Научная статья на тему 'Система круговой тренировки в тренажерном зале и ее влияние на физическую подготовку обучающихся'

Система круговой тренировки в тренажерном зале и ее влияние на физическую подготовку обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
158
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ / СИСТЕМА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Носова Яна Владимировна, Калинина Татьяна Владимировна

Ритм жизни современной молодежи характеризуется значительным снижением двигательной активности. Постоянная корректировка учебных планов и введение дополнительных теоретических дисциплин требуют от кафедры физической культуры совершенствования технологий проведения занятий спортивного профиля, что подтверждает актуальность исследований. Привлечение обучающихся к качественному выполнению учебных и тренировочных нагрузок связано с материальной базой и целевой установкой на конечный результат. Проведенные педагогические наблюдения и хронометраж по выполняемым физическим тестам выявили положительное влияние круговых тренировок на базе имеющихся технических средств на учебный процесс. Представляют интерес выполнение круговых тренировок на одних и тех же спортивных снарядах, но в разные годы обучения, и изменение интенсивности и объема выполняемой нагрузки. Изученные тестовые задания (прыжки на скакалке, сгибание и разгибание туловища, сгибание и разгибание рук на низкой перекладине, кроссовая подготовка) и положительная динамика изменения результатов, показанных обучающимися по всем заданиям, характеризуют целесообразность их дозирования и требований к исполнению. Параллельно были проведены наблюдения за отношениями в коллективе группы и выявлено повышение активности и интереса к физкультурным мероприятиям академии по всем разделам (легкая атлетика, игры, аэробика и др.). В экспериментальной группе сложились дружеские взаимоотношения и проявлялась взаимная поддержка при выполнении спортивных заданий; повысился интерес к учебно-тренировочному процессу. На основе проведенных исследований систему круговой тренировки в тренажерном зале можно рекомендовать для широкого внедрения в учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Носова Яна Владимировна, Калинина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система круговой тренировки в тренажерном зале и ее влияние на физическую подготовку обучающихся»

УДК 796.011.3:378

СИСТЕМА КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ В ТРЕНАЖЕРНОМ ЗАЛЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Яна Владимировна Носова, преподаватель Татьяна Владимировна Калинина, преподаватель

ФГБОУ ВО «Великолукская государственная сельскохозяйственная академия», Россия, г. Великие Луки

Ритм жизни современной молодежи характеризуется значительным снижением двигательной активности. Постоянная корректировка учебных планов и введение дополнительных теоретических дисциплин требуют от кафедры физической культуры совершенствования технологий проведения занятий спортивного профиля, что подтверждает актуальность исследований. Привлечение обучающихся к качественному выполнению учебных и тренировочных нагрузок связано с материальной базой и целевой установкой на конечный результат.

Проведенные педагогические наблюдения и хронометраж по выполняемым физическим тестам выявили положительное влияние круговых тренировок на базе имеющихся технических средств на учебный процесс. Представляют интерес выполнение круговых тренировок на одних и тех же спортивных снарядах, но в разные годы обучения, и изменение интенсивности и объема выполняемой нагрузки.

Изученные тестовые задания (прыжки на скакалке, сгибание и разгибание туловища, сгибание и разгибание рук на низкой перекладине, кроссовая подготовка) и положительная динамика изменения результатов, показанных обучающимися по всем заданиям, характеризуют целесообразность их дозирования и требований к исполнению. Параллельно были проведены наблюдения за отношениями в коллективе группы и выявлено повышение активности и интереса к физкультурным мероприятиям академии по всем разделам (легкая атлетика, игры, аэробика и др.). В экспериментальной группе сложились дружеские взаимоотношения и проявлялась взаимная поддержка при выполнении спортивных заданий; повысился интерес к учебно-тренировочному процессу.

На основе проведенных исследований систему круговой тренировки в тренажерном зале можно рекомендовать для широкого внедрения в учебный процесс.

Ключевые слова: физическая культура, физические качества, учебный процесс, учебно-методический комплекс по физической культуре, система круговой тренировки.

Введение

Ритм жизни современной молодежи характеризуется значительным снижением двигательной активности. Постоянная корректировка учебных планов и введение дополнительных теоретических дисциплин требуют от кафедры физиче-

ской культуры совершенствования технологий проведения занятий спортивного профиля, что подтверждает актуальность исследований.

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Физическая культура» позволяет успешно решать все образовательные задачи.

Важно отметить, что по результатам педагогических наблюдений и проведения регулярных контрольных тестов учебные группы значительно активизировались и сложились хорошие взаимоотношения не только в учебно-тренировочной группе, но и в целом в вузе [1, 5].

Выполнение требований учебно-методического комплекса по разделам - цель, требования по теории, требования к двигательной подготовке и выполнение зачетных нормативов - создает целостную систему в обучении [2, 4].

Материал и методы

Нами изучены основные тестовые задания, дающие полную характеристику ведущих физических качеств обучающихся академии: прыжки на скакалке, сгибание и разгибание туловища, сгибание и разгибание рук на низкой перекладине, кроссовая подготовка.

Педагогические наблюдения и анализ деятельности на занятиях по физической культуре осуществлялись квалифицированными преподавателями в группе девушек отделения среднего профессионального образования. Все выполняемые работы предусмотрены объемом учебной программы. Особенностью исследования являлось выполнение нагрузки в тренажерном зале по круговой системе: в среднем на каждом тренировочном средстве - три минуты при частоте сердечных сокращений 160±5 уд. в мин; этот показатель мог быть и выше при хорошей спортивной подготовке.

Результаты и обсуждение

Анализ работы на кафедре физической культуры ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА» за последние годы позволил выявить положительную тенденцию в подготовленности обучающихся. Исходя из предъявляемых требований, испытуемые в 2015-2016 учебном году показали следующий уровень развития физических качеств (таблица 1).

На первом этапе исследований были зафиксированы следующие показатели по выполнению двигательных действий. Лучшие показатели выявлены в прыжках на скакалке у обучающейся К. А. (400 раз); по тестовому заданию «Сгибание и разгибание туловища» - у Б. Е. (80 раз); «Сгибание и разгибание рук на низкой перекладине» - у Б. Е., Б. О. и К. А. (по 18 раз); «Кросс 1000 м» - у Б. О. (4.20 мин.). Средние результаты по группе составили 334,1 раза, 62,3 раза, 14,1 раза, 5,018 мин. соответственно.

Все занимающиеся девушки допущены к занятиям в основной группе. Большинство не посещали дополнительных секционных занятий. По итогам года они изъявили желание заниматься в учебных группах по физической культуре.

В 2016-2017 учебном году со стороны преподавателей система контроля и объективный подход, включая требования, остались п р ежними. Следует отметить хорошую посещаемость занятий, исключая болезни и социальную активность в интересах академии. Занимаясь по программе учебно-методического комплекса,

все обучающиеся выполняли ее в полном объеме. В тренажерном зале по системе круговой тренировки в тех же временных режимах тренировочной работы по сравнению со вторым курсом объем был увеличен [3].

Влияние возраста с точки зрения методики тренировки и физио-л о гического развития девушек незначительно. После применения круговых тренировок в течение года получены следующие контрольные результаты (таблица 2).

Таблица 1 - Уровень развития физических качеств обучающихся второго курса

Фамилия, Воз- Тестовые задания в 2015-2016 уч. году

имя обу- раст, прыжки на сгибание и разги- сгибание и разгиба- кросс

чающихся лет скакалке за бание туловища ние рук на низкой 1000

3 мин., раз за 3 мин., раз перекладине, раз м, мин

Б. Е. 17 398 80 18 6.00

Б. О. 17 338 61 18 4.20

И. К. 17 368 54 15 5.20

К. В. 17 398 77 16 4.30

К. А. 17 400 60 18 5.24

П. К. 17 286 55 10 5.27

П. К. 17 305 52 12 4.58

Ф. Н. 17 279 49 8 5.55

Х. М. 17 258 68 14 5.42

Х. Н. 17 311 67 12 4.42

В среднем 334,1 62,3 14,1 5.018

Таблица 2 - Уровень развития физических качеств обучающихся третьего курса

Фамилия, Воз- Тестовые задания в 2016-2017 уч. году

имя обу- раст, прыжки на сгибание и разги- сгибание и разгиба- кросс

чающихся лет скакалке за бание туловища ние рук на низкой 1000

3 мин., раз за 3 мин, раз перекладине, раз м, мин

Б. Е. 18 402 90 22 5.13

Б. О. 18 369 69 20 4.01

И. К. 18 400 59 16 4.16

К. В. 18 406 80 18 4.10

К. А. 18 400 62 19 5.15

П. К. 18 303 59 11 5.27

П. К. 18 329 54 12 5.05

Ф. Н. 18 300 59 9 5.45

Х. М. 18 289 69 16 5.09

Х. Н. 18 357 72 14 4.37

В среднем 355,5 67,3 15,7 4.778

В прыжках на скакалке рекорд оказался равен 406 раз у обучающейся К. В., по тестовому заданию «Сгибание и разгибание туловища» - 90 раз у Б.Е., «Сгибание и разгибание рук на низкой перекладине» - 22 раза у Б. Е., «Кросс» -4.01 у Б. О. Таким образом, многие испытуемые улучшили свои личные вышеперечисленные рекорды. Средние значения по группе по заданиям составили 355,5 раза, 67,3 раза, 15,7 раза, 4.778 мин. Сравнительный анализ с ранее полученными результатами выявил улучшение по всем параметрам: на 21,4 раза, 5,0 раза, 1,6 раза и 0.24 мин. соответственно.

Кроме того, были проведены наблюдения за отношениями в коллективе группы и выявлено повышение активности и интереса к физической культуре. В экспериментальной группе сложились дружеские взаимоотношения и проявля-

лась взаимная поддержка при выполнении спортивных заданий. Выводы

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

- занятия в группах по круговой тренировке в тренажерном зале позволяют повысить интерес к учебно-тренировочному процессу;

- в учебно-тренировочной групп е формируется коллектив активно занимающихся. Следует отметить, что актив этой группы характеризуется и хорошей успеваемостью по о б щетеоретическим дисциплинам;

- беседы с обучающимися группы выявили повышение интереса к физкультурным мероприятиям академии по всем разделам (легкая атлетика, игры, аэробика и др.).

Таким образом, систему круговой тренировки в тренажерном зале можно рекомендовать для широкого внедрения в учебный процесс.

Библиографический список

1. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь / В.И. Ильинич. - М.: Гардори-ни, 2005. - 118 с.

2. Кузнецов В.С. Физическая культура [Электронный ресурс]: учеб. для СПО / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: КноРус, 2016. - 256 с. - Среднее профессиональное образование. - Режим доступа: http://www.book.ru/book/918488, по подписке. - Загл. с экрана. - Яз. рус.

3. Холышева А.А. Классификация тренажеров и их роль в физкультурно-оздоровительных занятиях / А.А. Холышева // Материалы Межд. науч.-практ. конф. -СГАФК (24-25 ноября 2010 г.). - Смоленск, 2010. - С.179-182.

4. Чесноков Н.Н. Профессиональное образование в области физической культуры и спорта / Н.Н. Чесноков. - М.: Физическая культура, 2011. - 400 с.

5. Швед Л.В. Воспитание у студентов потребности в занятиях физической культурой / Л.В. Швед. - М: Герра-Спорт, 2003. - 208 с.

E-mail: yana.lizlova@yandex.ru

182112 Псковская область, г. Великие Луки, пр. Ленина д. 2, ФГБОУ ВО «Великолукская ГСХА»

Тел.: +7 (81153) 7-28-51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.