Научная статья на тему 'Система медицинской подготовки спасателей'

Система медицинской подготовки спасателей Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1349
411
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Бубнов В. Г.

Представлены воспитательные цели, дидактические задачи и методическая структура системы медицинской подготовки спасателей, организация и учебные планы дистанционного и полигонного этапов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Бубнов В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

System of Emercom of Russia Rescuers Medical Training

There are given pedagogical goals, didactical tasks and methodical structure of the rescuers medical training, organization and study plans of distant and range stages of education.

Текст научной работы на тему «Система медицинской подготовки спасателей»

УДК 614.8:377/378

В.Г. Бубнов д. м. н. (Московский институт медико-социальнойреабилитологии)

СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПАСАТЕЛЕЙ МЧС РОССИИ

V.G.Bubnov, doctor

SYSTEM OF EMERCOM OF RUSSIA RESCUERS MEDICAL TRAINING

Представлены воспитательные цели, дидактические задачи и методическая структура системы медицинской подготовки спасателей, организация и учебные планы дистанционного

и полигонного этапов обучения

There are given pedagogical goals, didactical tasks and methodical structure of the rescuers medical training, organization and study plans of distant and range stages of education

оспитательные цели системы подготовки спасателей

Воспитать чувство личной ответственности за жизнь пострадавшего, сделав акцент на значение грамотных действий в первые минуты развития критической ситуации; развить стремление к совершенствованию знаний и навыков, анализируя на занятиях ошибки при оказании первой медицинской помощи (ПМП); привить мировоззрение добра и милосердия, терпимости к ближнему и чувство ответственности за его жизнь.

Дидактические задачи системы

Обучить навыкам оказания ПМП после несчастного случая катастрофы или террористического акта; обучить выполнять роль добровольного помощника в бригадах скорой помощи; научить приемам быстрого сбора информации о состоянии пострадавшего для выбора наиболее рационального алгоритма действий; научить самостоятельно действовать в экстремальных ситуациях; помочь поверить в свои силы с помощью подробного разбора ошибок и многократной отработки действий в наиболее типичных ситуациях, сложившихся при оказании ПМП.

Методологическая структура системы

1. Дистанционный этап обучения (самостоятельное изучение учебно-практических пособий в течение 140 часов).

2. Полигонный этап обучения (занятия с преподавателем в условиях учебного полигона в течение 36 часов).

3. Аттестационный экзамен.

4. Конкурс профессионального мастерства.

В основу методологии курсов заложены принципы: «шаг за шагом», наставничество, само- и взаимо-обучение. Для закрепления материала используется модульное обучение, состоящее из 6 основополагающих блоков: необходимых медицинских знаний и терминов для понимания угрожающих жизни состояний; сострадания и человеколюбия; реанимации и оказания экстренной помощи; универсальных навыков и манипуляций; предупреждения ошибок;

практического использования полученных знаний и навыков в конкретных ЧС.

Обучение особенно эффективно при использовании всех составляющих дистанционной и полигонной форм обучения: учебно-практического пособия (учебника-самоучителя) «Основы медицинских знаний»; учебно-практического пособия «Атлас добровольного спасателя»; самообучающей компьютерной программы «Основы реанимации»; блока тестовых заданий для самоконтроля и проверки качества теоретических знаний, полученных после прохождения дистанционного курса обучения; серии памяток-инструкций; медицинского робота-трена-жера «Гоша» для отработки навыков проведения сердечно-легочной реанимации; технологических карт ситуационных задач.

Материал учебника-самоучителя «Основы медицинских знаний» излагается в доступной для восприятия форме и иллюстрируется большим количеством рисунков. Краткое содержание материала переносится в сжатом виде в серию памяток по оказанию ПМП для различных видов производства и транспорта, а также в практическое учебное пособие «Атлас добровольного спасателя». Единство алгоритмов и схем значительно облегчает восприятие и закрепление полученной информации.

Самообучающая компьютерная видеопрограмма, работающая по принципу неправильный ответ

— объяснение ошибки, с демонстрацией результатов неверно выбранной тактики действий, позволяет: добиться равенства в усвоении информации независимо от индивидуальной скорости восприятия обучаемым (компьютер в этом случае играет роль универсального наставника); проводить обучение по схеме изменение ситуации или состояния пострадавшего — действия спасателей. Именно такой способ обучения позволяет приобрести тот необходимый опыт, который в жизни достигается ценой непоправимых ошибок.

Используя учебник-самоучитель, памятки-инструкции и персональный компьютер, обучаемый может получить весь объем теоретических знаний

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

курса вне стен учебного заведения, а знания, полученные с помощью дистанционной формы обучения, использовать во время занятий полигонного обучения.

Использование дистанционных и полигонных форм обучения с применением новейших тренажерных и компьютерных технологий позволит:

• уделить большее внимание навыкам действий в ЧС в условиях полигонного обучения;

• в предельно сжатые сроки довести совершенство исполнения навыков оказания ПМП до профессионального автоматизма;

• значительно увеличить число спасателей, владеющих навыками оказания ПМП без потери качества их подготовки;

• привлечь большее количество спасателей к обучению за счет возможности прохождения теоретической части курса в своем регионе без отрыва от работы.

На занятиях полигонного обучения не нужны столы и парты, потому что нет необходимости вести конспекты. Всю необходимую информации по теории можно получить во время прохождения курса дистанционного обучения. Поэтому занятия по отработке практических навыков и тактики при оказании ПМП в реалиях последствий несчастного случая или террористического акта эффективнее проводить в спортивном зале, холле, на лесной поляне или газоне.

Использование робота-тренажера «Гоша» при обучении навыкам проведения сердечно-легочной реанимации позволяет найти индивидуальный подход к каждому обучаемому и, в тоже время, научить согласованности действий команду спасателей.

Активное обучение действиям в ЧС с использованием компьютерных интерактивных программ, робота-тренажера и площадок, имитирующих место происшествия, позволят значительно повысить качество подготовки, предоставив обучаемым возможность приобретать на занятиях в условиях полигонного обучения тот опыт, который на практике достигается годами и часто ценой непоправимых ошибок.

Структура и организация дистанционного этапа обучения

Спасатель может пройти курс дистанционного обучения по учебно-практическим пособиям авторов В.Г. Бубнова и Н.В. Бубновой «Основы медицинских знаний» и «Атлас добровольного спасателя». Для лучшего понимания практических вопросов курса рекомендуется изучить следующую дополнительную литературу тех же авторов:

1. «Первая помощь в экстремальных ситуациях» МВД России. Пособие получило одобрение в поручении Президента РФ № 126 от 26.01.02.

2. «Памятка спасателя». МЧС России.

3. «Межотраслевая инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве». Министерство труда и социального развития РФ.

4. «Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве» (РД 15334.0-03.702-99). Минтопэнерго и РАО «ЕЭС России».

5. «Инструкция по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве». Профобъединение ОАО «ЛУКОЙЛ».

Для проверки качества полученных знаний обучаемый обязан пройти тестовый контроль в системе Интернет, либо во Всероссийском центре полигонного обучения навыкам оказания первой помощи после ЧС или теракта.

В случае успешного прохождения тестового контроля обучаемый допускается к полигонной форме обучения практическим навыкам оказания ПМП на месте происшествия.

Система оценки качества дистанционного обучения: более 90 % правильных ответов — «отлично»; не менее 75 % правильных ответов — «хорошо». Обучаемые с более низким уровнем показателей качества усвоения дистанционного этапа обучения к полигонному этапу не допускаются.

Структура и организация полигонного этапа обучения

После успешного прохождения дистанционного этапа обучения спасатель допускается к прохождению полигонного этапа по специальной программе обучения во Всероссийском центре полигонного обучения навыкам оказания первой помощи после ЧС или теракта.

Начиная с первого занятия, охватывается максимальное число манипуляций и навыков оказания помощи и поэтапно, к окончанию курса их исполнение доводится до уровня профессионального автоматизма. Необходимый объем навыков оказания ПМП приведен в табл. 1 и 2.

За время обучения каждый спасатель должен выполнять более 200 вдохов искусственной вентиляции легких, 1000 надавливаний непрямого массажа сердца, более 100 раз наносит прекардиальный удар, более 40 раз накладывает кровоостанавливающий жгут, поворачивает пострадавшего на живот или перекладывает его с земли на носилки.

Выполнение алгоритма действий в оказании помощи пострадавшему при решении ситуационных задач под контролем времени неизбежно провоцирует азарт состязательности. Добровольный конкурс на лучшую команду позволит довести овладение навыками до профессионального автоматизма. Таким образом, к окончанию обучения не только исчезает страх перед зачетом, а, напротив, возникает желание продемонстрировать качество своей подготовки. И как результат

— каждый из обучаемых приобретает тот практический опыт, цена которого— спасенная жизнь.

Аттестационный экзамен является неотъемлемой составляющей учебного процесса. Основное назначение экзамена — не спровоцировать состояние стресса у обучаемого, а наоборот, помочь ему поверить в свои силы, вложить в его руки уверенность в действиях. Во время экзамена участники должны помогать и подстраховывать друг друга. Умение привлечь окружающих к помощи пострадавшему, взаимовыручка и коллективность действий — залог успеха в спасении жизни.

Таблица 1

Учебный план дистанционного этапа медицинской подготовки спасателей

Номер и название темы Время для самостоятельного изучения темы

Правила быстрой оценки состояния пострадавшего и выбора тактики оказания первой помощи после несчастного случая или террористического акта. 7

Первая помощь в случаях клинической смерти. 7

Первая помощь при внезапной потере сознания. 7

1. Первая помощь: - при попадании инородных тел в дыхательные пути: 7

- при поражении электрическим током; 7

- в случаях опасных кровотечений; 7

- после падения с высоты; 7

- после автодорожного происшествия; 7

- после утопления; 7

- в случаях обморожения и переохлаждения; 4

- при синдроме длительного сдавления; 7

- при термических ожогах; 7

2. Первая помощь при проникающих ранениях грудной клетки. 7

3. Первая помощь в случаях ранениях шеи. 7

4. Первая помощь в случаях проникающих ранений живота. 7

5. Первая помощь в случаях эпилептического припадка. 3

6. Первая помощь в случаях попытки самоубийства. 5

7. Первая помощь в случаях истерического припадка. 3

8. Первая помощь после укусов ядовитых насекомых и змей. 3

Первая помощь в случаях аллергической реакции. 7

9. Первая помощь в случаях развития травматического шока. 7

10. Тактика действий в условиях большого количества пострадавших после несчастного случая, катастрофы или теракта. 3

Темы. 140 часов

Таблица 2

Учебный план полигонного этапа медицинской подготовки спасателей

Занятие Название и номер темы Теория Практика

1 1. Первая помощь в случаях клинической смерти. 2. Первая помощь при внезапной потере сознания. 3. Первая помощь при поражении электрическим током. 4. Первая помощь в случаях опасных кровотечений 3 5

2 5. Первая помощь после падения с высоты. 6. Первая помощь при попадании инородных тел в дыхательные пути. 7. Первая помощь после автодорожного происшествия. 8. Первая помощь после утопления. 9. Первая помощь в случаях обморожения и переохлаждения 3 5

3 10. Первая помощь при термических, химических и ультрафиолетовых ожогах. 11. Первая помощь при синдроме длительного сдавления. 12. Тактика поведения и оказания первой помощи в случаях попадания агрессивной жидкости в глаза. 13. Оказание ПМП при попадании инородного тела в глаза и механической травмы глаза 3 5

4 14. Правила сбора информации о несчастном случае и правила вызова спасательных служб и скорой помощи. 15. Тактика действий в случаях большого количества пострадавших 16. Правила поведения в условиях захвата, удержания или освобождения заложников с элементами оказания ПМП. 17. Правила психологического контакта с террористами 3 5

5 Консультации и зачет 4

Итого 36 часов 12 часов 24 часа

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Качество подготовки обучаемых на экзамене проверяется не количеством правильных или неверных ответов по содержанию учебника, а оценивается скорость реакции на опасную ситуацию и правильность действий в первые минуты после произошедшего несчастного случая, аварии или террористического акта, изложенную в каждой ситуационной задаче.

В задачах используются только те ЧС, в которых жизнь пострадавшего зависит от правильности действий.

Структура экзаменационной оценки

Экзаменационная оценка состоит из трех составляющих, которые позволяют объективно оценить уровень практической подготовки обучаемых.

Первая составляющая оценки — норматив времени. Если комплекс сердечно-легочной реанимации на роботе-тренажере «Гоша-универсал» был проведен только с одной или двумя погрешностями, то робот «оживет» через 2 минуты. Если в процессе реанимации были допущены ошибки, и расширились зрачки, то пульс на сонной артерии появится только через 4 минуты. Следующая ошибка увеличит время оживления до 8 минут, и так до бесконечности. Таким образом, достаточно дать команду: «Приступить к реанимации!» и включить секундомер, чтобы объективно оценить качество навыков проведения реанимации (рис. 1, 2).

Превышение времени реанимации более 10 минут дает основание говорить о недостаточной подготовке участников.

Вторая составляющая оценки — шкала штрафов за допущенные ошибки и погрешности при оказании ПМП. Так, например, в случае некорректного обращения с ногой робота при наложении транспортной шины, он «издает стон», который оценивается двумя штрафными баллами. Цена штрафа носит условный характер и может исчисляться штрафными минутами и меняться в зависимости от уровня квалификации спасателя.

Третья составляющая оценки — доклад о допущенных погрешностях и ошибках, указанных в технологической карте экзамена. Если после коллективного обсуждения они будут названы, то штрафные баллы не начисляются. Если же называются несовершенные ошибки, то оценка будет снижена на количество «наговоренных баллов». Таким образом исключается всякая возможность достигнуть слу-

Рис. 1. Проведение сердечно-легочной реанимации

чайного высокого результата. Коллективный анализ допущенных ошибок и погрешностей при решении ситуационной задачи, а точнее, «разбор полетов» крайне полезен для закрепления навыков поведения в экстремальной ситуации. Основной целью экзамена является не стремление наказать, а научить исправлять просчеты и не совершать грубых ошибок. Конкурсы профессионального мастерства Задачи конкурсов: максимально приблизить участников к реальным условиям ЧС; провести мощный психологический и эмоциональный тренинг, который заставит запомнить свои ошибки и просчеты; выявить уровень подготовки персонала и его соответствие принятому стандарту; оценить динамику подготовки участников по сравнению с предыдущими соревнованиями; продемонстрировать новые методики и полезный опыт; выявить призеров.

По своей сути, соревнования и конкурсы должны не столько разжигать дух неизбежного соперничества, а совершенствовать профессионализм персонала и создавать реальный эталон поведения в ЧС.

Аттестационный экзамен спасателей МЧС России Ситуационная задача № 1. Участвует команда из 6 человек. Штрафные баллы (минуты) начисляются согласно технологической карте ситуационной задачи № 1. Контрольное время исполнения задачи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— 30 минут (табл. 3).

Вводная. В пределах 500 м от ПСС, весной, при температуре воздуха +10 °С упал легковой автомобиль с моста через реку на мелководье. Водитель извлек из салона и вынес на берег всех пассажиров: подростка, девушку и младенца. Подросток лежит неподвижно с бледным лицом. Девушка стонет от сильных болей в правой голени и пытается встать. Младенец неподвижен, лицо синее, рот часто и широко открывается. У девушки в момент осмотра — открытый перелом костей правой голени, жалобы на онемение и слабость в руках. У младенца есть пульс на плечевой артерии. У подростка отсутствует сознание и нет пульса на сонной артерии. После успешной реанимации к подростку вернется сознание, и он начнет жаловаться на боли в области таза. Из-за сильной заболоченности берега бригада скорой помощи не может подойти к пострадавшим ближе, чем на 50—60 м.

Задача. Оказать ПМП всем пострадавшим в ДТП и доставить их к месту расположения бригады скорой помощи.

Рис. 2. Перенос пострадавшего с помощью ковровых носилок

Шесть спасателей приступают к решению задачи после команды судьи: «Приступить к действиям!» с одновременным включением секундомера. Действия считаются завершенными после пересечения последним участником команды финишной черты с одновременным выключением секундомера.

В течение 30 минут команда должна оказать ПМП троим пострадавшим и перенести их за финишную черту, к месту расположения бригады скорой помощи. Силы и средства, очередность и объем ПМП команда распределяет по своему усмотрению. Пострадавшего, находящегося без признаков жизни (робот-тренажер «Гоша»), необходимо оживить. После появления у робота пульса на сонной артерии (пострадавший условно пришел в сознание и начал жаловаться на боли в области таза) переложить его с помощью ковшовых носилок на вакуумный матрас,

зафиксировать в позе «лягушки» и живым донести к месту расположения бригады скорой помощи (50—60 м от места происшествия). В случаях каждой повторной остановки сердца можно воспользоваться только тремя прекардиальными ударами подряд. Задание считается невыполненным, если у робота «Гоша» нет пульса на сонной артерии после пересечения финишной черты. Другому пострадавшему (робот-тренажер «Глаша») с открытым переломом костей голени и подозрением на повреждение шейного отдела позвоночника необходимо наладить капельное введение плазмозамещающей жидкости и доставить до места расположения бригады скорой помощи. Провести необходимые мероприятия по оказанию ПМП младенцу (тренажер «Гаврюша»). Секундомер выключается после пересечения финишной черты последним участником команды.

Таблица 3

Технологическая карта ситуационной задачи № 1

№ Перечень ошибок Штраф

Первый пострадавший (Робот-тренажер «Гоша»)

1. Пауза бездействия превышает 15 сек 2

2. Определение пульса на сонной артерии менее 10 сек 1

3. Не сделано освобождение грудной клетки от одежды и ослабление поясного ремня 1

4. Удар нанесен по мечевидному отростку 100

5. Удар нанесен поперек грудины 2

6. При вдохе ИВЛ не запрокидывается голова пострадавшего 1

7. При вдохе ИВЛ не зажимается нос пострадавшего 1

8. Участник реанимации упал в обморок (или появление предвестников обморока) 50

9. Столкновение участников головами (опасное встречное движение головами) 10

10. Не использовались ковшовые носилки 30

11. Не использовался вакуумный матрас 50

12. Ковши носилок были пронесены над головой спасателя 5

13. Удар ковшом носилок по голове пострадавшего или спасателя 10

14. Некорректное обращение с пострадавшим при фиксировании в вакуумном матрасе 1

15. В матрасе не произведена фиксация пострадавшего в позе лягушки 50

16. Повторная остановка сердца превышает 15 сек 50

17. Нет пульса на сонной артерии и реакции зрачков в момент передачи пострадавшего судейской бригаде 100

№ Второй пострадавший (робот-тренажер Глаша») Штраф

1. Не задан вопрос о наличии у пострадавшей аллергических реакций на лекарственные средства 10

2. Не произведено обезболивание 30

3. Не были использованы одноразовые перчатки 1

4. Не наложен венозный жгут на плечо 1

5. Не обработано спиртом место инъекции 5

6. Прикосновение к игле руками или касание иглой посторонних предметов 5

7. Не налажено капельное введение плазмозамещающего раствора 50

8. Внутривенное введение жидкости начато при наличии жгута на плече 5

9. Емкость с плазмозамещающим раствором была опущена до или ниже уровня руки пострадавшего (при неотключенном внутривенном введении раствора) 5

10. Не наложен шейный корсет 10

11. При перекладывании пострадавшей на носилки или транспортировке на них игла вышла из вены 5

12. Передача судейской бригаде пострадавшей с неработающей капельницей 50

13. Наложение повязки и шины произведено до обезболивания 5

14. Во время наложения повязки раздался «стон» робота 5

15. Во время наложения шины раздался «стон» робота 5

Научно-технические разработки

Научно-технические разработки

Продолжение табл. 3

16. Во время перекладывания робота «Глаши» на носилки раздался «стон» робота 5

17. Не использован холод 1

18. Во время транспортировки робота на носилках раздался «стон» робота 5

19. На месте происшествия осталось оборудование и имущество 2

№ Третий пострадавший (тренажер «Гаврюша») Штраф

1. Не определен пульс на плечевой артерии младенца 5

2. Младенец не повернут на живот 10

3. Младенец в течение 1 мин не обеспечен теплом (грелка и сухое одеяло или ватник и др.), тепло тела спасателя, другие эффективные способы согревания 50

4. Не очищена ротовая полость в положении на животе 5

5. Ротовая полость очищена в положении на спине 5

Технологические карты ситуационных задач № 2, 3, 4, 5, 6

Билет Перечень недопустимых ошибок Отметка ошибки

2 Пострадавший после поражения электрическим током потерял сознание 1. Приближение к пострадавшему без соблюдения ТБ 2. Не произведено обесточивание места происшествия 3. Не проверено наличие пульса на сонной артерии 4. Поворот на живот не сделан в течение 30 секунд 5. Не подстраховывался шейный отдел позвоночника 6. Не использован холод 7. Подсказка

3 Ранение шеи 1. Нет герметизации раны шеи в течение 5 сек 2. Пострадавший находился в положении стоя более 5 сек 3. Жгут на шею наложен без тампонады 4. Жгут наложен вокруг шеи 5. Подсказка

4 Артериальное кровотечение из раны правого предплечья 1. Жгут не наложен в течение 30 сек 2. Пострадавший находился в положении стоя более 5 сек 3. Жгут наложен на опущенную руку 4. Сохранен пульс на лучевой артерии 5. Не задан вопрос о наличии аллергии на лекарства 6. Не предложено обезболивание 7. На рану не наложена асептическая повязка 8. Нет записки с указанием времени наложения жгута 9. Не произведена фиксация предплечья 10. Не использован холод 11. Подсказка.

5 Сдавление обеих голеней задним колесом трактора, упавшим на ноги пострадавшего 1. Не наложены защитные жгуты до освобождения от сдавливающего предмета 2. Не наложены давящие повязки 3. Не задан вопрос о наличии аллергии на лекарства 4. Не предложено обезболивание 5. Не предложено обильное теплое питье 6. Не использован холод 7. Не произведена иммобилизация поврежденных конечностей 8. Подсказка

6 Обморожение правой стопы в мокром валенке 1. Не снят с ноги мокрый валенок 2. Не наложена теплоизолирующая повязка 3. Не предложено обильное теплое питье 4. Не задан вопрос о возможной аллергии на лекарства 5. Не предложено обезболивание 6. Выполнено: растирание стопы, смазывание ее жирами или вазелином 7. Стопа помещена в теплую воду или к ней приложена грелка 8. Подсказка

Общая сумма штрафных баллов

Задание билета признается невыполненным полностью, в случае совершения хотя бы одной ошибки из перечисленных в таблице. В этом случае команде начисляется штраф — 10 минут (баллов). Каждое высказывание или жест подсказки со стороны членов команды, оставшихся вне зоны участия, наказываются штрафом 10 минут (баллов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.