программы, обладающие преемственностью, в которых заложена система знаний, умений, мировоззренческих и поведенческих качеств личности, которые обусловлены требованиями экономики, развития личности и интересов общества.

Непрерывное образование является целостным процессом, обеспечивающим развитие творческого потенциала личности, где в центре внимания находится сам человек, его личность, желания и способности, а его критериями являются: охват образованием всей жизни человека; преемственность между отдельными этапами и уровнями образования человека; открытость; разнообразие содержания, средств и методик; время и место обучения; гибкость системы образования; возможность свободного выбора изучаемых дисциплин, равноправная оценка и признание образования (не по способом его получения, а по фактическому его результату); соответствие темпов развития научно-технического прогресса и модернизации экономики страны; наличие механизма стимулирования мотивации личности к учебе и др.

Развитие системы непрерывного образования в колледже потребовало дальнейшего внедрения новых технологий управления, создания условий для дистанционного обучения, формирования базы электронных образовательных ресурсов и электронных учебников. Созданный в колледже Учебный центр профессиональных квалификаций «Траектория» позволяет реализовать направления подготовки по различным видам профессиональных квалификаций без ограничения возраста.

С помощью технологий дистанционного обучения в колледже созданы условия для профессиональной подготовки обучающихся, имеющих ограничения по состоянию здоровья, планируется внедрение дистанционных технологий для всех специальностей колледжа, формируются общедоступные сервисы само- и online подготовки через сайт колледжа в сети Интернет. В планах стратегического развития колледжа одной из задач стоит создание системы образовательного консультирования и поддержки непрерывного профессионального образования. В этом направлении осуществляется создание центров консультирования по получению дополнительного профессионального образования, профессиональной ориентации и выбору соответствующей образовательной траектории. Решается задача по внедрению новых технологий взаимодействия со школами по профессиональному сопровождению школьников. В школах-партнерах создаются центры, в которых будут проводить мастер-классы педагоги колледжа и обучающиеся старших курсов, уроки-тренинги, встречи с работодателями, диагностика на профпригодность. Для школьников будут разрабатываться программы индивидуального карьерного роста. Колледж является центром подготовки обучающихся столичных колледжей для участия в чемпионатах профессий WorldSkillsInternational (WSI).

Большой интерес представляет «Атлас новых профессий» (по востребованным профессиям в 19 отраслях экономики) - альманах перспективных

511

отраслей и профессий на ближайшие 15-20 лет, созданный на основе масштабного исследования «Форсайт Компетенций 2030», в котором приняли участие свыше 2500 российских и международных экспертов, Московская школа управления «СКОЛКОВО» и Агентство стратегических инициатив. «Атлас», по мнению авторов, - это поле возможностей, в котором можно построить собственную траекторию движения в интересное будущее. Именно исходя из этих принципов «Атлас», по мнению авторов, показывает будущее, которое планируют совместно создавать ведущие компании отраслей в соответствии со своими планами развития (см. табл.).

Т аблица

Извлечение из «Атласа новых профессий»

Будут востребованы до 2020 г. Будут востребованы после 2020 г. Устареют до 2020 г. Устареют после 2020 г.

Генетический консультант Специалист по киберпротезированию Лектор Юрисконсульт

Проектировщик инфраструктуры «умного дома» Разработчик образовательных траекторий Оператор call-центра Инспектор ДПС

Оценщик интеллектуальной собственности Специалист по безопасности в наноиндустрии Турагент Системный администратор

Экопроповедник Дизайнер носимых энергоустройств Копирайтер Риелтор

Корпоративный антрополог Эксперт по «образу» будущего ребенка Испытатель техники Машинист товарных составов

Представленный в атласе прогноз позволяет понять, каким должно быть направление развития современного столичного колледжа. Нельзя развиваться в замкнутой среде, необходимое условие развития - изучение не только потребностей и проблем сегодняшнего дня, а еще и изучение прогнозов будущего во всех отраслях жизнедеятельности общества и государства.

Список литературы

1. Обсуждаем «Стратегию развития московского образования до 2030 года». - URL: http://m-oms.ru/

2. «Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. - URL: http://www.inpharm.ru/assets/files/akti-ministerstv/minec-prognoz-soceconomrazvitiya-rf-do2030.pdf

3. Панкратова В. П., Охотникова Л. В., Ломанов П. Н. Развитие региональных образовательных комплексов непрерывного профессионального образования. - М.: МАКС Пресс, 2009.

4. Атлас новых профессий. - URL: atlas@refuture.me

512

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.