Научная статья на тему 'СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ'

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА / МЕНЕДЖМЕНТ / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / SYSTEM / MANAGEMENT / QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хайитов Х.О., Новиков В.А., Цыплов Е.А.

В статье рассматриваются особенности системы менеджмента качества согласно версии стандарта ИСО 9001, выделены основные изменения в принципах системы менеджмента качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN A HISTORICAL RETROSPECTIVE

The article discusses the features of the quality management system according to the version of ISO 9001, highlights the main changes in the principles of the quality management system

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ»

5. Методы деловой оценки персонала http://www.maximumrule.ru/mars-153-3.html (дата обращения 04.11.2018)

УДК 006.015.5

Хайитов Х.О. студент 3 курс Новиков B.A. студент 3 курс Цыплов Е.А. студент 3 курс

Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Тольятти (Россия) Khayitov H. O., student,

3 course, Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Novikov V.A., student,

3 course, Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia) Tsyplov E.A., student,

3 course, Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ИСТОРИЧЕСКОЙ

РЕТРОСПЕКТИВЕ Аннотация: в статье рассматриваются особенности системы менеджмента качества согласно версии стандарта ИСО 9001, выделены основные изменения в принципах

системы менеджмента качества

Ключевые слова: система, менеджмент, качество, управление QUALITY MANAGEMENT SYSTEM IN A HISTORICAL RETROSPECTIVE Annotation: the article discusses the features of the quality management system according to the version of ISO 9QQ1, highlights the main changes in the

principles of the quality management system.

Keywords: system, management, quality, management.

Проанализировав некоторую литературу, можно сделать вывод, что историческое развитие принципов управления качеством и сертификации продолжается довольно долгое время, поскольку в некоторых научных исследованиях, ученые приходят к тому, что эта история исчисляется веками и эта экономическая категория имела место быть даже в средние века. Но, если структурировать все изученное, то эволюцию концепции TQM получится описать посредством 4 соответствий (табл. 1).

Таблица 1 - Мировые системы управления качеством

Годы 1905-1924 гг. 1925-1950 гг. Тотальное (всеобщее, 90-е

XX в. комплексное) управление

качеством и период сертификации

продукции.

Инжиниринг качества

50- 70-80-е

е - 60-е

Назва СИСТЕМА СООТВЕТСТ СООТВЕ СООТВЕТСТВИЕ Название

ние Ф. У. ВИЕ ТСТВИЕ СТОИМОСТИ (суть)этапа

(суть) ТЕЙЛОРА СТАНДАРТУ ПРИМЕН

этапа ЕНИЮ

Эволю Ввел такие Качество Качество Качество продукта Эволюция

ция понятия, как продукта продукта повышается при понятия

понят верхний и отвечает отвечает одновременном качества

ия нижний нормам нуждам снижении его

качест предел изготовления рынка стоимости

ва качества,

поля допуска,

приемочный

контроль,

который

осуществлял

и инспектора

качества.

Недос Не отвечает Слабость Слабость Недостатки

татки потребностям конкур. конкурентного

рынка преимущес преимущества,

Надежда на тва, основанного на

то, что качество основанно соответствии

может быть го на стоимости

достигнуто соответств

путем ии

инспекций применени

(проверок) ю.

Дорогосто

ящая

проверка

качества

Эволю Продукция Стандартизация Исследова Формирование Эволюция

ция подразделяла Контрольные ние рынка. областей качества. методологии

методо сь на годную карты Межфункц Внедрение семи (методы

логии (соответствов Контроль иональная шагов и семи управления

(метод ала Статистические вовлеченн методов качества. качеством)

ы техническим методы ость Включает:

управ условиям) и приемочного • разработку и

ления брак. контроля и 50-80-е: реализацию

качест контроля Развиты принципов

вом) технологически системы универсального

х процессов и контроля управления

готовой качества: качеством,

продукции - TQC • сертификацию

SQS (А. (Фейнгенб систем качества

Шухарт, Г. Ф. аум), и производства в

Додж, Г. Г. CWQC (К. соответствии с

Ромиг и др.). Исикава, требованиями

семь межд. стандартов

инструмен серии ИСО 9000,

тов • развитие прав

качества), потребителя на

QC-circles информацию о

(методы качестве

Тагути), продукции и его

QFD т. д. защиту в случае

приобретения

недоброкачестве

нной продукции

Система ZD ("Ноль

дефектов"); Россия

- КС УКП

Обоснованием перехода к следующему соответствию выступают указанные в таблице недостатки. А эти недостатки в свою очередь формируют несоответствие, что и является следствием перехода к следующему соответствию.

Так, более популярным способом, чтобы показать историю развития СМК выступает графическая фигура под названием «Знак качества». Необходимо представить данную фигуру, контур которой, как известно, которая называется «Пентагон», заполняется пятиконечной звездой и то, что получилось в исследованиях прозвали «Звездой качества» (рис. 1).

Система

Системы

мотивации

обучения персонала

КАЧЕСТВО

Система

Система

взаимоотношении с

взаимоотношении с

потребителям/1

Документированная

ор-анизацион -ая система управления качеством [функции и процессы)

Рис. 1 - «Звезда качества»

В центре звезды указываются преследуемые цели, а в случае реализации одной из них, то достигаются в связи с этим создаваемые системы. Снизу указано время, когда соответствующая система была конкретно обозначена в документации, учебниках, научных пособиях, статьях и иных работах (для конкретной системы качества).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для того, чтобы конкретная система качества, которая уже спроектирована и закреплена соответствующим документом, заработала, необходимо:

1.Использовать средства мотивации для персонала;

2. Обучать его как по профессиональным вопросам, так и по вопросам менеджмента качества;

3. Сконструировать правильные отношения с потребителями;

4.Научиться так управлять поставщиками, чтобы время заранее возможно было установить время поставки определенной продукции, установленного качества.

История развития принципов управления качеством и сертификации исчисляется веками. Рассмотрим эволюцию элементов менеджмента качества, начиная с системы Ф. У. Тейлора, относящейся к 1905-1924 гг. Тейлор, расчленяя процесс труда на отдельные операции с целью поиска их правильной организации и сочетания, одновременно ввел такие понятия, как верхний и нижний предел качества, поля допуска, приемочный контроль, который осуществляли инспектора качества. Продукция подразделялась на годную и брак. Продукция, которая соответствовала техническим условиям, являлась годной, если нет - относилась к браку и не являлась продукцией.

Следующий период, оставивший заметные вехи в развитии менеджмента качества, 1925-1950 гг., когда в дополнение к системе Тейлора внедрялись статистические методы приемочного контроля и осваивались статистические методы контроля технологических процессов и готовой продукции. Чтобы воспользоваться этими методами контроля, необходимо было провести соответствующие исследования, позволяющие разрабатывать контрольные карты, определять размеры выборки и частоту контроля, увязывать результаты статистического контроля с отклонениями в технологическом процессе и т. д. Статистический контроль при его достоверности позволял изменить технологию контроля со сплошного на выборочный, что приводило к большой экономии средств.

Период с 1950 по 1980 гг. носит название тотального (всеобщего, комплексного) управления качеством и периода сертификации продукции. Он характеризуется отработкой элементов управления качеством продукции на стадии изготовления, стадии проектирования, стадии хранения, обращения и эксплуатации.

Обеспечение качества на стадиях жизненного цикла продукта потребовало разработки оценочных показателей планирования улучшения качества каждой стадии и использования системного, ситуационного и количественного подходов в управлении качеством. В этом периоде были разработаны основные статистические инструменты качества, позволяющие количественно оценить состояние качества, факторы, влияющие на него на всех стадиях жизненного цикла. Это позволило осознанно управлять ими, чтобы на выходе системы получить нужное (конкурентоспособное) соотношение цены и качества.

Период с 1980 г. и по настоящее время включает, помимо всего перечисленного, разработку и реализацию принципов универсального управления качеством, сертификацию систем качества и производства в соответствии с требованиями международных стандартов серии ИСО 9000, развитие прав потребителя на информацию о качестве продукции и его защиту в случае приобретения недоброкачественной продукции

В 90-е гг. разрабатывается законодательная база по учету защиты охраны окружающей среды и здоровья человека. Разработка и постановка новых видов продукции, системы обеспечения качества должны учитывать требования этих стандартов.

Впервые стандарты ИСО серии 9000 были опубликованы в 1987г. Так был подготовлен и начал осуществляться в международном масштабе принципиально новый этап в организации работ по улучшению качества продукции. Системность, комплексность, стандартизация стали прочной основой для управления качеством на предприятиях разных стран.

По нашему мнению, именно на основе концепции всеобщего управления качеством (TQM), как базовой теории, и международных стандартов ИСО (ГОСТ Р ИСО) 9000:2000, а также моделей делового совершенства, как наиболее актуальных и опробованных инструментов

управления деятельностью предприятия, возможно построение системы менеджмента предприятия.

Использованные источники:

1. Вайскробова Е.С., Покрамович Л.Е. Новые положения системы менеджмента качества в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001-2015 // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. - 2017.Т. 2. - С. 27-30.

2. Круглов М.Г. Требования ГОСТ Р ИСО 9001-2015: Продолжение анализа // Менеджмент качества. - 2017. - № 2. - С. 82-95.

3. Белянкина В.Н., Царева С.А. Обоснование управления рисками при функционировании СМК // Сборник материалов конференции. Электронное издание: Шестьдесят девятая всероссийская научно-техническая конференция студентов, студент магистратурыов и аспирантов высших учебных заведений с международным участием. - Ярославский государственный технический университет. - 2016. - С. 1643-1646.

УДК 658.562.012.7

Хайитов Х.О. студент 3 курс Новиков В.А. студент 3 курс Цыплов Е.А. студент, 3 курс Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский Государственный Университет

Тольятти (Россия) Khayitov H. O., student, Novikov V.A., student, Tsyplov E.A., student,

3 course, Institute of Finance, Economics and Management, Tolyatti State University, Tolyatti (Russia)

СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ Аннотация: в данной статье рассмотрены новые концепции управления качеством в разных сферах. Описаны цели для построения концепции. Ключевые слова: современная, концепция, управление качеством, стандарты, система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.