Научная статья на тему 'Система модульного обучения будущих инструкторов по адаптивной физической культуре по развитию ключевых компетенций'

Система модульного обучения будущих инструкторов по адаптивной физической культуре по развитию ключевых компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СИСТЕМА МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деобальд Н. В.

Статья посвящена развитию ключевых компетенций будущих инструкторов по адаптивной физической культуре в рамках модульного обучения в системе повышения квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система модульного обучения будущих инструкторов по адаптивной физической культуре по развитию ключевых компетенций»

5. Koreneva M.R. The method of formation of compensatory skills of speaking for students of language higher educational

institution (2nd course, French): diss. ... of cand. of pedagogical sci. Ulan-Ude, 2003. 233 p.

6. Lerner I.Ya. Didactic basis of methods of teaching. M.: Pedagogika, 1981. 186 p.

7. Mitrofanova O.D. Linguistic didactic lessons and prognosis of the 20 c. // Materials of the 9th congress IATRLL - Brati-

slava, 1999. P.35-40.

8. Ozhegov S.I. The Russian language dictionary. M.: Russkii yazyk, 1986. 816 p.

9. Safonova V.V. The studying of languages of international intercourse in the context of the dialogue of cultures and civilizations. Voronezh: Istoki, 1996. 237 p.

10. Safonova V.V. Foreign language in two-languages education of Russian pupils (at schools with deep studying of foreign languages) // Inostrannye yazyki v shkole. 1997. №1. P.2-5.

11. Safonova V.V. Culture study in the system of modern linguistic education // Inostrannye yazyki v shkole. 2001. №3. P.17-23.

12. Sysoev P.V. Cultural self-determination of the personality as a part of multicultural education in Russia by means of a foreign and native languages // Inostrannye yazyki v schkole. 2001. №4. P.12-18.

13. Schukin A.N. The teaching of foreign languages. Theory and practice. M.: Filomatis, 2004. 408 p.

14. Yazykova N.V. Socio-cultural approach to teaching of the subjects of linguistic cycle // Vestnik BGU.Ser.: Theory and methods of teaching in higher educational institutions and at school. Ulan-Ude: Izdatelstvo BGU. 1998. Ed.4. P. 3-10.

Дареева Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры бурятского языка, Национальногуманитарный институт, Бурятский государственный университет.

Dareeva Oksana Aleksandrovna, cand. of pedagogical sci., reader, Buryat State University.

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. тел. (83012)21-32-10, e-mail: okdarin@mail.ru

Дашиева Соелма Анандуевна, старший преподаватель кафедры бурятского языка, Национально-гуманитарный институт, Бурятский государственный университет.

Dashieva Soelma Ananduevna, seniour teacher, Buryat State University.

670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24 а. тел. (83012)21-32-10, e-mail: sojela74@mail.ru

УДК 378.147.88

ББК 74 Н.В. Деобальд

Система модульного обучения будущих инструкторов по адаптивной физической культуре по развитию ключевых компетенций

Статья посвящена развитию ключевых компетенций будущих инструкторов по адаптивной физической культуре в рамках модульного обучения в системе повышения квалификации.

Ключевые слова: ключевые компетенции, профессиональная деятельность, система модульного обучения.

N. V. Deobald

The system of modular training for future instructors of adaptive physical education on the development of key competencies

This article is devoted to the development of key competencies for future trainers of adaptive physical education through a modular training system.

Key words: core competencies, professional activities, a system of modular training.

Период социально-экономических реформ характеризуется повышением требований к системе подготовки специалистов, в том числе и будущих инструкторов по адаптивной физической культуре.

Современные принципы обучения определяют пути достижения поставленных перед будущим специалистом целей, однако знание принципов не гарантирует мастерства инструкторов по адаптивной физической культуре, т.к. ключ к мастерству будущего специалиста - это микроструктура методов, технология занятий.

Специалисту по адаптивной физической культуре в повседневной практике нужны не столько методы, сколько приемы, с помощью которых эти методы будут осуществляться, но, к сожалению, их набор у большей части инструкторов недостаточен.

Это обусловлено тем, что большая же часть студентов покидают высшую школу, так и не освоив в полной мере государственных образовательных стандартов и не реализовав свой потенциал.

Причина подобного положения вещей кроется как в отсутствии технологичности учебновоспитательного процесса, так и позиции преподавателя, в недостаточном непонимании им собственных функций в реализации современных педагогических технологий. Помочь будущему специалисту освоить технологии и техники по адаптивной физической культуре, осознать свою позицию и свою ключевую роль в реализации Концепции модернизации образования - задача системы повышения квалификации педагогов (СПК).

Рассмотрение затруднений профессиональной деятельности инструкторов по внедрению

технологий и техник адаптивной физической культуры с трех сторон: практической,

исследовательской и проектировочной, показало, что основная причина затруднений -несоответствие между требованиями профессионально-педагогической деятельности и уровнем подготовленности к ней, т.е. несформированности ключевых компетенций.

Содержание педагогического образования как целое может быть рассмотрено как единство знаний и умений, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к педагогической действительности. В этом отношении профессиональная компетентность - усвоение знаний (накопление информационного фонда) - не самоцель, а необходимое условие для выработки «знаний в действии», т.е. умений и навыков - главного критерия профессиональной готовности.

Профессиональные педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся во внешнем или внутреннем плане педагогических действий, часть которых может быть автоматизирована (навыки), направленных на решение задач развития гармоничной личности и основанных на соответствующих теоретических знаниях.

Такое понимание сущности педагогических умений имеет прямой выход в практику подготовки будущего инструктора по адаптивной физической культуре. Во-первых, оно определяет ведущую роль теоретических знаний в становлении практической готовности будущих преподавателей, а также единство теоретической и практической подготовки будущего специалиста по адаптивной физической культуре. Во-вторых, нацеливает на формирование умений педагогически мыслить и педагогически действовать, проявляющихся соответственно как система идеальных и система предметных действий. В-третьих, подчеркивает многоуровневый характер педагогических умений (от репродуктивного до творческого) и возможность их совершенствования путем автоматизации отдельных действий.

Опыт показывает, что система целесообразно подобранных упражнений по анализу педагогических фактов и явлений, направленных на выработку умений педагогически мыслить и действовать, неизбежно приводит к выработке главного, «универсального» умения,

обеспечивающего успех в педагогической деятельности, умения решать педагогические задачи. Они имеют место при реализации инструктором всех социально и профессионально обусловленных функций.

В результате модель профессиональной компетентности инструктора по адаптивной физической культуре может быть представлена как единство его теоретической, практической и социальной готовности.

Для того чтобы это качество обеспечить, необходимо, чтобы и уровень профессиональной подготовки будущего специалиста соответствовал этому требованию.

Понятие «профессиональная деятельность» определяется как основной объект подготовки преподавателя-специалиста, и необходимо знать, чем она отличается сегодня, в условиях широкомасштабных инноваций в образовании.

Процесс проектирования траектории профессионального становления будущего инструктора по адаптивной физической культуре не начинается с нуля, т.к. каждый коллектив преподавателей является носителем педагогического опыта и традиций. Проектирование траектории профессионального становления невозможно в рамках перепроектирования только отдельных курсов. Формирование профессионально-компетентного специалиста сегодня возможно лишь после перестройки всего учебного процесса.

Проектирование - интеграционный процесс, предполагающий определенную последовательность анализов, экспертиз, соотнесений с методическим опытом. Процесс проектирования траектории профессионального становления будущего инструктора по адаптивной физической культуре можно представить как совокупность следующих этапов [1, с. 16]: процессуальное представление траектории становления; предметно-курсовое насыщение траектории становления; посеместровое разбиение траектории становления для макроанализа микроцелей; микроанализ траектории становления с позиций микроцелей; синтезация макро- и микроуровней проектирования траектории становления для матричного анализа; построение интегральной траектории профессионального становления будущего специалиста.

С учетом требования обеспечения будущих инструкторов по адаптивной физической культуре теоретическими знаниями и практическими умения по технологическому обеспечению образовательного процесса была разработана модель обучения, состоящая из шести блоков, образующих единую систему (рис.).

Рис. Схема модульного обучения по развитию ключевых компетенций будущих инструкторов по адаптивной физической культуре

Каждый блок в модели направлен на формирование определенных знаний и умений по мотивационно-целевому, технологическому, психолого-педагогическому, дидактическому, диагностическому и инновационному обеспечению учебного процесса.

Мотивационно-целевой блок направлен на формирование мотивации собственно преподавателя, а также учебной деятельности детей, конструирование педагогических целей и организация целе-образования в учебной деятельности слушателей.

Блок технологической подготовки учителей направлен на формирование знаний технологических основ обучения, алгоритмизации и целевых показателей современных педагогических технологий. Реализация подсистемы позволяет сформировать у инструктора по адаптивной физической культуре знания и умения технологизации образовательного процесса.

Блок психолого-педагогической подготовки специалистов по адаптивной физической культуре направлен на формирование умений анализировать свою работу и выстраивать содержание обучения с учетом особенностей учебной деятельности школьников.

Блок дидактической подготовки направлен на формирование знаний по созданию дидактической системы: инструктор - слушатель - средства. На этом этапе необходимо восполнить пробел в подготовке преподавателя по применению дидактических средств материального и нематериального характера, обеспечивающих эффективный процесс обучения.

Блок диагностической подготовки направлен на формирование у будущего инструктора по адаптивной физической культуре знаний о понятиях «диагностика», «нормирование» и «дозирование», а также умений применять диагностику. Знание диагностики позволяет определить свой уровень профессиональной деятельности и соответственно внести в нее, в зависимости от результатов, соответствующие изменения.

Блок инновационной подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре направлен на формирование знаний по адаптации современных технологий в соответствии с личностным отношением, особенностями коллектива и слушателя индивидуально. Данный этап позволит учителю проектировать свою профессиональную деятельность и вносить изменения по ее совершенствованию.

Разработка модели системы обучения направлена на формирование технологической подготовки будущего инструктора по адаптивной физической культуре и развитие ключевых компетенций, что способствует обеспечению его высокой конкурентоспособности на педагогическом рынке труда.

Моделирование отражает внутреннюю организацию системы. Ее структура может быть представлена неоднозначно, в зависимости от основания. Мы рассматриваем педагогическое взаимодействие субъектов, и потому модель взаимодействия будет обусловлена структурой субъекта. Выбрав для структуры субъекта определенное основание, можно получить соответствующие модели взаимодействия.

Оптимальным методом является модульное структурирование содержания, где в понятие «модуль» входит не только понятие «составная часть», но и «коэффициент преобразования». Для преобразования содержания таким коэффициентом служит профессиональная деятельность специалиста, системно структурированная многократным повторением шагов: система (элементы и связи), элемент (новая система), связь (новая система) и т.д.

Первый уровень структурирования предполагает элементы: самоопределение, критерии и способы деятельности. Все профилирующие предметы найдут свое место в критериях, непрофилирующие - в самоопределении, способах деятельности и связях между ними.

Дальнейшее дозирование происходит при подготовке преподавателя к занятию по тому же модульному принципу. И здесь необходимой процедурой становится оформление каждой дозы содержания в проблему (актуализация) и создание условий для ее решения путем развития способностей субъекта, т.е. выбора метода. Если данная технология строго соблюдается, то создаются условия для получения результата каждым слушателем, т.е. для индивидуального результата не только обучения, но и воспитания и развития.

Профессиональное мастерство преподавателя и его педагогическая позиция (видение своего места, своих функций) соотносятся между собой как бытие и сознание, как результат и его прогнозирование. Педагогическая позиция проявляется в убеждении, мастерство - в действии [2, с. 369].

Таким образом, мастерство инструктора по адаптивной физической культуре состоит в реализации моделей и технологии педагогического процесса. Их создание - функция педагогической науки, интегрирующей для своих целей данные и факты психологии, социологии и многих других наук.

Если инструктор по адаптивной физической культуре находит такие модели и технологии, которые его убеждают, он использует их, корректируя под конкретные условия. Если не находит, то создает свои, исходя из собственных убеждений, собственной позиции, зачастую интуитивно.

Роль технологий и техник адаптивной физической культуры в педагогическом процессе, их предназначение - овладение осознанным действием как единицей деятельности, поэтому особенности педагогической квалификации будущих специалистов по адаптивной физической культуре обусловлены наличием методологической культуры.

Именно этим определяются актуальность и практическая значимость структуры образовательного процесса, которые раскрываются в практической деятельности.

Литература

1. Технология проектирования траектории профессионального становления будущего учителя / В.М. Монахов и др. М.: Перемена, 1998. 92 с.

2. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Юнити - Дана, 2003. 416 с.

Literature

1. The technology of designing the trajectory of the professional development of a future teacher / V.M. Monakhov et al. М.: Peremena, 1998. 92 p.

2. Gromkova M.T. Psychology and pedagogy of professional activity. M.: Unity-Dana, 2003. 416 p.

Деобальд Наталия Васильевна, преподаватель кафедры «Современные педагогические технологии», Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Deobald Natalia Vasilevna, the teacher of department «Modern pedagogical technologies», Samara Regional Institute of improvement of professional skill and retraining of educators.

Россия, Самара, Московское шоссе, 125А. e-mail: v11e11g12a12@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.