Научная статья на тему 'Система макроэкономических показателей России'

Система макроэкономических показателей России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
557
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сальникова Ольга Владимировна, Дорофеев Кирилл Валерьевич

В статье рассматривается система макроэкономических показателей, ее теоретическое обоснование и структура. Показано состояние экономики России на основе некоторых макроэкономических показателей за период с 2005 по 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National measure system, its theoretical substantiation and structure are considered in the article. The condition of Russian economy is shown on the basis of some macroeconomic indicators for 2005–2012.

Текст научной работы на тему «Система макроэкономических показателей России»

- государству необходимо осуществлять трансформацию государственного сектора экономики, учитывая важность программ в области НИОКР и инвестиций в производственную сферу.

В России сильное государство невозможно без укрепления государственного сектора экономики, а это немыслимо без его трансформации, необходимость которой связана с оптимизацией и модернизацией последнего по сферам, направлениям, отраслям и границам функционирования [4, с. 19].

Вся мировая история свидетельствует, что государственная собственность при любом общественном строе и политическом режиме служит одной из ключевых опор государства и составляет важнейшую часть государственного управления. Государственная собственность страны позволяет ей выступать в качестве самостоятельного субъекта экономических правоотношений с другими странами; это гарант соответствующих договоров и соглашений.

Наличие государственной собственности помогает обеспечивать благоприятные макроэкономические условия для успешной работы частного сектора; государственная собственность гарантирует функционирование некоммерческой социальной среды. Эта собственность поддерживает национальную безопасность (от финансирования органов правопорядка до содержания армии). Наконец, реализуя право собственности на природные ресурсы (в первую очередь на землю), государство создает устойчивые связи со множеством местных структур хозяйствующих субъектов.

Список литературы

1. Экономика : учеб. / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. С. Булатова. - 3-е изд., пе-рераб. и доп. - М. : Экономистъ, 2006. - 896 с.

2. Питайкина, И. А. Унитарные предприятия в системе государственного сектора России : моногр. / И. А. Питайкина. - Пенза : Информационно-издательский центр ПГУ, 2007. - 130 с.

3. URL: www.ria.ru/economy/

4. Мартышов, Е. П. Пути дальнейшего развития государственного сектора экономики в Российской Федерации / Е. П. Мартышов // Экономический анализ: теория и практика. - 2008. - № 23.

УДК 330.55; 330.56

СИСТЕМА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОССИИ

О. В. Сальникова, К. В. Дорофеев

В статье рассматривается система макроэкономических показателей, ее теоретическое обоснование и структура. Показано состояние экономики России на основе некоторых макроэкономических показателей за период с 2005 по 2012 г.

National measure system, its theoretical substantiation and structure are considered in the article. The condition of Russian economy is shown on the basis of some macroeconomic indicators for 2005-2012.

Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определенный период времени, т.е. национальный продукт. Для измерения национального продукта в системе национальных счетов служат различные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), чистый внутренний продукт (ЧВП), чистый национальный доход (ЧНД), личный доход (ЛД) и др.

В сфере потребления ВВП выступает как сумма всех затрат, на которые пошла произведенная за определенный период времени продукция. Основными компонентами ВВП в сфере потребления являются: личное потребление, валовые инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт.

Самым большим компонентом в структуре потребления ВВП является личное потребление. В 1999 г. исчисляемый статистический аналог этого теоретического показателя (конечное потребление домашних хозяйств и некоммерческих организаций) составлял в РФ 54 %. Личное потребление -наиболее устойчивая и консервативная часть ВВП. Люди, как правило, стремятся сохранять привычный уровень потребления, несмотря на самые разнообразные политические и экономические катаклизмы. Спрос, предъявляемый домашними хозяйствами на предметы потребления, является поэтому своего рода стабилизатором ВВП.

Валовые инвестиции представляют собой вложения в экономику для производства товаров и услуг. По натуральной форме они являются: 1) либо вложениями в основной капитал (в оборудование, сооружения, инфраструктуру); 2) либо изменением материальных запасов (сырья, полуфабрикатов, нереализованной готовой продукции и т.п.).

Валовые инвестиции - весьма динамичный и изменчивый компонент ВВП, поскольку величина вложений прямо связана с наличием прибыльных сфер применения капитала. А последних много в периоды процветания экономики и почти не остается в моменты кризисов. Например, за годы кризиса трансформации экономики в России доля валовых инвестиций упала с 37 % в 1991 г. до 15 % в 1999 г.

Государственные закупки товаров и услуг связаны с выполнением тех политических, экономических и социальных функций, которые осуществляет современное государство. Они простираются от закупки вооружений для армии до приобретения канцелярских принадлежностей для чиновников или оплаты прогнозов развития конъюнктуры, заказанных экспертам-экономистам.

Чистый экспорт (в деловой литературе чаще называемый сальдо внешней торговли) представляет собой разность между экспортом и импортом. Как и всякая разностная величина, он весьма подвижен, поскольку зависит и от динамики экспорта, и от динамики импорта. Так, в 1998 г. в РФ чистый экспорт составлял 7 % ВВП, а в 1999 г. - уже 15 %. Это связано с тем, что стоимость российского экспорта резко увеличилась из-за роста мировых цен, а девальвация рубля привела к сокращению импорта [1].

Для каких целей используется экономистами ВВП? Во-первых, именно ВВП является исходным показателем всей системы национальных счетов. Прочие показатели получаются из ВВП расчетным образом: путем прибавления к нему или вычитания из него определенных компонентов. Кстати, имен-

но поэтому ВВП обычно подсчитывается более оперативно, чем иные макроэкономические показатели. Для экономиста-практика это обстоятельство имеет важное значение, поскольку для принятия верных решений очень важно знать, что происходит в экономике страны в данный момент, а любая задержка поступления информации грозит ошибками.

Во-вторых, динамика ВВП является важнейшим показателем состояния конъюнктуры в стране: циклических колебаний экономической активности, глубины структурных и иных кризисов и т.п. По существу, падение или рост ВВП служат основным критерием перехода экономики от кризиса к подъему и наоборот. В частности, практиками давно замечено, что о перемене тенденций в экономике можно уверенно говорить, если объем ВВП три квартала подряд изменяется в одном и том же направлении (три квартала растет или три квартала падает). В России такой поворотный пункт выхода из затянувшегося кризиса трансформации экономики был пройден в 2000 г.

В-третьих, ВВП используется для анализа проблем денежного обращения и инфляции. Нормальное выполнение функции денег как средства обращения возможно только при наличии определенных пропорций между размерами денежной массы и массы товаров и услуг в экономике. Из всех показателей системы национальных счетов именно ВВП больше других приспособлен для оценки массы товаров и услуг, произведенных в стране. Прочие показатели отличаются более высокой степенью очистки от двойного счета, что само по себе хорошо, но не позволяет оценить, на какую общую сумму в экономике совершаются акты купли-продажи. А значит, сложно становится сопоставлять с ними и обращающуюся в стране денежную массу.

В-четвертых, ВВП является наиболее часто употребляемым мерилом уровня развития страны и уровня жизни в ней. Для этого чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу населения [2].

ЧВП получается путем вычитания из ВВП амортизационных отчислений, т.е. отличается от последнего тем, что уменьшен на величину потребления (износа) основного капитала. В силу этого ЧВП точнее, чем ВВП, показывает, какова стоимостная величина созданных в стране в данном году благ. Ведь часть стоимости готовой продукции, равная величине амортизации, по существу, лишь компенсирует убыль основного капитала, созданного в прошлые периоды. Ее изъятие из объема ВВП очищает его от двойного счета.

Следующая стадия очистки достигается с помощью показателя «национальный доход». Но речь идет не об очистке от двойного счета, а об освобождении от искажения цен в результате государственного вмешательства. Национальный доход равняется чистому внутреннему продукту за вычетом косвенных налогов. Действительно, косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Однако эти доходы государства не связаны с внесением им каких-либо ресурсов в производственный процесс, не свидетельствуют об участии государства в создании национального продукта. Иными словами, косвенные налоги через повышение издержек увеличивают цены, но не создают каких-либо экономических благ. Показатель «национальный доход» очищен от такого искажающего влияния.

Можно определить НД и по-другому. ВВП в сфере распределения состоит из доходов владельцев факторов производства, амортизационных отчислений и косвенных налогов. При подсчете НД два последних компонента

изымаются из его стоимости. Поэтому НД равняется сумме первичных доходов владельцев факторов производства. После завершения перераспределительных процессов фактические доходы владельцев факторов производства могут сильно отличаться от первоначальных, скажем, в силу существования подоходного налога, разнообразных выплат субсидий и т.п. Показатель национального дохода имеет глубокий экономический смысл. Структура НД является важнейшим показателем распределения доходов разных слоев населения и социальной стратификации общества.

Основными компонентами НД являются вознаграждение за труд, доходы некорпорированного сектора (мелких производителей), доходы от собственности. В большинстве развитых стран вознаграждение за труд составляет 70-80 % НД, несколько процентов приходится на доходы мелких производителей (этот компонент НД выделяется особо потому, что доходы владельцев мельчайших предприятий и семейных фирм являются смешанными - их невозможно разделить на прибыль в качестве собственников и зарплату в качестве работников собственных фирм), а оставшаяся часть 15-20 % приходится на все виды доходов от собственности (процент, прибыль акционерных обществ и ренту) [1].

В России ситуация более запутанная. Официальная оплата труда наемных работников составляет около 45 % НД. При включении в подсчеты широко распространенных доходов от неофициальной занятости доля фактора «труд» в НД повышается примерно до 60 %. Однако скрываются от учета (и, разумеется, от налогообложения) не только трудовые доходы, но также прибыли и рента. Если принять во внимание и это обстоятельство, то доля оплаты труда наемных работников должна быть оценена в 50-55 %.

Это очень низкий показатель, свидетельствующий о недооценке фактора «труд», в особенности же - о заниженности заработков квалифицированных специалистов, получающих в сравнении со своими западными коллегами мизерные зарплаты. Элементы социальной напряженности в российском обществе в значительной степени связаны с описанной структурой НД [3].

На основе данных табл. 1 можно сделать вывод, что ВВП в период 2005-2011 гг. постепенно набрал обороты от 21 610 до 54 369 млрд руб. Однако в 2009 г. был спад до 38 809 млрд руб. [4].

Таблица 1

Макроэкономические показатели России 2005-2012 гг.

Показатель Единица измерения 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 1 кв. 2012

ВВП Млрд руб. 21610 26917 33248 41277 38809 45166 54369

% к пред. пер. 6,4 8,2 8,5 5,2 -7,8 4,3 4,3

Промышленное производство % к соотв. пер. пред. года 5,1 6,3 6,8 0,6 -9,3 8,2 4,7 6,5

Инвестиции в основной капитал % к соотв. пер. пред. года 10,9 16,7 22,7 9,9 -15,7 6,0 6,2 15,1

Реальные доходы населения % к соотв. пер. пред. года 12,4 13,5 12,1 2,4 3,1 5,1 0,8 3,1

Данные показывают, что процент к предыдущему периоду на протяжении восьми лет был неоднозначен: скачки чередовались с падениями. Так, например, самый большой процент падения был отмечен в 2009 г. (на 7,8 %), затем к 2011 г. - увеличение до 4,3 %.

Как видно из приведенных статистических данных макроэкономических показателей РФ, с 2008 г. наблюдается снижение темпов роста ВВП (с 8,5 до 5,2 %), особенно резкое его снижение произошло в 2009 г. (с 5,2 до -7,8 %). Такое низкое значение данного показателя вызвано в первую очередь пагубным влиянием мирового экономического кризиса, явные признаки которого были видны уже в начале 2008 г. [5]. Но, несмотря на это, российская экономика уже в 2010 г. дала положительный прирост в размере 11,8 %. Мировой кризис в первую очередь был связан с кризисом финансовой системы. Российская экономика имеет связи с большинством стран мира в сфере торговых отношений. Это, в свою очередь, и повлияло на резкое снижение темпов роста ВВП в 2009 г. В этом году экспортные операции большинства российских предприятий резко сократились (с 471,6 млрд долл. до 303,4 млрд долл.), и, по сути, производство стало работать на склад. Плюс ко всему кризис имеет определенный временной лаг воздействия на экономику, поэтому он и отразился с небольшим запозданием (предпосылки зарождающегося кризиса наблюдались уже с конца 2007 г.).

По итогам 2009 г. не выполнено большинство прогнозных показателей социально-экономического развития России. Главным образом темп роста ВВП в 2009 г. прогнозировалось обеспечить за счет увеличения объема производства в ведущих отраслях экономики: промышленности, строительстве, торговле. ВВП начал снижаться в 2008 г., и на 2009 г. пришелся пик снижения ВВП РФ. В отраслевом разрезе это объяснялось резким замедлением роста в сельском хозяйстве и продолжающимся сокращением промышленного производства. Выпуск в промышленности снизился в 2008 г. на 6,2 %, а уже в 2009 г. - на 9,9 %. Инвестиции в основной капитал за этот же период также резко снизились на 12,8 и 26,1 % соответственно. Пытаясь сократить издержки, предприятия указанных отраслей фактически заморозили зарплату, сократили занятость и уменьшили рабочее время. Реальные доходы населения (РДН) в 2008 г. составили лишь 2,3 % по сравнению с 12,1 % в 2007 г., а в 2009 г. произошло дальнейшее снижение РДН до 2,1 %. В данных отраслях также сократилась занятость и увеличились потери рабочего времени. Безработица в период с 2008 г. по 2009 г. составляла 6,4 и 8,4 % соответственно. В связи с увеличившейся безработицей снизились доходы федерального и консолидированного бюджетов. Как видно из табл. 1, доходы федерального бюджета в 2008 г. составляли 22,5 % ВВП, а в 2009 г. 18,9 % ВВП [4].

В 2010 г. российская экономика начала выравниваться. Виден рост практически по всем макроэкономическим показателям. ВВП увеличился с -7,8 % в 2009 г. до 4,0 % в 2010 г. Наметилась некоторая стабильность в промышленном производстве и, как результат, рост с -9,3 % в 2009 г. до 8,2 % в 2010 г. Инвестиции в основной капитал также увеличились с -16,2 % в 2009 г. до 6,0 % до 2010 г.

Таким образом, макроэкономические показатели имеют большое значение, так как позволяют оценить общее состояние экономики страны, измерить объем производства в конкретный период времени, раскрыть факторы,

непосредственно определяющие функционирование экономики как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Макроэкономические показатели служат также основой для принятия тех или иных политических решений и определения государственной политики. Анализ макроэкономических показателей за период 2005-2012 гг. позволяет сделать вывод об их постепенном улучшении, однако кризис 2009 г. значительно подорвал экономику России по всем параметрам.

Список литературы

1. Погосов, И. А. Использование ВВП на оплату труда, расходы на конечное потребление и фактическое конечное потребление после 1998 года / И. А. Погосов // Вопросы статистики. - 2008. - № 8. - С. 36-44.

2. Лызлов, Д. В. Преимущества и недостатки ВВП как показателя социально-экономического развития страны / Д. В. Лызлов // Российский внешнеэкономический вестник. - 2009. - № 2. - С. 32-41.

3. Расчет ВВП. - URL: http://www.zhastar.net/content/view/10942/15/

4. Макроэкономические показатели. - URL: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/macro_ mini.pdf

5. Экономическое развитие России: макроэкономические тенденции в 2008 г. Russian Economic Developments: Key Economic Trends in 2008 // Экономическое развитие России. - 2009. - Т. 16, № 3. - С. 3-6.

УДК 519.863

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Д. Ю. Самыгин, А. А. Бикинева

Показана роль выездных налоговых проверок как основной формы налогового контроля. Выявлена результативность и зависимость выездных налоговых проверок от их количества. Определены критерии, получена эко-нометрическая модель оптимизации выездных налоговых проверок.

The role offield tax inspection as main form of tax control is shown, productivity and dependence of field tax inspection on their quantity is revealed, criteria are defined and the econometric model of optimization of field tax inspection is received.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) на Федеральную налоговую службу (ФНС) возложена задача осуществления контроля за правильностью, своевременностью и полнотой взимания платежей, определяемых установленными законодательными актами. Эффективным инструментом установления факта уклонения от уплаты налогов и сборов являются налоговые проверки, выполняемые уполномоченными сотрудниками инспекций Федеральной налоговой службы (ИФНС).

Среди форм налогового контроля, перечисленных в ст. 82 НК РФ, первыми названы налоговые проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.