Научная статья на тему 'СИСТЕМА МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
11
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / английский язык / motivation / English language

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бочкарёва Татьяна Александровна

именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение — это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTIVATION SYSTEM IN ENGLISH CLASSES

it is motivation that causes purposeful activity, determines the choice of means and techniques, and their ordering to achieve the goal. When schoolchildren begin foreign language classes, not a single teacher can complain about their lack of interest in the subject, but already in the 6th grade, interest weakens significantly, and by the 8th grade it disappears in 86% of students. The reason seems to be the following. Teaching is knowledge. You cannot force a person to know anything. He might be interested. Therefore, the problem of learning motivation is the main one at all stages of teaching foreign languages. The main goal of teaching foreign languages at school is the development of communicative competence, the development of the child’s personality, willing and able to participate in intercultural communication in a foreign language and subsequently capable of self-improvement. But the quality of achieving a goal depends, first of all, on the motivation and needs of the individual, his motivation.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Бочкарёва Т.А.

Бочкарёва Татьяна Александровна - учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа №102,

г. Краснодар

Аннотация: именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение — это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам. Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации.

Ключевые слова: мотивация, английский язык.

MOTIVATION SYSTEM IN ENGLISH CLASSES Bochkareva T.A.

Bochkareva Tatyana Aleksandrovna - English teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL NO. 102,

KRASNODAR

Abstract: it is motivation that causes purposeful activity, determines the choice of means and techniques, and their ordering to achieve the goal. When schoolchildren begin foreign language classes, not a single teacher can complain about their lack of interest in the subject, but already in the 6th grade, interest weakens significantly, and by the 8th grade it disappears in 86% of students. The reason seems to be the following. Teaching is knowledge. You cannot force a person to know anything. He might be interested. Therefore, the problem of learning motivation is the main one at all stages of teaching foreign languages. The main goal of teaching foreign languages at school is the development of communicative competence, the development of the child's personality, willing and able to participate in intercultural communication in a foreign language and subsequently capable of self-improvement. But the quality of achieving a goal depends, first of all, on the motivation and needs of the individual, his motivation. Keywords: motivation, English language.

Работая учителем в школе, замечаешь, как дети не мотивированы к изучению английского языка. В чем же причина и что делать? Давайте попробуем разобраться. Почему дети не хотят учить английский? Причиной может быть:

1) Неправильно выбранная методика (слишком сложно, скучно, неинтересно).

2) Нет контакта с педагогом (ребенку педагог не нравится).

3) Ребенок не видит своих результатов.

4) Кто-то сказал, что у него не получится или, что ребенок говорит неправильно.

5) Ребенок не понимает, зачем ему это нужно.

Что делать? Вариантов несколько, но каждый случай индивидуален, зависит это от возраста ребенка и от причины нелюбви к английскому.

1) Оставить ребенка в покое, как бы абсурдно это не звучало. А чтобы уровень английского не снизился до критического, создать ненавязчиво языковую среду (аудио, видео, английские фразы в игре и т.д.).

2) Найти то, что нравится ребенку и включить в эту деятельность английский.

3) Найти правильные методики, материалы.

4) Если ребенок в осознанном возрасте, обсудить его цели и желания - это актуально для подростков. - Зачем мне английский? - скажет подросток. - Гораздо приятнее сидеть в соцсетях и играть в контру. Отлично! Покажите ему англоязычные игры и переведите интерфейс компа на английский язык.

И главное, период отрицания бывает у всех детей! Главное - как вы его пройдете. У ребенка может навсегда встать блок на английский, а может и наоборот, ему нужна пауза, комфорт и понимание. И тогда потом у него все обязательно получится!

Существует много способов стимулирования, учащихся к изучению английского языка.

1. Создание атмосферы оптимизма и веры в свои способности.

Необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам человека.

2. Использование ИКТ и аудиовизуальных средств обучения.

Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приёмов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным. Поэтому я считаю, что использование ИКТ в учебном процессе является необходимостью современного школьного образовании. Иллюстрационные и диалоговые возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса и его структуру. На уроках использую различные методы и приемы обучения - ролевые игры, ситуативные упражнения, элементы драматизации, стихи.

Бывает так, что во время урока кто-то из учеников в группе/паре начинает «тянуть одеяло на себя», и вместо того, чтобы учиться, ребята начнут доказывать друг другу «кто круче». Для начала, заметьте, не всегда соревновательные игры могут сработать как мотивация на уроке.

Может случиться так, что вместо нормального рабочего урока вы получите бардак, а фокус внимания учеников уйдет с учебы на «выиграть любой ценой». Что делать?

1) Убрать на время соревновательный аспект на уроке.

2) Добавить игры на командообразование.

3) Не забывать, что набор баллов /монеток/наклеек — это не система мотивации.

Есть разные системы выстраивания мотивации. Например, не всем детям нужно соревнование, некоторых это вообще может демотивировать. Особенно, если они вдруг не выиграли. Мотивация должна вплетаться в методический контент. Соревнования, баллы, наклейки, монетки - это всего лишь элементы внешней соревновательной мотивации, которая не всем подойдет. А где-то может привести к отказу ребенка от обучения. В какой-то момент ученику может надоесть просто зарабатывать баллы, а потом эта система начнет работать в минус.

Научитесь выстраивать внутреннюю мотивацию у детей и вплетать ее в методический контент занятия. Единственная внутренняя мотивация ребенка - это интерес, яркость, сюжетная структура урока, чтобы каждый момент урока ребенок ждал:

— А что же случится дальше?

И сам хотел заниматься.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что формирование мотивации учения детей школьного возраста в процессе изучения английского языка может осуществляться при организации следующих условий:

— активное включение каждого школьника в процесс совместной учебной деятельности на занятиях английского языка;

— создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях со сверстниками и учителем;

— интеграция игровой и учебной деятельности, которая предполагает их взаимопроникновение в процессе построения и организации сюжета игры и игрового действия, когда основные структурные составляющие наполнены по содержанию элементами учебной деятельности;

— обеспечение содержательного плана иноязычной речевой деятельности, который отвечает личностным особенностям учащихся;

— создание эмоциональной и содержательной поддержки, способствующей включению в общую работу класса и снижению тревожности.

Список литературы /References

1. Формирование мотивации у школьников при обучении английскому языку. [Электронный ресурс].

2010. / URL: Формирование мотивации у школьников при обучении английскому языку (uspu.ru) (дата

обращения: 1.02.2024).

2. Безбородова М.А. Мотивация в обучении английскому языку / М. А. Безбородова. — Текст:

непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 8 (8). — С. 156-160. — URL:

https://moluch.ru/archive/8/567/ (дата обращения: 05.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.