Научная статья на тему 'Система корпоративной социальной ответственности в условиях современных рыночных отношений'

Система корпоративной социальной ответственности в условиях современных рыночных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1150
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ (КСО) / СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Масленникова Л. И.

в статье отмечается возрастающий интерес к концепции социальной ответственности бизнеса. Идея корпоративной социальной ответственности тесно связана с глобальными проблемами современности, концепцией заинтересованных сторон, стратегией устойчивого развития. Анализируются направления роста и проблемы на пути развития стратегии социально-ответственного бизнеса. Исследуется уровень развития данной концепции в РФ и делается вывод о необходимости учета требований мирового сообщества по вопросам КСО в свете предстоящего вступления России в ВТО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система корпоративной социальной ответственности в условиях современных рыночных отношений»

4. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. -3-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект.

5. Горшкова О.Н. Мотивация труда персонала коммерческого банка: социально-экономический аспект. Автореферат дис... канд. экон. наук. - М., 2001. - С. 9-10.

6. Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 2004. - 607 с.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Изд-во «Питер», 2000. - 512 с.

8. Каверин С.Б. Мотивация труда. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998. - 224 с.

9. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. - Эксмо, 2010. - 160 с.

10. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия: Учеб. пособие / под ред. П.В. Шелитова. - М.: Инфра-М; Новосибирск: НГАЭ и У, 2000. С. 105.

11. Митрофанова Е. А. Развитие системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала организации: теория, методология, практика: автореф. дис. ... докт. экон. наук: 08.00.05. - M, 2008. - 341 с.

12. Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. д. э. н., проф. А. Я. Кибанова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 695 с.

Л.И. Масленникова

СИСТЕМА КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ

SYSTEM OF CSR IN MARKET ECONOMY

Аннотация: в статье отмечается возрастающий интерес к концепции социальной ответственности бизнеса. Идея корпоративной социальной ответственности тесно связана с глобальными проблемами современности, концепцией заинтересованных сторон, стратегией устойчивого развития. Анализируются направления роста и проблемы на пути развития стратегии социально-ответственного бизнеса. Исследуется уровень развития данной концепции в РФ и делается вывод о необходимости учета требований мирового сообщества по вопросам КСО в свете предстоящего вступления России в ВТО.

Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность (КСО), стратегия устойчивого развития, концепция заинтересованных сторон.

Abstract: a growing interest to Corporate Social Responsibility (CSR) has been disclosed in the article. The concept of CSR is closely linked with global problems, stakeholder theory and sustainable development. Obstacles and opportunities for further developing CSR have been analyzed. The level of development of CSR in Russia has been described and an importance of international CSR requirements for Russian companies has been concluded

Keywords: corporate social responsibility, sustainable development, stakeholders

theory.

В современном мире формирование и развитие социальной ответственности корпораций становится остро востребованной темой, обусловленной тем, что практически для всех стран мирового сообщества, испытывающих в той или иной степени влияние процессов рыночной трансформации экономических отношений в

© Л.И. Масленникова, 2012

условиях глобализации, возрастает роль и значение бизнеса в решении насущных задач в области экономики, социальной поддержки населения и экологической безопасности. Важно подчеркнуть внимание социальной ответственности деятельности корпораций, так как именно они являются мощной движущей силой современной мировой экономики: по данным UNCTAD в 2010 году добавленная стоимость в рамках мирового производства транснациональных корпораций (ТНК) составила приблизительно 16 трлн. долл. - около четверти глобального ВВП [2]. ТНК могут направить свой опыт, свои управленческие способности и недоступные ни государству, ни НКО ресурсы на борьбу с глобальными проблемами современности.

Новые реалии общественного производства, рост конкуренции, нестабильная ситуация на международных рынках, финансовый и последующий экономический кризисы 2007-2009 годов порождают все больше и больше теоретических дискуссий о новых системах корпоративного управления, в частности, о системе социальной ответственности бизнеса (СОБ), и о развитии соответствующей теории корпоративной ответственности в социальной сфере. Проблематика социально-ответственного поведения компаний не сходит со страниц отечественной и зарубежной печати как периодических изданий («Финансы и кредит», «Вопросы экономических наук», «Harvard Business Review», «Journal of Economic Regulation»), так и учебных пособий (В. А. Симхович «Корпоративная социальная ответственность»; Т. В. Кравцова «Модернизация института» социальной ответственности; W. Timothy Coombs, Managing Corporate Social Responsibility; Laura-Maria Altmann «Corporate Social Responsibility»). На территории Европейского Союза регулярно проводятся форумы и конференции, посвященные данной тематике (например, CSREurope); относительно недавно в Великобритании был учрежден пост министра по проблемам корпоративной социальной ответственности (в рамках департамента торговли и промышленности); постепенно создаются международные стандарты и сертификаты в области СОБ (например, GRI); принимаются нормативные правовые акты и подписываются законы, регулирующие деятельность в данной сфере.

Корпоративная социальная ответственность (КСО) является закономерным этапом развития рыночных отношений. Исторические предпосылки развития КСО тесно связаны с экономическими преобразованиями и потребностями бизнеса. Теория корпоративной социальной ответственности прошла несколько этапов эволюции [1], однако в современной литературе так и нет единого понимания и подхода к дефиниции социальной ответственности. Наиболее концептуальным является следующее определение: корпоративная социальная ответственность - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, беря на себя ответственность за влияние их деятельности на заинтересованные стороны (стейкхолдеров); КСО выходит за рамки обязательства соблюдать установленное законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества и уровня жизни на территории присутствия [3]. Объединяющим фактором, практически, во всех определениях является то, что под социальной ответственностью понимается готовность компании выстраивать отношения и учитывать интересы стейкхолдеров, тем самым, создавать систему КСО.

Активное внедрение политики КСО подкреплено экономической взаимозависимостью предпринимателей, общества и государства: благосостояние общества во многом определяет результаты экономической деятельности, а экономическое развитие влияет на уровень и качество жизни населения. Развитые страны уделяют много внимания концепции КСО, которая постепенно становится необходимым условием стратегии устойчивого развития (УР) организации любого масштабы. Достижение компанией успеха в реализации целей УР непосредственно зависит от ее способности к созданию, развитию, уникальному комбинированию и

аккумулированию соответствующих ресурсов, что достигается благодаря использованию системы КСО. Удовлетворяя потребности и интересы стейкхолдеров через концепцию корпоративной социальной ответственности, компания создает условия для стабильного функционирования и долговременного процветания ее бизнеса [5].

Социально ориентированный бизнес, в свою очередь, позволяет решать актуальные экономические проблемы и выступает двигателем позитивных перемен в экономике. Регулярное использование системы корпоративной социальной ответственности в повседневной деятельности компании и реализация соответствующих программ влияют на характер рынков, на которых работает корпорация, внося существенный вклад в социально-экономическое развитие территории присутствия через создание благоприятного делового климата, поддержание достойных условий труда персонала и жизнедеятельности местного сообщества. Более того социально-ответственные компании способствуют снижению социальной напряженности общества, выступают надежными партнерами государства в реализации его социальных программ, улучшают общеэкономическое положение отрасли, региона или всей страны в целом.

Интерес к идее социально-ответственных компаний продолжает неуклонно расти, а сама система КСО развивается достаточно бурными темпами Можно заметить, что в среднесрочной перспективе при развитии политики социально-ответственного поведения акцент будет сделан на такие проблемы, как сокращение разрыва между богатыми и бедными, борьбу с инфекционными заболеваниями и развитие интеллектуального капитала; в долгосрочной перспективе будет сохраняться интерес к вопросу защиты окружающей среды и лидирующее место экологического фактора в политике СОБ. К основным факторам, сдерживающим развитие КСО, можно отнести отсутствие системности при построении и реализации концепции СОБ, недопонимание чисто практической стороны данной стратегии (то есть взаимосвязи между стратегией социальной ответственности и устойчивым ростом капитализации компании в долгосрочной перспективе), нежелание выделять средства из бюджета на соответствующие программы и проекты, нехватка специалистов по КСО, приравнивание КСО к благотворительности или филантропии, отсутствие адекватных механизмов гармонизации интересов заинтересованных сторон.

В Российской Федерации практику СОБ начали применять относительно недавно. На современном этапе в программе корпоративной социальной ответственности отечественных предприятий, в основном, используется опыт зарубежных компаний; однако, существуют и примеры реализации собственных проектов (Лукойл, Норильский Никель, УралСиб, Северсталь, Газпром), что говорит о возрастающем интересе к СОБ среди российских компаний. К сожалению, российский бизнес и общественность практически не участвуют в развитии сегмента КСО на международном уровне: ни в разработке новых стандартов, ни в деятельности международных негосударственных организаций, ни даже в деятельности ООН по КСО. Все перечисленные выше моменты могут негативно сказаться как на репутации российских компаний и продвижении отечественных товаров и услуг на западные, а затем и на восточные рынки; так и на инвестиционном рейтинге всей страны в целом. В международном плане стратегический просчет по КСО для России неизбежно будет препятствовать развитию таких проектов, как Олимпиада-2014 в Сочи, международный инновационный центр в Сколково, мировой финансовый центр в Москве [2].

В свою очередь, на территории РФ концепция социально-ответственного поведения будет оставаться актуальной в связи с постоянным усилением интеграции российских компаний в международные организации: после ратификации протокола о вступлении РФ во ВТО наравне с другими членами к отечественным компаниям будут предъявляться требования мирового сообщества по вопросам КСО. С каждым годом

увеличивается список международных стандартов и требований по социально-ответственному поведению корпораций; ужесточается законодательство в области защиты окружающей среды; инвесторы и мировые рейтинговые агентства (например, Standard and Poor's) при принятии решений всё больше опираются на показатели нефинансовой (социальной) отчетности и устойчивого развития компаний; на мировых фондовых биржах наряду с традиционными показателями котируются экологические, социальные и индексы устойчивости (например, Dow Jones Sustainability Index) - все эти и многие другие факторы должны быть учтены уже сегодня российскими предприятиями при планировании своей будущей деятельности и оформлении новой документации.

Концепция корпоративной социальной ответственности - это то приоритетное направление развития, на которое необходимо ориентироваться в условиях современных экономических отношений. Политика социальной ответственности корпоративного бизнеса должна реализоваться как целостная система социальных, экономических и политических отношений, которые складываются как внутри корпораций, так и во внешней среде между стейкхолдерами. Применение сбалансированной системы корпоративной социальной ответственности как инструмента стратегического управления способствует эффективному совершенствованию всех сторон деятельности организации. Более того, совокупность усилий компаний в сфере КСО ведет к выработке общепринятых социальных норм, правил и стандартов; тем самым создается необходимая основа для полноценной социальной инфраструктуры и долгосрочного устойчивого развития экономики, что помогает уменьшить остроту глобальных проблем.

Литература

1. Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность. Эволюция концепции. - СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011.

2. Корпоративный клуб международного партнерства и сотрудничества «ВНЕШТОРГКЛУБ» КСО: стратегическое направление (URL: http://www.vneshtorgclub.com/)

3. Доклад о мировых инвестициях ООН, Нью-Йорк и Женева, 2011. с.х (URL: http://www.un.org/ru/development/surveys/docs/investments2011.pdf).

4. Мантаева Э. И., Авадаева И. В. Институты корпоративной социальной ответственности: особенности развития на микро- и мезоэкономических уровнях. -Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2008. с. 24.

5. Розабет Мосс Кантер Сильные компании делают не только деньги // Harvard Business Review, 2012. - С. 58-69.

В.В. Портных

МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИИ

MODERNIZATION OF THE METHODOLOGY OF STRATEGIC CARDS

OF BUSINESS ORGANIZATION

Аннотация: представлена конструктивная критика методологии стратегических карт Нортона и Каплана. Предложен авторский подход к модернизации методологии стратегических карт. Суть подхода состоит в

© В.В. Портных, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.