Научная статья на тему 'Система менеджмента качества и сбалансированные показатели'

Система менеджмента качества и сбалансированные показатели Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
218
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM (QMS) / ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / INDUSTRIAL ENTERPRISES / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ССП) / BALANCED SCORECARD / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СМК / QUANTITATIVE AND QUALITATIVE ASSESSMENT OF QMS EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азитова Гульсум Шариповна

В статье представлен методический подход к оценке эффективности системы менеджмента качества на промышленных предприятиях с использованием системы сбалансированных показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Азитова Гульсум Шариповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of Assessing Effectiveness of the QMS at Industrial Enterprise

Тhe article presents a methodical approach to assessing effectiveness of the quality management system at industrial enterprise using the balanced scorecard.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества и сбалансированные показатели»

роль выполнения работ;

- затраты на проведение приёмосдаточных испытаний;

- прочие затраты.

Внутренние потери (до передачи продукции Заказчику) включают:

- затраты на определение причин несоответствия;

- затраты на доработку несоответствий в продукции до передачи Заказчику;

- повторное тестирование продукции после доработок;

- прочие затраты

Внешние потери (после передачи продукции Заказчику) включают:

- затраты, связанные с отказом заказчика принимать продукцию, выяснением причин отказа;

- затраты на исправление ошибок продукции;

- затраты на работу с жалобами, переговоры с Заказчиком по вопросам урегулирования конфликтов;

- затраты на юридические споры и выплаты компенсаций;

- потери продаж, связанные с неудовлетворённостью потребителей;

- прочие затраты

Затраты на качество неизбежны в деятельности любой компании, поскольку нельзя исключать «полезные затраты на качество», связанные с обеспечением и поддержанием достигнутого уровня качества. В то же время есть часть затрат, от которых компания может избавиться, если уменьшит количество несоответствий в своей работе и производимой про-

дукции (оказываемых услугах). За счёт увеличения предупредительных мероприятий будет уменьшаться количество несоответствий, что обеспечит компании высокое качество продукции и услуг, позволит уменьшить затраты на контроль и будет способствовать повышению прибыли.

Место затрат на качество в структуре сбалансированных показателей

Таким образом, при оценке эффективности СМК необходимо реализовать следующие принципы:

1. Провести достоверную оценку затрат на качество до и после внедрения СМК, учитывая все элементы указанных затрат;

2. Проводить оценку эффективности СМК учитывая методологию сбалансированных показателей, то есть, оценивая не только конкретные показатели, но и связи между ними.

Для построения системы оценки эффективности СМК в соответствии с

Таблица 2

Затраты на качество в ССП

ФИНАНСОВАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

Затраты на текущий контроль выполнения работ Затраты на проведение приемо-сдаточных испытаний Повторное тестирование продукции после доработок Затраты на юридические споры и выплаты компенсаций Потери продаж, связанные с неудовлетворённостью потребителей Затраты на оценку и отбор поставщиков и партнеров Затраты на планирование и реализацию программ улучшений Затраты на документирование СМК Затраты на внедрение и совершенствование СМК Затраты на внутренний аудит СМК Затраты на определение причин несоответствия Затраты на доработку несоответствий в продукции до передачи заказчику Затраты на исправление ошибок продукции

СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КЛИЕНТСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ

Затраты на обучение сотрудников СМК Затраты, связанные с отказом заказчика принимать продукцию, выяснением причин отказа Затраты на работу с жалобами, переговоры с Заказчиком по вопросам урегулирования конфликтов

приведенными принципами следует определить место описанных выше затрат в структуре ССП (см. табл. 2 на с. 76).

Как видно из приведенной таблицы, в выявленных выше затратах на качество практически не учитываются затраты, связанные с составляющей обучения и развития, а также затраты, связанные с клиентской составляющей. По мнению автора, первая составляющая в отечественной практике не учитывается вследствие сложившейся традиции доучивать персонал в процессе работы. Причиной невнимания к клиентской составляющей в рамках внедрения СМК является непонимание отечественными руководителями сути идеологии менеджмента качества, где в цен-

тре всей системы находится клиент. Таким образом, становится очевидной задача выделения прочих затрат, связанных клиентской составляющей и составляющей обучения и развития.

Литература

1. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции, 2-е изд. - М.: Стандарты и качество, 2001.

2. Лапидус В.А. Зачем у нас занимаются качеством? // Стандарты и качество. - 2002. - № 4.

3. Салимова Т.А. Теория и практика управления качеством. - Саранск: Изд-во Мордовского гос. ун-та, 2001.

Azitova G.Sh.

Cand. of Ped. Sci., Associate Professor, Chair of Industrial Commerce

and Marketing, Kazan State Technical University (KSTU) named after A.N. Tupolev,

Kazan, Russia

Methods of Assessing Effectiveness of the QMS at Industrial Enterprise

_Abstract

The article presents a methodical approach to assessing effectiveness of the quality management system at industrial enterprise using the balanced scorecard.

Keywords: quality management system (QMS), industrial enterprises, Balanced Scorecard, quantitative and qualitative assessment of QMS effectiveness

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.