Научная статья на тему 'Система мотивации персонала в России: структура и особенности'

Система мотивации персонала в России: структура и особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5236
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Контентус
Область наук
Ключевые слова
MOTIVATION / EMPLOYEE MOTIVATION SYSTEM / LABOR / INCENTIVE / EMPLOYEE / EFFECTIVENESS / DOMESTIC COMPANIES / ИЗМЕНЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМИ В ОРГАНИЗАЦИИ / АЛГОРИТМ УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ / ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯМИ / АДАПТАЦИЯ ПЕРСОНАЛА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казакова Надежда Владимировна

В статье обосновывается необходимость построения эффективной системы мотивации персонала предприятии, в которой важно предусмотреть как материальные, так и нематериальные инструменты мотивации сотрудников. Проведен анализ результатов социологического опроса по оценке эффективности инструментов мотивации труда, используемых работодателями в отечественных компаниях, выявлены стимулы наиболее предпочтительные для самих сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EMPLOYEE MOTIVATION SYSTEM IN RUSSIA: STRUCTURE AND FEATURES

Article tells us about necessary of introduction of effective employee motivation system in the company. Noted employee motivation instruments and the factors influence their percentage in the employee motivation system structure. There are results of opinion poll that showed us what motivation instruments are the most preferred by employers and employees in Russian companies.

Текст научной работы на тему «Система мотивации персонала в России: структура и особенности»

УДК 331.101.3

Казакова Надежда Владимировна,

студент факультета магистратуры и аспирантуры Саратовского социально-экономического института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В РОССИИ: СТРУКТУРА И

ОСОБЕННОСТИ

Аннотация: В статье обосновывается необходимость построения эффективной системы мотивации персонала предприятии, в которой важно предусмотреть как материальные, так и нематериальные инструменты мотивации сотрудников. Проведен анализ результатов социологического опроса по оценке эффективности инструментов мотивации труда, используемых работодателями в отечественных компаниях, выявлены стимулы наиболее предпочтительные для самих сотрудников.

Ключевые слова: мотивация, система мотивации персонала, труд, стимулирование, персонал, эффективность, отечественные компании.

Kazakova Nadezhda V.,

student of Department of faculty of graduate and postgraduate studies, Saratov Social Economic Institute (branch) Russian Economic University named G. V. Plekhanov

EMPLOYEE MOTIVATION SYSTEM IN RUSSIA: STRUCTURE AND FEATURES

Abstract. Article tells us about necessary of introduction of effective employee motivation system in the company. Noted employee motivation instruments and the factors influence their percentage in the employee motivation system structure. There are results of opinion poll that showed us what motivation instruments are the most preferred by employers and employees in Russian companies.

Key words: motivation, employee motivation system, labor, incentive, employee, effectiveness, domestic companies.

Рыночная экономика создает жесткие условия выживания для предприятий различной формы собственности. Чтобы оставаться на плаву, руководству компаний приходится постоянно заботиться о повышении эффективности работы организации и увеличении нормы прибыли. Сегодня топ менеджеры пришли к осознанию того, что человеческий ресурс является важнейшим, и развитие организации уже невозможно без построения эффективной системы управления персоналом. анием цифрового общества.

Новые технологические и рыночные условия ведения предпринимательской деятельности дополняются возрастающими требованиями к содержанию и стимулированию труда сотрудников предприятий. Растущий уровень образования приводит к тому, что персонал стремится к повышению творческой составляющей труда, гибкого графика работы, возможностей реализации потенциала каждого сотрудника труда [2].

Сейчас как никогда остро стоит вопрос поддержания заинтересованности работников, ориентации их на результат. Активная вовлеченность сотрудников в деятельность компании и их стремление повысить личную эффективность являются основными факторами, оказывающими влияние на производственный процесс и результаты работы всего предприятия. Именно поэтому система мотивации является мощным рычагом в управлении персоналом. Грамотно выстроенная система способствует активизации определенных качеств подчиненных и повышает их производительность труда, что, в свою очередь, положительно сказывается на конечных результатах деятельности не только структурного подразделения, но и организации в целом.

Система мотивации персонала включает в себя несколько инструментов. Условно их можно сгруппировать в три больших направления: [3]

• материальные (в денежном выражении - премии, надбавки, выплаты и т.д.);

• нематериальные (связаны с моральным удовлетворением работника -грамоты, улучшение рабочего места, предоставление парковочного места, более удобный график и т.д.);

• смешанные (косвенно материальные, т.е. предоставляемые в нематериальной форме, но позволяющие сэкономить денежные средства сотрудника - путевки, оплата обучения, скидки от организаций-партнеров и т.д.).

В России отличительной чертой построения системы мотивации персонала является превалирование материального стимулирования над другими видами мотивации. Согласно данным опроса, проведенного Аналитическим центром НАФИ в августе 2019 года, 52% россиян в качестве поощрения за хорошо проделанную работу получают от работодателя различные премии и надбавки. Этот показатель увеличился по сравнению с 2018 годом на 13%[6].

Что же относительно мотивации персонала в нематериальной форме, то в нашей стране данный инструмент используется с опорой на опыт морального поощрения результативных работников, широко распространенный еще на предприятиях в СССР. Например, когда бригады соревновались между собой в скорости выполнения и перевыполнения плана за звание лучшей бригады и возможность оказаться на доске почета. Подобная практика применяется и сегодня, и зачастую она оправдана, так как способствует раскрытию творческого потенциала работников и благоприятствует нахождению инновационных решений [1].

Стоит отметить, что в западных странах подобная система в чистом виде не встречается, но она нашла свое отражение в применении инструментов смешанного характера, когда наряду с моральным поощрением сотрудника имеет место и материальная составляющая. В нашей стране использование инструментов поощрения смешанного типа выражается в предоставлении работодателем сотрудникам социального пакета, включающего в себя набор определенных услуг и бонусов, предоставляемых как общих основаниях, так и за какие-то заслуги.

Согласно опросу Аналитического центра НАФИ, в 2019 году доля тех, кому работодатель предоставляет социальный пакет, составила 27% (что на 12% меньше, чем в 2018 году), 15% респондентов отметили, что в качестве бонуса за высокие показатели деятельности работодатель готов предоставить им дополнительный день к ежегодному отпуску. Небольшой процент (около 6% опрошенных) в

качестве способа мотивации, применяемого работодателем, назвали подарки, оплату обучения, оборудованные места для отдыха.

Но каковы же потребности самих сотрудников? Если провести анализ в разрезе предпочтений работников, то можно заметить, что наиболее мотивирующими инструментами являются материальные поощрения, такие как премии и бонусы (так ответили 63% респондентов в 2018 году и 73% в 2019 году), а также «тринадцатая зарплата» (44% респондентов в 2018 году и 56% в 2019 году). [4,7]

При этом растет роль и социального пакета. Так, в 2018 году только треть опрошенных считали данный инструмент наиболее действенным для собственной мотивации, а в 2019 году доля таких сотрудников составила уже 41%. Согласно исследованию «Мотивация персонала на российском рынке труда», проводимого международным рекрутинговым агентством «Kelly Services», наиболее привлекательными для себя работники считают такие опции социального пакета, как наличие ДМС (ответили 66% опрошенных), корпоративное обучение (53%), компенсация питания (36%) и оплата транспортных расходов (31%).[5]

И в 2018, и в 2019 годах четверть опрошенных включили в личный список наиболее мотивирующих поощрений предоставление дополнительных выходных дней. Небольшой процент респондентов также выбрали корпоративы за счет компании, ценные подарки о стороны руководителя и т.д. [4,7]

Таким образом, мы видим, что структура системы мотивации в отечественных компаниях совпадает и у работодателей, и у наемных работников. Данный факт свидетельствует о том, что руководители компаний стремятся следовать за желаниями подчиненных и создавать наиболее комфортные условия для работы с целью повышения мотивации к труду.

Однако подобное распределение образуется не случайным образом, на его формирование и развитие оказывают влияние различные факторы: экономические, правовые, социально-психологические, управленческие и другие. [8]

Наиболее ярко выраженными в нашей стране являются факторы экономического характера, такие как низкий уровень оплаты труда в целом по

стране, галопирующая инфляция, нестабильность экономической ситуации и другие.

Из экономических факторов вытекают правовые: сейчас довольно часто встречаются «серые» выплаты заработной платы, а также работа «за процент», что, несомненно, способствует повышению приоритетности для сотрудника материальных инструментов мотивации труда.

Социально-психологические факторы тесно связаны с экономическими, и находят свое выражение в ситуации, когда оплата труда сотрудника длительное время остается на прежнем уровне, и мотивация к труду постепенно снижается, а затем вовсе пропадает, приводя к «просиживанию» рабочего дня.

Развитие системы управления должно идти в направлении расширения полномочий сотрудников, создания условий для выдвижения новаторских идей по решению проблем, не совпадающих с точкой зрения руководства. Для этого важна информационная открытость результатов работы предприятия для его сотрудников. Реализация названных преобразований повышает вовлеченность сотрудников и их мотивацию к работе.

Анализ систем мотивации труда на предприятиях России позволяет сделать следующие выводы:

• построение системы мотивации персонала и ее реализация являются ключевыми факторами выживания и успешного развития компании в условиях рыночной экономики;

• система мотивации в нашей стране формируется во многом под влиянием отголосков практики административной экономики. В редких случаях подобное влияние благоприятно, однако руководству компаний следует обращать большее внимание на опыт построения системы мотивации труда, накопленный западными партнерами;

• экономическая ситуация в стране во многом обуславливает потребности работников в различных инструментах стимулирования, смещая приоритет в сторону материальных методов мотивации;

• большинство работодателей предпочитают также делать акцент на материальных способах поощрения работников. На данном этапе подобный подход оправдан ввиду совпадения с желанием сотрудников, однако стоит помнить, что эффект от подобного способа стимулирования носит довольно краткосрочных характер и требует дополнения иными инструментами.

Библиографический список

1. Маслова Н.В., Богомолова О.А. Особенности мотивации персонала в России // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2017. №2 7 С. 27-30

2. Матушкин М.А. Методы и инструменты управления предприятием в условиях VUCA-реальности // Вестник СГСЭУ. 2018. №°5 (74) С.92-95

3. Моисеенко Н.В., Яковенко А.А. Мотивация персонала на предприятии и ее виды // Современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. 2018. С. 195-197.

4. Зарплата важнее обучения. Что мотивирует сотрудников в 2018 году. Исследование Аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/zarplata-vazhnee-obucheniya-chto-motiviruet-sotrudnikov-v-2018-godu/

5. Мотивация персонала на российском рынке труда. Исследование международного рекрутингового агентства«КеПу Services» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kellyservices.ru/ru/siteassets/ru/workforce-trends/new-folder/--2018.pdf

6. Результаты всероссийского опроса, проводимого НАФИ [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/sotspaket-ili-dengi-chem-rabotodateli-motiviruyut-sotrudnikov/

7. Соцпакет или деньги? Чем работодатели мотивируют сотрудников Исследование Аналитического центра НАФИ [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/sotspaket-ili-dengi-chem-rabotodateli-motiviruyut-sotrudnikov/

8. Шереметьев А. Мотивация персонала в организации [Электронный ресурс]. URL: https://ownerlife.ru/motivatsiya-personala-v-organizatsii/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.