Научная статья на тему 'Система менеджмента качества'

Система менеджмента качества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2763
414
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / МЕНЕДЖМЕНТ / СТАНДАРТ / ПРОЦЕСС / QUALITY / MANAGEMENT / STANDARD / PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володина Н. Л.

В статье рассматриваются особенности системы менеджмента качества согласно новой версии стандарта ИСО 9001:2015, выделены основные изменения в принципах системы менеджмента качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUALITY MANAGEMENT SYSTEM

The article deals with peculiarities of the quality management system complying with the new version of the ISO 9001:2015 standard. The major changes in the principles of the quality management system have been highlighted

Текст научной работы на тему «Система менеджмента качества»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА Н.Л. Володина, канд. экон. наук, доцент

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматриваются особенности системы менеджмента качества согласно новой версии стандарта ИСО 9001:2015, выделены основные изменения в принципах системы менеджмента качества

Система менеджмента качества представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, позволяющих создавать на предприятии необходимые условия для обеспечения выпуска продукции надлежащего качества, эффективного управления и устойчивого развития предприятия. Внедрение такой системы на предприятии позволит добиться успеха и повысить показатели, отражающие эффективность его деятельности. В новой версии стандарта ИСО 9001:2015 выделено риск -ориентированное мышление, которое набирает все большую актуальность в связи с кризисным положением во всех отраслях. Риск-ориентированное мышление позволяет предприятиям выделить факторы, способствующие вызвать отклонение результатов всех протекающих на предприятии процессов и системы менеджмента качества от запланированных, разработать средства и методы предупреждения для минимизации их негативного влияния, а также максимально использовать возникающие возможности. Считается целесообразным учитывать риски на этапе планирования. Несмотря на то, что требованием стандарта не является наличие документированной процедуры относительно учета рисков при планировании и внедрении системы менеджмента качества, автором считается необходимым их разработка и использование, что позволит значительно увеличить эффективность принимаемых решений и информированность всех участников процесса.

Принципы, на которые должна быть сориентирована система менеджмента качества, сформулированы следующим образом:

-ориентация на потребителя;

- лидерство;

- вовлечение людей;

- процессный подход;

- улучшение;

- принятие решений на основе свидетельств;

- менеджмент взаимоотношений.

Если провести сравнение принципов системы менеджмента качества с предыдущей версией стандарта (таблица), то можно заметить отсутствие принципа системного подхода к управлению. На основе положений современной науки управления считается бесспорным применение принципа системности.

Сравнение принципов системы менеджмента качества по версиям ИСО 9001:2008 и ИСО 9001:2015

ИСО 9001:2008 ИСО 9001:2015

Ориентация на потребителя Ориентация на потребителя

Лидерство руководителя Лидерство

Вовлечение работников Вовлечение людей

Процессный подход Процессный подход

Системный подход к управлению -

Постоянное улучшение Улучшение

Принятие решений, основанных на фактах Принятие решений на основе свидетельств

Взаимовыгодные отношения с поставщиками Менеджмент взаимоотношений

Принцип взаимовыгодные отношения с поставщиками заменен на принцип менеджмента взаимоотношений, который затрагивает интересы не только поставщиков. Такой переход диктует предприятиям разработку механизма управления не только отношений с поставщиками, но и со всеми заинтересованными сторонами, так называемыми stakeholders. Данная категория «Менеджмент взаимоотношений» представляет собой группу методологий и терминов, позволяющих определить цели по долгосрочным отношениям, в отношении работы с качественными товарами и стремлению к улучшению обслуживания клиентов. Автор считает введение принципа менеджмента взаимоотношений актуальным и целесообразным, в связи с тем, что реализация исследуемого принципа позволит разрушить барьеры не только внутри организации, но и повысит эффективность взаимоотношений со сторонними организациями. Принцип менеджмента взаимоотношений тесно связан с концепцией стандарта относительно риск-менеджмента, потому как на сегодняшний день наблюдается тенденция к росту количества предприятий отправляющих некоторые направления своей деятельности на аутсорсинг [2].

Из названия принципа «постоянное улучшение» уходит «постоянное», по мнению специалистов, это связано с тем, что улучшение перестает быть постоянной целью. Под улучшением следует понимать « улучшение элементов, важных для поддержания работы на существующем уровне и внесения в работу изменений исходя из изменения внешних и внутрен-

них условий и создания новых возможностей». При внесении в работу каких-либо изменений необходимо использовать методы по преодолению сопротивлений этим изменениям: .

Процессный подход к системе менеджмента качества реализуется посредством известного цикла Деминга РБСЛ («Р1ап-Во-Сквск-Лс^> - планирование-действие-проверка-корректировка). Разработчики стандарта представили содержание стандарта в контексте данного цикла (рисунок). В стандарте продемонстрирована структура элементов единичного процесса, которая позволит внести разъяснения для руководства предприятий и более четко выделить и проработать существующие на предприятии процессы.

Например, преимущества логистического подхода к реализации процессного подхода определяются качеством организации и управления информационными потоками, идущими от точки возникновения потребности в продукте через все звенья логистической цепи к системам управления производством. На данный момент исследования в области логистики сконцентрированы на разработке методов построения интегрированного информационного пространства и систем оперативного управления, позволяющих координировать потоковые процессы предприятий-участников жизненного цикла продукции в режиме реального времени [2].

Структура стандарта ИСО 9001:2015

Стандарт нового поколения предоставляет предприятиям большие возможности и пространство для выработки альтернативных решений в управлении своей деятельностью. Например, отсутствует требование о разработке соответствующей документации в области качества. Стандарт ИСО 9001:2015 не регламентирует деятельность организаций относительно разработки Руководства по качеству и документированных процедур. В связи с внедрением и повсеместным использованием электронного документооборота исключается понятие «запись» и «документ», вводится «документированная информация». Организация, не имеющая определенных возможностей, может реа-лизовывать принципы системы менеджмента качества с главным постулатом соответствие качества выпускаемой продукции или услуги требованиям всех заинтересованных сторон. Обязательным требованием в

контексте документации является соблюдение правовых норм, в нашей стране это ГОСТ. Безусловно, потребитель может не владеть такой информацией, однако, производитель должен указать какими нормативными документами руководствовалось в своей деятельности предприятие.

Еще одним важным моментом нового стандарта является его адаптивность к другим стандартам, что позволяет создавать предприятиям интегрированные системы менеджмента качества. Таким образом, внедрив на своем предприятии систему менеджмента качества, руководство может разработать отдельные элементы, например, охрана окружающей среды, и безболезненно осуществить их реализацию в уже существующей системе. На практике в основном данный стандарт интегрируют с системой по охране окружающей среды и системой по охране и безопас-

ности труда, что позволяет предприятию осуществлять социальную ответственность, которая в свою очередь оказывает влияние не только на показатели эффективности деятельности , но и на качество жизни всего населения. В нашей стране обеспечение роста качества жизни населения предполагает реализацию проектов в сферах: демографической политики; здравоохранения; образования; занятости, трудовых отношений, социального партнерства; пенсионного обеспечения, социального страхования; социальной защиты и поддержки отдельных категорий граждан; жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства; физкультуры и спорта; культуры и туриз-ма[3].

Уточнен принцип роль руководства, скорректированный на лидерство. Руководство высшего звена должно не только быть привержено к качеству и вовлекать сотрудников в процесс управления качеством, но и быть непосредственным примером для своих сотрудников. В стандарте используется такое понятие «компетентность», это предполагает не только обладание знаний и навыков в профессиональной сфере, но и владение методами в практической деятельности. Реализация компетентностного подхода позволит более четко сформировать должностные инструкции

всех сотрудников, включая руководство высшего звена.

Литература

1. Володина, Н.Л. Система менеджмента качества как концепция управления изменениями [Текст] / Н.Л. Володина // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.10. -№3-1. - С. 108-110.

2. Щеголева, Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства [Текст] / Т.В. Щеголева // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014. - Т.8. -№8. - С.77-80.

3. Волкова, С.А. Государственные инструменты обеспечения роста качества жизни населения [Текст] / С.А. Волкова, Т.А. Волкова // Экономинфо. - 2015. -№23. - С.35-38.

E-mail: volonataly. 79@mail. ru

Ключевые слова: качество, менеджмент, стандарт, процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.