Научная статья на тему 'Система налогов и сборов Грузии: прошлое и настоящее'

Система налогов и сборов Грузии: прошлое и настоящее Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
998
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / РОССИЯ / ГРУЗИЯ / КОДЕКС / ЗАКОН / НАЛОГ / ПОШЛИНА / СБОР

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шепенко Роман Алексеевич

С провозглашением в начале 90-х годов XX века независимости, бывшие республики Советского Союза начали формирование собственных налоговых систем, неотъемлемой частью которых являются различные принудительные платежи. Можно было ожидать, что в новых государствах должны были использовать исключительно западные шаблоны, но текущие нормативные основы налогообложения показывают, что это далеко не так. В настоящей статье предпринята попытка рассмотрения сложившейся системы налогов и сборов в Грузии с учетом данных по истории этого государства и правовому регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The System of Taxes and Levies in Georgia: Past and Present

With the proclamation of independence in the early 1990s, the former Soviet republics began forming their own tax systems, of which compulsory payments are an integral part. It could be expected that in the new states only Western templates should be used, but the current regulatory framework for taxation shows that this is far from the case. In this article, an attempt is made to review the existing system of taxes and levies in Georgia, taking into account the data on the history of this state and its legal regulation.

Текст научной работы на тему «Система налогов и сборов Грузии: прошлое и настоящее»

© 2017 г. Р. А. Шепенко

СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ ГРУЗИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Шепенко Роман Алексеевич - профессор кафедры административного и финансового права МГИМО МИД России, д-р юрид. наук.

(E-mail: [email protected])

Государственность в Грузии зародилась в глубокой древности. Археологические материалы (в сочетании с данными письменных источников) позволяют считать, что на территории Колхиды уже с VI века до н.э. формируется классовое общество и государство1. В этих условиях закономерно, что у Грузии богатая история налогов и сборов.

Относящиеся данные иллюстрируют некоторые характерные аспекты налогообложения в ранних государствах и, в частности:

- отсутствие четкой грани между данью (военной контрибуцией) и налогом в современном его понимании;

- одновременное применение трудовой повинности и принудительных платежей;

- наличие так называемых внешних (т.е. привнесенных завоевателями) налогов и сборов.

К. Патканов несколько раз упоминает дань, в том числе царю Парнавазу2. Примерами указаний на дань могут служить следующие извлечения: «"Картлис Цховреба", говоря об установлении административно-территориального деления Картлийского царства, добавляет, что со всех (мест) поступали "дань (подать - "харки") царская и эриставская"»3; «Арабов в Картли интересовала главным образом дань. В VIII в. население Грузии платило арабам, кроме джизьи [налог по одному динару со двора] еще и харадж (поземельный налог), который зависел от размеров земельного участка»4.

В IX-X веках грузинское крестьянство выплачивало господские повинности в виде барщины, которая в то время выражалась как в трудовой повинности, так и в натуральном налоге. В одной из работ представлен перевод документа с перечислением крестьянских повинностей: «Установил барщину - один день весенней пашни, один день жатвы, один день молотьбы; ежели получится 10 гривов, девять гривов владельцу и десятый [крестьянам] Цхеверети»5.

В составленной в начале XV века грузинской родовой хронике ксанских эриставов несколько раз встречается термин «подать». Например, есть следующее указание: «Тогда согласились с ним [эриставом Виршелом] все войска, отправились и поднялись на гору Бехушскую.

1 См.: Археология СССР с древнейших времен до средневековья. В 20-ти т. Т. 8. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии / отв. ред. Г.А. Кошеленко. М.: Наука, 1985. С. 23.

2 См.: Аргун Р.О., Шанава А.Б. К.П. Патканов, и его взгляд на «древнюю историю Грузии» / Критические заметки. Вып. 1. Сухум, 2014. С. 58.

3 Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 1. Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / ред. Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе. Тб.: Мецниереба, 1989. С. 241.

4 Бердзенишвили Н.А., Дондуа В.Д., Думбадзе М.К., и др. История Грузии с древнейших времен до 60-х годов XIX века: уч. пособие. Тб.: гос. изд. учебно-пед. лит., 1962. С. 57.

5 См.: Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 2. Грузия в IV-X веках / ред. М. Лордкипанидзе, Д. Мусхе-лишвили. Тб.: Мецниереба, 1988. С. 149.

И услышали (об этом) нижние двалы - кошкские (и) иосебурцы, тлевцы (и) мугис-велцы, згуберцы (и) рокайцы. Охватил их трепет и прислали заложников, подношения и подать и клятвенно обещались служить верно»6.

На грузинском языке термин «подать» выражен в первоисточнике через слово «йд^ь^о», имеющее значение повинности, оброка7. Это же слово (в русской транскрипции «бегара») используется и применительно к термину «барщина»; термин «бегара» использовался для описания форм крепостной зависимости южных осетин, поселенных на землях, перешедших во владение грузинского царского дома и родственных ему князей Мачабели8.

Представленные данные, с одной стороны, позволяют проводить аналогию с мнением ученых о запутанности терминологии древнерусских налогов, которая считалась наименее изученной сферой явлений нашей древней истории9, а, с другой стороны, подтверждают верность тезиса о том, что в ранних империях, как и платежи налогов, оказание услуг правительству было формой налогообложения10.

Внешние налоги названы в исследованиях по истории, охватывающих период XV-XVIII веков: «Царь [Георгий] прислал придворным Тимура подарки и просительные письма: "Окажите содействие перед государем. Обязуюсь платить джизию и выполнять повинность, приму участие в походах на приграничные страны"»11. Имеются также данные о том, что в XVII веке Абхазия принадлежала к числу стран, выплачивающих Турции «харадж», правда, Г.А. Дзидза-рия считает, что это подушная подать, которой облагались немусульмане12.

Есть указания о налогах и в реестрах османской переписи, относящихся ко второй половине XVI века13.

С.С. Какабадзе представлено описание грузинских документов XI-XIX веков, в том числе налоговых14. Из содержания грамот следует, что в различные периоды в Грузии были установлены как повинности, так и взимались налоги (подушный, торговый, земельный и т.д.).

Р.Р. Орбели представлено описание сборника постановлений, составленного Вахтангом VI в период его управления Картли, вероятно за время с 1704 по 1712 годы. Сборник содержит постановления, касающиеся царских доходов (взимание налогов и натуральной ренты), хозяйства царских поместий, монетного двора и т.д.15

В Манифесте Императора Александра I к грузинскому народу об учреждении внутреннего управления Грузии 1801 года провозглашено: «Все подати с земли вашей повелели мы обращать в пользу вашу, и что за содержанием правления оставаться будет, употреблять на возстановление разоренных городов и селений»16.

6 Памятник эриставов / пер. С.С. Какабадзе. Тб.: Мецниереба, 1979. С. 15.

7 См.: ф. ¿¿бго^^-б^Ь^^о ^gJbojoBo. 0go6g g50oßg05. ro5.:

1984. gß. 101.

8 См.: Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х т. Т. 1. Майкоп: Афиша, 2006. С. 162.

9 См.: Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 6. Специальные курсы. М.: Мысль, 1989. С. 158.

10 См.: Samson W.D. History of Taxation / by A. Lymer, J. Hasseldine. Kluwer Academic Publ., 2002. Р. 21-22.

11 См.: Горгиджанидзе П. История Грузии / пер. Р.К. Кикнадзе, В.С. Путуридзе. Тб.: Мецниереба, 1990. С. 32.

12 См.: Дзидзария Г.А. Труды. В 3-х т. Т. I. Сухум: Дом печати, 2014. С. 174.

13 См.: 3i3o35dg Ъ. 5£>^g6ob ф^згобд&о, Ь5оЬфго6ого // Ьь0Ь6дго-ф^Ь^з^дго Ь^бгозд^го b5bg^0^o<groro5 ^доЗо^о^оз^бо o6^g6gbg&ob Згобфд^ЬфЗо. ¿$5боЬ ф5&6^бд&оЬ 130 ^^оЬго^зоЬ5ф0о 0о0^збо^о Ь^дбгойЗгобоЬго-bi0gß6og6o 3o6<gg6g6ßoob 05bi^g&o. &5го^0о, 2009. ^з. 164.

14 См.: Какабадзе С.С. Грузинские документы Ин-та народов Азии АН СССР. М.: Наука, 1967. С. 503-504.

15 См.: Орбели Р.Р. Грузинские рукописи Ин-та востоковедения. Вып. I. М.-Л.: изд. АН СССР, 1956. С. 103-104.

16 Цит. по: История России (1796-1881 гг.) / сост. В.И. Грубов: уч.-методические материалы. 2-е изд. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013. С. 69.

В первое время после присоединения Грузии к России налоги в основном остались те же: хлебная подать, натуральный оброк, винная подать, денежная подать, подать за выпас скота; в Западной Грузии, наряду с этим, - подать на содержание гарнизона и т.д. Было множество и других мелких налогов.

С 1818 года в Восточной Грузии натуральный церковный налог был заменен денежным. В грузинских княжествах повинности и налоги оставались прежними. С 1826 года пытались упорядочить налоги помещичьих крестьян, но тщетно - до отмены крепостного права налоги эти оставались без изменений. Помещичьи и церковные крестьяне по-прежнему выплачивали государственные налоги деньгами и натурой17. В 1843-1845 годы в Грузии была проведена реформа податной системы, после чего крестьяне всех категорий производили расчет с казной деньгами18.

Эти данные позволяют указать на еще один характерный аспект налогообложения ранних государств: заметное видовое разнообразие принудительных платежей и предшествовавших им форм принудительных изъятий.

Составной частью истории налогов и сборов Грузии является правовое регулирование налогообложения не только при царской России, но в годы СССР.

Важность соответствующих периодов истории обусловлена в частности тем, что в отдельных случаях был предусмотрен специальный режим для Грузии. Так, в ст. 2 Устава о прямых налогах (изд. 1893 г.) предусмотрено, что подымная подать и поземельные сборы в Закавказском крае взимаются на основании особых правил, а поземельный сбор в Карской области, в Батуми и Артвинском округе Кутаисской губернии взимаются по приложенным к уставу правилам.

Значительная часть прежних налогов Грузии предусматривала натуральную форму оплаты. Как и в других государствах, некоторые налоги являлись наследием татаро-монгольского ига19.

Если первое (натуральная форма) осталось в прошлом, то второе (внешнее происхождение) можно наблюдать и сегодня. Правда, несколько изменилась природа принудительных платежей. Изначально, они были привнесены завоевателями, а сегодня уже независимые государства стали использовать существующие модели принудительного изъятия денежных средств. Примером тому НДС и акциз. НДС является относительно новым налогом и имеет французские корни20. Аналоги акциза можно встретить в истории Древнего Египта21.

Возможно, внешнее происхождение имеет и включение в налоговое законодательство Грузии определения понятий «налог» и «сбор». Скорее всего, этот подход был заимствован у российского законодателя.

Налоги определены в п. 1 ст. 6 НК Грузии 2010 года как обязательные, безусловные денежные взносы в бюджет, уплачиваемые налогоплательщиком исходя из обязательного, неэквивалентного и безвозмездного характера уплаты. В академических исследованиях акцентируется внимание именно на их обязательном характере22.

Отдельно, в п. 3 ст. 8 НК Грузии, определен термин «косвенный налог» — налог (НДС, акциз, налог на импорт), устанавливаемый в виде надбавки к цене поставленных (импортированных) товаров или/и оказанных услуг и уплачиваемый потребителем (импортером) при приобретении (импорте) товаров или/и услуг по цене, увеличенной на сумму этого налога.

17 См.: Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. V. Грузия в XIX веке / ред. М.М. Гаприндашвили, О.К. Жор-дания. Тб.: Мецниереба, 1990. С. 28-29, 82.

18 См.: Орджоникидзе Э.А. Эволюция аграрных отношений в Грузии (дореформенный период XIX века). Автореф. дис. ... д.и.н. Тб., 1983. С. 28.

19 См.: ^¿з^ЬоЗзо^о о. ф. III. œ&.: œ&o^obob ^БоздбЬофдфоЬ Ö5aoaöo9^&5, 1982. аз. 72-73, 82, 117, 137-138.

20 См.: Sullivan C.K. The Tax on Value Added. Columbia Un-ty Press, 1966. P. 50.

21 См.: Гензель П. Очерки по исторш финансовъ. Вып. перв.: Древнш мiръ. М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913. С. 29.

22 См.: Ъ. b5b<<g^<-b50g^66g< ф^боЗБ^^д&оЬ 0о^оЬ а^Зоудбд&оЬ ОЗО^о^бго&оЬ

а^о&о 0д^5боЪ0оЬ Зо6<&д&9о. фоЬдбф^зо^. дз<Б<0озоЬ

030бод6з&5ш5 з^бфоф^фоЬ Ь50д0бод6< Ь^боЬЬоЬ. œ&., 2006. аз. 27.

Под сборами, в силу ст. 1 Закона 1998 года «О системе сборов», понимаются обязательные платежи в бюджет, уплачиваемые физическими и юридическими лицами, а также товариществами за предоставление им государственными органами или органами местного самоуправления права на осуществление ими определенной законом деятельности и/или права на пользование, а также за оказание государственными органами или органами местного самоуправления определенных услуг.

В этих определениях можно заметить сходство с положениями налоговых кодексов постсоветского пространства, в том числе в том, что определение налога, как и в случае, например, с п. 1 ст. 8 НК РФ 1998 года и п. 1 ст. 6 НК Молдавии 1997 года, содержится не в статье с разъяснением используемых терминов.

В ст. 1 Закона 1998 года «О государственной пошлине» одноименная пошлина признается взносом в бюджеты Грузии, уплачиваемым физическими и юридическими лицами за выполнение государством в соответствии с их интересами юридических действий и выдачу надлежащих документов.

Наличие государственной пошлины в составе налогов и сборов Грузии подтверждает тезис о том, что несмотря на европейский ориентир развития в постсоветский период, правовая и государственная система грузинского государства все же сохраняет тесную связь с правовыми системами многих других государств бывшего советского пространства. Она прослеживается в сходной структуре системы права, юридической технике, правовом мышлении и культуре23.

Дело в том, что за пределами постсоветского пространства трудно найти аналог государственной пошлины. Обращение, в частности, к положениям Ордонанса Гонконга 1981 года «О гербовой пошлине» показывает, что одноименная пошлина (англ. - stamp duty) не является аналогом государственной пошлины в чистом виде.

В советский период, как и в других республиках, в Грузии взималось несколько видов налогов. Их состав иллюстрируется структурой доходов государственного бюджета Грузинской ССР, которая включала в себя налог с оборота, подоходный налог с кооперативных и общественных предприятий и организаций, государственные налоги с населения (подоходный налог, сельскохозяйственный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, другие виды подоходного налога и плата за патенты), местные налоги и сборы (государственная пошлина, налог с владельцев строений и земельный налог)24.

В настоящее время налоги и сборы подразделяются в Грузии на общегосударственные и местные.

В п. 4 ст. 6 НК Грузии предусмотрено, что местным налогом является налог, установленный кодексом и введенный нормативным актом представительного органа местного самоуправления (в рамках предельных ставок), уплата которого обязательна на территории местной самоуправляющейся единицы. В Законе «О системе сборов» такого указания нет.

Перечни представлены в п. 5 и 6 ст. 6 НК Грузии и в п. 2 и 3 ст. 5 Закона «О системе сборов».

Государственная пошлина, в силу п. 2 ст. 5 Закона «О системе сборов», относится к общегосударственным сборам. Интересно, что если для обозначения сборов используется термин «8гоЬбз^д&д^>о», то для обозначения государственной пошлины - «&5^о». В словарях второй термин переводится только со значением пошлины25.

Можно предположить, что сформированная система налогов и сборов предопределила состав источников правового регулирования, имеющих национальную природу. В свою очередь, нормативное разграничение налогов и сборов предопределяет то, что специальными законами о сборах регламентируются, в том числе, ставки и объекты обложения.

23 См.: Макили-Алиев К. Влияние международного права прав человека на конституционное право в Азербайджанской Республике, Республике Молдова и Грузии. Дис. ... д. хабилитат права. Кишинэу, 2015. С. 176.

24 См.: Государственный бюджет СССР. 1990: Крат. стат. сб. / Министерство финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1990. С. 89-90.

25 См.: 3563535 0.5. 003^3 ¿¿бго^^-б^Ь^^о ^3^03060. го5.: 2,5б5го^з&5, 1965. ^3. 35.

Международные договоры не устанавливают налоги. Вместе с тем, отдельные из них регламентируют порядок применения принудительных платежей. В их числе ГАТТ (Женева, 1947 г., Марракеш, 1994 г.), Соглашение о выполнении ст. VI ГАТТ (Марракеш, 1994 г.), Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашение по защитным мерам (Марракеш, 1994 г.).

Значение трех последних международных договоров ограничено, поскольку в Грузии не применяются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины26.

На постсоветском пространстве аналогичный подход принят, по всей видимости, только в Азербайджане и Туркмении. Прибалтийские государства не устанавливают эти пошлины, поскольку после вступления в ЕС соответствующее национальное законодательство применению не подлежит, но их взимание, взыскание и возврат находится в ведении таможенных органов.

Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, в силу ст. 7 Закона Абхазии 2001 года «О таможенном тарифе», имеют статус особых видов. Они упоминаются также в ст. 9 и 11 этого закона.

При этом опыт различных государств и территорий показывает, что наличие правовых предписаний не означает, что особые виды пошлин могут быть применены. Препятствием тому могут стать и экономические, и политические причины27. Это замечание, наверное, вполне уместно в случае с Абхазией.

В отличие от НК Грузии, в ст. 2 Закона 1994 года «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия» дано обобщающее определение налога, сбора, пошлины и другого платежа, по аналогии с определением ст. 2 Закона РФ 1991 года «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», как обязательного взноса в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемого плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. В ст. 1 Закона Абхазии 2000 года «О государственной пошлине» представлено определение этой пошлины, по содержанию идентичное тому, что содержится в одноименном законе Грузии.

В ст. 15 Закона «Об основах налоговой системы в Республике Абхазия» налоги и сборы разделены на республиканские и местные. Их объемные, как и в прототипе, перечни представлены ст. 16 и 17.

Аналогичное подразделение предусмотрено ст. 13-15 НК Южной Осетии 2015 года, но разработаны эти установления на основе ст. 12, 13 и 15 НК РФ; естественно (в силу площади территории), без выделения региональных налогов.

При ознакомлении с этими перечнями можно предположить, что, хотя очевидна ограниченная налоговая база, в Абхазии и Южной Осетии руководствовались весьма дискуссионным принципом множественности налогов. В результате, характерный аспект налогообложения ранних государств, заключающийся в заметном видовом разнообразии принудительных платежей, находит свое проявление и сегодня.

В данном случае, важно подчеркнуть, что в настоящее время правовое регулирование налогов и сборов в Абхазии и Южной Осетии осуществляется независимо от Грузии.

Объединяет Грузию, Абхазию и Южную Осетию то, что на этих территориях нет национальной специфики состава налогов и сборов. Хотя, возможны и некоторые оговорки.

Из ст. 735 Устава о прямых налогах (изд. 1903 г.) следует, что инородцы мусульманского исповедания, принадлежащие к туземному населению Терской и Кубанской областей и Закавказья, инородцы, входящие в состав туземного населения Ставропольской губернии (трухмены, нагайцы, каранагайцы, калмыки и прочие подобные сим инородцы), жители Закавказского края: инголийцы-христиане и мусульмане, курды и езиды, а равно абхазцы-христиане Сухумского округа Кутаисской губернии облагались, взамен поставки новобранцев, особым денежным сбором в доход государственного казначейства.

26 Cm.: G/ADP/N/193/GEO. 2011, 31 Oct.

27 Cm.: Komuro N. Japan's First Antidumping Measures in the Ferro-Silico-Manganese Case // Journal of World Trade. 1993. Vol. 27. No. 3. P. 5.

Отголоски прошлого нашли отражение в современном законодательстве Грузии о сборах. В п. 2 ст. 5 Закона «О системе сборов» к общегосударственным сборам отнесен, в том числе, сбор за отсрочку от обязательной военной службы. В ст. 5 Закона 2002 года «О сборе за отсрочку от обязательной военной службы» предусмотрено, что:

- сбор для лица, подлежащего призыву, составляет 2 000 лари на 18 месяцев (п. 1);

- правом, предусмотренным пунктом первым, может воспользоваться дважды лицо, не старше 25-летнего возраста (п. 2).

В советские годы срочная служба в армии не была популярна среди молодежи Грузинской ССР. Можно предположить, что это было выражением духа независимости государства и неприятия советской власти. Однако, раз уж такой сбор применяется сегодня, то дело не в национальном самосознании.

Этот пример претендует на статус национальной специфики, но, безусловно, требует изучения оценки грузинских ученых.

По состоянию на начало XXI века в Грузии применялось значительное количество различных налогов и сборов. Их разнообразие достаточно иллюстративно представлено в Решении Экономического совета СНГ 2004 года «Об обзоре торговой политики Грузии».

После «революции роз» была проведена работа по уменьшению количества налогов и сборов. В этой связи в публикациях указывается различное их количество28. Правовым ориентиром, по аналогии с советским периодом истории, можно считать ст. 26 БК Грузии 2009 года, в которой представлен перечень отмененных налогов.

В п. 4 ст. 9 НК Грузии 2004 года было предусмотрено пять общегосударственных налогов и в п. 5 той же статьи - два местных.

На сегодняшний день к общегосударственным налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль, НДС, акциз и налог на импорт и один местный налог - налог на имущество. Этот перечень показывает, что, вместе с тенденцией минимизации, в Грузии, в отличие, например, от Андорры и Монако, не стали отказываться и от классических налогов29.

В части налога на имущество следует обратить внимание на то, что в разд. IX «Местные налоги» НК Грузии одна глава - гл. XXIX «Налог на имущество». В п. 1 ст. 200 определено, что термин «имущество» означает налогооблагаемое имущество и землю. В последующих пунктах этой статьи раскрывается значение терминов, связанных с категориями земель, и термин «местонахождение налогооблагаемого имущества». Из определения последнего следует, что налогооблагаемым является недвижимое и движимое имущество. Несмотря на то, что имеется в виду один налог, в гл. XXIX по две статьи о налогоплательщиках и объектах налогообложения, и о налоговых ставках. Одна группа статей (201 и 202) относится к налогу на имущество, а другая (203 и 204) - к налогу на имущество с земли.

Фактическое количество налогов Грузии требует дополнительной проработки на предмет «смены вывески». По мнению исследователей, остались скрытые налоги30. Так, раньше местными налогами были налог на имущество и налог на игорный бизнес. Теперь налог на игорный бизнес в НК Грузии не упоминается, но принят Закон «О сборе на игорный бизнес» и одноименный сбор в соответствии с п. 3 ст. 5 Закона 2006 года «О системе сборов» отнесен к местным.

28 См.: Ногаидели З. Грузия: стратегическое видение и важнейшие приоритеты финансовой реформы на 2004 г. // Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы (материалы межд. конференции). М.: изд. Ин-та экономики переходного периода, 2004. С. 158; Демократический транзит: модели развития стран Южного Кавказа / под общ. ред. В.А. Кулика. Киев: ЦИПГО, 2013. С. 20; Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось? М.: Юнайтед Пресс, 2011. С. 37.

29 См.: Eccardt T.M. Secrets of the Seven Smallest States of Europe. Hippocrene Books, Inc., 2005. P. 44.

30 См.: 0дЬЬо9зо^о ф. Ь^бгозд^оЬ Ь5й5ф5Ь.ъЬ5фо ЬоЬфд05 дзобо0озоЬ

Зобо&д&Зо // Ь^дбго^ЗобоЬо &оЪБдЬоЬ го5б50дф6озд З6о&^д0д&о ф5

^¿Бзогойбд&оЬ $дБфдБзод&о. Ь^дбго^ЗобоЬо Ь50дзБод6о-З6.ь^оз^^о Зоб<дд6дбзо5 6-7 ¿Збо^о, 2012 гов., 2012. 53. 364.

Итак, следует констатировать, что у Грузии богатая история налогообложения, но большинство прототипов принудительных платежей осталось в прошлом. Исключение представлено разве что поземельным налогом / сбором, современным аналогом которого можно считать налог на имущество. Составной частью этой истории является правовое регулирование не только при царской России, но и в годы СССР. При указании в различных источниках на принудительные платежи прошлого заметно смешение категорий «дань», «повинность», «подать». Применение НДС и акцизов на сегодняшний день не образует специфики состава налогов. Количество налогов, предусмотренное налоговым кодексом, не является определяющим для формирования перечня взимаемых в государстве или территории налогов и сборов. Автоматическое заимствование (рецепция) создает условия множественности форм обложения без учета фактической налоговой базы. Реализация принципа самоопределения народов влечет необходимость формирования собственной системы налогов и сборов.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Eccardt T.M. Secrets of the Seven Smallest States of Europe. Hippocrene Books, Inc., 2005.

2. Komuro N. Japan's First Antidumping Measures in the Ferro-Silico-Manganese Case // Journal of World Trade. 1993. Vol. 27. No. 3.

3. Samson W.D. History of Taxation / by A. Lymer, J. Hasseldine. Kluwer Academic Publ., 2002.

4. Sullivan C.K. The Tax on Value Added. Columbia Un-ty Press, 1966.

5. Аргун Р.О., Шанава А.Б. К.П. Патканов, и его взгляд на «древнюю историю Грузии» / Критические заметки. Вып. 1. Сухум, 2014.

6. Археология СССР с древнейших времен до средневековья. В 20-ти т. Т. 8. Древнейшие государства Кавказа и Средней Азии / отв. ред. Г.А. Кошеленко. М.: Наука, 1985.

7. Бердзенишвили Н.А., Дондуа В.Д., Думбадзе М.К., и др. История Грузии с древнейших времен до 60-х годов XIX века: уч. пособие. Тб.: гос. изд. учебно-пед. лит., 1962.

8. Буракова Л.А. Почему у Грузии получилось? М.: Юнайтед Пресс, 2011.

9. Гензель П. Очерки по исторш финансовъ. Вып. перв.: Древнш мiръ. М.: тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1913.

10. Горгиджанидзе П. История Грузии / пер. Р.К. Кикнадзе, В.С. Путуридзе. Тб.: Мецниереба, 1990.

11. Государственный бюджет СССР. 1990: Крат. стат. сб. / Министерство финансов СССР. М.: Финансы и статистика, 1990.

12. Демократический транзит: модели развития стран Южного Кавказа / под общ. ред. В.А. Кулика. Киев: ЦИПГО, 2013.

13. Дзидзария Г.А. Труды. В 3-х т. Т. I. Сухум: Дом печати, 2014.

14. История России (1796-1881 гг.) / сост. В.И. Грубов: уч.-методические материалы. 2-е изд. Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2013.

15. Какабадзе С.С. Грузинские документы Ин-та народов Азии АН СССР. М.: Наука, 1967.

16. Ключевский В.О. Сочинения. В 9-ти т. Т. 6. Специальные курсы. М.: Мысль, 1989.

17. Ковалевский М. Закон и обычай на Кавказе. В 2-х т. Т. 1. Майкоп: Афиша, 2006.

18. Макили-Алиев К. Влияние международного права прав человека на конституционное право в Азербайджанской Республике, Республике Молдова и Грузии. Дис. ... д. хабили-тат права. Кишинэу, 2015.

19. Ногаидели З. Грузия: стратегическое видение и важнейшие приоритеты финансовой реформы на 2004 г. // Социально-экономическая трансформация в странах СНГ: достижения и проблемы (материалы межд. конференции). М.: изд. Ин-та экономики переходного периода, 2004.

20. Орбели Р.Р. Грузинские рукописи Ин-та востоковедения. Вып. I. М.-Л.: изд. АН СССР, 1956.

21. Орджоникидзе Э.А. Эволюция аграрных отношений в Грузии (дореформенный период XIX века). Автореф. дис. ... д.и.н. Тб., 1983.

22. Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 1. Грузия с древнейших времен до IV в.н.э. / ред. Г. Меликишвили, О. Лордкипанидзе. Тб.: Мецниереба, 1989.

23. Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. 2. Грузия в IV-X веках / ред. М. Лордкипанидзе, Д. Мусхелишвили. Тб.: Мецниереба, 1988.

24. Очерки истории Грузии. В 8-ми т. Т. V. Грузия в XIX веке / ред. М.М. Гаприндашвили, О.К. Жордания. Тб.: Мецниереба, 1990.

25. Памятник эриставов / пер. С.С. Какабадзе. Тб.: Мецниереба, 1979.

26. ЭдЬЬоЗзо^о ф. bö^öftrnßg^rob Ьб^бфбЬбЬбф« ЬоЬ^дЗб дзгобгобозоЬ ft^ro&ö^o'bößoob Зо^го5д5Зо // й^го&б^оЪб^об, Ьбд^шбЗго^оЬго &оЪбдЬоЬ гобббЭдф^гозд З^го5^дЭд5о

фб ^ббзошб^д&оЬ 0дбфдббод5о. Ьбд^шбЗго^оЬго Ьббд^бод^го-З^ъ^оЗ^^о

З^бдд^дб^об 6-7 ¿З^о^о, 2012 ^д^о. го&., 2012.

27. го^гобз^оЗд Ъ. фббоЗб^^д&оЬ Эо^оЬ ^бЭ«удбд&оЬ ддд^^о^б^&оЬ ö3ö^^g&ob &Ъд5о ^Эд^^бдго ЭдJöбoЪЭob Ь^^^уго^оЬ Зо^го&д&Зо. фobд^ö¿6o¿. дзгoбгoЭoзob Эд^бод^д&бшб з^фоф^оЬ ^Эдббод^го böftobbob. ш&., 2006.

28. ЗбЗоз^Зд Ъ. гоьэ^^^о ö^gftob ф^зш^д&о, ^го^го^б böob^roftoro ^yöftro // b^bftgro-фб^з^дго ЭдЪго&д^ ^Ьд^Э^одгогоб эдгоЗго^офоз^^о oбöдftдbд5ob з^дд^Зо. öjöftob фдфöböЭЗгo&^гobшöб фö&ft^бд&ob 130 ^^оьшьзоь^фэо ЭоЗ^збо^о böдftшöЗгoftobгo-böЭд6бoдftгo зго6эд^66ооь Э^б^дво. &бш^Эо, 2009.

29. х^ЬоЗзо^о о. шЬЪ^^д&бшб. 12-фгоЭд^^о. ф. III. ш&.: ro5o^>obob ^бoздftboöдöob ^бЭоЭбдЭ^го&б, 1982.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.