Научная статья на тему 'Система контроллинга персонала в антикризисном управлении организации малого бизнеса'

Система контроллинга персонала в антикризисном управлении организации малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
377
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / КОНТРОЛЛИНГ ПЕРСОНАЛА / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТАНДАРТЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ПЕРСОНАЛ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанцева И.С., Зарипова Н.Ш.

В статье рассматривается значение развития организаций малого бизнеса для экономики страны, особенности деятельности организаций малого бизнеса, применение контроллинга персонала как эффективного инструмента антикризисного управления деятельностью организации малого бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система контроллинга персонала в антикризисном управлении организации малого бизнеса»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

установлены доли, в которых страховая организация может вкладывать свои денежные средства. Поэтому страховщики жестко должны следить за размещением собственных средств и страховых резервов. Более того, в текущей ситуации страховые компании все-таки не обладают теми достаточными объемами средств, которые необходимо вкладывать. В этой ситуации даже не спасают пенсионные и накопительные виды страхования, так как в них уже заложены нормы доходности.

Как подчеркнул на VIII ежегодном форуме «Будущее страхового рынка» 9 ноября 2014г. директор Департамента страхового рынка ЦБ России И.Н.Жук, серьезнейшая проблема национального рынка страховых услуг состоит в том, что не менее 20% активов российских страховщиков являются неликвидными. В то же время, у страховщиков нет ни возможности, ни желания заменить их на реальные, полноценные активы. По словам И.Н.Жука на этом форуме, Центральный Банк России в настоящее время выдвигает новые требования, которые означают более жесткий контроль за деятельностью национальных страховщиков [5]. Например, это переход на новый (т.е. банковский) план ведения счетов компаний, полный переход с 1.01.2016г. на МСФО, который покажет отрицательный финансовый результат деятельности преобладающего большинства страховщиков.

В общем, можно сделать вывод, что те проблемы инвестиционной деятельности, которые встают сегодня, препятствуют развитию своего рода маркетинговой политике страховой компании: страховщики постоянно вынуждены задумываться о том, будут ли они способны отвечать по своим обязательствам перед своими клиентами. Международные рейтинговые агентства в процессе оценки российских страховых компаний отмечают «низкое качество активов, из которых формируются инвестиционные портфели страховых компаний» [5]. В этой связи в России на повестке дня уже стоят вопросы разработки специальных требований к размещению собственных средств российских страховых компаний. Список использованной литературы:

1. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. № 100н «Об утверждении Порядка размещения страховщиками средств страховых резервов»

2. Приказ Минфина РФ от 2 июля 2012 г. № 101н «Об утверждении Требований, предъявляемых к составу и структуре активов, принимаемых для покрытия собственных средств страховщика».

3. Скамай Л.Г. Страховое дело: учебное пособие. — М: ИНФРА-М, 2014. — С. 300.

4. Черных М.Н., Каячев Г.Ф., Каячева Л.В. Страхование: Финансовые аспекты: учебное пособие. — М: КНОРУС, 2015. — С. 284.

5. Рейтинговое агентство Эксперт РА. URL: http://raexpert.ru/.

© Ишкинина Э.Н., Шарифьянова З.Ф. 2016.

УДК 331.101.68

И. С. Казанцева Магистр Н.Ш. Зарипова

К.э.н., доцент кафедры управления человеческими ресурсами Экономический факультет ИЭ,УиП Сибирский федеральный университет

Г. Красноярск, Российская Федерация

СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА ПЕРСОНАЛА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ

ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА

Аннотация

В статье рассматривается значение развития организаций малого бизнеса для экономики страны,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

особенности деятельности организаций малого бизнеса, применение контроллинга персонала как эффективного инструмента антикризисного управления деятельностью организации малого бизнеса.

Ключевые слова

Организация, малый бизнес, контроллинг персонала, антикризисное управление, стандарты, планирование,

персонал, производительность труда.

Об актуальности развития малого бизнеса говорят многие исследователи и практики. В частности, Кетько Н.В., Зарафутдинов Р.Р. указывают на то, что малый бизнес является составной частью развитой экономики. Он должен выполнять ряд функций, которые позволяют экономике гармонично развиваться. Сферы малого бизнеса затрачивают не столь значительный объем финансовых средств и времени на изменение технологического процесса, чем крупные, таким образом, выявляются наиболее эффективные инновации. В случае отрицательного результата, потери предприятия сферы малого бизнеса не будут столь велики, как у крупных и крупнейших предприятий. Также помимо апробационной функции, сфера малого бизнеса способствует диверсификации производства, за счет освоения новых перспективных ниш[1]. Малые предприятия являются «элементарными частицами» экономики, и от их работы зависит благосостояние многих отраслей и жизнь большого числа людей[5].

Несмотря на кажущуюся простоту структуры, малый бизнес испытывает особые трудности в управлении, связанные с неформальностью структуры, ограниченными ресурсами, зависимостью от крупных клиентов, уязвимостью перед лицом социально-экономических проблем. Кроме того, многие свойства, присущие малым фирмам, характерны для любых предприятий. На сегодняшний день, для развития и устойчивого существования организаций малого бизнеса в кризисной экономической ситуации, просто жизненно необходимо применять эффективные инструменты управления и принятия управленческих решений.

Развитие современной экономики требует нового подхода в области теоретических и практических исследований управления организацией. Высокая изменчивость и непредсказуемость среды являются наиболее характерными признаками экономики. Повышение динамичности внешней и внутренней среды, рост конкуренции, в том числе на международных рынках, ограниченность ресурсов, изменения законодательства заставляют представителей бизнеса уделять внимание построению эффективной и гибкой системы управления предприятиями[2].

Контроллинг - это относительно новое направление деятельности в современном менеджменте организаций. Контроллинг рассматривают как систему управления достижением целей предприятия. С помощью контроллинга можно так управлять процессами текущего анализа и регулирования плановых и фактических показателей, чтобы по возможности исключить ошибки, отклонения и просчеты, как в настоящем, так и в будущем [3].

Анализируя экономическую литературу, можно сделать следующие выводы: контроллинг является инновацией для многих российских предприятий, однако для его массового внедрения в практику имеются все предпосылки; контроллинг представляет систему обеспечения выживаемости предприятия, в краткосрочном плане нацеленную на оптимизацию прибыли, в долгосрочной перспективе - на поддержание гармоничных отношений с окружающей средой; контроллинг - как совокупность методов оперативного и стратегического менеджмента, учета, планирования, анализа, контроля и аудита на качественно новом этапе развития рынка, выступает как единая система, направленная на достижение стратегических и оперативных целей предприятия; основным инструментом эффективного развития предприятия служит планирование, как составная часть контроллинга.[4].

Вопросы контроллинга в малом бизнесе особенно важны для изучения. Прежде чем изучать проблематику контроллинга в крупных компаниях, следует разработать вопросы применения контроллинга в малом бизнесе. В противном случае возможные упущения при внедрении систем контроллинга могут проявиться в масштабе целых отраслей[2]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Экономическая ситуация, быстрые и значительные изменения, происходящие в компаниях и в их окружении, требуют постоянного переосмысления роли и задач контроллинга и его адаптации к новым требованиям. Основное внимание в оперативном антикризисном контроллинге целесообразно уделять: мониторингу финансово-экономического состояния; управлению оборотным капиталом; управлению затратами и инвестициями, деятельности персонала[3]

На наш взгляд, важнейшее значение в повышении эффективности деятельности организации имеет контроллинг персонала. Хотелось бы акцентировать внимание именно на системе контроллинга персонала в организациях малого бизнеса и его значении в антикризисном управлении организацией. Малый бизнес испытывает потребность в повышении эффективности деятельности путем оптимизации использования внутренних ресурсов благодаря интеграции управления.

Контроллинг персонала - это система внутрифирменного планирования и контроля в сфере работы с человеческим ресурсом, которая помогает «преобразовывать» стратегии в плановые величины и конкретные мероприятия, а также формировать основные положения по управлению сотрудниками. Контроллинг персонала подразумевает разработку и предоставление инструментов для обеспечения потенциала производительности труда на предприятии. В сферу деятельности контроллинга персонала входят разработка и предоставление инструментов для обеспечения стратегического и оперативного потенциала поддержания необходимой производительности труда на предприятии[5].

Важнейшая задача контроллинга персонала - координация деятельности системы управления, и в небольшой фирме для ее решения необходимо выполнение следующих условий: создание немногочисленной рабочей группы из высококвалифицированных аналитиков, подчиненных непосредственно первому заместителю директора и независимых от других подразделений фирмы; обеспечение доступа специалистов рабочей группы к любой имеющейся информации и возможность организации сбора любой недостающей информации.

Численность и состав рабочей группы по антикризисному контроллингу персонала зависят от величины предприятия, его корпоративной культуры в широком смысле слова, а также от финансового состояния в конкретный момент времени и могут колебаться от одного человека, например исполнительного директора, до самостоятельного подразделения со штатом сотрудников, отвечающих за выполнение отдельных задач контроллинга.

В основе контроллингового цикла регулирования лежит следующий процесс: целеполагание -идеальные и реальные цели; планирование - стратегическое и оперативное; сравнение сделанного и намеченного; анализ выявленных «узких мест» деятельности организации, ее экономического роста, анализ отклонений от плана; корректирующие мероприятия, управление, инновации [2].

В процедуре контроллинга существует три этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. На каждом этапе реализуется комплекс различных мер.

Первый этап - установление стандартов. Он демонстрирует, насколько близко слиты функции контроллинга и планирования. Стандарты - это конкретные цели, прогресс в отношении которых поддается измерению. Эти цели вырастают из процесса планирования. Чем отчетливее связь между целями организации и стандартами, применяемые для контроля, тем более вероятно, что процесс контроля будет принят.

Второй этап - сопоставление реально достигнутых результатов с установленными стандартами. На этом этапе менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям.

Определение масштаба допустимых отклонений - кардинально важно. Если взят слишком большой масштаб, то возникающие проблемы могут приобрести грозные очертания. Если масштаб взят слишком маленьким, то организация будет реагировать на небольшие отклонения. Такая система контроля может парализовать и дезорганизовать работу организации и будет скорее препятствовать, чем помогать достижению целей организации. В подобных ситуациях достигается высокая степень контроля, но процесс контроля становится неэффективным.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №1/2016 ISSN 2410-6070

Для того чтобы процесс контроля был эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны перевешивать затраты на ее функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами и другими работниками на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого для осуществления контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля.

Распространение информации играет ключевую роль в обеспечении эффективности контроля. Для того чтобы система контроля действовала эффективно, необходимо довести до сведения работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Должна быть обеспечена эффективная связь между теми, кто устанавливает стандарты, и теми кто должен их выполнять.

Оценка информации о результатах - заключительная стадия этапа сопоставления. Менеджер должен решить, та ли информация получена, и важна ли она. Важная информация - это такая информация, которая адекватно описывает исследуемое явление и существенно необходима для принятия правильного решения.

После вынесения оценки процесс контроля переходит на третий этап. Менеджер должен выбрать одну из трех линий поведения: ничего не предпринимать, устранить отклонение или пересмотреть стандарт[6] .

В этой связи, важная задача, которая стоит перед руководителями организаций малого бизнеса - это внедрение системы контроллинга персонала, которая учитывает специфику деятельности организаций малого бизнеса и специфику управления персоналом в организациях малого бизнеса. Список использованной литературы:

1. Кетько Н.В., Зарафутдинов Р.Р. Проблемы и перспективы развития современного малого бизнеса в России // Российское предпринимательство. — 2011. — № 9 Вып. 1 (191). — с. 23-28. —

http : //old.creativeconomy.ru/articles/13161/

2.Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование / Horvath & Partners; Пер. с нем. 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. - 269 с. .

3. Швальбе X. Практика маркетинга для малых и средних предприятий: Пер. с нем. М.: Республика, 1995.-317с.

4.Анищенко А.В. Инструменты контроллинга для малых предприятий. // http : //www .cfin.m/management/controlling/controllinginstruments. shtml

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2000. - 704 с.

6. Антикризисное управление: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. / Под ред. Э.М.Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 620 с.

© Казанцева И. С., Зарипова Н.Ш., 2016

УДК 330

П.П. Капустин

Преподаватель, Кубанский Госагроуниверситет г. Краснодар, Российская Федерация

О ЗАГАДКАХ КЛАССОВОЙ ТЕОРИИ ИЛИ ПОЧЕМУ ПРОЛЕТАРИАТ УНИЧТОЖАЛ СССР?

Аннотация

В статье рассматриваются основы классовой теории и проблемы классового подхода в настоящее время. Дается авторский взгляд на причины крушения СССР как системы и на проблемы осознания своего интереса рабочим классом.

Ключевые слова

Марксизм, классовая теория, классовый подход, пролетариат, буржуазия, формация, экономические преобразования, гумманизм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.