Научная статья на тему 'Система менеджмента качества'

Система менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2640
449
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / СТАНДАРТЫ ISO / ВНЕДРЕНИЕ СМК / ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шубина Людмила Дмитриевна

Необходимость внедрения и совершенствования СМК обусловлена изменчивостью требований рынка. Компании все чаще в качестве главной стратегической цели ставят достижение лидирующего положения. В статье рассмотрена сущность системы менеджмента качества, выявлены методы внедрения СМК. Описаны преимущества системы менеджмента качества, а также преимущества предприятий при внедрении этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества»

Список литературы

1. Тагоев Дж.Х., Фасихов И.С.// Государственные инвестиции и проблемы развития предприятий аграрного сектора Вестник Тадж. гос. нац. ун.та Душанбе, 2012. №2/5. С. 12-15.

2. Хайитбоева Н.А. Развитие инвестиционной активности - фактор роста экономики региона // Вестник Таджикского национального университета, Серия: Экономика. 2009. № 5 (53). С. 190-195.

3. Самогородская М.И. Управление инвестициями // Монография, Воронеж 2002.

4. Тагоев Дж.Х. Пути активизации инвестиционной деятельности предприятий (на примере сельскохозяйственных предприятий РТ). Душанбе.: «Ирфон», 2009. С. 30.

5. Дыйканбаева Т.С., Фасихов И.С. // Альтернативные стратегии развития системы продовольственной безопасности, Журнала «Economics», № 8 (17), Россия-Москва 2016, с.5-12., 1 п.л.

6. Солехзода А.А., Фасихов И.С. // Факторы, влияющие на уровень продовольственной безопасности, Журнала «Научные исследования: Ключевые проблемы III тысиячелетия», Россия-Москва 8 (9), 2016, С.15-23, 1 п.л. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1607780/ (дата обращения: 24.12.2018).

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Шубина Л.Д.

Шубина Людмила Дмитриевна - бакалавр, Пермский национальный исследовательский политехнический университет,

г. Пермь

Аннотация: необходимость внедрения и совершенствования СМК обусловлена изменчивостью требований рынка. Компании все чаще в качестве главной стратегической цели ставят достижение лидирующего положения. В статье рассмотрена сущность системы менеджмента качества, выявлены методы внедрения СМК. Описаны преимущества системы менеджмента качества, а также преимущества предприятий при внедрении этой системы.

Ключевые слова: менеджмент, система менеджмента качества, контроль качества, стандарты ISO, внедрение СМК, политика в области качества.

УДК 658.562

Стратегическая цель, стоящая перед российскими предприятиями - повышение результативности и эффективности систем менеджмента качества (СМК). Значительную роль в достижении конечных целей играет правильное определение целей в области качества, которые напрямую связаны с удовлетворением потребителя и должны способствовать реализации пятого принципа менеджмента качества - улучшения.

Вопросам совершенствования СМК традиционно большое внимание уделяют как отечественные, так и зарубежные специалисты. Так, в работе «Системы, методы и инструменты менеджмента качества» авторов Кане М.М., Иванова Б.В., Корешкова В.Н., Схиртладзе А.Г. рассмотрены опыт создания и развития систем менеджмента качества в России, США, Японии, Германии, Франции, ЕС. Рассмотрены современные СМК и методы повышения эффективности организаций на основе улучшения качества. С.В. Пономарев, С.В. Мищенко, Е.С. Мищенко на основе изучения причин, побуждающих вплотную заниматься управлением качеством в бизнесе, сформулировали рекомендации для обеспечения постоянного улучшения. Среди зарубежных ученых, занимавшихся вопросами менеджмента и внесших значительный вклад в науку управления, особую роль играют: Э. Деминг, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу, М. Фоллетт, Г. Минцберг и др. [1].

Система менеджмента качества - это система, направленная на достижение целей и осуществление эффективной политики в области качества на предприятии.

Цели в области качества должны определяться совпадением потребностей потребителя, предприятия и общества. Исходя из этого, назначение системы менеджмента качества - это организация эффективной взаимосвязи процессов на предприятии с целью обеспечения высокого качества продукции (услуг), в полной мере удовлетворяющего ожидания потребителей.

Важнейшими задачами развития систем менеджмента качества (СМК) являются максимальная автоматизация процессного и проектного управления вообще и отдельных процессов СМК в частности.

Международный стандарт ISO 9001 определяет процесс разработки, внедрения и функционирования системы менеджмента качества. В соответствии с данным стандартом проводится сертификация внедренной системы менеджмента качества [3]. Сертификат ISO 9001 необходим тем предприятиям, которые ведут свою деятельность на территории Российской Федерации.

Наличие сертификата системы менеджмента качества доказывает тот факт, что продукция или товар безопасны для жизни и здоровья потребителя. Таким образом, сертификация системы менеджмента качества - это установленная форма подтверждения соответствия продукции требованиям определенных стандартов.

СМК охватывает весь процесс создания продукции (услуг), начиная со стадии получения сырья и, включая все последующие этапы, и, завершая продажей ее конечному потребителю. Каждое звено этой цепи, которое может повлиять на качество продукции на любом этапе, является частью системы менеджмента качества [4].

К методам, используемым на практике для повышения качества следует отнести [2]:

- ISO 9004:2009 - «Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации -Подход на основе менеджмента качества» [8];

- QFD- технология развертывания функции качества;

- ISO 15504-4:2005 - оценка процессов, информационные технологии [9];

- Кайдзен - японская система изменений к лучшему

- 0 дефектов - концепция основанная на статистическом контроле процесса

- "6 Sigma"(6a) - концепция, направленная на минимизацию дефектов и отклонений;

- Цикл Деминга PDCA - широко используемая модель непрерывного улучшения процессов

- Кружки качества - групповой подход к совершенствованию, сделанный с упором на персонал

- Методы Тагути - включают статистические методы, операции планирования эксперимента и контроля качества

- BPR - реинжиниринг бизнес-процессов

- 5S (5 Step) - метод, направленный на создание оптимальных условий выполнения определенных операций на рабочем месте

- 8D (EIGHT DISCIPLINE) - методика направлена на устранение причин низкого уровня качества производственных процессов [1].

Исходя из понимания целей в области качества, следует определять показатели качества изделия, которыми необходимо заниматься в первую очередь для привлечения соответствующего потребителя и взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также соответствующие процессы и методы достижения поставленных целей.

При внедрении СМК, любая организация, независимо от сферы деятельности и отраслевой принадлежности, получает следующие ключевые выгоды:

- непрерывный контроль ключевых бизнес-процессов, что позволяет повысить эффективность деятельности организации

- улучшение процесса управления деятельностью организации

- снижение непроизводственных затрат

- повышение качества продукции и услуг

- гарантию надежности выполнения требований заказчика

- улучшение управления рисками

- высокую конкурентоспособность

- усовершенствование системы управления и повышение эффективности работы сотрудников на всех уровнях [5, 6].

Международным стандартом ISO 9001:2015 в обязательном порядке предъявляются требования к постоянному улучшению. Это подразумевает, что внедренную СМК необходимо регулярно анализировать и, на основе выявленных недостатков, повышать ее эффективность [7].

Совершенствование СМК, направленное на повышение качества продукции и услуг, а также степени удовлетворенности потребителей имеет важное значение для повышения конкурентоспособности российских предприятий. Использование в своих процессах некоторых описанных выше методов позволит в значительной мере улучшить деятельность любой организации.

Список литературы

1. Коваленко Л.В., Шатько Д.Б. Практика совершенствования системы менеджмента качества университета // Экономика и управление инновациями, 2018. № 2 (5). С. 77-87.

2. Менеджмент качества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpms.ru/Procedury/Q_Manual.htm/ (дата обращения: 28.12.2018).

3. Митюшова М.А., Чигирева У.В. Сертификация системы менеджмента качества: что это такое? // В сборнике: Пищевые инновации в биотехнологии Сборник тезисов VI Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Под общей редакцией А.Ю. Просекова, 2018. С. 227-228.

4. Определение и назначение СМК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.amu.kz/infocenter/smk/smk.php?ELEMENT_ID=8837/ (дата обращения: 28.12.2018).

5. Понуждаев ЭА. Теория менеджмента: история управленческой мысли, теория организации, организационное поведение. Москва: Директ-Медиа, 2015. - 661 c.

6. Фидельман Г.Н. Альтернативный менеджмент: путь к глобальной конкурентоспособности. Москва: Альпина Бизнес Букс, 2016. - 186 c.

7. ISO 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200124394/ (дата обращения: 28.12.2018).

8. ISO 9004-2009. Управление с целью достижения устойчивого успеха организации -Подход с точки зрения менеджмента качества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iso-management.com/wp-content/uploads/2013/12/ISO-9004-2000.pdf/ (дата обращения: 28.12.2018).

9. STANDARD.RU - портал о стандартах. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.standard.ru/iso9000/iso9000-txt5.phtml/ (дата обращения: 28.12.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.