© 2017 г. Р. А. Шепенко
СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ ГРУЗИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Шепенко Роман Алексеевич - профессор кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России, д-р юрид. наук.
(E-mail: [email protected])
Государственность в Грузии зародилась в глубокой древности. Археологические материалы (в сочетании с данными письменных источников) позволяют считать, что на территории Колхиды уже с VI века до н.э. формируется классовое общество и государство1. В этих условиях закономерно, что у Грузии богатая история налогов и сборов.
Относящиеся данные иллюстрируют некоторые характерные аспекты налогообложения в ранних государствах и, в частности:
- отсутствие четкой грани между данью (военной контрибуцией) и налогом в современном его понимании;
- одновременное применение трудовой повинности и принудительных платежей;
- наличие так называемых внешних (т.е. привнесенных завоевателями) налогов и сборов.
К. Патканов несколько раз упоминает дань, в том числе царю Парнавазу2. Примерами указаний на дань могут служить следующие извлечения: «"Картлис Цховреба", говоря об установлении административно-территориального деления Картлийского царства, добавляет, что со всех (мест) поступали "дань (подать - "харки") царская и эриставская"»3; «Арабов в Картли интересовала главным образом дань. В VIII в. население Грузии платило арабам, кроме джизьи [налог по одному динару со двора] еще и харадж (поземельный налог), который зависел от размеров земельного участка»4.
В IX-X веках грузинское крестьянство выплачивало господские повинности в виде барщины, которая в то время выражалась как в трудовой повинности, так и в натуральном налоге. В одной из работ представлен перевод документа с перечислением крестьянских повинностей: «Установил барщину - один день весенней пашни, один день жатвы, один день молотьбы; ежели получится 10 гривов, девять гривов владельцу и десятый [крестьянам] Цхеверети»5.
В составленной в начале XV века грузинской родовой хронике ксанских эриставов несколько раз встречается термин «подать». Например, есть следующее указание: «Тогда согласились с ним [эриставом Виршелом] все войска, отправились и поднялись на гору Бехушскую.
1 См.: Археология СССР с древнейших времен до средневековья. В 20-ти т. Т. 8. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии / отв. ред. Г.А. Кошеленко. М.: Наука, 1985. С. 23.
2 См.: Аргун Р.О., Шанава А.Б. К.П. Патканов, и его взгляд на «древнюю историю Грузии» / Критические заметки. Вып. 1. Сухум, 2014. С. 58.
3 Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 1. Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / ред. Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе. Тб.: Мецниереба, 1989. С. 241.
4 Бердзенишвили Н.А., Дондуа В.Д., Думбадзе М.К., и др. История Грузии с древнейших времен до 60-х годов XIX века: уч. пособие. Тб.: гос. изд. учебно-пед. лит., 1962. С. 57.
5 См.: Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 2. Грузия в IV-X веках / ред. М. Лордкипанидзе, Д. Мусхе-лишвили. Тб.: Мецниереба, 1988. С. 149.
И услышали (об этом) нижние двалы - кошкские (и) иосебурцы, тлевцы (и) мугис-велцы, згуберцы (и) рокайцы. Охватил их трепет и прислали заложников, подношения и подать и клятвенно обещались служить верно»6.
На грузинском языке термин «подать» выражен в первоисточнике через слово «йд^ь^о», имеющее значение повинности, оброка7. Это же слово (в русской транскрипции «бегара») используется и применительно к термину «барщина»; термин «бегара» использовался для описания форм крепостной зависимости южных осетин, поселенных на землях, перешедших во владение грузинского царского дома и родственных ему князей Мачабели8.
Представленные данные, с одной стороны, позволяют проводить аналогию с мнением ученых о запутанности терминологии древнерусских налогов, которая считалась наименее изученной сферой явлений нашей древней истории9, а, с другой стороны, подтверждают верность тезиса о том, что в ранних империях, как и платежи налогов, оказание услуг правительству было формой налогообложения10.
Внешние налоги названы в исследованиях по истории, охватывающих период XV-XVIII веков: «Царь [Георгий] прислал придворным Тимура подарки и просительные письма: "Окажите содействие перед государем. Обязуюсь платить джизию и выполнять повинность, приму участие в походах на приграничные страны"»11. Имеются также данные о том, что в XVII веке Абхазия принадлежала к числу стран, выплачивающих Турции «харадж», правда, Г.А. Дзидза-рия считает, что это подушная подать, которой облагались немусульмане12.
Есть указания о налогах и в реестрах османской переписи, относящихся ко второй половине XVI века13.
С.С. Какабадзе представлено описание грузинских документов XI-XIX веков, в том числе налоговых14. Из содержания грамот следует, что в различные периоды в Грузии были установлены как повинности, так и взимались налоги (подушный, торговый, земельный и т.д.).
Р.Р. Орбели представлено описание сборника постановлений, составленного Вахтангом VI в период его управления Картли, вероятно за время с 1704 по 1712 годы. Сборник содержит постановления, касающиеся царских доходов (взимание налогов и натуральной ренты), хозяйства царских поместий, монетного двора и т.д.15
В Манифесте Императора Александра I к грузинскому народу об учреждении внутреннего управления Грузии 1801 года провозглашено: «Все подати с земли вашей повелели мы обращать в пользу вашу, и что за содержанием правления оставаться будет, употреблять на возстановление разоренных городов и селений»16.
6 Памятник эриставов / пер. С.С. Какабадзе. Тб.: Мецниереба, 1979. С. 15.
7 См.: ф. ¿¿бго^^-б^Ь^^о ^gJbojoBo. 0go6g g50oßg05. ro5.:
1984. gß. 101.
8 См.: Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х т. Т. 1. Майкоп: Афиша, 2006. С. 162.
9 См.: Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 6. Специальные курсы. М.: Мысль, 1989. С. 158.
10 См.: Samson W.D. History of Taxation / by A. Lymer, J. Hasseldine. Kluwer Academic Publ., 2002. Р. 21-22.
11 См.: Горгиджанидзе П. История Грузии / пер. Р.К. Кикнадзе, В.С. Путуридзе. Тб.: Мецниереба, 1990. С. 32.
12 См.: Дзидзария Г.А. Труды. В 3-х т. Т. I. Сухум: Дом печати, 2014. С. 174.
13 См.: 3i3o35dg Ъ. 5£>^g6ob ф^згобд&о, Ь5оЬфго6ого // Ьь0Ь6дго-ф^Ь^з^дго Ь^бгозд^го b5bg^0^o<groro5 ^доЗо^о^оз^бо o6^g6gbg&ob Згобфд^ЬфЗо. ¿$5боЬ ф5&6^бд&оЬ 130 ^^оЬго^зоЬ5ф0о 0о0^збо^о Ь^дбгойЗгобоЬго-bi0gß6og6o 3o6<gg6g6ßoob 05bi^g&o. &5го^0о, 2009. ^з. 164.
14 См.: Какабадзе С.С. Грузинские документы Ин-та народов Азии АН СССР. М.: Наука, 1967. С. 503-504.
15 См.: Орбели Р.Р. Грузинские рукописи Ин-та востоковедения. Вып. I. М.-Л.: изд. АН СССР, 1956. С. 103-104.
16 Цит. по: История России (1796-1881 гг.) / сост. В.И. Грубов: уч.-методические материалы. 2-е изд. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. С. 69.
В первое время после присоединения Грузии к России налоги в основном остались те же: хлебная подать, натуральный оброк, винная подать, денежная подать, подать за выпас скота; в Западной Грузии, наряду с этим, - подать на содержание гарнизона и т.д. Было множество и других мелких налогов.
С 1818 года в Восточной Грузии натуральный церковный налог был заменен денежным. В грузинских княжествах повинности и налоги оставались прежними. С 1826 года пытались упорядочить налоги помещичьих крестьян, но тщетно - до отмены крепостного права налоги эти оставались без изменений. Помещичьи и церковные крестьяне по-прежнему выплачивали государственные налоги деньгами и натурой17. В 1843-1845 годы в Грузии была проведена реформа податной системы, после чего крестьяне всех категорий производили расчет с казной деньгами18.
Эти данные позволяют указать на еще один характерный аспект налогообложения ранних государств: заметное видовое разнообразие принудительных платежей и предшествовавших им форм принудительных изъятий.
Составной частью истории налогов и сборов Грузии является правовое регулирование налогообложения не только при царской России, но в годы СССР.
Важность соответствующих периодов истории обусловлена в частности тем, что в отдельных случаях был предусмотрен специальный режим для Грузии. Так, в ст. 2 Устава о прямых налогах (изд. 1893 г.) предусмотрено, что подымная подать и поземельные сборы в Закавказском крае взимаются на основании особых правил, а поземельный сбор в Карской области, в Батуми и Артвинском округе Кутаисской губернии взимаются по приложенным к уставу правилам.
Значительная часть прежних налогов Грузии предусматривала натуральную форму оплаты. Как и в других государствах, некоторые налоги являлись наследием татаро-монгольского ига19.
Если первое (натуральная форма) осталось в прошлом, то второе (внешнее происхождение) можно наблюдать и сегодня. Правда, несколько изменилась природа принудительных платежей. Изначально, они были привнесены завоевателями, а сегодня уже независимые государства стали использовать существующие модели принудительного изъятия денежных средств. Примером тому НДС и акциз. НДС является относительно новым налогом и имеет французские корни20. Аналоги акциза можно встретить в истории Древнего Египта21.
Возможно, внешнее происхождение имеет и включение в налоговое законодательство Грузии определения понятий «налог» и «сбор». Скорее всего, этот подход был заимствован у российского законодателя.
Налоги определены в п. 1 ст. 6 НК Грузии 2010 года как обязательные, безусловные денежные взносы в бюджет, уплачиваемые налогоплательщиком исходя из обязательного, неэквивалентного и безвозмездного характера уплаты. В академических исследованиях акцентируется внимание именно на их обязательном характере22.
Отдельно, в п. 3 ст. 8 НК Грузии, определен термин «косвенный налог» — налог (НДС, акциз, налог на импорт), устанавливаемый в виде надбавки к цене поставленных (импортированных) товаров или/и оказанных услуг и уплачиваемый потребителем (импортером) при приобретении (импорте) товаров или/и услуг по цене, увеличенной на сумму этого налога.
17 См.: Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. V. Грузия в XIX веке / ред. М.М. Гаприндашвили, О.К. Жор-дания. Тб.: Мецниереба, 1990. С. 28-29, 82.
18 См.: Орджоникидзе Э.А. Эволюция аграрных отношений в Грузии (дореформенный период XIX века). Автореф. дис. ... д.и.н. Тб., 1983. С. 28.
19 См.: ^¿з^ЬоЗзо^о о. ф. III. œ&.: œ&o^obob ^БоздбЬофдфоЬ Ö5aoaöo9^&5, 1982. аз. 72-73, 82, 117, 137-138.
20 См.: Sullivan C.K. The Tax on Value Added. Columbia Un-ty Press, 1966. P. 50.
21 См.: Гензель П. Очерки по исторш финансовъ. Вып. перв.: Древнш мiръ. М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913. С. 29.
22 См.: Ъ. b5b<<g^<-b50g^66g< ф^боЗБ^^д&оЬ 0о^оЬ а^Зоудбд&оЬ ОЗО^о^бго&оЬ
а^о&о 0д^5боЪ0оЬ Зо6<&д&9о. фоЬдбф^зо^. дз<Б<0озоЬ
030бод6з&5ш5 з^бфоф^фоЬ Ь50д0бод6< Ь^боЬЬоЬ. œ&., 2006. аз. 27.
Под сборами, в силу ст. 1 Закона 1998 года «О системе сборов», понимаются обязательные платежи в бюджет, уплачиваемые физическими и юридическими лицами, а также товариществами за предоставление им государственными органами или органами местного самоуправления права на осуществление ими определенной законом деятельности и/или права на пользование, а также за оказание государственными органами или органами местного самоуправления определенных услуг.
В этих определениях можно заметить сходство с положениями налоговых кодексов постсоветского пространства, в том числе в том, что определение налога, как и в случае, например, с п. 1 ст. 8 НК РФ 1998 года и п. 1 ст. 6 НК Молдавии 1997 года, содержится не в статье с разъяснением используемых терминов.
В ст. 1 Закона 1998 года «О государственной пошлине» одноименная пошлина признается взносом в бюджеты Грузии, уплачиваемым физическими и юридическими лицами за выполнение государством в соответствии с их интересами юридических действий и выдачу надлежащих документов.
Наличие государственной пошлины в составе налогов и сборов Грузии подтверждает тезис о том, что несмотря на европейский ориентир развития в постсоветский период, правовая и государственная система грузинского государства все же сохраняет тесную связь с правовыми системами многих других государств бывшего советского пространства. Она прослеживается в сходной структуре системы права, юридической технике, правовом мышлении и культуре23.
Дело в том, что за пределами постсоветского пространства трудно найти аналог государственной пошлины. Обращение, в частности, к положениям Ордонанса Гонконга 1981 года «О гербовой пошлине» показывает, что одноименная пошлина (англ. - stamp duty) не является аналогом государственной пошлины в чистом виде.
В советский период, как и в других республиках, в Грузии взималось несколько видов налогов. Их состав иллюстрируется структурой доходов государственного бюджета Грузинской ССР, которая включала в себя налог с оборота, подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий и организаций, государственные налоги с населения (подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, другие виды подоходного налога и плата за патенты), местные налоги и сборы (государственная пошлина, налог с владельцев строений и земельный налог)24.
В настоящее время налоги и сборы подразделяются в Грузии на общегосударственные и местные.
В п. 4 ст. 6 НК Грузии предусмотрено, что местным налогом является налог, установленный кодексом и введенный нормативным актом представительного органа местного самоуправления (в рамках предельных ставок), уплата которого обязательна на территории местной самоуправляющейся единицы. В Законе «О системе сборов» такого указания нет.
Перечни представлены в п. 5 и 6 ст. 6 НК Грузии и в п. 2 и 3 ст. 5 Закона «О системе сборов».
Государственная пошлина, в силу п. 2 ст. 5 Закона «О системе сборов», относится к общегосударственным сборам. Интересно, что если для обозначения сборов используется термин «8гоЬбз^д&д^>о», то для обозначения государственной пошлины - «&5^о». В словарях второй термин переводится только со значением пошлины25.
Можно предположить, что сформированная система налогов и сборов предопределила состав источников правового регулирования, имеющих национальную природу. В свою очередь, нормативное разграничение налогов и сборов предопределяет то, что специальными законами о сборах регламентируются, в том числе, ставки и объекты обложения.
23 См.: Макили-Алиев К. Влияние международного права прав человека на конституционное право в Азербайджанской Республике, Республике Молдова и Грузии. Дис. ... д. хабилитат права. Кишинэу, 2015. С. 176.
24 См.: Государственный бюджет СССР. 1990: Крат. стат. сб. / Министерство финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 89-90.
25 См.: 3563535 0.5. 003^3 ¿¿бго^^-б^Ь^^о ^3^03060. го5.: 2,5б5го^з&5, 1965. ^3. 35.
Международные договоры не устанавливают налоги. Вместе с тем, отдельные из них регламентируют порядок применения принудительных платежей. В их числе ГАТТ (Женева, 1947 г., Марракеш, 1994 г.), Соглашение о выполнении ст. VI ГАТТ (Марракеш, 1994 г.), Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашение по защитным мерам (Марракеш, 1994 г.).
Значение трех последних международных договоров ограничено, поскольку в Грузии не применяются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины26.
На постсоветском пространстве аналогичный подход принят, по всей видимости, только в Азербайджане и Туркмении. Прибалтийские государства не устанавливают эти пошлины, поскольку после вступления в ЕС соответствующее национальное законодательство применению не подлежит, но их взимание, взыскание и возврат находится в ведении таможенных органов.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, в силу ст. 7 Закона Абхазии 2001 года «О таможенном тарифе», имеют статус особых видов. Они упоминаются также в ст. 9 и 11 этого закона.
При этом опыт различных государств и территорий показывает, что наличие правовых предписаний не означает, что особые виды пошлин могут быть применены. Препятствием тому могут стать и экономические, и политические причины27. Это замечание, наверное, вполне уместно в случае с Абхазией.
В отличие от НК Грузии, в ст. 2 Закона 1994 года «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия» дано обобщающее определение налога, сбора, пошлины и другого платежа, по аналогии с определением ст. 2 Закона РФ 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемого плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В ст. 1 Закона Абхазии 2000 года «О государственной пошлине» представлено определение этой пошлины, по содержанию идентичное тому, что содержится в одноименном законе Грузии.
В ст. 15 Закона «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия» налоги и сборы разделены на республиканские и местные. Их объемные, как и в прототипе, перечни представлены ст. 16 и 17.
Аналогичное подразделение предусмотрено ст. 13-15 НК Южной Осетии 2015 года, но разработаны эти установления на основе ст. 12, 13 и 15 НК РФ; естественно (в силу площади территории), без выделения региональных налогов.
При ознакомлении с этими перечнями можно предположить, что, хотя очевидна ограниченная налоговая база, в Абхазии и Южной Осетии руководствовались весьма дискуссионным принципом множественности налогов. В результате, характерный аспект налогообложения ранних государств, заключающийся в заметном видовом разнообразии принудительных платежей, находит свое проявление и сегодня.
В данном случае, важно подчеркнуть, что в настоящее время правовое регулирование налогов и сборов в Абхазии и Южной Осетии осуществляется независимо от Грузии.
Объединяет Грузию, Абхазию и Южную Осетию то, что на этих территориях нет национальной специфики состава налогов и сборов. Хотя, возможны и некоторые оговорки.
Из ст. 735 Устава о прямых налогах (изд. 1903 г.) следует, что инородцы мусульманского исповедания, принадлежащие к туземному населению Терской и Кубанской областей и Закавказья, инородцы, входящие в состав туземного населения Ставропольской губернии (трухмены, нагайцы, каранагайцы, калмыки и прочие подобные сим инородцы), жители Закавказского края: инголийцы-христиане и мусульмане, курды и езиды, а равно абхазцы-христиане Сухумского округа Кутаисской губернии облагались, взамен поставки новобранцев, особым денежным сбором в доход государственного казначейства.
26 Cm.: G/ADP/N/193/GEO. 2011, 31 Oct.
27 Cm.: Komuro N. Japan's First Antidumping Measures in the Ferro-Silico-Manganese Case // Journal of World Trade. 1993. Vol. 27. No. 3. P. 5.
Отголоски прошлого нашли отражение в современном законодательстве Грузии о сборах. В п. 2 ст. 5 Закона «О системе сборов» к общегосударственным сборам отнесен, в том числе, сбор за отсрочку от обязательной военной службы. В ст. 5 Закона 2002 года «О сборе за отсрочку от обязательной военной службы» предусмотрено, что:
- сбор для лица, подлежащего призыву, составляет 2 000 лари на 18 месяцев (п. 1);
- правом, предусмотренным пунктом первым, может воспользоваться дважды лицо, не старше 25-летнего возраста (п. 2).
В советские годы срочная служба в армии не была популярна среди молодежи Грузинской ССР. Можно предположить, что это было выражением духа независимости государства и неприятия советской власти. Однако, раз уж такой сбор применяется сегодня, то дело не в национальном самосознании.
Этот пример претендует на статус национальной специфики, но, безусловно, требует изучения оценки грузинских ученых.
По состоянию на начало XXI века в Грузии применялось значительное количество различных налогов и сборов. Их разнообразие достаточно иллюстративно представлено в Решении Экономического совета СНГ 2004 года «Об обзоре торговой политики Грузии».
После «революции роз» была проведена работа по уменьшению количества налогов и сборов. В этой связи в публикациях указывается различное их количество28. Правовым ориентиром, по аналогии с советским периодом истории, можно считать ст. 26 БК Грузии 2009 года, в которой представлен перечень отмененных налогов.
В п. 4 ст. 9 НК Грузии 2004 года было предусмотрено пять общегосударственных налогов и в п. 5 той же статьи - два местных.
На сегодняшний день к общегосударственным налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акциз и налог на импорт и один местный налог - налог на имущество. Этот перечень показывает, что, вместе с тенденцией минимизации, в Грузии, в отличие, например, от Андорры и Монако, не стали отказываться и от классических налогов29.
В части налога на имущество следует обратить внимание на то, что в разд. IX «Местные налоги» НК Грузии одна глава - гл. XXIX «Налог на имущество». В п. 1 ст. 200 определено, что термин «имущество» означает налогооблагаемое имущество и землю. В последующих пунктах этой статьи раскрывается значение терминов, связанных с категориями земель, и термин «местонахождение налогооблагаемого имущества». Из определения последнего следует, что налогооблагаемым является недвижимое и движимое имущество. Несмотря на то, что имеется в виду один налог, в гл. XXIX по две статьи о налогоплательщиках и объектах налогообложения, и о налоговых ставках. Одна группа статей (201 и 202) относится к налогу на имущество, а другая (203 и 204) - к налогу на имущество с земли.
Фактическое количество налогов Грузии требует дополнительной проработки на предмет «смены вывески». По мнению исследователей, остались скрытые налоги30. Так, раньше местными налогами были налог на имущество и налог на игорный бизнес. Теперь налог на игорный бизнес в НК Грузии не упоминается, но принят Закон «О сборе на игорный бизнес» и одноименный сбор в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона 2006 года «О системе сборов» отнесен к местным.
28 См.: Ногаидели З. Грузия: стратегическое видение и важнейшие приоритеты финансовой реформы на 2004 г. // Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы (материалы межд. конференции). М.: изд. Ин-та экономики переходного периода, 2004. С. 158; Демократический транзит: модели развития стран Южного Кавказа / под общ. ред. В.А. Кулика. Киев: ЦИПГО, 2013. С. 20; Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось? М.: Юнайтед Пресс, 2011. С. 37.
29 См.: Eccardt T.M. Secrets of the Seven Smallest States of Europe. Hippocrene Books, Inc., 2005. P. 44.
30 См.: 0дЬЬо9зо^о ф. Ь^бгозд^оЬ Ь5й5ф5Ь.ъЬ5фо ЬоЬфд05 дзобо0озоЬ
Зобо&д&Зо // Ь^дбго^ЗобоЬо &оЪБдЬоЬ го5б50дф6озд З6о&^д0д&о ф5
^¿Бзогойбд&оЬ $дБфдБзод&о. Ь^дбго^ЗобоЬо Ь50дзБод6о-З6.ь^оз^^о Зоб<дд6дбзо5 6-7 ¿Збо^о, 2012 гов., 2012. 53. 364.
Итак, следует констатировать, что у Грузии богатая история налогообложения, но большинство прототипов принудительных платежей осталось в прошлом. Исключение представлено разве что поземельным налогом / сбором, современным аналогом которого можно считать налог на имущество. Составной частью этой истории является правовое регулирование не только при царской России, но и в годы СССР. При указании в различных источниках на принудительные платежи прошлого заметно смешение категорий «дань», «повинность», «подать». Применение НДС и акцизов на сегодняшний день не образует специфики состава налогов. Количество налогов, предусмотренное налоговым кодексом, не является определяющим для формирования перечня взимаемых в государстве или территории налогов и сборов. Автоматическое заимствование (рецепция) создает условия множественности форм обложения без учета фактической налоговой базы. Реализация принципа самоопределения народов влечет необходимость формирования собственной системы налогов и сборов.
Библиографический список
1. Eccardt T.M. Secrets of the Seven Smallest States of Europe. Hippocrene Books, Inc., 2005.
2. Komuro N. Japan's First Antidumping Measures in the Ferro-Silico-Manganese Case // Journal of World Trade. 1993. Vol. 27. No. 3.
3. Samson W.D. History of Taxation / by A. Lymer, J. Hasseldine. Kluwer Academic Publ., 2002.
4. Sullivan C.K. The Tax on Value Added. Columbia Un-ty Press, 1966.
5. Аргун Р.О., Шанава А.Б. К.П. Патканов, и его взгляд на «древнюю историю Грузии» / Критические заметки. Вып. 1. Сухум, 2014.
6. Археология СССР с древнейших времен до средневековья. В 20-ти т. Т. 8. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии / отв. ред. Г.А. Кошеленко. М.: Наука, 1985.
7. Бердзенишвили Н.А., Дондуа В.Д., Думбадзе М.К., и др. История Грузии с древнейших времен до 60-х годов XIX века: уч. пособие. Тб.: гос. изд. учебно-пед. лит., 1962.
8. Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось? М.: Юнайтед Пресс, 2011.
9. Гензель П. Очерки по исторш финансовъ. Вып. перв.: Древнш мiръ. М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913.
10. Горгиджанидзе П. История Грузии / пер. Р.К. Кикнадзе, В.С. Путуридзе. Тб.: Мецниереба, 1990.
11. Государственный бюджет СССР. 1990: Крат. стат. сб. / Министерство финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1990.
12. Демократический транзит: модели развития стран Южного Кавказа / под общ. ред. В.А. Кулика. Киев: ЦИПГО, 2013.
13. Дзидзария Г.А. Труды. В 3-х т. Т. I. Сухум: Дом печати, 2014.
14. История России (1796-1881 гг.) / сост. В.И. Грубов: уч.-методические материалы. 2-е изд. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013.
15. Какабадзе С.С. Грузинские документы Ин-та народов Азии АН СССР. М.: Наука, 1967.
16. Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 6. Специальные курсы. М.: Мысль, 1989.
17. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х т. Т. 1. Майкоп: Афиша, 2006.
18. Макили-Алиев К. Влияние международного права прав человека на конституционное право в Азербайджанской Республике, Республике Молдова и Грузии. Дис. ... д. хабили-тат права. Кишинэу, 2015.
19. Ногаидели З. Грузия: стратегическое видение и важнейшие приоритеты финансовой реформы на 2004 г. // Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы (материалы межд. конференции). М.: изд. Ин-та экономики переходного периода, 2004.
20. Орбели Р.Р. Грузинские рукописи Ин-та востоковедения. Вып. I. М.-Л.: изд. АН СССР, 1956.
21. Орджоникидзе Э.А. Эволюция аграрных отношений в Грузии (дореформенный период XIX века). Автореф. дис. ... д.и.н. Тб., 1983.
22. Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 1. Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / ред. Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе. Тб.: Мецниереба, 1989.
23. Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 2. Грузия в IV-X веках / ред. М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили. Тб.: Мецниереба, 1988.
24. Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. V. Грузия в XIX веке / ред. М.М. Гаприндашвили, О.К. Жордания. Тб.: Мецниереба, 1990.
25. Памятник эриставов / пер. С.С. Какабадзе. Тб.: Мецниереба, 1979.
26. ЭдЬЬоЗзо^о ф. bö^öftrnßg^rob Ьб^бфбЬбЬбф« ЬоЬ^дЗб дзгобгобозоЬ ft^ro&ö^o'bößoob Зо^го5д5Зо // й^го&б^оЪб^об, Ьбд^шбЗго^оЬго &оЪбдЬоЬ гобббЭдф^гозд З^го5^дЭд5о
фб ^ббзошб^д&оЬ 0дбфдббод5о. Ьбд^шбЗго^оЬго Ьббд^бод^го-З^ъ^оЗ^^о
З^бдд^дб^об 6-7 ¿З^о^о, 2012 ^д^о. го&., 2012.
27. го^гобз^оЗд Ъ. фббоЗб^^д&оЬ Эо^оЬ ^бЭ«удбд&оЬ ддд^^о^б^&оЬ ö3ö^^g&ob &Ъд5о ^Эд^^бдго ЭдJöбoЪЭob Ь^^^уго^оЬ Зо^го&д&Зо. фobд^ö¿6o¿. дзгoбгoЭoзob Эд^бод^д&бшб з^фоф^оЬ ^Эдббод^го böftobbob. ш&., 2006.
28. ЗбЗоз^Зд Ъ. гоьэ^^^о ö^gftob ф^зш^д&о, ^го^го^б böob^roftoro ^yöftro // b^bftgro-фб^з^дго ЭдЪго&д^ ^Ьд^Э^одгогоб эдгоЗго^офоз^^о oбöдftдbд5ob з^дд^Зо. öjöftob фдфöböЭЗгo&^гobшöб фö&ft^бд&ob 130 ^^оьшьзоь^фэо ЭоЗ^збо^о böдftшöЗгoftobгo-böЭд6бoдftгo зго6эд^66ооь Э^б^дво. &бш^Эо, 2009.
29. х^ЬоЗзо^о о. шЬЪ^^д&бшб. 12-фгоЭд^^о. ф. III. ш&.: ro5o^>obob ^бoздftboöдöob ^бЭоЭбдЭ^го&б, 1982.