УДК 629.735.017.1(088.8)
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПОНЕНТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ В ЗАДАЧАХ СЕРТИФИКАЦИИ ЭКЗЕМПЛЯРА ВС
И.Г. КИРПИЧЕВ
Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.
Рассматривается важность формирования информационно-аналитической системы мониторинга жизненного цикла компонентов ВС и задачи, решаемые при формировании информационного образа ВС
В целях формирования и развития эффективной системы контроля и регулирования процессов ТЭАТ, процесс сертификации экземпляра ВС необходимо рассматривать как ключевой элемент, формирующий комплекс управляющих воздействий через процедуру сертификации на функциональные элементы системы поддержания летной годности ВС - эксплуатанта, организации по ТО, изготовителя АТ, разработчика АТ с целью устранения несоответствий, выявленных в процессе оценки технического состояния ВС (рис. 1).
Поэтому немаловажным фактором предлагаемого далее подхода является оптимизация процедур сертификации (инспектирования ВС), основанной на:
интеграции информационных потоков о техническом состоянии ВС от различных процедур сертификации (сертификация ТОиР, эксплуатантов и т.д.) и процедур увеличения ресурсов и сроков службы ВС;
организации процесса мониторинга ЛГ;
формировании корректирующих мероприятий на объекты ГА, участвующие в процессе ПЛГ ВС, для устранения системных проблем.
СЕРТИФ ИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖ ИВАНИЮ
Рис. 1. Сертификация экземпляра ВС как ключевой элемент системы регулирования процессов ТЭАТ
К настоящему времени заложена и в целом сформирована нормативная база и решены основные организационные вопросы, связанные с реализацией системы сертификации экземпляра ВС.
Основные проблемы действующей процедуры сертификации экземпляра ВС связаны с отсутствием полноценной информационной системы, обеспечивающей объективность и обоснованность принятия решения об оценке технического состояния ВС, и, как следствие этого, не-
возможность формирования управляющих корректирующих воздействий на причинноследственные связи и другие объекты ТЭАТ.
Создание информационной системы поддержки процесса сертификации ЭВС является крайне актуальной и одновременно сложной задачей. Требуется формирование и поддержание эталонной и актуальной информации о ВС и процессах, связанных с его технической эксплуатацией. Такая постановка задачи требует разработки и внедрения ИАС МЛГ ВС (рис. 2.).
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
ИНФОРМ ОБ! АЦИОННЫЙ >АЗ ВС
МОНИТОРИНГ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА КОМПОНЕНТОВ ВС МОНИТОРИНГ ЛЕТНО- ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВС МОНИТОРИНГ КОРРОЗИОННОГО СОСТОЯНИЯ ВС ПЛАНЕРА МОНИТОРИНГ РЕСУРСНОГО СОСТОЯНИЯ ВС МОНИТОРИНГ ПРОЦЕССОВ ТОиР, ЭКСПЛУАТАЦИИ, ПРОИЗВОДСТВАИ ПОСТАВОК АТИ
Рис. 2. Функциональные элементы информационно-аналитической системы
мониторинга летной годности ВС
Исследования, проводимые НЦ ПЛГВС ГосНИИ ГА и направленные на разработку эффективных методов поддержания летной годности как стареющего парка ВС, так и новых перспективных ВС, поступающих в эксплуатацию, позволили разработать и апробировать в ряде авиапредприятий Информационно-аналитическую систему мониторинга жизненного цикла компонентов ВС (ИАС МЖЦКВС).
ИАС МЖЦКВС включает в себя информационную и аналитическую системы, объединенные едиными алгоритмами и процедурами обработки и анализа информации о техническом состоянии компонентов ВС.
Мониторинг жизненного цикла компонентов ВС - планомерный и целенаправленный контроль параметров и процессов, оказывающих влияние на летную годность ВС и реализуемый на этапах разработки, производства, эксплуатации и ремонта компонентов ВС. Основная цель МЖЦКВС - повышение эффективности принятия решений в области ТЭАТ, опирающихся на результаты контроля и анализа жизненного цикла компонентов ВС.
ИАС МЖЦКВС позволяет в режиме реального времени осуществлять мониторинг жизненного цикла компонентов ВС на всей цепочки его оборота и по всем субъектам его движения (предприятие-изготовитель, поставщик, эксплуатант, организация по ремонту и т.д.).
Следует заметить, что ИАС МЖЦКВС не ограничивается только вопросами мониторинга жизненного цикла компонентов ВС, ее функциональные элементы направлены на весь комплекс характеристик, определяющих информационный образ ВС (рис. 2).
В целях создания единого информационного пространства мониторинга летной годности компонентов ВС и информирования авиапредприятий отрасли о разработках в этой области по адресу www.monitor.ncplg.ru разработан собственный веб-сайт системы «Информационноаналитическая система мониторинга жизненного цикла воздушных судов».
Построение структуры сайта позволяет не только проинформировать авиапредприятия о решаемых системой задачах, но и в интерактивном режиме наладить обмен информацией по интересующим авиапредприятия вопросам. Для этого общая информация о результатах работ по оценке аутентичности компонентов ВС и результатах мониторинга жизненного цикла ВС ежемесячно обновляется на веб-сайте.
В целях дальнейшего развития ИАС МЛГВС и обеспечения авиационной администрации актуальной информацией о техническом состоянии парка ВС разработан интерфейс ИАС МЛГВС для руководителя Управления Федеральной службы надзора, позволяющий получать результаты мониторинга парка ВС, эксплуатируемых в авиакомпаниях, на аналогичной базе строиться интерфейс для руководителей региональных служб надзора (рис. 3).
Рис. З. Интерфейс рабочего места руководителя управления надзора
THE SERVICE LIFE MONITORING SYSTEM OF AIRCRAFT COMPONENTS IN PROBLEMS OF
AIRCRAFT TYPE
Kirpichev I.G.
The importance of forming the informational and analytic service life monitoring system of aircraft components and problems, which are determinated to form the informational image of aircraft are be considering.
Сведения об авторе
Кирпичев Игорь Геннадьевич, 1960 г.р., окончил МГТУ ГА(1986), кандидат технических наук, начальник отдела Научного центра по поддержанию летной годности воздушных судов ГосНИИ ГА, эксперт Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, эксперт Межгосудар-
ственного авиационного комитета, автор 20 научных работ, область научных интересов - информационные системы, организация и сервисное сопровождение эксплуатации воздушных судов.