Научная статья на тему 'СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ'

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная отрасль / санкции / система менеджмента качества / aviation industry / sanctions / quality management system

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А.Е. Горомлева, И.А. Манакова

В статье рассмотрено состояние современной российской авиационной отрасли в условиях санкций, а также решения на ближайшую и будущую перспективы. Обосновано ее развитие на основе внедрение системы менеджмента качества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT OF THE AVIATION INDUSTRY

The article examines the state of the modern Russian aviation industry in the context of sanctions, as well as solutions for the near and future prospects. Its development based on the introduction of a quality management system is justified.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 658.5

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ

АВИАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

А. Е. Горомлева Научный руководитель - И. А. Манакова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени М.Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ «Красноярский рабочий», 31

E-mail: a.goromleva@mail.ru

В статье рассмотрено состояние современной российской авиационной отрасли в условиях санкций, а также решения на ближайшую и будущую перспективы. Обосновано ее развитие на основе внедрение системы менеджмента качества.

Ключевые слова: авиационная отрасль, санкции, система менеджмента качества.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM AS A TOOL FOR THE DEVELOPMENT

OF THE AVIATION INDUSTRY

A. E. Goromleva Scientific Supervisor - I. A. Manakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoiarskii Rabochii Prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

E-mail: a.goromleva@mail.ru

The article examines the state of the modern Russian aviation industry in the context of sanctions, as well as solutions for the near and future prospects. Its development based on the introduction of a quality management system is justified.

Keywords: aviation industry, sanctions, quality management system.

Последние десятилетия развитие российской наукоемкой и высокотехнологичной продукции (в том числе и авиационной) стратегически планировалось во взаимодействии с развитыми в соответствующих областях деятельности международными странами. Это взаимодействие рассматривалось как средство преодоления технологического отставания, а также снижения торговых барьеров и расширения рынка сбыта. При этом, стоит отметить, что новое проектирование, например, гражданского авиастроения, подразумевалось по большей части с использованием импортных высокотехнологичных компонентов. Это, в свою очередь, приводило к отказу от вертикальной интеграции на предприятиях с полным циклом производства высокотехнологичной продукции и переходу к матричным и сетевым структурам, при которых закупка комплектующих осуществляется у более специализированных производителей [1].

На сегодняшний день, вследствие последних событий на Украине, а также введения санкций странами Евросоюза и США, которые коснулись многих отраслей экономики Российской Федерации (РФ), российская авиационная отрасль получила наиболее ощутимый удар. Введенные санкции касаются нескольких направлений. Во-первых, был введен полный запрет на поставку воздушных судов, в том числе на условиях лизинга. В связи с этим, российские авиакомпании до 28 марта 2022 г., должны были вернуть воздушные суда

Секция «Управление качеством и жизненным циклом наукоемкой продукции»

европейским авиакомпаниям. Во-вторых, прекращение послепродажного обслуживания (в том числе поставки запасных частей, а также осуществление сервисных и ремонтных услуг). В-третьих, закрытие рынка страхования воздушных судов [2].

В результате этого, происходит ограничение, а по каким-то направлениям полное прекращение взаимодействие российской и зарубежной наукоемкой промышленности. Безусловно, отказ от поставок воздушных судов и запасных частей на российский рынок негативно отразится не только на российской авиационной отрасли, но и на экономическом положении ведущих мировых производителей. Но, учитывая, что, в соответствии с транспортной стратегией РФ до 2030 г. (утверждена в ноябре 2021 г.) по состоянию на 2020 г. российские авиакомпании эксплуатировали 64 % воздушных судов иностранного производства [3], можно предположить, что возврат воздушных судов европейским лизингодателям приведет к серьезному удару по российской авиационной отрасли. Вследствие этого, как говорится во многих открытых источниках принято решение [2, 4, 5]:

- не возвращать воздушные суда лизингодателям;

- осуществлять сертификацию воздушных судов не в той стране, в которой они зарегистрированы, а перерегистрировать в российском реестре;

- арендовать воздушные суда у азиатских стран;

- для обеспечения технического обслуживания воздушных судов налаживать новые каналы поставок комплектующих через страны-посредники, а также осуществлять восстановление судов за счет технического «каннибализма».

Несмотря на предлагаемые варианты действий в условиях санкций, логично предположить, что рано или поздно комплектующие закончатся и проблема импортозамещения обретет глобальных характер не только для авиационной отрасли. В связи с этим, уже сегодня стоит оперативно задуматься над решением этих проблем -восстановлением и развитием производственного потенциала авиационной отрасли, используя все свои технические и инженерные возможности, а также опыт производства.

Качество и безопасность продукции авиационной отрасли представляет собой одной из главных задач любого государства, направленных на удовлетворение потребностей социально-ориентированного развития не только экономики, но и общества. Качество любой продукции закладывается во время ее изготовления, которое, в свою очередь, зависит от рационального управления организацией. Поэтому, решение вопросов, направленных на обеспечение управления качеством всегда остаются актуальными.

В последние несколько десятилетий, парадигмой управления качеством является внедрение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями ИСО 9001, которое является стратегически важным решением для обеспечения устойчивого развития организации. Конечно, в сложившихся условиях, мы не говорим об обязательной сертификации СМК, но внедрение ее элементов позволят эффективно и результативно спланировать и осуществлять производство качественной продукции, отвечающей всем современным требованиям. В качестве таких элементов можно выделить:

- процессный подход, основанный на цикле Э. Деминга «Планируй-Делай-Проверяй-Действуй» (РБСЛ), который позволит создать горизонтальные связи в организации, а также оперативно решать возникающие вопросы и воздействовать на результат;

- риск-ориентированное мышление, направленное на планирование и внедрение действий, связное с рисками и возможностями, даст возможность достигать наилучших результатов и предотвращать неблагоприятные последствия;

- менеджмент знаний позволит защитить организацию от их потери вследствие, например, утраты кадров или невозможности получения и обмена информации (что весьма может быть актуально в свете развития технологий);

- понимание организации и ее среды, основанное на анализе внешних и внутренних факторах, которые относятся к намерениям и стратегическому направлению организации, а

также достижению запланированного результата, являются не менее актуальным во все времена, но не каждая организация это осуществляет в полном объеме;

- управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками, также немаловажно в настоящих экономических условиях [6].

Таким образом, можно сделать вывод, что в существующих условиях возросшая актуальность концепции и подходов, заложенных в требованиях стандарта ИСО 9001, обуславливается возросшей проблематикой развития авиационной отрасли.

Библиографические ссылки

1. Критская С. С., Клочков В. В. Анализ перспектив развития авиационной промышленности с учетом угрозы введения санкций против российской экономики [Электронный ресурс] // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. № 40 (277). URL: yberleninka.ru/article/n/analiz-perspektiv-razvitiya-aviatsionnoy-promyshlennosti-s-uchetom-ugrozy-vvedeniya-sanktsiy-protiv-rossiyskoy-ekonomiki/viewer (дата обращения: 25.03.2022).

2. «Гражданская авиация фактически может остановиться»: эксперт о последствиях санкций против России [Электронный ресурс] // ТВК: [сайт]. 2022. 13 марта URL: https://tvk6.ru/publications/news/65468/ (дата обращения: 25.03.2022).

3. Копнин А. Какие перспективы у российской авиационной отрасли в условиях санкций? [Электронный ресурс] // ИА Красная Весна: [сайт]. 2022. 15 марта. URL: https://rossaprimavera.ru/article/673b074b (дата обращения: 25.03.2022).

4. Россию ждет «каннибальская» авиация: как отечественные авиаперевозчики будут противостоять санкциям [Электронный ресурс] // MKRU: [сайт]. 2022. 16 марта. URL: https://www.mk.ru/economics/2022/03/16/rossiyu-zhdet-kannibalskaya-aviaciya-kak-otechestvennye-aviaperevozchiki-budut-protivostoyat-sankciyam.html (дата обращения: 25.03.2022).

5. «Авиационный каннибализм» и национализация самолетов поможет России удержаться в небе [Электронный ресурс] // INFOX.RU: [сайт]. 2022. 4 марта. URL: https://www.infox.ru/news/251/270465-aviacionnyj-kannibalizm-i-nacionalizacia-samoletov-pomozet-rossii-uderzatsa-v-nebe (дата обращения: 25.03.2022).

6. ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. М: Стандартинформ, 2015. 32 с.

© Горомлева А. Е., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.