Научная статья на тему 'Система менеджмента качества социальнопрофессиональной подготовки в университетском комплексе'

Система менеджмента качества социальнопрофессиональной подготовки в университетском комплексе Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

209
50
Поделиться
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Жукова Г. С., Федякина Л. В.

в статье анализируются подходы к проблеме качества образования; обосновываются принципы проектирования и реализации систем менеджмента качества непрерывного социально-профессионального образования в университетском комплексе; раскрываются критерии оценки эффективности образовательной системы непрерывной социально-профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Жукова Г. С., Федякина Л. В.,

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества социальнопрофессиональной подготовки в университетском комплексе»

Г. С. Жукова, Л. В. Федякина

Система менеджмента качества социальнопрофессиональной подготовки в университетском комплексе*

Аннотация: в статье анализируются подходы к проблеме качества образования; обосновываются принципы проектирования и реализации систем менеджмента качества непрерывного социально-профессионального образования в университетском комплексе; раскрываются критерии оценки эффективности образовательной системы непрерывной социально-профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: специалисты социальной сферы, качество профессионального образования.

Вопрос о качестве образования и его критериях был актуальным во все времена, но на современном этапе, в системе развития общего и профессионального образования, он, в сравнении с другими, является доминирующим.

Модернизация непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы, отвечающего потребностям и запросам всех заинтересованных в нем социальных субъектов (отдельной личности, общества, государства), предполагает существенные изменения в функционировании системы «профильная школа - ссуз - вуз - повышение квалификации». В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, в разделе «Создание условий для повышения качества профессионального образования», отмечается, что для достижения нового качества профессионального образования необходимо создание университетских комплексов.

Центральная роль в развитии современной системы непрерывного профессионального образования специалистов социальной сферы в российском обществе принадлежит университетским комплексам социального профиля, реализующим образовательные программы различных уровней и проводящим исследования по приоритетным направлениям развития науки и социальной сферы. Социальная сфера трактуется как обеспечиваемая обществом и государством система отраслей, ориентированных на реализацию различных направлений социальной политики.

В состав университетского комплекса социального профиля входят:

* Статья подготовлена в рамках гранта (научно-исследовательского проекта) Министерства образования и науки РФ: «Создание модели информационных ресурсов для дистанционного обучения по направлениям социального и педагогического образования».

Жукова Галина Севастьяновна, доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, Почетный работник высшего и профессионального образовании РФ, Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, заведующая кафедрой высшей математики, председатель Экспертного совета Российского государственного социального университета. Базовое образование: факультет прикладной математики и механики Воронежского государственного университета.

Тема докторской диссертации: «Асимптотическое интегрирование обыкновенных линейных дифференциальных уравнений».

Основные публикации: «Математическое

моделирование социально-экономических процессов» (2008), «Концептуальные основы дистанционного обучения по направлениям социального образования» (2009), «Об основных направлениях работ по обеспечению качества высшего образования» (2009).

Сфера научных интересов: качество образования, непрерывное образование, университетский комплекс, квалиметрия, мониторинг, дистанционное обучение, моделирование, управление; дифференциальные уравнения, e-mail: rgsukvm@mail.ru

- школы с профильными классами; колледжи, осуществляющие подготовку по специальностям среднего профессионального образования социального, педагогического, юридического, экономического профиля;

- факультеты университета; структуры послевузовского образования.

Образовательный процесс университетского комплекса социального профиля со всеми его многоаспектными и разнообразными реалиями становится новым контекстом профессиональноличностного развития человека, дающим ему множество возможностей для самосовершенствования.

Проблема качества образования многие годы была и остается в центре внимания отечественной и зарубежной науки.

Международный стандарт ISO 8402 «Управление качеством и обеспечение качества» определяет понятие качества как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности потребителей. В новой версии стандартов серии ISO 9000:2000 это определение несколько видоизменено:

«Качество - степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям» [3, с.29]. При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, или некоторая их комбинация. В этом контексте, когда говорят о качестве, обычно выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности.

Проблемы управления качеством образования стали предметом исследования ведущихученых России - В. П. Беспалько,

В. И. Загвязинского, М. М. Поташника, А. И. Субетто,

Н. А. Селезневой и других. Опираясь на исследования данных ученых, можно заключить, что «качество профессионального образования» как понятие, далеко неоднозначное, и даже противоречивое. Одни ученые подчеркивают, прежде всего, нацеленность образовательной системы на достижение качества усвоения учебного материала; другие - качества профессионального обучения и системы профессионального воспитания; третьи - на увеличение степени развитости профессионально важных качеств и способностей личности; четвертые - на увеличение количества выпускников, трудоустроившихся по специальности; пятые - на готовность выпускника к жизни в социуме.

Проектирование систем качества в образовательныхучрежденияхосновывается на постулате отом, что качество является системообразующим фактором эффективного функционирования учреждения. Сама же система проектируется с учетом структуры «триады качества», в соответствии с которой должны быть спроектированы организационная, функциональная и оценочная системы.

Система менеджмента качества вуза может строиться в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов серии ISO 9000, принципами Всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management - TQM) или базироваться на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM). Все эти три подхода имеют в качестве основы процессно-ориентированный подход, не противоречат друг другу, взаимно дополняют друг друга; отличаются только полнотой и глубиной охвата всех рабочих процессов организации и степенью перекрытия системы менеджмента качества с общей системой менеджмента вуза.

Основными идеями, ведущими положениями, определяющими проектирование и реализацию систем менеджмента качества непрерывного социально-профессионального образования в университетском комплексе являются:

- реализация на практике квалиметрического подхода к организации и анализу образовательного процесса, заключающегося в расширении номенклатуры диагностируемых сторон и свойств, выделении механизмов функционирования и развития, процессуальной и результирующей сторон;

- использование существующей организационно-штатной структуры, развертывание на ее базе программно-целевых структур управления качеством при обеспечении их рациональной сочетаемости с функционально-линейными структурами;

Федякина Лидия Васильевна, доктор педагогических наук, кандидат экономических наук, доцент, проректор Российского государственного социального университета.

Базовое образование: экономический факультет Российского государственного социального университета.

Тема кандидатской диссертации: «Антикризисный реинжениринг как основа оздоровления и реструктуризации предприятия».

Тема докторской диссертации: «Дифференциация непрерывной профессионально-правовой подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе».

Основные публикации: «Управление качеством социально-профессионального образования в университетском комплексе» (2008), «Математические методы в оценке эффективности профессиональной подготовки специалистов социальной сферы в университетском комплексе» (2009), «Об основных направлениях работ по обеспечению качества высшего образования» (2009).

Сфера научных интересов: качество образования, непрерывное образование, университетский комплекс, квалиметрия, мониторинг, дистанционное обучение, управление образовательными системами.

e-mail: rgsukvm@mail.ru

- достижение высокого уровня координированности в действиях, управленческих решениях участников образовательной деятельности, субъектов управления качеством;

- оптимальное распределение функций, прав и полномочий;

- высокий уровень компетентности и квалиметрической культуры представителей администрации, педагогических работников, специалистов разных служб и функциональных звеньев;

- учет многообразных видов обмена, связей и отношений системы качества образовательного учреждения с аналогичными системами более высокого порядка, внешней средой;

- многовариативность технологических и организационных решений конкретных задач по управлению качеством процессов с учетом наличного потенциала, средств воздействия, обозначенных приоритетов;

- представленность в системе менеджмента качества многообразных видов деятельности (отучебной, воспитательной, методической до управленческой, оценочно-диагностической, прогностической);

- сочетание в управлении качеством жизненных циклов объектов, процессов различной продолжительности (от нескольких месяцев до 10 лет и более),характеризующихся повторяемостью, часто на новом качественном уровне.

При разработке концепции системы менеджмента качества непрерывного социальнопрофессионального образования в университетском комплексе в роли базисного элемента предлагается использовать квалификационную характеристику выпускника (различных структурных звеньев комплекса), описывающую в понятной для работодателя форме его квалификационный портрет. Желаемая квалификационная характеристика формируется на основе исследований потребностей рынка труда, тенденций развития науки, социальной работы как общественно-профессионального феномена, развития инфраструктуры учреждений социальной сферы, что позволяет определить необходимые изменения в учебных планах, основных образовательных программах, реализуемых комплексом, или принять решение об открытии новых направлений профессиональной подготовки специалистов социальной сферы.

Для оценки эффективности образовательной системы непрерывной социально-профессиональной подготовки в университетском комплексе используются такие показатели как:

- качество учебного процесса (уровень успеваемости и уровень профессиональной обученности выпускников различных структурных звеньев комплекса, качество преемственных учебных планов и программ, качество учебно-методической работы и научно-методического обеспечения профессиональнообразовательного процесса, качество педагогического состава (квалификация педагогов, результаты аттестации, включенность в инновационную деятельность);

- качество результатов обучения (уровень востребованности выпускников на рынке труда, трудоустройство выпускников по специальности в учреждения социальной сферы; поступление выпускников профильных школ, колледжей университетского комплекса в социально-профессиональные образовательные учреждения, уровень удовлетворенности профессиональных и личных образовательных запросов выпускников).

В этой логике система критериев для оценки эффективности профессионально-образовательного процесса в образовательных учреждениях университетского комплекса социального профиля выглядит следующим образом:

- оценка качества педагогической подсистемы (качество учебной деятельности обучающихся; качество профессионального воспитания обучающихся; качество реализуемых учебных программ и планов; качество образовательных технологий; качество учебно-методического обеспечения; качество подготовки выпускников);

- оценка качества научно-производственной подсистемы (кадровый и научный потенциал; качество инновационной деятельности; качество экспериментальной работы; качество сотрудничества с научными обществами и организациями; качество управленческой деятельности руководителей образовательного учреждения);

- оценка качества социальной подсистемы (качество работы по охране здоровья обучающихся и сотрудников; качество работы по охране прав обучающихся и сотрудников; качество профориентационной работы с обучающимися; качество работы социально-психологической службы; качество работы с родителями обучающихся базовых школах и колледжах университетского комплекса);

- оценка качества экономической подсистемы (качество использования финансовых средств; качество материально-технической базы; качество условий для осуществления образовательного процесса).

На профессионально-личностном уровне проблему качества непрерывного социальнопрофессионального образования в университетском комплексе следует рассматривать в трех аспектах:

1) качество формирования у специалистов социальной сферы базисных надпрофессиональных квалификаций (владение компьютером, информационными технологиями, иностранным языком, навыками маркетинга, рекламы и так далее);

2) качество формирования различных видов профессиональных компетенций специалистов по социальной работе (коммуникативной, правовой, социально-экономической, социально-психологической, социально-геронтологической, специально-технологической и другой);

3) качество «конкурентной подготовки», то есть способность осваивать смежные специализации социального профиля.

Подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества профессионально-образователь-ных программ в Университетском комплексе социального профиля состоит из нескольких ступеней, включающих:

- установление потребностей и ожиданий потребителей профессионально-образовательных услуг и других заинтересованных сторон;

- разработку политики и целей различных структурных звеньев университетского комплекса в области качества непрерывного социально-профессионального образования;

- определение системы процессов и установление ответственности, необходимых для достижения целей в области качества социально-профессионального университетского образования;

- установление и определение необходимых ресурсов и обеспечение ими для достижения целей в области качества;

- выбор индикаторов (показателей) и разработку методов для измерения результативности и эффективности каждого выделенного процесса;

- применение данных этих измерений для определения результативности и эффективности каждого процесса;

- определение средств, необходимых для предупреждения несоответствий и устранения их причин;

- разработку и применение процедур для постоянного улучшения всех процессов и системы менеджмента качества в целом.

Как правило, любой вуз, ставящий целью построение вышеназванной системы менеджмента качества профессионального образования, сталкивается с рядом проблем. Приведем наиболее типичные из них: неприятие профессорско-преподавательским составом новых принципов управления качеством образования; отсутствие квалифицированных менеджеров на среднем уровне управления университетов; отсутствие необходимых методических пособий и рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества в образовательныхучреждениях; утеря связи с практикой социальной работы в различных типах учреждений социальной инфраструктуры и как результат ведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей сегодняшнего и даже завтрашнего дня.

Новая версия стандарта 1Б0 9000:2000 и максимальное сближение принципов, заложенных в стандарте, с концепцией ТОМ позволяют создать единую методическую базу менеджмента качества образования, основанную на процессном подходе к управлению качеством образования и ориентированную на потребности потребителя. В качестве потребителя профессионально-образовательных услуг университетских комплексов социального профиля необходимо рассматривать: государство и его институты, формирующие перспективный план развития науки, социальной сферы; предприятия сферы социальных услуг, выступающие в роли корпоративных клиентов образовательных учреждений; студентов, непосредственно участвующих в образовательном процессе и способных оказывать влияние на качество профессионально-образовательных услуг учреждений - структурных звеньев университетского комплекса.

Для оценки уровня профессиональной подготовленности и компетентности выпускников социального университета использовался квалиметрический мониторинг, который обеспечивался за счет применения матрицы, разработанной Ю. А. Шиховым [б], созданной с использованием системноквалитативного, когнитивного и тезаурусного подходов на основе существующих таксономических моделей обучения: двумерной модели Б. У. Родионова - А. 0. Татура [5] и одномерной модели В. П. Симонова. В отличие от названных моделей матрица Ю. А. Шихова является трехмерной и предполагает установленные ее автором следующие градации и уровни: в структуре знаний - мировоззренческий минимум (М), базово-программные знания (Б), программные (П) и сверхпрограммные (С) знания; в структуре умений - фактический (I), алгоритмический (II), аналитический (III), многофункциональный (IV) и креативный (V) уровни. В качестве третьей координаты введено время, затрачиваемое обучающимся, респондентом или экспертом на обработку информации (в нашем случае на выполнение профессионально-правового теста, системы заданий, ответы на показатели анкет и другое). Матрица содержит три оси, характеризующие: объем, уровень сложности получаемой информации и время, необходимое для ее обработки (Рисунок 1).

Более высокие ступени познания становятся и более информационно емкими, поэтому объем ячеек по первым двум осям матрицы нарастает. Время используется в качестве измерительного средства состояния функционирования и результативности учебного процесса. Оно выступает как фактор установления оптимальных отношений между объектами и субъектами мониторинга.

Рисунок 1. Пространственная модель матрицы.

^ Время

Уровень

умений

1

—>

С Объем

знаний

м

Б

П

В качестве комплексного критерия введен рейтинг ячеек матрицы, смысл которого изменяется в

зависимости от цели мониторинговых исследований. Так для оценки тестовых заданий (ТЗ) их рейтинг рассчитывается по Формуле:

где К1 =К11Кмах ~ нормированный коэффициент компетентности /-го эксперта в данной области знаний; К[ - коэффициент компетентности /-го эксперта; Кмах - максимальный коэффициент компетентности в экспертной группе; /?,у =Nj /ымах - нормированный_/-й уровень сложности 7-го ТЗ;

/V; - 7-й уоовень сложности /-го ТЗ; А1тах - максимальный уровень сложности;

Ту = Ту Ту - нормированное время, необходимое обучающемуся или эксперту для ответа на 7-е ТЗ, имеющее_/-й уровень сложности; тэу - время, необходимое квалифицированному эксперту в данной области знаний для ответа на 7-е ТЗ, имеющее_/-й уровень сложности; Т] - время, необходимое для

этого обучающемуся.

Аналогичным образом определяется рейтинг показателей анкет и компетенций обучающихся.

Результирующий рейтинг ячеек матрицы (коллективная экспертная оценка) находится по формуле: где /. - число экспертов в группе.

Суммарный рейтинг любого набора ячеек матрицы можно рассчитать по формуле: где п - количество использованных для экспертизы ячеек матрицы по горизонтали; т - число использованных ячеек матрицы по вертикали.

Представленная матричная модель обеспечивает оценку степени соответствия уровня подготовленности обучающихся нормативным требованиям за счет систематизации и классификации контрольных материалов.

Главной задачей сегодняшнего дня в системе непрерывного социально-профессионального образования является не просто создание системы менеджмента качества и ее сертификация, а внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования

Кі • рц • Та

ю

в университетском комплексе. Решение данной задачи приведет к необходимости принятия энергичных мер по совершенствованию организационной структуры университетского комплекса, разработке плана стратегического развития университетского комплекса на краткосрочную, среднесрочную перспективу, формирования сети стратегических партнеров, обеспечивающих обратную связь «потребители профессионально-образовательных услуг комплекса - структурные звенья университетского комплекса - потребители (работодатели) выпускников структурных звеньев комплекса».

С целью создания собственной системы менеджмента качества в ГОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» создан Центр менеджмента качества в образовании. Целью деятельности Центра является разработка, совершенствование, внедрение современных методов менеджмента качества для повышения качества образовательных, научно-исследовательских и консультационных услуг, предоставляемых образовательными учреждениями университетского комплекса социального профиля.

Основными задачами Центра являются: организация и проведение фундаментальных и прикладных исследований и разработок по проблемам менеджмента качества при организации административноуправленческой, образовательной, научно-исследовательской и консультационной деятельности образовательных учреждений комплекса; методическая и консультационная поддержка работ, проводимых Службой качества по развитию методов менеджмента качества и разработке системы менеджмента качества университета; привлечение профессорско-преподавательского, научного состава, докторантов, аспирантов и студентов университета к выполнению научно-исследовательских работ в области менеджмента качества непрерывного социально-профессионального образования; разработка, подготовка к изданию и распространение учебно-методических материалов, включая курсы лекций, методические указания и рекомендации, учебники, компакт-диски и тому подобное, по вопросам менеджмента качества в образовании; организация и проведение циклов лекций, курсов повышения квалификации и дополнительного образования в области менеджмента качества для сотрудников университета и работников других образовательных учреждений; организация и обеспечение консультаций и экспертизы услуг, предоставляемых образовательными учреждениями по подготовке кадров в области управления качеством для всех заинтересованных сторон; обеспечение взаимодействия с российскими организациями по менеджменту качества; развитие международного сотрудничества в области менеджмента качества в образовании и участие в международных проектах в этой области.

Таким образом, главной задачей сегодняшнего дня в системе непрерывного социально-профессиональ-ного образования является не просто создание системы менеджмента качества, а внедрение и использование современных методов управления с целью повышения качества образования в университетском комплексе социального профиля. Решение данной задачи приведет к необходимости принятия энергичных мер по совершенствованию организационной структуры университетского комплекса, разработке плана его стратегического развития на краткосрочную, среднесрочную перспективу, формирования сети социальных партнеров, обеспечивающих обратную связь «потребители профессионально-образовательных услуг университетского комплекса (обучающиеся) - структурные звенья университетского комплекса -потребители выпускников структурных звеньев университетского комплекса (работодатели)».

Литература:

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: Изд-во АПКиППРО, 2002.

2. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности преподавателя и обучаемых. - М.: Изд-во МГОУ, 2003.

3. Спицнадель В.Н. Системы качества (в соответствии с международными стандартами 150 семейства 9000). - СПб: СГУ, 2000.

4. Субетто А. И., Селезнева Н. А. Мониторинг качества непрерывного образования в России. Качество высшего образования как объект системного исследования. - Новосибирск, 1999.

5. Татур Ю. Г. Образовательная система России: высшая школа. - М.: Изд-во МВТУ им. Баумана, 1999.

6. Шихов Ю. А. Проектирование и реализация комплексного квалиметрического мониторинга подготовки обучающихся в системе «профильная школа - втуз»: Автореф. дис. на соиск. уч. ст. д.п.н. - Ижевск, 2008.