Научная статья на тему 'Система непрерывного образования архивистов Татарстана'

Система непрерывного образования архивистов Татарстана Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИК-АРХИВИСТ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ АРХИВИСТОВ / ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИ КАБИНЕТЕ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН / THE ARCHIVISTS’ EDUCATION SYSTEM OF / THE HISTORIAN-ARCHIVIST / THE GENERAL ARCHIVAL DEPARTMENT UNDER THE CABINET OF MINISTERS OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимов Данил

В публикации Д. Ибрагимова освещается система непрерывного образования архивистов Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного образования архивистов Татарстана»

На путях духовного возрождения

Система непрерывного образования архивистов Татарстана

В 1994 г. Архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан была разработана действующая по сей день система непрерывного архивного образования как составная часть архивной реформы в целом. В ней основное внимание уделяется подготовке профессиональных кадров, но вместе с тем придается важное значение и повышению квалификации архивистов.

В том же году по инициативе Архивного управления РТ началась, как это успешно практикуется у коллег в Китае, подготовка специалистов средней квалификации по специальности «Делопроизводство и архивоведение» с дневной и заочной формой обучения на базе профессионального лицея № 9 г. Казани. Республиканским научноисследовательским центром профессионального образования совместно с архивистами был разработан учебный план, состоящий из гуманитарного, общепрофессионального и специального циклов. Они включали в себя как общие, так и специальные дисциплины: всеобщая и отечественная история, история государственных учреждений, теория и практика архивного дела, история и организация делопроизводства, автоматизация архивных технологий. К проведению лекций и практических занятий были привлечены преподаватели кафедры историографии и

источниковедения Казанского государственного университета, специалисты Национального архива РТ, преподаватели лицея.

Следует отметить особую активность преподавателей Казанского университета. Это отчасти связано и с тем, что по ходатайству Главного архивного управления и деканата исторического факультета университета, Ученый совет и ректорат КГУ приняли решение об открытии специализации по историко-архивоведению. Мы знаем, что и сейчас многие ключевые должности в архивах занимают выпускники исторического факультета старейшего в стране вуза. И потому надеемся, что уже в ближайшие годы Казанский (Приволжский) федеральный университет, продолжая традиции, начнет подготовку профессиональных кадров — архивистов высшей квалификации. Университет имеет для этого необходимую базу и научно-педагогические кадры историков, историографов и источникове-дов.

Первую лепту в подготовку архивистов высшей квалификации в нашей республике внес созданный на базе известного в стране архивного института (три выпускника которых — Л. Горохова, А. Димитриева, В. Бобков уже много лет трудились в наших архивах) Российский государственный гуманитарный университет, создавший в 33 реги-

онах России свои филиалы. Казанский филиал 1 сентября 2001 г. принял более тридцати студентов-заочников на отделение «Историк-архивист». Среди обучающихся были работники республиканских, районных и ведомственных архивов, а также архивисты из Москвы, Башкортостана, Астраханской, Саратовской, Ульяновской областей1.

Большинство выпускников сдали государственные экзамены и защитили дипломные работы только на оценки «отлично» и «хорошо». Среди первых выпускников были заведующие архивными отделами администраций Атнинского района Р. Фидаева, Ле-ниногорского — А. Петрова, Камско-Устьинского — Л. Семагина, Сабинского — Р. Латипова, главный специалист Государственного архива документов по личному составу РТ С. Шарафутди-нова, работники Национального архива РТ А. Михайлов, Е. Суворова, Л. Сале-ева, А. Зиганшина, О. Филимонова, архивист из Спасского района А. Низамо-ва и другие.

Государственную аттестационную комиссию возглавляли авторы одного из лучших учебников по архивоведению — декан факультета «Архивоведение» и заведующий кафедрой «Архивоведение и археография» Историко-архивного

института РГГУ, председатель учебнометодической комиссии по специальности «Историко-архивоведение» вузов РФ Е. Бурова и заместитель директора Историко-архивного института, заместитель председателя учебно-методической комиссии вузов РФ Е. Алексеева. Дипломные работы студентов были рецензированы ведущими кафедрами Историко-архивного института — всеобщей истории (заведующий кафедрой, доктор исторических наук, профессор Н. Басовская), отечественной истории, древнего мира и средних веков (доктор исторических наук, профессор А. Калянский), аудиовизуальных архивов и документов (доктор исторических наук В. Ма-гидов), отечественной истории новейшего времени (доктор исторических наук, профессор А. Безбородов). Мето-

дическую помощь в организации учебной работы с выездом в г. Казань оказали видные ученые вуза — доктора исторических наук, профессора, заведующий кафедрой истории и организации архивного дела Е. Старостин и М. Мухаметжанов. К большому сожалению, отделение по специальности «Историко-архивоведение» в Казанском филиале Российского государственного гуманитарного университета просуществовало недолго.

Основной кузницей подготовки архивистов высшей квалификации для системы государственной архивной службы нашей республики стал Казанский государственный энергетический университет (КГЭУ). Здесь специальность «Историко-архивоведение» первоначально по ходатайству Главного архивного управления при КМ РТ и поддержке ректора, доктора технических наук Ю. Назмиева была открыта в рамках инженерно-экономического факультета осенью 2000 г. В 2003 г. приказом ректора университета, доктора технических наук Ю. Петрушенко в составе Института экономики и социальных технологий (директор — доктор политических наук Н. Мухарямов) открыли самостоятельную кафедру «История и архивное дело», которую первоначально возглавил профессор Д. Шарафутди-нов, с 2004 г. — профессор Ф. Нуриах-метова.

Университет имеет современную учебную базу, высокопрофессиональный состав преподавателей, развитую локальную вычислительную сеть, что позволяет студентам овладевать самыми современными технологиями сбора, хранения и передачи информации. В процессе обучения студенты получают фундаментальное образование по истории России и зарубежных стран, источниковедению, историографии, теории и методике архивоведения, археографии, вспомогательным историческим дисциплинам и ряду других дисциплин. Историк-архивист, освоивший основную образовательную программу бакалавриата профиля «Историко-архивоведение», имеет возможность для продолжения образо-

НА ПУТЯХ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011

вания в аспирантуре, магистратуре, в том числе за рубежом в университетах и научных центрах, с которыми у КГЭУ установлены широкие международные связи (Япония, Италия, Германия, Франция, Великобритания, США и др.).

Преподаватели вуза имеют тесные контакты с республиканскими архивами, многие из них состоят в Татарстанском республиканском отделении РОИА, часть из них имеет опыт работы в республиканских архивах, один преподаватель защитил кандидатскую диссертацию по истории архивного дела в Татарстане. К археографическим разработкам привлекаются и студенты, темы их дипломных и курсовых работ в большей части касаются истории и проблем развития архивного дела в Татарстане.

Главное архивное управление при КМ РТ, правление Татарстанского республиканского отделения Российского общества историков-архивистов оказывают вузам посильную помощь. К образовательному процессу подключаются имеющие ученую степень сотрудники управления и республиканских архивов. При разработке лекций широко используются научные труды архивистов по археографии, в том числе рекомендованное к изданию Федеральной архивной службой России учебное пособие «Архивное дело в Татарстане (1940-2001 гг.)», автором которого является директор Национального архива РТ Л. Горохова. В открытом доступе находится справочно-информационный фонд Главного архивного управления. На базе государственных архивов проводятся практические занятия со студентами.

По договоренности между администрацией институтов, университета и Главным архивным управлением базовым учреждением для обучения будущих архивистов являются Центральный государственный архив историко-политической документации РТ и Национальный архив РТ. Вот уже более десяти лет студенты исторических факультетов Казанского университета, педагогического и энергетического университетов проходят здесь

архивную практику. На время ее проведения студентам предоставляются оборудованные читальные залы, архивные справочники и документы. Сотрудники читают обзорные лекции по истории архива, по составу документов, об основных направлениях деятельности архива, знакомят с условиями хранения документов, с лабораторией, с научносправочным аппаратом. В ходе практики каждый студент получает не только навыки работы по выявлению источников, но и возможность написания самостоятельного научного исследования на основе архивных документов, также возможность на практике ознакомиться с теми видами работ, которые входят в обязанности сотрудников архива.

По результатам архивной практики впервые был подготовлен сборник студенческих работ, посвященный 125-летию Казанского педагогического университета «Знания о прошлом: студенческий взгляд на актуальные проблемы истории России и Татарстана». Студентка Казанского государственного энергетического университета историко-архивоведческого отделения Г. Ершова в рамках конкурса, проводимого к 90-летию архивной службы Республики Татарстан, получила диплом I степени за курсовую работу «Комплектование Центрального государственного архива историко-политической документации Республики Татарстан (19912007 гг.)». Работа была опубликована в научно-документальном журнале «Га-сырлар авазы - Эхо веков».

Особого внимания заслуживает практическая сторона работы Центрального государственного архива историко-политической документации РТ со студентами КГЭУ. Многие работы студентов затрагивают актуальные проблемы развития архивного дела в Татарстане. Появляются исследования, посвященные современным проблемам аудиоархивистики, выполненные на базе Центрального государственного архива аудиовизуальных документов РТ — первого мультимедийного архива в России. Защита дипломных работ первых выпускников этого вуза по специальности

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АРХИВИСТОВ ТАТАРСТАНА

«Историко-архивоведение» состоялась в июне 2005 г. Государственной экзаменационной комиссией часть работ была рекомендована к публикации, лучшее дипломное сочинение было выдвинуто на конкурс дипломных работ университета. Четыре выпускника получили рекомендации в аспирантуру. Всего за годы работы кафедрой КГЭУ выпущено более 100 историков-архивистов. Возникает вопрос: а будет ли востребована на татарстанском рынке труда профессия архивиста, смогут ли найти выпускники работу по специальности? Думаем, что да, потому что в республике насчитывается более 4 тысяч ведомственных архивов, действует множество частных архивов, которые практически еще не укомплектованы профессионалами. Расширение сферы применения электронных документов также требует квалифицированных архивистов. Да и опыт свидетельствует о востребованности выпускников того же энергетического университета в государственных и муниципальных архивах, государственных учреждениях и организациях, музеях и библиотеках, учреждениях культуры и образования Республики Татарстан, а также высших учебных заведениях.

Время потребовало повышения научного уровня архивных работников. На сегодняшний день в аспирантуре учатся четыре архивиста, знающие «изнутри» проблемы отрасли. Аспирантура и стала третьей ступенью подготовки высококвалифицированных научных кадров для государственной архивной службы Республики Татарстан. Это часть программы непрерывного образования.

Повышение деловой квалификации сотрудников заложено и в планы работы республиканских архивов, ими же периодически проводятся совещания-семинары для работников ведомственных архивов. К организации подобных мероприятий мы привлекаем и вузы.

Главное архивное управление систематически проводит обучение заведующих архивными отделами администраций городов и районов республики. Регулярно организуются семинары, те-

матика которых охватывает все основные направления деятельности архивов. Практическое обучение работников архивных отделов, их консультирование является обязательной частью всех командировок сотрудников отдела организационно-методической работы Главного архивного управления при Кабинете Министров РТ. Постоянными являются совещания-семинары председателей экспертных служб, работников делопроизводственных служб и архивов министерств, ведомств, организаций и предприятий республики2.

Важным подспорьем в повышении профессионального уровня работников стали зональные научно-методические советы. Мы признательны Росархи-ву за реорганизацию Совета архивных учреждений Приволжского федерального округа, что значительно усилило его научно-методический потенциал. Нами в 2001 г. созданы и свои республиканские зональные методические советы. 44 архивных отдела были поделены по территориальному признаку на четыре зоны, председателями советов избрали наиболее грамотных и опытных заведующих из районов и городов, где сложились хорошие традиции в области архивного дела, где действуют сильные районные организации Татарстанского республиканского отделения Российского общества историков-архивистов.

Первое мероприятие в формате «круглого стола» зонального методического совета состоялось в мае 2001 г. в Альметьевске. Здесь встретились архивисты из 16 районов Татарстана, их коллеги из Башкортостана и Самарской области для обсуждения злободневных проблем обеспечения сохранности документов по личному составу в связи с ликвидацией, реорганизацией и приватизацией предприятий, с обеспечением социальной и правовой защиты граждан. В 2002 г. в с. Апастово собрались архивисты из 12 районов республики, где Зеленодольский зональный методический совет провел семинар, посвященный актуальным вопросам комплектования архивных отделов администраций районов и городов Татарстана. Перед участниками семинара с до-

НА ПУТЯХ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011

кладами выступили специалисты Главного архивного управления, состоялся обмен опытом. В заключение была проведена инновационная игра по обсуждаемой теме. Вопрос комплектования архивов был обсужден и на семинаре Чистопольского зонального методического совета, прошедшем в Булгаре. В последующие годы проблемы комплектования обсуждались в Набережночел-нинском и Бугульминском зональных методических советах. В Главном архивном управлении для председателей зональных методических советов периодически организуются семинары-совещания. Так, один из семинаров был посвящен проблемам внедрения автоматизированных архивных технологий в архивных отделах республики.

Практикуем мы и такой вид повышения квалификации, как стажировка. Ее в обязательном порядке проходят в республиканских архивах или в базовых центрах зональных методических советов вновь принятые на работу заведующие архивными отделами администраций районов и городов республики. Стажировку используем также для повышения компьютерной грамотности. В рамках Договора о сотрудничестве между архивными службами Татарстана и Турции наши специалисты проходят стажировку в Османском архиве, мы в свою очередь принимаем турецких коллег.

Повышению профессионального уровня архивистов способствует действующий лекторий «Историкопросветительные чтения», организованный Главным архивным управлением совместно с правлением Татарстанского республиканского отделения РОИА. Ежегодно перед нашими специалистами на актуальные темы выступают видные ученые Казанского (Приволжского) федерального университета, Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан, Государственного музея-заповедника «Казанский Кремль». На очередных чтениях, куда были приглашены и студенты архивных отделений вузов, состоялся обстоятельный разговор об истории выборов начала и конца XX в. Актуаль-

ной была и приуроченная к мероприятию документальная выставка «Выборы. XX век».

Резерв будущих архивистов мы начинаем готовить уже в школах. Так, несколько лет при Центральном государственном архиве историкополитической документации РТ успешно действует своеобразная школа молодого архивиста. Для школьников проводятся экскурсии, беседы, встречи, литературно-музыкальные конференции. Эти встречи, как правило, сопровождаются тематическими выставками.

«Личность в истории» — под таким названием в гимназии № 6 г. Казани прошло 15 марта 2002 г. заседание «круглого стола» с участием учителей истории Приволжского района и работников Центрального государственного архива историко-политической документации РТ. Архивисты выступили с сообщением об опыте работы по патриотическому воспитанию школьников, продемонстрировали малоизвестные документы о политических деятелях М. Вахитове и И. Казакове, драматурге К. Тинчурине и поэте Х. Туфане. Участники «круглого стола» отметили большую значимость сотрудничества архивов со школами для развития краеведения и совершенствования методики преподавания истории3.

В феврале 2010 г. в школе № 122 г. Казани впервые состоялась интерактивная презентация урока на тему «Школа в годы Великой Отечественной войны». При ее подготовке были использованы электронные копии документов архива из фондов Татарского обкома и Казанского горкома ВЛКСМ. Материал был сгруппирован по трем рубрикам: «Организация школьной работы», «Помощь фронту», «Военнофизическая подготовка школьников» (всего было показано 24 документа, в том числе 10 фотографий).

Один из уроков был посвящен рассказу о летчике 840-го авиаполка 326-ой авиадивизии Хаке Халилове. Уроженец Апастовского района Татарстана Х. Халилов совершил сотни боевых вылетов на ТУ-2, о чем свидетельствует его

СИСТЕМА НЕПРЕРыВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АРХИВИСТОВ ТАТАРСТАНА

фронтовой дневник. За три месяца до долгожданной Победы он был сбит над г. Кенигсбергом. Потом был концлагерь. Советский воин не пал духом в плену, ему удалось бежать. Школьники получили возможность не только услышать рассказ и увидеть подлинные документы Халилова — фронтовой дневник и фотографии, но и встретиться с родственниками воздушного стрелка — детьми и внуками, которых через газетную статью разыскали архивисты. На этой встрече сын Х. Халилова передал архиву две тетради воспоминаний отца о Великой Отечественной войне.

Центральный государственный архив историко-политической документации РТ уже давно шефствует над учащимися спецшколы-интерната для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата г. Казани. Работники архива проводят с учащимися уроки патриотизма как в самом интернате, так и в читальном зале архива. Для них устраивают выставки документов, помогают в написании рефератов, пополняют копиями архивных документов фонды школьного музея «Подвиг».

По архивным документам школьники пишут рефераты, научноисследовательские работы, успешно участвуя во всероссийских, республиканских и районных конференциях, краеведческих чтениях. Так, лауреатом XI Всероссийского конкурса участников краеведческого движения «Отечество — 2003» стала ученица 10 класса школы № 36 г. Казани Лиля Хузее-ва, представив работу на основе архивных документов «Времен связующая нить», посвященную 90-летию со дня рождения своего дедушки — поэта-фронтовика Гали Хужи.

Предметом наших забот является и повышение квалификации работников архивных учреждений республики. Сотрудники обучаются на курсах,

организуемых Учебным центром переподготовки и повышения квалификации работников учреждений и организаций системы Росархива, Учебными курсами отраслевого центра повышения квалификации по архивному делу и документальному обеспечению управления Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела (ВНИИДАД). Обучение архивистов производится и на республиканских курсах переподготовки и повышения квалификации работников представительных органов власти.

Каковы результаты внедрения системы непрерывного образования архивистов Республики Татарстан? Приведем несколько цифр. В 1994 г. среди специалистов республиканских архивов и архивных отделов администраций районов и городов республики не было ни одного архивиста со средним специальным образованием, число работников с высшим образованием в республиканских архивах составляло чуть более 38 %, в архивных отделах — лишь 33 %. В 2003 г. среднее специальное образование имело уже более 11 % работников государственных архивов, 22 % работников в архивных отделах администраций районов и городов Республики Татарстан. Удельный вес специалистов с высшим образованием в республиканских архивах составил 62 %, в архивных отделах администраций районов и городов Республики Татарстан — более 67 %. В 2010 г. у 70 % работников государственных архивов Республики Татарстан было высшее образование, у 18 % — среднее специальное; в муниципальных архивах республики 76 % сотрудников имели высшее образование, 20,8 % — среднее специальное. В настоящее время в системе Главного архивного управления при КМ РТ работают два доктора и восемь кандидатов наук.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2001. - № 3/4. - С. 287.

2. Там же. - 2000. - № 1/2. - С. 264.

3. Там же. - 2002. - № 1/2. - С. 299.

Данил Ибрагимов, кандидат исторических наук

УУ НА ПУТЯХ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

«ГАСЫРЛАР АВАЗЫ - ЭХО ВЕКОВ», № 3/4, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.