Научная статья на тему 'СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ "HARD SKILLS" И "SOFT SKILLS" У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОВОГО ВУЗА'

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ "HARD SKILLS" И "SOFT SKILLS" У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОВОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / "HARD SKILLS" / "SOFT SKILLS" / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Почивалова Жанна Георгиевна

Рассматривается актуальная проблема развития непрерывного образования на базе правового университета. Обосновываются предпосылки изменения системы профессионального образования для подготовки специалистов, обладающих набором«hard skills» и «soft skills» (жестких и мягких навыков). Выделяются ключевые особенности системы непрерывного образования. Рассматривается трехуровневая модель рабочей среды, генерирующая требования к уровню обученности специалиста в области юриспруденции. Представлен опыт реализации системы непрерывного профессионального образования Российского государственного университета правосудия. Автором обосновывается необходимость непрерывного профессионального образования как инструмента формирования и развития у обучающегося «hard skills» и «soft skills» (жестких и мягких навыков), которые являются основным капиталом (ресурсом) на рынке труда. Представлен опыт эффективно организованной в УФ РГУП системы непрерывного образования, позволяющей выпускнику быть востребованным на любом из уровней профессиональной рабочей среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Почивалова Жанна Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION AS A TOOL FOR DEVELOPING "HARD SKILLS" AND "SOFT SKILLS" FOR STUDENTS OF LAW SCHOOLS

The article raises the actual problem of development of continuing education on the basis of the law University. The author substantiates the prerequisites for changing the system of professional education for training specialists with a set of « hard skills «and» soft skills. The key features of the system of continuing education are highlighted. We considera three-level model of the working environment that generates requirements for the level of training of a specialist in the field of law. The article presents the experience of implementing the system of continuing professional education of the Russian state University of justice. The author proves the necessity of continuing preofe4ssional education as a tool to form soft skills and hard skills that are the main resource at the labor market. The experiences of the efficiently organized system of continuing education at the Ural Branch of the Russian State University of Justice, providing graduates’ demand at all levels of professional working environment is presented.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ "HARD SKILLS" И "SOFT SKILLS" У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОВОГО ВУЗА»

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В КОНТЕКСТЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

DOI 10.7442/2071-9620-2022-14-1-48-53

УДК 378.147 ББК 74.484.4

Ж.Г. Почивалова

(Уральский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Челябинск, Россия)

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ «HARD SKILLS» И «SOFT SKILLS» У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРАВОВОГО ВУЗА

Рассматривается актуальная проблема развития непрерывного образования на базе правового университета. Обосновываются предпосылки изменения системы профессионального образования для подготовки специалистов, обладающих набором «hard skills» и «soft skills» (жестких и мягких навыков). Выделяются ключевые особенности системы непрерывного образования. Рассматривается трехуровневая модель рабочей среды, генерирующая требования к уровню обученности специалиста в области юриспруденции. Представлен опыт реализации системы непрерывного профессионального образования Российского государственного университета правосудия. Автором обосновывается необходимость непрерывного профессионального образования как инструмента формирования и развития у обучающегося «hard skills» и «soft skills» (жестких и мягких навыков), которые являются основным капиталом (ресурсом) на рынке труда. Представлен опыт эффективно организованной в УФ РГУП системы непрерывного образования, позволяющей выпускнику быть востребованным на любом из уровней профессиональной рабочей среды.

Ключевые слова: непрерывное образование, «hard skills», «soft skills», профессионально важные качества личности, человеческий капитал.

Zh.G. Pochivalova

(Ural Branch of the Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia)

THE SYSTEM OF CONTINUING EDUCATION AS A TOOL FOR DEVELOPING «HARD SKILLS» AND «SOFT SKILLS» FOR STUDENTS OF LAW SCHOOLS

o

<5 The article raises the actual problem of development of continuing education on the basis | of the law University. The author substantiates the prerequisites for changing the system l- of professional education for training specialists with a set of « hard skills «and» soft skills. ^ The key features of the system of continuing education are highlighted. We consider

a three-level model of the working environment that generates requirements for the level of training of a specialist in the field of law. The article presents the experience of implementing the system of continuing professional education of the Russian state University of justice. The author proves the necessity of continuing preofe4ssional education as a tool to form soft skills and hard skills that are the main resource at the labor market. The experiences of the efficiently organized system of continuing education at the Ural Branch of the Russian State University of Justice, providing graduates' demand at all levels of professional working environment is presented.

Keywords: continuing education, «hard skills», «soft skills», professionally important personal qualities, human capita.

Оценивать ситуацию в современной России, определять цели и приоритеты развития, искать выходы из кризисных ситуаций, с которыми она сталкивается нельзя без учета мировых тенденций, особенностей страны и специфики российского менталитета.

Во второй половине XX века развитие многих стран шло в условиях нарастания противоречий и углубления кризиса индустриальной модели. Достижение высокого уровня потребления сопровождалось высокими общественными издержками, свидетельствующими об исчерпании возможностей индустриального развития, сложившихся общественных институтов и систем регулирования экономики. Все это обусловило необходимость перехода к новому типу экономического развития, трансформации всей системы общественных отношений, иными словами, перехода к новой постиндустриальной цивилизации.

Результатом явилось формирование инновационной экономики, основу которой составляют интеллектуально-информационное производство, в котором, по мнению Л. Туроу, «знание становится единственным источником долговременного, устойчивого, конкурентного преимущества, ...все остальное выпадает из уравнения конкуренции, но знание может быть использовано только через квалификацию индивидов» [9].

На то, что в рамках постиндустриального общества образование является главным капиталом и ресурсом, которым обладает обученный человек, указывает и А.М. Новиков: «Общество, в котором

образованность становится подлинным капиталом и главным ресурсом, предъявляет новые, притом жесткие требования к школам в смысле их образовательной деятельности и ответственности за нее» [5].

Данное высказывание справедливо и для профессиональных образовательных организаций, формирующих и развивающих общие и профессиональные компетенции.

Сегодня, с подачи Агентства стратегических инициатив, в образовательном сообществе выделяют жесткие - «hard skills» и мягкие - «soft skills» навыки [3; 6]. Под жесткими навыками понимается способность профессионала выполнять конкретную профессиональную деятельность, а качество процесса профессиональной деятельности и продукта, получаемого в результате этого процесса, легко измерить.

К мягким навыкам относятся сложно измеряемые, проявляемые в нестандартных ситуациях навыки: эмоциональный интеллект, эмпатия, информационная гигиена, экологическое мышление, системное мышление, умение принимать решения в условиях дефицита времени и способность нести за них ответственность, кооперативность, умение выбирать стратегии собственного профессионального и социального роста [1].

Существующей системе образования необходимо найти такие методы, средства и формы, которые бы за отведенный промежуток времени решили бы поставленную задачу: подготовку обученного человека с вышеуказанным набором навыков.

ся

О СЯ

ся

"U

го X

го

ГО Ш

О ГО

со со

ГО ^

о Ш

Ю о

Ш ^

ф К

о. О

С х

.

J 2 го

т ^

о ю s о О >,

го S

.

На современном этапе, наиболее гибкой системой профессионального образования, обеспечивающей разнообразие методов, форм, средств обучения, развития и воспитания является система непрерывного образования. Научные труды таких отечественных ученых, как С.Я. Батышева, А.А. Вербицкого, Б.С. Гер-шунского, B.C. Леднева, Г.В. Мухаметзя-новой, В.А. Сластенина, посвящены вопросам рассмотрения сути непрерывного образования [8; 10; 2].

Философское осмысление проблематики сущности непрерывного образования применительно к личности реализовано в публикациях Б. Суходольски [7], показавшего роль и значение непрерывного образования в становлении нового человека.

За рубежом теоретические основы непрерывного образования разрабатывали И. Фауре, Р. Дейв, Ф. Джессуп.

Р. Дейв и М. Ноулз определили непрерывное образование как организующий принцип всего образования и выделили следующие особенности:

1. В непрерывном образовании главную роль играет социальное окружение.

2. Непрерывное образование стремится к преемственности и сочленению в вертикальном измерении,

а также к интеграции в горизонтальном и «глубинном» измерениях на каждой стадии жизни человека.

3. Через непрерывное образование реализуются адаптивные и инновационные функции личности и общества.

4. Непрерывное образование выполняет функцию исправления недостатков существующей системы образования.

5. Построение учебных программ в рамках непрерывного образования идет по спирали.

6. Непрерывное образование предусматривает большую индивидуальную вовлеченность в активную, познавательную и преобразующую деятельность, освоение обучающимися широкого спектра социальных ролей.

7. Именно в непрерывном образовании складываются условия для оптимального подбора педагогических инструментов для формирования и развития «ролевых компетентностей» [3].

Основой проектирования системы непрерывного образования юридического ВУЗа является трехуровневая модель рабочей среды (рис. 1).

го ш

о ц

го ш

S

т о IZ

3. Уровень внешней среды

2. Уровень системы рабочих мест

1. Уровень рабочего места

ИНСТРУМЕНТ МАТЕРИАЛ

ПРОДУКТ

Рис. 1. Трехуровневая модель рабочей среды

Уровень рабочего места определяется связанностью работника с инструментом, с помощью которого осущест-

вляется деятельность, с материалом, из которого изготавливается продукт, и непосредственно с самим продуктом. Для

юриста в современном мире инструментами деятельности являются электронные справочно-правовые системы, электронное делопроизводство, цифровые помощники судьи (система (ГАС) «Правосудие»). Как видим, цифровизация и автоматизация прямым образом влияют на набор «hard skills», формируемых у обучающихся.

Систему рабочих мест описывает следующий уровень модели. На этом уровне складывается взаимодействие между самими рабочими и между рабочими местами. Ключевыми элементы на этом уровне являются управление и логистика.

Необходимо отметить, что юридическая логистика - это форма организации юридических услуг (планирование, управление и контроль движением информационных и финансовых ресурсов в различных направлениях юриспруденции).

Примером организации юридической логистики могут служить ассоциации юристов, российский союз юристов. Выход на данный уровень требует от специалиста не только владения своей профессиональной деятельностью, но и владения такими профессионально важными качествами личности («soft skills»), как навыки работы в команде, кросскуль-турность.

Следующий уровень модели - уровень внешнего окружения, в рамках которого происходит взаимодействие систем рабочих мест между собой и с другими внешними системами: государственными органами, потребителями услуг, отраслевыми ассоциациями.

Юрист, осуществляющий свою профессиональную деятельность на этом уровне рабочей среды, должен обладать следующими навыками: тайм-менеджментом, системным мышлением, навыками межотраслевой коммуникации, клиентоориентированностью, умением работать в условиях неопределенности, демонстрировать мультиязычность и мультикультурность.

В рамках статьи остановимся на описании опыта развития системы непрерывного образования в Российском государственном университете правосудия. Анализ деятельности РГУП показывает, что университет активно включился в развитие не только вертикали непрерывного образования (школа, среднее профессиональное образование, бакалавриат, магистратура, специалитет, послевузовское образование), но и горизонтали, предполагающей реализацию отдельных проектов для обучения профессионально важным качествам личности будущих специалистов в области юриспруденции.

Система непрерывного образования включает в себя следующие структуры: факультет довузовской подготовки, факультет непрерывного образования (ФНО), факультет подготовки специалистов для судебной системы, факультет повышения квалификации (ФПК), факультет подготовки кадров высшей квалификации, факультет дополнительного профессионального образования.

Как видим, университет простроил систему по принципу обучения в течение всей жизни. При этом уделил особое внимание совершенствованию довузовской и профориентационной работы, что позволило повысить уровень интереса к науке у обучающихся, способности к самостоятельному мышлению, позитивно нравственных ценностей и общественно значимых мотивов выбора сферы деятельности.

На факультете непрерывного образования действует система обучения по индивидуальным планам в системе «СПО-ВУЗ», что дает возможность получения оптимальных результатов по объемам изучаемого материала и сроков обучения. У обучающихся происходит не только углубление знаний и закрепление полученных навыков, но и их систематизация. Суммарное количество часов производственной практики в организациях системы правосудия, позволяет приобрести не только устойчивые профессио-

ся

О СЯ

ся

"U

го X

го

ГО Ш

О ГО

со со

ГО ^

о Ш

Ю о

Ш ^

ф К

о. О

С X

.

J 2 го

т ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о ю s о О >,

го S

.

го m

о Ц

го ш

S

т о IZ

нальные навыки, но и перенять элементы корпоративной культуры и межличностных отношений.

Создание системы непрерывного образования (образования через всю жизнь) не успевает за скоростью изменений в различных сферах профессиональной и социальной деятельности человека, так как система образования до сих пор еще носит консервативный характер.

Однако многие профессиональные образовательные организации начинают выстраивать модель образования будущего, в центре которой человек с его потребностями к образованности и социа-лизованности.

В целом, опыт построения системы непрерывного образования РГУП показывает, что для движения в сторону модели образования будущего необходимо:

1. Обеспечение данного процесса научно-методическими материалами.

2. Создание психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего мотивацию субъектов непрерывного образования к образованию через всю жизнь.

3. Создание системы опережающего профессионального образования научно-педагогических кадров.

4. Создание устойчивой системы сетевого взаимодействия с системой правосудия (в нашем случае) по проблемам подготовки специалистов с требуемым набором профессиональных навыков и профессионально важных качеств личности.

Библиографический список:

1. Василиженко М.В. Формирование soft skills у студентов при обучении иностранному языку посредством внедрения технологии проектной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. -2020. - Т. 12. - № 1(47). С. 137-148.

2. Вербицкий А.А., Нечаев Н.Н., Юри-сов В.А. Концептуальные основы перехода к непрерывному образованию. - М., 1989.

3. Кумбс Г.Ф. Кризис образования в современном мире: системный анализ. - М., 1970; Shulka P. Life-long Education. - New Delhi, 1971; Dave R. Lifelong Education and School Curriculum. - Hamburg, 1973.

4. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс]. - Режим доступа: arzumanyan.com.ru

5. Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. - М.: СИН-ТЕГ. - 668 с.

6. Попова Н.А., Дегтеренко Л.Н. Из опыта апробации технологии формирования профессиональной поликомпетентности в условиях выбора обучающимися индивидуальной образовательной траектории при внедрении стандартов Ворлдскиллс // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2019. - Т. 11. -№ 4(46). С. 93-102.

7. Сластенин В.А. Субъектно-деятель-ностный подход в непрерывном педагогическом образовании // Непрерывное педагогическое образование. - 1999. - № 1. С. 44-49.

8. Суходольски Б. Непрерывное учение и задачи высшей школы // Современная высшая школа. - 1973. - № 3. С. 97-111.

9. Туроу Л. Будущее капитализма. -Новосибирск, 1999. - 386 с.

10. Энциклопедия профессионального образования: в 3 т. / под ред. С.Я. Ба-тышева. Т. 1-3. - М., 1999.

Поступила 28.02.2022

Об авторе:

Почивалова Жанна Георгиевна, доцент кафедры теории и истории права и государства Уральского филиала Российского государственного университета правосудия (Челябинск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент, j210708@mail.ru

Для цитирования: Почивалова Ж.Г. Система непрерывного образования как инструмент развития «Hard Skills» и «Soft Skills» у обучающихся правового вуза // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2022. - Т. 14. - № 1. С. 48-53. DOI: 10.7442/2071-9620-2022-14-1-48-53

References:

1. Vasilizhenko M.V. Students soft skills formation via project activities technologies in learning foreign languages // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. -2020. - Vol. 12. - No. 1. Р. 137-148. [in Russian]

2. Verbitsky A.A., Nechaev N.N., Yurisov V.A. Conceptual bases of transition to continuing education. - M., 1989. [in Russian]

3. Kumbs G.F. Education crisis in the modern world: system analysis. - М., 1970. Shulka P. Life-long Education. - New Delhi, 1971; Dave R. Lifelong Education and School Curriculum. - Hamburg, 1973. [in Russian]

4. Skills of the future. What must one know and be able to do in the new complex world. [Electronic resource]. - Available at: arzumanyan.com.ru [in Russian]

5. Novikov A.M., Novikov D A. Methodology. - M.: SIN-TEG. - 668 p. [in Russian]

6. Popova N.A., Degterenko L.N. From the experience of testing a technology of forming the policompetence in the conditions when students choose learning path as WorldsSkills standards are introduced // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2019. - Vol. 11. - No. 4. Р. 93-102. [in Russian] I

7. Slastenin V.A. Subject activity approach in the continuing pedagogical education // ¡g Nepreryvoe pedagogicheskoe obrazovanie. - 1999. - № 1. P. 44-49. [in Russian] ^

8. Sukhodolsky B. Continuing learning and tasks of the higher school // Sovremennaya * vysshaya shkola. - 1973. - № 3. P. 97-111. [in Russian] i

9. Turov L. Future of capitalism. - Novosibirsk, 1999. - 386 p. [in Russian] ^

10. Encyclopedia of professional education. In 3 volumes. Ed. By Batysheva S.Ya. - M., J| 1999. [in Russian] *

CO

About the author:

Pochivalova Zhanna Georgievna, Assistant Professor, Department of Theory and History of Law and State, Ural Branch of the Russian State University of Justice, Chelyabinsk, Russia, Candidate of Pedagogy, Academic title of Associate Professor, email: j210708@mail.ru

For citation: Pochivalova Zh.G. The system of continuing education as a tool for developing «Hard Skills» and «Soft Skills» for students of law schools // Contemporary S Higher Education: Innovative Aspects. - 2022. - Vol. 14. - No. 1. P. 48-53. DOI: 10.7442/2071-

9620-2022-14-1-48-53 f 2

о

о m

о 2 ^ Й m со

с

_0

<u к

% I

со 2 S ro CD ^

I— ^

О Ю s о О >,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.