Научная статья на тему 'СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ЦЕПИ ПОСТАВОК И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ'

СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ЦЕПИ ПОСТАВОК И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СИЛА систем
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ СЕРВИС / СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА / СИСТЕМНЫЕ СВОЙСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Учирова Маргарита Юрьевна

В статье обоснована важность формирования эффективной системы логистического сервиса для цепи поставок. Описаны составные части системы логистического сервиса. Представлена современная классификация систем логистического сервиса и выделены принципы их формирования. Охарактеризована взаимосвязь между составными частями логистического сервиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUPPLY CHAIN LOGISTICS SERVICE AND ITS FEATURES

The article indicates the importance of building an effective logistics service system for the supply chain. The article describes the parts of the logistics service system. The article includes the modern classification of the logistics service system and the principles of their building. The author describes the relationship between the parts of logistics services.

Текст научной работы на тему «СИСТЕМА ЛОГИСТИЧЕСКОГО СЕРВИСА ЦЕПИ ПОСТАВОК И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ»

Учирова Маргарита Юрьевна

к.э.н., доцент, доцент кафедры логистики ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», Россия, г. Москва margoshka_u@mail.ru

Система логистического сервиса цепи поставок и её особенности

Аннотация

В статье обоснована важность формирования эффективной системы логистического сервиса для цепи поставок. Описаны составные части системы логистического сервиса. Представлена современная классификация систем логистического сервиса и выделены принципы их формирования. Охарактеризована взаимосвязь между составными частями логистического сервиса.

Ключевые слова:

логистическая система, логистический сервис, система логистического сервиса, системные свойства

Margarita Y. Uchirova

PhD (Economy), Associate Professor, Associate Professor of Logistics Department, State University of Management, Moscow, Russia margoshka_u@mail.ru

Supply chain logistics service and its features

Abstract

The article indicates the importance of building an effective logistics service system for the supply chain. The article describes the parts of the logistics service system.

The article includes the modern classification of the logistics service system and the principles of their building.

The author describes the relationship between the parts of logistics services. Keywords

logistics system, logistics service, logistics service system, systems properties

Ориентация современного бизнеса на организацию устойчивого

взаимодействия, согласованности и скоординированности действий всех участников цепи поставок - поставщиков, посредников, потребителей - обеспечивает в большей степени эффективность и надежность их функционирования. Надежность, качество поставок и услуг на всем пути движения товара и в процессе оказания услуг могут быть достигнуты на базе логистического обеспечения формирования систем сервиса, которые приведут не только к повышению эффективности функционирования

товародвижения, росту качества услуг, и, следовательно, к полному удовлетворению запросов потребителей, но и к усилению позиций компании на рынке.

В настоящее время системы логистического сервиса обретают свое новое развитие как элемент логистической системы, в котором структурные

© М.Ю. Учирова, 2017

составляющие не просто функционируют, а взаимодействуют и оказывают активное взаимное влияние. Их эффективное взаимодействие и развитие требует новых организационно-методических решений. Рассмотрим определяющие свойства системы логистического сервиса.

Структурными элементами системы логистического сервиса являются подсистемы, поддерживающие и обуславливающие предоставление услуг определенного вида. Элементы системы могут характеризоваться

неоднородностью, но одновременно являться совместимыми.

Второе свойство - свойство связи. Между отдельными элементами системы имеются существенные связи,

определяющие с закономерной необходимостью интегративные качества самой системы. Связи могут носить вещественный, информационный, прямой, обратный характер и т.д. При этом связи между элементами внутри системы являются более мощными, чем связи

отдельных элементов с внешней средой, иначе система не сможет существовать.

Третье свойство - свойство организации. Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. выстроить определенную структуру, организацию системы.

Четвертое свойство - интегративные качества. Появление в системе интегративных качеств, т.е. качеств, присущих системе в общем, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности.

Система логистического сервиса, представляя управляемую общность исполнителей и заказчиков услуг для обеспечения эффективной производственной, хозяйственной и финансовой деятельности предприятий, может быть отнесена к одному из следующих видов, представленных на рисунке 1.

классификационным признакам: по стадии развития, по уровню представления, по уровню организации и по степени охвата.

По стадии развития следует выделять зарождающиеся, планомерно развивающиеся, спонтанно

развивающиеся, зрелые и вырождающиеся системы логистического сервиса [5].

Зарождающиеся системы

логистического сервиса можно

охарактеризовать набором самых необходимых услуг, значительными темпами роста охвата рынка, высокой экономической активностью, наличием инновационных проектов. Планомерно развивающиеся системы логистического сервиса отличаются стабильными показателями работы, четкой стратегией развития, достаточно широким спектром предоставляемых услуг, длительными долгосрочными связями с клиентами.

Рисунок 1 - Виды систем логистического сервиса В нем отражены различные виды системы, в °тличие от ранее

систем логистического сервиса по четырем рассмотренных, присутствует

диспропорция в составе услуг, ориентация на самых значительных клиентов, при этом запросы мелких клиентов не удовлетворяются. Работа таких систем может отличаться нестабильностью, а при наличии существенных угроз может быть свернута.

Зрелые системы логистического сервиса длительное время присутствуют на рынке, имеют большую и устойчивую сеть связей как с клиентами, так и с привлекаемыми организациями. Это самый надежный тип систем логистического сервиса, поскольку стабилен и обладает большим накопленным опытом при невысоких издержках исполняемых функций.

Вырождающиеся системы

логистического сервиса вступили в завершающую стадию собственного жизненного цикла. Эта стадия может быть присуща не только зрелым, но и зарождающимся, неудачным системам. Они характеризуются потерей рынка услуг, низким статусом и быстрым сокращением объемов предоставляемых услуг.

По уровню представления следует выделять пять видов обслуживающих систем: фирменные, корпоративные, региональные, государственные и межгосударственные.

Фирменные системы логистического сервиса - это внутренние системы организации, выполняющие операции обслуживания.

Корпоративные системы

логистического сервиса существуют в отношении отдельных предприятий корпорации. Предприятия, имеющие адекватные характеристики обслуживания, присоединяются к операциям

обслуживания, чтобы использовать оборудование друг друга.

Региональные системы

логистического сервиса обеспечивают множество операций по переработке

грузовых потоков в хозяйственных системах всех уровней, расположенных в одном регионе. Они характеризуются современной технологией и высокой эффективностью.

Государственные системы

логистического сервиса касаются в основном унитарных организаций. Они призваны обеспечить ресурсами производителей стратегически важной продукции и довести необходимое количество товаров и услуг до потребителей определенной группы.

Межгосударственные системы логистического сервиса нацелены на обеспечение услуг для коммерческих организаций, расположенных в разных государствах. К таковым можно отнести международные порты на магистралях разных видов. В составе предоставляемых ими услуг - таможенные, складские, юридические, транспортные, социальные.

По уровню организации выделяют следующие группы систем: локальные, централизованные, децентрализованные и интегральные [2].

Локальные системы располагаются, чаще всего, в местах явной концентрации потенциальных клиентов. Они имеют жестко определенный спектр услуг и предоставляют их ограниченному кругу клиентов. Наиболее ярким примером такой системы логистического сервиса являются корпоративные логистические центры. В связи со своей «закрытостью» системы обеспечивают полную экономическую безопасность.

Централизованные системы

логистического сервиса предоставляют, как правило, лишь один вид услуг, но для большого количества коммерческих организаций. Их размещение может давать значительные преимущества, поскольку позволяет объединять вокруг себя и клиентов и привлекаемых функционеров.

Децентрализованные системы

представляют собой сложную

разветвленную сеть коммерческих организаций, предоставляющих

специализированные услуги. Они ориентированы на обслуживание клиентов, размещенных на значительном удалении друг от друга. Большая часть предоставляемых услуг может быть основана на виртуальном бизнесе.

Интегральные системы логистического сервиса находятся в настоящее время на пике развития. Они позволяют скоординировать деятельность большого количества хозяйствующих субъектов, научных и учебных заведений, объектов социальной сферы в единую экономическую систему.

И, наконец, по степени охвата различают системы логистического сервиса макро-, микро-, мезоуровня. Наиболее простая схема обслуживания: один производитель - один потребитель. Такой вариант реализуется в ограниченных секторах экономики. Чаще крупные фирмы и предприятия имеют более сложные схемы реализации сбыта и доставки, при которых предприятия или фирмы осуществляют поставки

нескольким клиентам. В последнем случае для каждого обобщенного производителя на макроуровне решается задача идентификации торговых зон сфер обслуживания.

Формируя систему логистического сервиса, необходимо всесторонне учитывать постоянно действующие факторы, в соответствии с которыми перед заказчиками всегда стоит выбор: делать самостоятельно или воспользоваться чьей-либо помощью.

Основная цель организации логистического сервиса заключается в выстраивании таких отношений с клиентом, в рамках которых возможно максимальное удовлетворение всех его запросов через изучение его потребностей и предпочтений (действует принцип «клиент всегда прав») [4]. В соответствии

с указанной целью можно выделить следующие основные общие и частные принципы формирования системы логистического сервиса. К общим принципам относятся:

- принцип интегрированности с общей системой управления предприятием, предполагающий, что, какой бы элемент системы логистического сервиса ни влиял на принятие управленческого решения, оно прямо или косвенно оказывает влияние на результаты деятельности предприятия и всей цепи в целом;

- принцип гибкости, способствующий достижению быстрой адаптации к изменяющимся условиям функционирования системы логистического сервиса и специфическим запросам потребителей при меньших затратах посредством проведения работ по прогнозированию тенденций изменения состояния внешней экономической среды и выработки адекватных им действий;

- принцип синхронизации логистических операций, информационных потоков и технологий между подразделениями звена цепи поставок, а также между звеньями цепи, приводящий к сокращению операционных затрат, снижению цены товара благодаря интеграции процессов, улучшению планирования и выполнения логистических задач;

- принцип системности и комплексности, предполагающий: а) разработку взаимозависимых и не противоречащих друг другу управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность функционирования логистической цепи поставок; б) учет внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на эффективность управляющих воздействий;

- принцип целенаправленности, предусматривающий конкретную

нацеленность политики в сфере логистического сервиса и управляющих воздействий на достижение главной цели функционирования цепи поставок и ее структурных звеньев;

- принцип высокого динамизма управления, предполагающий, что даже наиболее эффективные управленческие решения в области анализа, оценки и оптимизации логистического сервиса, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах функционирования цепи поставок по причине быстро меняющихся факторов внутренней и внешней среды;

- принцип создания равных условий организации логистического сервиса для всех звеньев логистической цепи поставок, или принцип гармонизации. Данный принцип, во-первых, означает использование преимущественно экономических методов управления логистическим сервисом, и, во-вторых, предусматривает согласование управляющих воздействий со всеми звеньями цепи поставок;

- принцип эффективности, предполагающий положительный результат функционирования системы логистического сервиса как для отдельных звеньев цепи поставок, так и для цепи поставок в целом.

К частным принципам

формирования системы логистического сервиса относятся: ориентация на потребителя, ориентация на бизнес-процесс, ориентация на предотвращение ошибок и сбоев, ориентация на постоянное совершенствование.

Соблюдение всех вышеуказанных принципов будет являться важным условием создания эффективной системы логистического сервиса.

В настоящее время на рынке логистических услуг наблюдается

устойчивая тенденция повышения требований потребителей по отношению к их комплексности и качеству (рисунок 2).

Качество логистического

обслуживания заключается в полном и всестороннем удовлетворении

потребностей клиентов [1]. Это выражается в надлежащем выполнении заказов, исключении ошибок, сбоев, недопоставок, эффективном

предоставлении услуг и постоянном стремлении к повышению качества обслуживания, обеспечения соответствия уровня обслуживания стандартам клиента, условиям договоров или контрактов.

Логистический сервис по своей экономической природе производен от динамики рыночных потребностей и должен быть ориентирован на рост ожиданий потребителей при соблюдении соответствующих критериев

оптимальности и ограничений.

Основными задачами

логистического сервиса являются [3]:

- консультирование потенциальных покупателей, позволяющее им получить всю необходимую информацию о полном ассортименте реализуемой продукции (спектре оказываемых услуг), качественных свойствах продукции, что позволит сделать сознательный выбор;

- подготовка покупателя к наиболее эффективной и безопасной эксплуатации приобретаемой техники: передача необходимой технической документации, информирование о специфике и особенностях реализуемой продукции, сферах ее применения, ограничениях, возможных угрозах и последствиях;

- предпродажная подготовка изделия (предварительная работа перед оказанием услуги) для избежания возможных неблагоприятных последствий (отказ в работе опытного образца во время демонстрации клиенту);

Рисунок 2 - Комплекс требований к системе логистического сервиса

- изготовление изделия (оказание услуги) с соблюдением всех необходимых норм и стандартов;

- информирование покупателя о состоянии выполнения его заказа;

- доставка изделия на место эксплуатации таким образом, чтобы свести к минимуму вероятность его повреждения в пути;

- приведение изделия в рабочее состояние на месте эксплуатации и демонстрация потребителю его в действии;

- обеспечение необходимого юридического, финансового, документационного, технологического, страхового сопровождения сделки;

- проведение необходимых финансово-кредитных операций, направленных на максимально удобное осуществление платежей, привлечение новых клиентов и поддержание отношений со своими клиентами на должном уровне (предоставление скидок постоянным покупателям или отсрочка платежа, различные формы расчетов);

- обеспечение полной готовности изделия к эксплуатации в течение всего срока его нахождения у покупателя;

- обеспечение своевременности и актуальности предоставляемой услуги;

- обеспечение послепродажного обслуживания (возможность оказания сопутствующих услуг).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В решении задач, которые ставит перед логистическим сервисом

сегодняшняя экономическая реальность, используется большой арсенал методов и алгоритмов, заимствованных из различных научных дисциплин. В число этих методов входят:

- принципиальные положения системного подхода к решению логистических задач;

- реализация принципов кибернетики - при создании логистических систем на предприятиях;

- широкий спектр статистических инструментов - при анализе рынков поставщиков и определении потребности в материальных ресурсах (регрессионный анализ спроса и рыночных тенденций);

- инструментарий экономико-математических методов - при решении задач оптимизации процессов (методы линейного программирования, исследования операций, теории массового обслуживания).

Рисунок 3 - Схема взаимосвязи ключевых элементов логистического сервиса цепи

поставок

Логистический сервис в цепи поставок включает следующие основные элементы: цели, задачи, объекты, субъекты, продукты, средства, методы, процессы, уровень и сферу логистического обслуживания. Взаимосвязь между основными элементами логистического сервиса в цепи поставок представлена на рисунке 3.

Простая логистическая услуга, по мнению автора статьи, представляет собой логистическую услугу, решающую одну логистическую задачу.

Комплексную логистическую

услугу автор предлагает определять как набор логистических услуг,

взаимодействующих друг с другом и решающих несколько логистических задач одновременно.

Таким образом, логистика должна обеспечивать выполнение основной целевой установки фирмы - обслуживать потребителей на конкурентно высоком уровне с оптимальными общими издержками.

Установка на совершенствование сервиса должна действовать во всей логистической цепи, гармонизируя взаимосвязи между ее технологическими компонентами и элементами

логистических систем. Логистический сервис стимулирует развитие

экономических связей между

производителями и потребителями продукции, что играет важную роль в период интеграционных процессов в экономике России.

Поддержание высокого уровня сервиса является важнейшей ключевой логистической активностью, поскольку сервис - это стратегический инструмент управления отношениями с

потребителями.

В этих условиях экономия на обслуживании потребителей в области организации им поставок продукции может обернуться развалом всех

производственно-коммерческих отношений поставщика (производителя, посредника) и, наоборот, инвестирование лишнего процента своего бюджета в систему логистического сервиса может в будущем оправдать все ожидания.

Литература

1. Лебедев Ю.Г. Логистика: Теория гармонизированных цепей поставок. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 448 с.: ил.

2. Саркисов С.В. Управление логистикой. - М.: Издательство «Дело», 2004. - 368 с.

3. Семенов Вячеслав Михайлович, Васильева Ольга Евгеньевна К вопросу функционирования систем сервисного сопровождения промышленной продукции // Вестник ЮУрГУ. Серия: Экономика и менеджмент. 2012. №9 (268). URL: http://cyberleninka.ru/artide/n/k-voprosu-funktsionirovaniya-sistem-servisnogo-soprovozhdeniya-promyshlennoy-produktsii (дата обращения: 29.07.2017).

4. Управление цепями поставок: учебник / под ред. Б.А. Аникина и Т.А. Родкиной /Авторы: Б.А. Аникин, Т.А. Родкина, Волочиенко В.М. Заичкин Н.И., Межквов А.Д., Федоров Л.С., Вайн В.М., Воронов В.И, Водянова В.В., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Кравченко М.В., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Филиппов Е.Е., Пузанова И. А., Учирова М.Ю., И.Л. Рудая. - Москва: Проспект, 2015. -216 с.

5. Учирова М.Ю. Обоснование концепции прогнозирования уровня спроса на логистические услуги для посреднического предприятия (на примере предприятия нефтепереработки) // М.: ГУУ. Вестник университета (Государственный университет управления), июнь 2008 (№6(16))

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.