Научная статья на тему 'СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ СФЕРЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ'

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ СФЕРЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
205
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОНИТОРИНГ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРЯЖЕННОСТЬ / ТРУД / ЗАНЯТОСТЬ / LABOUR RELATIONS / MONITORING / STATE REGULATION / SOCIAL POLICY / REGIONAL ECONOMY / SOCIAL TENSION / LABOUR / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Платыгин Дмитрий Николаевич, Попков Сергей Юрьевич, Смирнов Владимир Михайлович, Волгин Николай Алексеевич, Вашаломидзе Елена Валерьевна

Цель исследования - обосновать и продемонстрировать возможности, показать перспективы формирования системы мониторинга, анализа и экспертизы сферы трудовых отношений в масштабах Российской Федерации в целом с декомпозицией до уровня 85 регионов страны и далее - муниципальных образований. Положения и выводы статьи основываются на системном анализе ключевых предпосылок создания предлагаемой системы, изучении опыта формирования подобных систем в нашей стране, начиная с 1995 г., а также исследовании трендов развития современного общества, определяемых цифровизацией и глобализацией общественных отношений. В исследовании определены цели, задачи, технологические особенности рассматриваемой системы и систематизированы информационные потоки, которые могут обеспечить ее бесперебойное функционирование и генерацию необходимых аналитических данных. Схематично приведена архитектура государственной информационной системы. Особое внимание уделено индексу социальной напряженности, который представляет сложный комплекс индикаторов, которые должны фиксироваться на панели показателей индекса социальной напряженности в соответствующем муниципальном образовании, регионе или федерации в целом. Описаны цели, задачи и алгоритм создания информационно-аналитического (ситуационного) центра социально-трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Платыгин Дмитрий Николаевич, Попков Сергей Юрьевич, Смирнов Владимир Михайлович, Волгин Николай Алексеевич, Вашаломидзе Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEM OF MONITORING, ANALYSIS AND EXPERTISE OF LABOR RELATIONS

The aim of the study is to justify and demonstrate the capabilities, to show the prospects of formation of the system of monitoring, analysis and examination of labour relations in the Russian Federation as a whole, a decomposition to the level of 85 regions and further on municipalities. The provisions and conclusions of the article rely on the system analysis of the key prerequisites for creating the proposed system, the experience of creating such systems in our country since 1995, as well as the development trends of modern society, determined by digitalization and globalization of public relations. The study defines the goals, objectives, technological features of the system under consideration and systematizes information flows that can ensure its smooth operation and the generation of the necessary analytical data. The authors schematically present the architecture of the state information system. They pay particular attention to the social tension index in the respective municipality, region or federation as a whole. The article describes the goals, tasks, and algorithm for creating an information and analytical (situational) center for social and labour relations.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ СФЕРЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ»

■

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-27-39 УДК 331.104 JELJ53;J58

СИСТЕМА МОНИТОРИНГА, АНАЛИЗА И ЭКСПЕРТИЗЫ СФЕРЫ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Д.Н. Платыгин a, С.Ю. Попков b, В.М. Смирнов c, Н.А. Волгин d, Е.В. Вашаломидзе f, В.И. Джума e, Е.С. Уланова g

а' b c' d' e' f Всероссийский научно-исследовательский институт труда, Москва, Россия

g ООО «Интеград», Москва, Россия а https://orcid.org/0000-0003-4402-0479; b http://orcid.org/0000-0003-0768-5877 c http://orcid.org/0000-0002-5587-3495; d https://orcid.org/0000-0002-8337-4125 e http://orcid.org/ 0000-0003-1532-0333; f http://orcid.org/ 0000-0002-1688-5451

g http://orcid.org/0000-0003-2168-0810

АННОТАЦИЯ

Цель исследования - обосновать и продемонстрировать возможности, показать перспективы формирования системы мониторинга, анализа и экспертизы сферы трудовых отношений в масштабах Российской Федерации в целом с декомпозицией до уровня 85 регионов страны и далее - муниципальных образований. Положения и выводы статьи основываются на системном анализе ключевых предпосылок создания предлагаемой системы, изучении опыта формирования подобных систем в нашей стране, начиная с 1995 г., а также исследовании трендов развития современного общества, определяемых цифровизацией и глобализацией общественных отношений. В исследовании определены цели, задачи, технологические особенности рассматриваемой системы и систематизированы информационные потоки, которые могут обеспечить ее бесперебойное функционирование и генерацию необходимых аналитических данных. Схематично приведена архитектура государственной информационной системы. Особое внимание уделено индексу социальной напряженности, который представляет сложный комплекс индикаторов, которые должны фиксироваться на панели показателей индекса социальной напряженности в соответствующем муниципальном образовании, регионе или федерации в целом. Описаны цели, задачи и алгоритм создания информационно-аналитического (ситуационного) центра социально-трудовых отношений.

Ключевые слова: трудовые отношения; мониторинг; государственное регулирование; социальная политика; региональная экономика; социальная напряженность; труд; занятость.

Для цитирования: Платыгин Д.Н., Попков С.Ю., Смирнов В.М., Волгин Н.А., Вашаломидзе Е.В., Джума В.И., Уланова Е.С. Система мониторинга, анализа и экспертизы сферы трудовых отношений. Социально-трудовые исследования. 2020; 41(4):27-39. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-27-39.

ОRIGINAL PAPER

SYSTEM OF MONITORING, ANALYSIS AND EXPERTISE OF LABOUR RELATIONS

D.N. Platygin a, S.Yu. Popkov b, V.M. Smirnov c, N.A. Volgin d, E.V. Vashalomidze f, V.I. Dzhuma e, E.S. Ulanova g

a' b' c' d' e' f All-Russia Research Institute of Labour, Moscow, Russia

g OOO "Integrad", Moscow, Russia a https://orcid.org/0000-0003-4402-0479; b http://orcid.org/0000-0003-0768-5877 c http://orcid.org/0000-0002-5587-3495; d https://orcid.org/0000-0002-8337-4125 e http://orcid.org/ 0000-0003-1532-0333; f http://orcid.org/ 0000-0002-1688-5451

g http://orcid.org/0000-0003-2168-0810

© Платыгин Д.Н., Попков С.Ю., Смирнов В.М., Волгин Н.А., Вашаломидзе Е.В., Джума В.И., Уланова Е.С., 2020.

ABSTRACT

The aim of the study is to justify and demonstrate the capabilities, to show the prospects of formation of the system of monitoring, analysis and examination of labour relations in the Russian Federation as a whole, a decomposition to the level of 85 regions and further on municipalities. The provisions and conclusions of the article rely on the system analysis of the key prerequisites for creating the proposed system, the experience of creating such systems in our country since 1995, as well as the development trends of modern society, determined by digitalization and globalization of public relations. The study defines the goals, objectives, technological features of the system under consideration and systematizes information flows that can ensure its smooth operation and the generation of the necessary analytical data. The authors schematically present the architecture of the state information system. They pay particular attention to the social tension index in the respective municipality, region or federation as a whole. The article describes the goals, tasks, and algorithm for creating an information and analytical (situational) center for social and labour relations.

Keywords: labour relations; monitoring; state regulation; social policy; regional economy; social tension; labour; employment.

For citation: Platygin D. N., Popkov S. Yu., Smirnov V. M., Volgin N. A., Vashalomidze E. V., Dzhuma V. I., Ulanova E. S. System of monitoring, analysis and expertise of labour relations. Social and labor research. 2020; 41(4):27-39. DOI: 10.34022/2658-3712-2020-41-4-27-39.

ВВЕДЕНИЕ

Стремительное развитие цифровых технологий за последние годы, совпавшее с распространением новой коронавирусной инфекции в мире, существенным образом повлияло на структуру экономики и сферу занятости.

В этих условиях, существующие механизмы регулирования сферы социально-трудовых отношений, основанные в основном на «ручном» решении локальных социальных проблем и реагировании на уже имеющиеся «очаги напряженности» с использованием устаревшего инструментария мониторинга, перестают работать.

На первый план выходит системный и комплексный подход, основанный на применении современных цифровых технологий и оперативном реагировании на изменение различных показателей в режиме онлайн и предикативном анализе, позволяющий охватить всю сферу социально-трудовых отношений и увязать множество социально-экономических показателей между собой.

Только такой подход даст возможность, прежде всего, использовать оперативную и качественную информацию для предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности, своевременно выявлять изменения, происходящие в социально-трудовой сфере, и факторы, вызвавшие их, осуществлять долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное прогнозирование развития важнейших процессов, а также оценивать эффективность и полноту реализации нормативных правовых актов, государственных программ и национальных проектов.

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации на

2017-2030 гг.1 одной из основных задач применения информационных и коммуникационных технологий для развития социальной сферы, системы государственного управления, взаимодействия граждан и государства является применение в органах государственной власти Российской Федерации новых технологий, обеспечивающих повышение качества государственного управления.

Социально-трудовая сфера как объект информатизации имеет сложную структуру и в настоящее время ее регуляторы и субъекты управленческих отношений не в полной мере используют современные информационные технологии. Существующие информационные ресурсы в социально-трудовой сфере представлены в различных федеральных органах исполнительной власти, субъектах Российской Федерации в разрозненном виде и не образуют собой единую государственную информационную систему, ориентированную на повышение эффективности социально-трудовой сферы.

В последнее время количество источников информации в социально-трудовой сфере постоянно расширяется, увеличивается их объем, что делает возможным и необходимым их систематизацию, обработку и анализ с использованием информационных технологий в режиме реального времени с высокой степенью достоверности.

В этой связи возникает объективная необходимость в создании централизованной Системы, единого центра по обработке всей социально-трудовой информации, по информационно-аналитическому

1 Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы.

обеспечению органов государственной власти при формировании основных направлений государственной политики в сфере социально-трудовых отношений, оперативному информированию в режиме онлайн высшего руководства страны, Правительства Российской Федерации о ситуации в социально-трудовой сфере, в том числе социальной напряженности в регионах, а так же своевременному и достоверному прогнозированию развития отношений в этой сфере и выработке стратегии.

Система должна стать эффективным и надежным инструментом в рамках управления социально-трудовыми отношениями в Российской Федерации и в ее субъектах, способной обеспечить ее интеграцию в пространство цифровой экономики государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

ОТ ВЫБОРОЧНОГО МОНИТОРИНГА К НЕПРЕРЫВНОМУ КОНТРОЛЮ

Ключевые предпосылки к переходу от выборочного мониторинга на основе статистических исследований к сплошному наблюдению и мониторингу за социально-трудовыми отношениями в стране и регионах в режиме реального времени предопределены логикой развития общественно-экономических и социально-технологических процессов в первые десятилетия XXI в. Современные технологии, с одной стороны, позволяют осуществлять практически непрерывный контроль за изучаемыми показателями, с другой стороны, создают огромный, бессистемный поток информации, преобразуемый аналитиками в совокупность различных индексов и индикаторов, зачастую, поверхностно отражающих и оценивающих общественно-экономические процессы. Неструктурированная информация часто не поддается обычному системному анализу, требует особого подхода и использования таких современных цифровых технологий, как «Big data» и «искусственный интеллект». Исследователи, сталкивающиеся с избытком информации и данных, неизбежно приходят к так называемому «проклятию размерности».

Переход от количественных показателей к качественным индексам и оценкам на основе многофакторного анализа, требует, с одной стороны, глубокого знания предметных областей и изучения новых трендов и тенденций в обществе, появление которых не представляется возможным без активного наблюдения за постоянно меняющимися показателями, накопления и систематизации данных из всех источников, в том числе из социальных сетей, виртуальных сообществ, других современных

средств коммуникации, которые не в полной мере исследованы и учтены в государственной статистике, хотя именно они часто становятся информационными каналами, связывающими общество и государство.

Историю формирования подходов к ведению мониторинга социально-трудовой сферы можно начать с 1995 г., с момента выхода соответствующего постановления Правительства РФ, в соответствии с которым было утверждено положение о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы2, в котором, в частности, было рекомендовано региональным органам власти организовать ведение мониторинга социально-трудовой сферы на подведомственных территориях. В соответствии с указанным документом «всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы представляет собой государственную систему непрерывного наблюдения за фактическим положением дел в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, а также для краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в этой сфере». Также в п. 9 положения постулируется важный принцип привлечения ведомственных научных организаций, институтов РАН и научных центров к обобщению полученных данных.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 610 от 19 июня 2012 г.3 Министерство труда и социальной защиты не отвечает за установление уровня социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и ее субъектов, однако в соответствии с пунктом 5.2.59 указанного положения Минтруд России самостоятельно утверждает перечень территорий с напряженной ситуацией на рынке труда. В настоящее время в соответствии с действующим подходом к ним относятся 20 субъектов РФ, в том числе 13 национальных республик4. При этом сам порядок определения указанного перечня территорий установлен Правительством. Фактически термин «территории с напряженной ситуацией на рынке труда» был расширен до «тер-

2 Постановление Правительства РФ от 22 марта 1995 г. № 291 «Об утверждении Положения о Всероссийском мониторинге социально-трудовой сферы».

3 Постановление Правительства РФ № 610 от 19 июня 2012 года «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации».

4 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 мая 2018 г. № 316н «Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда по итогам 2016 - 2017 годов».

ритории определенных субъектов Федерации», что не является синонимичным, но формально соответствует требованиям положения. Причины данного расширения нам видятся, в первую очередь, в сложности комплексной оценки напряженности рынка труда именно на «территориях», без отнесения их к определенному уровню административно-территориального образования. В постановлении Правительства об утверждении правил фактически указывается, что к «территориям с напряженной ситуацией на рынке труда относятся субъекты Российской Федерации, у которых общий показатель, характеризующий уровень напряженности на рынке труда, более чем в 1,5 раза превышает показатель в целом по Российской Федерации»5.

В Правилах первоначально устанавливалось 6 показателей и временной горизонт сопоставления в 2 года: уровень занятости населения, уровень общей безработицы, уровень регистрируемой безработицы, доля безработных, ищущих работу 12 и более месяцев, доля работающих неполное рабочее время и находящихся в административных отпусках по инициативе администрации (по крупным и средним организациям) в общей численности работающих в этих организациях (все вышеуказанные показатели - в процентах), а также коэффициент напряженности на рынке труда, выражаемый как отношение общего количества безработных к количеству вакансий в крупных и средних организациях. При этом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 988 6 последний пункт, позволяющий углубиться в качественные характеристики рынка труда территорий, утратил силу. Недостаточная качественная проработка показателей, позволяющих оценить уровень напряженности на рынке труда территорий (субъектов Российской Федерации) определялась, на наш взгляд, доступным в тот период уровнем информатизации и возможностями по сбору оперативных данных.

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ И СРЕДА ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ

Система мониторинга формируется в насыщенной цифровой информационной среде с множеством постоянно (или с различной перио-

5 Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2000 г. № 875 «О правилах отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда».

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2010 г. № 988 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2000 г. № 875».

дичностью) ведущихся мониторингов и обзоров различных аспектов социально-экономических и социально-трудовых отношений. К ним можно отнести: обзоры «Уровень жизни населения», «Занятость и безработица», «Основные экономические и социальные показатели» Федеральной службы государственной статистики (Росстат), анализ Министерства труда и социальной защиты населения (Минтруда), а так же различные системы мониторинга отдельных объединений работодателей и профсоюзов по отраслям.

В связи с тем, что все перечисленные разрозненные системы и авторские методики мониторинга и анализа показателей не позволяют получить полноценную, объективную картину, на смену им может придти государственная информационная система «МАЭСТРО», являющаяся в своей концептуальной основе комплексной системой мониторинга фактической ситуации в социально-трудовой сфере в муниципальных образованиях, регионах и стране в целом, осуществляемого в режиме реального времени.

Поскольку вопросы качественной и оптимальной декомпозиции уровней и объема обследуемой информации выходят на первый план, в перечень основных задач ГИС «МАЭСТРО» входят:

• своевременное выявление изменений, происходящих в социально-трудовой сфере, и факторов, вызвавших их;

• предупреждение негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов напряженности;

• объединение информационных потоков, формируемых органами исполнительной власти, участвующими в мониторинге;

• оценка эффективности и полноты реализации нормативных правовых актов, государственных программ и проектов;

• оперативный мониторинг состояния социально-трудовой сферы;

• создание аналитического массива «Больших данных» показателей, связанных с социально-трудовой сферой;

• подготовка информационно-аналитических материалов для Минтруда России, иных ФОИВ и органов власти субъектов РФ, заинтересованных лиц.

Ядро информационного взаимодействия, реализуемого в рамках ГИС «МАЭСТРО», представлено на рис. 1.

Система ГИС «Маэстро» предназначена для сбора, обобщения и систематизации информации, прогнозирования и анализа показателей в сфере

Рис. 1 / Fig. 1. Схема организации информационных потоков в ГИС «МАЭСТРО» / Organization of information flows in GIS "MAESTRO"

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

трудовых отношений, обеспечения актуальной и достоверной информацией для выработки предложений в области социально-трудовых отношений.

Система должна обеспечивать автоматизацию следующих технологических операций:

• сбор данных из различных источников информации;

• анализ информации из открытых источников;

• формирование показателей в сфере трудовых отношений и методик их анализа;

• представление показателей в графическом, табличном и текстовом виде, в том числе с возможностью вывода на печать;

• мониторинг статистических и динамических показателей в режиме реального времени;

• прогнозирование возможных векторов развития по имеющимся показателям, на основании исторических данных и изменения связанных параметров.

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ ГИС «МАЭСТРО»

Система ГИС «Маэстро» предназначена для сбора, обобщения и систематизации информации, прогнозирования и анализа показателей в сфере трудовых отношений, обеспечения актуальной и достоверной информацией для выра-

ботки предложений в области социально-трудовых отношений.

Система построена по модульному принципу, но вместе с тем основывается на единых информационных слоях, которые поступают из различных источников и обрабатываются с целью унификации понятий и справочников. Технологические возможности системы определяются ее архитектурой, построенной по облачному принципу, с использованием многомерных массивов информации.

Источники входных данных для системы можно разделить на три вида: данные в структурированном виде из государственных информационных систем; данные в виде таблиц и массивов информации; неструктурированные данные из открытых источников, формируемые по запросам экспертов-аналитиков МАЭСТРО. Все источники информации должны пройти обработку в разрезе метаданных МАЭСТРО для перевода на один «язык восприятия». Такая процедура позволяет не только анализировать массив данных в единой терминологии, но совершенствовать понятийный аппарат системы, построенной на основе множества разнородных показателей.

Примерная схема обработки информации и архитектура МАЭСТРО представлена ни рис. 2.

л

ГИС «МАЭСТРО » {WV

• ♦ • ф •

АНАЛИТИКА Открытый Личный

доступ кабинет

• « •

РАСЧЕТ В |

ш

• ♦-•— •

ВЗАИМО- Извлечение Преобра-

ДЕЙСТВИЕ (Extraction) зование {Transformation)

Ф • -*- •

Министерство здравоохранения

Федеральная Федеральная службо Министерство налоговая государственной внутренних

Министерство Федеральная

труда и социальной служба по труду и защиты занятости

Фонд социального страхования

Рис. 2/ Fig. 2. Схема обработки информации в системе "МАЭСТРО" / Information processing in the "MAESTRO" system

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

На основе собранной информации система позволяет построить:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• РЕГУЛЯРНЫЕ аналитические отчеты по рынку труда.

• ИНТЕРАКТИВНЫЕ карты структуры рынка труда (рынок труда, демография, экономика и социальные вопросы, образование, миграционные процессы, виды экономической деятельности).

• «РАДАР» профессий (спрос на профессии по уровню квалификаций в разрезе регионов и видов деятельности, заработные платы).

• СТРУКТУРУ рынка подготовки профессиональных кадров.

• ИНТЕРАКТИВНУЮ карту индексов и показателей в социально-трудовой сфере.

• МОНИТОРИНГ выполнения Указов Президента Российской Федерации, поручений Правительства Российской Федерации, государственных программ, целевых показателей в социально-трудовой сфере.

• ИНДЕКС социальной напряженности.

• УРОВЕНЬ бедности в региональном разрезе.

• УРОВЕНЬ производительность труда.

• МОНИТОРИНГ специалистов, впервые вышедших на рынок труда.

Основной целью создания системы является получение актуальной и достоверной информации в сфере трудовых отношений для предупреждения социальной напряженности, а также выработка методик и предложений развития государственной политики в области социально-трудовых отношений.

Для достижения поставленной цели ГИС будет решать следующие задачи:

• осуществление экспертной оценки текущего состояния социально-трудовой сферы Российской Федерации;

• получение и агрегация разнородных данных для анализа изменений в социально-трудовой сфере;

• анализ открытых источников информации и формирование на их основе альтернативных путей развития социально-трудовых отношений;

• многомерный анализ информации и полученных данных с целью прогнозирования развития сферы социально-трудовых отношений;

• представление показателей и данных в различных срезах и видах, в том числе с использованием геопространственных данных;

• представление показателей в разрезе субъектов Российской Федерации;

Фоаорашиач п«л<>гедоа

Данные по налогам, в том числе по НДФЛ

Социально-экономические показатели

W-1

ннистерсю

VJjI-»

служба п-о . «руду И

Данные по регистрации (внутренняя и внешняя миграция)

Специалисты, впервые вышедшие на рынок труда

Данные по официальным безработны

Данные гто пенсионным начислениям

Отчеты Прогнозные Оперативные Контроль

решения справки Оповещение » ♦ — « •

Мониторинг Анализ Экспертиза Прогноз

Рис. 3/ Fig. 3. Концептуальная схема функционирования Единого информационно-аналитического (ситуационного) центра социально-трудовой сферы Минтруда России / Conceptual scheme of the functioning of the Unified Information and Analytical (Situational) Center of the Social and Labour Sphere of the Ministry of Labour of Russia

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

• прогнозирование изменений показателей, на основании имеющихся данных;

• построение произвольных отчетов по запросам пользователей с использованием встроенного генератора отчетов и вывод полученных данных в табличный редактор;

• мониторинг критичных показателей социально-трудовой сферы в режиме онлайн;

• учет в мониторинге категорий граждан, в том числе для анализа данных по слабозащищенным категориям граждан;

• анализ и оценка миграции в разрезе полученных разрешений на работу и нелегальной рабочей миграции;

• взаимодействие экспертов с целью выработки методик, предложений и политик развития в сфере социально-трудовых отношений.

ПОКАЗАТЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ

Индекс социальной напряженности в нашем понимании представляет из себя сложный комплекс показателей, которые должны фиксироваться на панели показателей индекса социальной напряженности в соответствующем муниципальном образовании, региона или федерации в целом.

В настоящее время существуют довольно подробные обзоры методик исследования и построения показателей социальной напряженности или социальной напряженности просто. В работах Ю.В. Каира [1-5] подробно раскрываются теоретико-методологические подходы, которые используются при анализе социальной напряженности. В частности, автор указывает, что значительное качественное разнообразие методик изучения социальной напряженности «обуславливается различными подходами к интерпретации данного понятия «социальная напряженность», факторов, ее определяющих и детерминирующих» [1]. В то же время основной упор в указанных работах делается на исследовании социологических методов определения уровня социальной напряженности, что, на наш взгляд, обеспечивает недостаточно объективную картину, поскольку уровень самоощущения граждан зависит не только от уровня реально наблюдаемого благосостояния, но от множества других факторов. В тоже время нами были использованы описанные в вышеприведенных работах методологические подходы и опросные методики. Сам автор перечисляет ряд недостатков, связанных с использованием опросных методов, в частности, ретроспективный ха-

Рис. 4/ Fig. 4. Динамика количества новых вакансий и предлагаемой средней заработной платы в январе - октябре 2020 г. / Dynamics of the number of new vacancies and the proposed average salary in January-October 2020

Источник/Sourse: составлено на основе данных агрегаторов headhunter.ru; Superjob.ru и «Работа в России» / based on the data from www.headhunter.ru;Superjob.ru and "Work in Russia"

рактер исследования и субъективность высказываемых оценок.

Одним из определений социальной напряженности, который мы используем в качестве отправной точки исследования является определение социальной напряженности через «характеристику состояния социальной системы, выражающуюся в повышении ее уровня нестабильности, вызванной нарушением прав индивидов на удовлетворение их потребностей» [6]. Авторы, опираясь на вышеприведенное определение предлагают панель индикаторов, включающую четыре блока (демографические, социальной дифференциации, уровня и качества жизни, социального неблагополучия), на основе которой дается «оценка вероятности возникновения гражданских волнений и войн» [6]. Следует отметить, что ключевым при оценке социальной напряженности в целях нашего исследования является даже не проявление крайних случаев реализации высокого уровня социальной напряженности в обществе, а влияние уровня социальной напряженности на социально-экономические процессы, определяющие динамику производительности труда, эффективности общественных институтов и уровня доверия в обществе. В рамках исследований по живой экономике в качестве демотиваторов социально-экономической активности были представлены: негативная информация, лишняя информация, обратно пропорциональный эффект, когнитивный диссонанс, подавление воли, страх, недосказанность или полуправда, искаженная или чрезмерная открытость, социальные сети [7].

В указанной работе приводится также перечень мотиваторов социально-экономической активности населения.

Для более комплексной и качественной оценки социально-экономической напряженности на системообразующих предприятиях, а также в целях прогнозирования на краткосрочную перспективу (от 6 месяцев до 1 года) негативных тенденций, необходимо на первоначальных этапах формирования ГИС «МАЭСТРО» установить для системообразующих предприятий индекс социальной-экономической напряженности, включающий в себя ряд показателей, каждый из которых будет иметь свой удельный вес и оцениваться по 10 балльной системе. Данный показатель позволить разделить предприятия на 3 группы (зеленая, желтая, красная зона) и принять превентивные меры (в случае нахождения предприятия в желтой или красной зоне) для снижения социально-экономической напряженности.

Этот индекс может включать в себя 10 основных показателей:

• снижение/повышение отчислений во внебюджетные фонды;

• снижение/повышение перечислений по НДФЛ;

• снижение/повышение численности работников;

• рост/снижение заработной платы;

• уровень напряженности труда;

• количество работников, которые планируются к увольнению в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организаций города Москвы;

• задержки в выплатах заработной платы;

Нижегородская область 116 тыс. (5,06%)

Ростовская область 125 тыс. (5,44%)

Республика Башкортостан 132 тыс. (5,74%)

Республика Татарстан 139 тыс. (6,03%)

Свердловская область 162 тыс. (7,05%)

Город федерального значения Москва 707 тыс. (30,75%)

Краснодарский край 202 тыс. (8,78%)

Город федерального значения Санкт-Петербург 297 тыс. (12,92%)

Московская область 309 тыс. (13,45%)

Рис. 5/ Fig. 5. ТОП - 10 субъектов Российской Федерации по количеству вакансий по состоянию на 31 июля 2020 г. / TOP 10 regions of the Russian Federation by the number of vacancies as of July 31, 2020

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

• увеличение/снижение выручки;

• увеличение/снижение объемов производства;

• увеличение/снижение прибыли, в том числе увеличение/снижение уплаты налога на прибыль организаций по данным ФНС.

ЕДИНЫЙ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ (СИТУАЦИОННЫЙ) ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЫ

Государственная информационная система мониторинга, анализа и экспертизы сферы трудовых отношений может стать эффективным и мощным инструментом мониторинга и серьезной аналитической базой данных и платформой для принятия управленческих решений.

Однако с любой информацией и аналитикой нужно уметь работать и правильно ее использовать, а для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру и подготовить высококвалифицированных специалистов, способных грамотно и эффективно пользоваться всеми преимуществами данной системы в режиме реального времени.

Для решения этой задачи предлагается создать единый информационно-аналитический (ситуационный) центр социально-трудовой сферы (далее - ЕИАЦ СТС), который будет представлять из себя оперативный пункт, оснащенный интерактивными средствами предоставления информационных данных (конференц-связью, видео-конференц-связью, документ-камерами, интерактивными картами) для того чтобы осуществлять мониторинг различных социаль-

но-трудовых показателей, контроль текущей ситуации, оперативно реагировать и принимать оптимальные решения в режиме реального времени, а также для подготовки ежедневных аналитических данных.

Работу ЕИАЦ СТС можно представить на примере индекса социальной напряженности (рис. 3).

ЕИАЦ СТС осуществляет обработку соответствующих показателей, необходимых для расчета и оценки индекса социальной напряженности, из различных баз данных органов исполнительной власти, а также из иных источников, в том числе визуальных, в режиме реального времени. Далее эти данные преобразуются и показываются визуально на карте с разбивкой по субъектам РФ и муниципальным образованиям, где каждая территория попадает в зеленую, желтую или красную зону, что позволяет предпринимать оперативные и превентивные меры реагирования.

Кроме того, данная система позволит проводить мониторинг вакансий и профессий. В качестве примера можно привести часть уже действующей и успешно функционирующей перспективной ГИС «МАЭСТРО». Специалистами ВНИИ труда был разработан и внедрен в промышленную эксплуатацию прототип функционального модуля ГИС «МАЭСТРО», осуществляющего сбор, очистку, нормализацию вакансий рынка труда в России на основе данных трех сайтов - агрегаторов вакансий (информационно-аналитическая система ВНИИ труда). Модуль позволяет получать информацию в региональном и отраслевом разрезах. На рис. 4-7 представлены

Специалисты в сфере образо... 1 тыс. (1,99%) -Дизайнеры, художники 1 тыс. (2,38%) -

Менеджеры по работе с клиентами Г~ 5 тыс. (11,57%)

Рабочие в промышленности 1 тыс. (2,6%) Средний медицинский персонал 1 тыс. (2,77%) Специалисты в области права 1 тыс. (2,82%)

Специалисты по персоналу, включая руководителей 1 тыс. (2,91%)

Врачи, включая главных врачей 1 тыс. (3,36%)

Повара 2 тыс. (4,15%)

Бармены / Официанты / Баристы 1 тыс. (1,97%)

Клинеры, уборщики, помощники по хозяйству 1 тыс. (2,06%)

Административные работники

2 тыс (4,33%)

Рабочие в строительстве 2 тыс. (4,

Специалисты по прода... 2 тыс. (5,6%)

Продавцы 5 тыс. (11,53%)

Водители транспортных средств 4 тыс. (10,77%)

Инженеры, включая руководителей 3 тыс. (7,8

Бухгалтера, включая главных бухгалтеров 3 тыс. (6,63%)

Специалисты по ИТ 3 тыс. (7,26%)

Рис. 6/Fig. 6. ТОП - 20 вакансий по профессиональным группам в городе Москве по состоянию на 31 июля 2020 г./ TOP 20 vacancies by professional groups in Moscow as of July 31, 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

регулярные отчеты информационно-аналитической системы ВНИИ труда.

На основе проведенного мониторинга и анализа востребованности профессий с использованием технологий больших данных, мы смогли получить актуальные сведения о вакансиях и резюме, которые были автоматически собраны с трех общероссийских сайтов вакансий: headhunter.ru; Superjob.ru и «Работа в России».

На рис. 4 представлено количество опубликованных новых вакансий в целом по России за период январь - октябрь 2020 г. и средней заработной платы, которая предлагается работодателями. Как видно из графика, количество опубликованных вакансий было резко снижено в апреле - мае. Однако начиная с июня количество данных вакансий снова начало расти, что говорит о постепенном восстановлении рынка труда.

На рис. 5 приведены данные ТОП - 10 субъектов Российской Федерации по количеству вакансий по состоянию на 31 июля 2020 г. Первое место у Москвы с 707 тыс. вакансий, что составляет 30,75 % от общего количества опубликованных вакансий, на втором находится Московская область с 309 тыс. вакансий и третье место у Санкт-Петербурга - 297 тыс. вакансий.

На рис. 6 показаны ТОП - 20 вакансий по профессиональным группам в городе Москве по состоянию на 31 июля 2020 г. В июле на верхние строчки рейтинга поднялись менеджеры по работе с клиентами, продавцы, водители транспортных средств. Во многом это объясняется тем, что в таком мегаполисе

как Москва сосредоточен большой объем оптовой и розничной торговли, а также зафиксирован стремительный рост интернет-торговли.

Что касается востребованности, то наличие вакансий - это только один из показателей, что профессия востребована. Востребованные профессии не всегда массовые, но они могут быть ключевыми для определенных сфер деятельности или даже для отдельных предприятий, в том числе, редкие, дефицитные профессии, требующие специального, возможно, дорогостоящего обучения. Вакансий по таким профессиям, как правило, мало, а в какой-то момент они могут отсутствовать совсем. Например, наладчик оборудования аддитивного производства.

Рынок труда требует все более детализированного анализа не только в разрезе профессий, но и учета компетенций, востребованных работодателями. Разработанный нами модуль позволяет выделить и проанализировать динамику требований к компетенциям работников, которые заложены работодателями в публикуемых вакансиях.

Таким образом, уже частично реализованные возможности системы позволяют успешно осуществлять мониторинг и контроль такой важной составляющей социально-трудовых отношений, как вакансии и профессии.

ВЫВОДЫ

Выработанные рекомендации и предложения позволяют гибко моделировать систему аналитического обеспечения деятельности федеральных

36

Рис. 7/ Fig. 7. Универсальные компетенции (софт скилы) для типовых профессий. Составлено на основе частоты упоминаний в описаниях вакансий / Universal competencies (soft skills) for typical professions. Based on the frequency of mentions in job descriptions.

Источник/Source: разработано авторами / compiled by the authors.

органов государственной власти, осуществляющих регулирование в сфере социально-трудовых отношений в Российской Федерации и ее регионах. Исходя из задач, поставленных Президентом Российской Федерации в части совершенствования регулирования социально-трудовых отношений, необходимо, в первую очередь, развивать систему аналитического обеспечения государственного регулирования на основе новых цифровых решений, технологий и автоматизации процессов. В данной работе авторским коллективом предложены основные контуры предлагаемых решений с учетом бурно развивающихся процессов цифровизации общественных отношений и социально-экономической сферы. Комплекс рекомендаций может реализовываться последовательно в несколько этапов, путем постепенного соединения функционалов различных действующих информационно-аналитических систем и порталов.

Таким образом, создание государственной информационной системы мониторинга, анализа и экспертизы сферы трудовых отношений (ГИС «МАЭСТРО») позволит создать комплексную систему мониторинга фактической ситуации в социально-трудовой сфере в режиме реального времени, целью которой станет формирование единой информационно-аналитической системы, позволя-

ющей оперативно собирать, обрабатывать, анализировать большой массив информации («большие данные») различных показателей в социально-трудовой сфере для своевременного выявления и системного анализа происходящих в ней изменений, предупреждения негативных тенденций, ведущих к формированию и развитию очагов социальной напряженности, оценки ситуации в сфере доходов и уровня жизни населения, рынка рабочей силы, занятости, безработицы, осуществлять прогнозирование в социально-трудовой сфере и подготовку информационно-аналитических материалов для Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации.

Создание указанной системы является неизбежным и необходимым процессом совершенствования системы государственного управления и средством эффективного мониторинга и контроля социально-трудовой сферы в условиях стремительно меняющегося мира. В дополнение к этому утверждению необходимо сказать, что в июне 2020 г. был принят федеральный закон от 8 июня 2020 г. № 168-ФЗ «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении Российской Федерации», который установил организационно-правовые

основы формирования и ведения единого федерального информационного регистра, содержащего сведения о населении Российской Федерации, в том числе сбора, обработки, хранения, получения, использования и защиты указанных сведений, а также обеспечения актуальности и достоверности иных содержащих сведения о населении Российской Федерации государственных информационных ресурсов и муниципальных информационных ресурсов. Данный закон с одной стороны создает, безусловно, серьезные риски с точки зрения обеспечения гражданских прав и свобод граждан, а, с другой стороны, является от-

ветом на расширяющуюся цифровизацию общества и попыткой поставить цифровые технологии на службу повышения благосостояния общества. Формирование информационной системы мониторинга, анализа и экспертизы сферы трудовых отношений нацелено на реализацию этой же важной миссии. Ход и логику общественного развития невозможно повернуть вспять, но возможно использовать достижения научно-технического прогресса во благо общественного развития, и от понимания и принятия данного тезиса зависит конкурентоспособность национальной экономики в целом.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Каира Ю.В. Методика исследования социальной напряженности / Ю.В. Каира // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2017;(3):107-118.

2. Проказина Н.В., Каира Ю.В., Колмогоров Е.В. Социологический анализ социальной напряженности в регионе (на материалах Орловской области) / Н.В. Проказина, Ю.В. Каира, Е.В. Колмогоров // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2018;(1):37-50.

3. Каира Ю.В. Социальная напряженность и протестная активность населения региона / Ю.В. Каира // Среднерусский вестник общественных наук. 2017;12(2):20-28.

4. Алексеенок А.А., Каира Ю.В., Бараночников В.А. Социальное неравенство и социальная напряженность / А.А. Алек-сеенок, Ю.В. Каира, В.А Бараночников. Научная монография. Орел, 2016. ISBN: 978-5-93179-457-0. 244 с.

5. Каира Ю.В., Колмогоров Е.В. Динамика факторов социальной напряженности (на материалах Орловской области) / Ю.В. Каира, Е.В. Колмогоров // Образование и общество. 2016;((4-5) (99-100)):101-109.

6. Доломатов М.Ю., Мартынов В.В., Журавлева Н.А., Филосова Е.И., Закиева Е.Ш. Информационная система расчета социальной напряженности общества на основе применения законов равновесной термодинамики / М.Ю. Доломатов,

B.В. Мартынов, Н.А. Журавлева, Е.И. Филосова, Е.Ш. Закиева. // Труды СПИИ РАН. 2015;(4(41)):163-179.

7. Сафонов А.Л., Попков С.Ю., Слободчиков И.М., Смирнов В.М., Ястребова Е.В. Живая экономика / А.Л. Сафонов,

C.Ю. Попков, И.М. Слободчиков, В.М. Смирнов, Е.В. Ястребова // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016;(1):7-25.

REFERENCES

1. Kaira Yu. V. Research methodology of social tension / Yu. V. Kaira // Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences. 2017; (3): 107-118.

2. Prokazina N. V., Kaira Yu. V., Kolmogorov E. V. Sociological analysis of social tension in the region (based on the materials of the Oryol region) / N.V. Prokazina, Yu.V. Cairo, E.V. Kolmogorov // Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences. 2018; (1): 37-50.

3. Kaira Yu. V. Social tension and protest activity of the population of the region / Yu. V. Kaira // Central Russian Bulletin of Social Sciences. 2017; 12 (2): 20-28.

4. Alekseenok A. A., Kaira Yu. V., Baranochnikov V. A. Social inequality and social tension / A. A. Alekseenok, Yu. V. Kaira, V.

A. Baranochnikov. Scientific monograph. - Oryol, 2016. ISBN: 978-5-93179-457-0. 244 p.

5. Kaira Yu. V., Kolmogorov E. V. Dynamics of social tension factors (based on the materials of the Oryol region) / Yu. V. Kaira,

E. V. Kolmogorov / / Education and Society. 2016; (4-5) (99-100): 101-109.

6. Dolomatov M. Yu., Martynov V. V., Zhuravleva N. A., Filosova E. I., Zakieva E. Sh. Information system for calculating social tension of society based on the application of laws of equilibrium thermodynamics / M. Yu.Dolomatov, V. V. Martynov, N. A. Zhuravleva, E. I. Filosova, E. Sh. Zakieva // Proceedings of the SPII RAS. 2015; 4 (41): 163-179.

7. Safonov A. L., Popkov S.Yu., Slobodchikov I. M., Smirnov V.M., Yastrebova E. V. Living economy / A. L. Safonov, S.Yu.Popkov, I. M. Slobodchikov, V. M. Smirnov, E. V. Yastrebova. // Business in law. Economic and legal journal. 2016; (1): 7-25.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Дмитрий Николаевич Платыгин - кандидат социологических наук, генеральный директор Всероссийского научно-

исследовательского института труда, Москва, Россия

dplatygin@vcot.info

Владимир Михайлович Смирнов - доктор экономических наук, доцент, заместитель генерального директора

Всероссийского научно-исследовательского института труда, Москва, Россия

vsmirnov@vcot.info

Сергей Юрьевич Попков - доктор экономических наук, доцент, заместитель генерального директора Всероссийского

научно-исследовательского института труда, Москва, Россия

s.popkov@vcot.info

Николай Алексеевич Волгин - доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, советник генерального директора Всероссийского научно-исследовательского института труда, Москва, Россия nvolgin@vcot.info

Владимир Иванович Джума - директор по цифровым технологиям Всероссийского научно-исследовательского

института труда, Москва, Россия

Vladimir@vcot.info

Елена Валерьевна Вашаломидзе - кандидат экономических наук, директор Центра подготовки научных кадров

Всероссийского научно-исследовательского института труда, Москва, Россия

E.Vashalomidze@vcot.info

Екатерина Сергеевна Уланова - генеральный директор ООО «Интергад» eulanova@integrad.ru

ABOUT THE AUTHORS

Dmitrii N. Platygin - Cand. Sci. (Social), General Director, All-Russia Research Institute of Labour, Moscow, Russia dplatygin@vcot.info

Vladimir M. Smirnov - Dr.Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Deputy General Director, All-Russia Research Institute of Labour,

Moscow, Russia

vsmirnov@vcot.info

Sergei Yu. Popkov - Dr.Sci. (Econ.), Assoc. Prof., Deputy General Director, All-Russia Research Institute of Labour,

Moscow, Russia

s.popkov@vcot.info

Nikolai A. Volgin - Dr.Sci. (Econ.), Prof., Honored Scientist of the Russian Federation, Adviser to the General Director,

All-Russia Research Institute of Labour, Moscow, Russia

nvolgin@vcot.info

Vladimir I. Dzhuma - Digital Director, All-Russia Research Institute of Labour, Moscow, Russia Vladimir@vcot.info

Elena V. Vashalomidze - Cand. Sci. (Econ.), Director, Center for Training Scientific Personnel, All-Russia Research Institute

of Labour, Moscow, Russia

E.Vashalomidze@vcot.info

Ekaterina S. Ulanova - General Director, OOO "Intergrad" eulanova@integrad.ru

Заявленный вклад авторов:

Платыгин Д.Н. - научное руководство исследованием, определение цели исследования, анализ полученных результатов, формирование выводов исследования.

Попков С.Ю. - подготовка общей концепции исследования, конкретизация методов анализа, статистический анализ данных, содержательный анализ полученных результатов.

Смирнов В.М. - постановка задач исследования, анализ материалов, анализ научной литературы, интерпретация полученных результатов, формулирование выводов исследования.

Волгин Н.А. - обоснование теоретико-методологических положений, разработка концепции и методологии статьи. Вашаломидзе Е.В. - описание результатов и формирование выводов исследования, критический анализ литературы. Джума В.И. - сбор и обработка статистических данных, табличное представление результатов, их содержательная трактовка.

Уланова Е.С. - сбор статистических данных, проведение расчетов и моделирование, табличное и графическое представление результатов.

Authors' declared contribution:

Platygin D. N. - scientific supervision, determination of the research goal, analysis of the results, research conclusions. Popkov S. Yu. - general research concept, specification of analysis methods, statistical data analysis, content analysis of the results.

Smirnov V. M. - research tasks, analysis of materials, analysis of scientific literature, interpretation of the results, research conclusions.

Volgin N. A. - substantiation of theoretical and methodological provisions, development of the concept and methods. Vashalomidze E. V. - description of the results and conclusions, critical analysis of the literature.

Dzhuma V. I. - collection and processing of statistical data, tabular representation and content interpretation of the results. Ulanova E. S. - statistical data collection, calculations and modeling, tabular and graphical representation of the results.

Статья поступила в редакцию 21.11.2020; после рецензирования 24.11.2020, принята к публикации 24.11.2020. Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

The article was submitted to the editorial office on 21.11.2020; after reviewing on 24.11.2020, it was accepted for publication on 24.11.2020. The authors read and approved the final version of the manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.