Научная статья на тему 'Система мотивов в альбоме группы «Nautilus Pompilius» «Яблокитай»'

Система мотивов в альбоме группы «Nautilus Pompilius» «Яблокитай» Текст научной статьи по специальности «Поэзия»

CC BY
299
38
Поделиться
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Система мотивов в альбоме группы «Nautilus Pompilius» «Яблокитай»»

Е.В. КОРНЕЕВА Елец

СИСТЕМА МОТИВОВ В АЛЬБОМЕ ГРУППЫ «NAUTILUS POMPILIUS» «ЯБЛОКИТАЙ»

Данная работа - попытка постижения особенностей мироощущения лирического героя альбома «Яблокитай» с помощью анализа мотивной структуры текстов, автором которых является И. Кормильцев, создавший большинство произведений и для других альбомов «Nautilusa» и выразивший мироощущение и этой группы, и определенного поколения.

Современные исследования позволяют соотносить альбомы рок-текстов с лирическими циклами: «Альбом в рок-культуре обладает всеми основными особенностями, присущими лирическому циклу: это в подавляющем большинстве случаев авторские контексты; единство композиций, входящих в альбом, обусловлено авторским замыслом; отношения между отдельными композициями и альбомом можно рассматривать как отношения между элементом и системой; альбом озаглавлен самим автором»1. Именно так мы будем рассматривать альбом группы «NAUTILUS POMPILIUS» «Яблокитай», который составляют десять текстов, объединенных несколькими мотивами, служащими цели создания особой картины мира и образа лирического героя. В цикле отчетливо звучит мотив смерти, подчиняющий себе и другие важные мотивы. Поскольку «мотив в альбоме может выступать знаком модели мироощущения героя, а расположение мотива в альбоме может указывать на его значимость для всего цикла»2, актуализация уже в первом тексте мотива смерти является показателем его значимости для выражения основной идеи всего комплекса.

Также концептуальными являются в альбоме мотивы пути - движения к смерти, одиночества как важного состояния лирического субъекта, ночи - времени странствий, самоубийства, которое порой представляется герою весьма желанным, любви, которая несет боль; лишь в наиболее «светлом» стихотворении альбома «Атлантида» мотив любви имеет позитивное звучание: «Мы любили друг друга потому и спаслись».

Вероятно, это один из тех случаев наименования цикла, когда заглавие всего альбома эксплицитно не выражено в заглавиях входящих в него отдельных произведений. Альбом, получивший название «Яблокитай» («так в вольном переводе создателей альбома выглядит простое русское слово апельсин»3), на наш взгляд, является воплощением основных мотивов творчества группы «NAUTILUS POMPILIUS».

Последнее стихотворение цикла носит заглавие «Апельсиновый день»; вероятно, заглавие «Яблокитай» давало возможность эксплицировать тему таинственного мира, где царит повторяемость событий, несущих страдание герою, толкающих его к смерти. Одна из тем альбома - круговорот жизни и смерти.

1 Доманский Ю. В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: текст и контекст. 3. Тверь, 2000. С.100.

2 Там же. С.114.

3 NAUTILUS POMPILIUS: Введение в наутилусоведение. М., 1997. С.387.

В стихотворении «Странники в ночи» доминантными являются мотивы пути, ночи и смерти (под мотивом мы понимаем «любой феномен, любое смысловое “пятно” - событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.»4): словно странники в ночи мы по улице прошли и расстались навсегда словно странники в ночи

в чем был смысл этих встреч я не знаю хоть убей -<...>

но я знаю мы умрем5.

Концептуальные слова в этом тексте встречаются определенное количество раз: ночь (6), странники (6), умрем (2), путем (2), расстались (2), встретиться (2), правда, один раз используется однокоренное слово «встреч». Вообще, все стихотворения альбома - это фиксация состояний, размышлений лирического субъекта, ранимого, болезненно чувствующего одиночество и собственную неприкаянность в мире. Мир в его восприятии - это ночь, люди - странники, не имеющие смысла и цели существования; единственная данность - это смерть, которая разлучит уже далеких, не узнающих друг друга людей: но я верю мы умрем чтобы встретиться опять и по улице пройти и друг друга не узнать

и пойти своим путем (словно странники в ночи) не жалея ни о чем (словно странники в ночи) (С.312)

Текст представляет собой ряд повторов, но важно, что во второй части лирический субъект меняет одно слово: вместо «знаю» - «верю» (мы умрем). Жизнь для него настолько тягостна, что лишь вера в смерть, в конечность подобного существования утешает его. Частотность употребления слов «ночь», «странники» служит цели репрезентации темы смерти и утверждает в мысли: жизнь человека - это странствие в ночи, путь к небытию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В стихотворении «Нежный вампир» развивается мотив смерти: само заглавие имплицирует его - представления о вампирах как о неживых, но живущих и уничтожающих других, естественно отсылает к теме умирания, страшного ухода. «Вампирами становились “нечистые” покойники - преступники, самоубийцы, умершие преждевременной смертью и погибшие от укусов вампиров»6. Однако в данном тексте лирический герой - вампир - представляет смерть как спасение той, кому адресована его речь:

4 Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. М., 1993. С.30.

5 NAUTILUS POMPILIUS: Введение в наутилусоведение. М., 1997. С.311—312. Далее ссылки на это издание даются в тексте с указанием страницы.

6 Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. М., 1998. Т. 1. С.212.

дать тебе силу дать тебе власть целовать тебя в шею целовать тебя всласть (С.308)

Адресат противопоставляется другим:

подруги твои нюхают клей с каждым днем они становятся немного глупей в этой стране вязкой как грязь ты можешь стать толстой ты можешь пропасть

но я разожгу огонь твоих глаз я даю тебе силу даю тебе власть я делаю тебя не такою как все (С.309)

Спасение от этого мира - превращение в вампира. Важно, что лирический герой - «таинственный гость» - сравнивает себя с «нежным вампиром», «невинным ребенком» и даже ощущает себя «агнцем на закланье».

В стихотворении «Сестры печали» мотив смерти актуализируется через мотив самоубийства и получает реализацию в ряде выражений: «со смертью назначена встреча», «готовятся к страшным прыжкам». Смерть связывается с водой. В мифологических представлениях разных народов «водная бездна или олицетворяющее эту бездну чудище - олицетворение опасности или метафора смерти...<...> являя собой начало всех вещей, вода знаменует их финал, ибо с ней связан (в эсхатологических мифах) мотив потопа»7. Носитель речи знает некую тайну, он знаком с сестрами печали и теперь рассказывает о них кому-то:

кто-то нежно кладет тебе руки на плечи и подносит огонь к побелевшим губам это сестры печали живущие в ивах их глаза словно свечи а волос туман (С.310-311)

В стихотворении возникает мифологизированный образ таинственных существ, провожающих человека в последний путь, идущих за ним до конца. Важно сравнение «сестры печали внезапны как дождь», которое репрезентирует мотив воды-смерти; причем, эти таинственные провожатые противопоставляются неким «женам радости», которые «пьют твое время как воду» и им «в тягость дороги свободы» - дороги смерти. Можно предположить, что сестры печали -это русалки, ведь русалки в представлении славянских народов связаны с миром мертвых - с водой - враждебны людям - способны заманить; под влиянием христианства их стали отождествлять с покойниками, умершими неестественной смертью. Важно, что русалками, согласно народным представлениям, становились преимущественно утопленницы или некрещеные дети, «образ русалки связан одновременно с водой и растительностью» : таинственные девы живут в ивах - растениях, традиционно связанных с водой. Данный текст - еще одна вариация пути к смерти, которая предстает как ночевка у сестер печали:

Передай им привет и останься у них ночевать (С.311)

7 Там же. С.240.

8 Там же. Т.2. С.390.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поскольку вода - «одна из фундаментальных стихий мироздания»9 возвращение в ее лоно может восприниматься как нечто позитивное, благостное. Подобное отношение к водной стихии испытывает субъект речи в стихотворении «Атлантида». Мотив воды актуализируется уже в самом заглавии: Атлантида - легендарный остров к западу от Гибралтара, согласно Платону, рассказавшему историю этого государства в диалогах «Тимей» и «Критий», во время невиданных землетрясений и наводнений за одни ужасные сутки исчез, погрузившись в пучину. В последующие эпохи этот образ стал символом ушедшего прекрасного мира. Для лирического субъекта возвращение туда возможно лишь ночью (время странствий) и связано с чувством любви. Атлантида предстает как благое место, зовущее и притягивающее к себе:

я так ждал тебя долгих десять тысячелетий

чтоб вернуться с тобой в Атлантиду обратно (С.307)

Картина мира, предстающая перед нами в альбоме «Яблокитай», напоминает картину мира, традиционную для экзистенциализма: субъект речи фиксирует свою заброшенность, покинутость, болезненно ощущает свое одиночество и одиночество вообще. Частотны мотивы смерти, страдания, болезни, одиночества, и мучает носителя речи именно вопрос: «В чем был смысл этих встреч?» а также «зачем и куда едет поезд?» В стихотворении «Девятый скотч» возникает аллюзия к тексту группы «Машина времени» «Вагонные споры» с характерными для него мотивами «жизнь - поезд», «жизнь - перрон», что находит воплощение и в других текстах альбома («Во время дождя», «Апельсиновый день).

В стихотворении «Девятый скотч» лирический субъект предстает как традиционный герой экзистенциальных произведений: он одинок, ощущает впереди пропасть, к которой движется поезд-жизнь сквозь «черную степь» и «темные горы». Действие разворачивается в баре, но герой воспринимает все как поездку в вагоне «в города где никто нас / не ждет на перроне». Легко реконструировать его мировосприятие: жизнь - это поезд, но смысл его движения никому не дано узнать, именно это вызывает страдания лирического героя. Явственно звучат мотивы одиночества, бессмысленности бытия, обреченности человеческих попыток познать смысл существования. Мотив поезда в «Девятом скотче» имеет трагическое звучание: поездка в вагоне предстает как путь «через Черную степь где кочует Орда / через Темные горы куда-то туда / в города где никто нас / не ждет на перроне». Эта фраза словно иллюстрирует замечание З. Фрейда о том, что отъезд воплощает образ смерти, а «сновидения об опоздании на поезд <...> заключают в себе утешение в испытываемом во сне страхе: боязни умереть»10. Интересны наблюдения Д.О. Ступникова, сделанные по поводу образа поезда у Б. Пастернака и рок-поэтов, который обнаружил, что «поезд мыслится союзником и спасителем...»11, он символизирует и у Пастернака, и у рок-поэтов (Б. Г., Кинчева) «освобождение, духовное раскрепощение героя»12. В текстах «Яблоки-тая» иная трактовка этого образа:

твой поезд сошел с пути

9 Там же. Т.1. С.240.

10 Фрейд З. Толкование сновидений. М., 1997. С.279.

11 Ступников Д. О. Символ поезда у Б. Пастернака и рок-поэтов // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1998. С.112.

12 Там же.

порви обратный билет останься здесь насовсем порви обратный билет

(«Апельсиновый день». С.304-305) моя жизнь как вокзал этот хлам на полу память о тех кто ждал здесь свои поезда

(«Во время дождя». С.308)

Вагон, поезд - это предметы, вызывающие страдания лирического героя, предпочитающего иной транспорт - велосипед, который, однако, тоже привезет его к смерти.

Важным мотивом цикла «Яблокитай» является мотив безумия мира, его несовершенства, враждебности человеку, поэтому бегство от него - это погружение в прошлое, прыжок с холма или моста, за чем последует переход в иную сферу. Герой устремлен в иные пространства, иные миры: к сестрам печали, в мир вампиров, в Атлантиду, «туда где всегда горит апельсиновый свет». А картина современно мира, нарисованная в стихотворении «Три царя», побуждает его покинуть:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а на клиросе умильно сшвают менты сколько песен им петь сколько водки им пить -не дождаться конца тому кто просто хочет жить

три царя видят на небе звезду черный князь проходит с охраной в кабак и пока вы не откажетесь лизать ему зад все на свете будет ребята не так (С.313)

В «Сестрах печали», «Девятом скотче» и «Людях на холме» актуализируется мотив прыжка, падения (смертельного):

у моста где готовятся к страшным прыжкам

(«Сестры печали». С.310) иногда мне кажется что я должен встать и отнести тебя как дитя броситься вместе с вершины холма.

(«Люди на холме». С.314) вероятно он видит что там впереди будет пропасть

(«Девятый скотч». С.310)

Причем важно, что в стихотворении «Сестры печали» прыжок воспринимается как нечто «страшное», а в тексте «Люди на холме» герой ощущает: «так будет лучше / для тебя и меня.». При этом субъект речи видит, как «люди на холме / кричат и сходят с ума / разбиваются / падая с вершины холма» (С.314). Здесь реализуется традиционная метафора: смерть как приближение к низу, нисхождение, погружение в воду, приближение к бездне. Поскольку пропасть является образом амбивалентным («источник мудрости, таящейся в глубинах подсо-

13ч

знания» ), ассоциируется со страной мертвых, символизирует начало конца, движение к ней может восприниматься и как приближение к глубинам мудрости, и как гибель. Лирический герой ощущает эту двойственность пропасти, поэтому

13 Жюльен Н. Словарь символов. Урал ЛТД, 1999. С.320.

его отношение к нисхождению, падению тоже неоднозначно: и боязнь, и желание сделать этот шаг.

В цикле совмещаются мотивы нисхождения и мотивы прихода гостей, вносящих дисгармонию или, наоборот, нечто позитивное в жизнь лирического субъекта:

ты войдешь в этот дом и останешься в нем навсегда ты исчезнешь навек и уйдешь вместе с тем кто придумал тебя

(«Во время дождя». С.308) ты вошла в мою грудь и сломала все ребра чтобы сделать мое сердце большим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(«Большое сердце». С.306) мы выйдем с тобой на крышу

(«Апельсиновый день». С.305)

Стремление вырваться за пределы выражает желание героя изменить свое существование, разорвать ограниченность бытия, пусть даже ценою смерти приблизиться к некой тайне, к вечности, уйти в мир Яблокитая.

В десятом тексте цикла «Апельсиновый день» заключительные строки имплицируют мотив самоубийства: «мы выйдем с тобой на крышу / и сядем на велосипед / <...> он увезет нас с тобой туда где всегда / горит апельсиновый свет» (С.305).

Мотивы пути, ночи, одиночества, поезда, падения (прыжка), смерти (самоубийства), создающие единство достаточно разнородных текстов альбома «Яблокитай», складываются в систему и способствуют созданию определенной модели бытия, проникнутой трагизмом мироощущения.