УДК - 342 КАСКУЛОВ Идар Аниуирович,
ББК - 67.400 аспирант отдела конституционно-правовых
исследований ФБГО УВО «Российский государственный
университет правосудия» [email protected]
12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс;
муниципальное право
СИСТЕМА КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРИНЦИПОВ РОССИЙСКОГО ФЕДЕРАЛИЗМА
Аннотация. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «федерализм»; анализируя их, автор формулирует систему конституционных принципов российского федерализма.
Ключевые слова: федерализм, федеративное устройство, принципы права, единство государственной власти, равноправие субъектов, разграничение предметов ведения.
KASKULOV Idar Aniuirovich,
graduate student of department of constitutional and legal researches FBGO UVO «The Russian state university of justice» [email protected]
SYSTEM OF CONSTITUTIONAL PRINCIPLES OF RUSSIAN FEDERALISM
Abstract. Different approaches to the concept of «federalism» are considered in the article, analyzing their author formulates the system of constitutional principles of Russian federalism.
Keywords: federalism, federal structure, principles of law, unity of state power, equality of subjects, differentiation of subjects of reference.
Стремительная глобализация государственных отношений и форм государственного развития порождает новые исследовательские проблемы, формирует новые парадигмы исследования федеративных отношений.
В научной юридической литературе федерализм рассматривается как форма государственного устройства, правовой принцип, правовой режим, концепция, парадигма.
Как форма государственного устройства федерализм определяет территориальное устройство, является одной из основ государственного строя и подлежит обязательному закреплению в конституции [24, с. 10-15].
С.А. Котляревский отмечал, что к важнейшим особенностям всякой государ-
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
ственной власти принадлежит распределение в ней между центром и периферией: эта власть бывает как бы собрана в одном фокусе или, напротив, распределена по отдельным частям данного государства [7, с. 55, 56; 8].
Как правовой принцип федерализм представляет собой совокупность общепризнанных характеристик государственного устройства Российской Федерации. В Конституции Российской Федерации принцип федерализма обозначен как фундаментальный. Согласно ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федера-
ции и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов России.
М.Х. Фарукшин полагает, что термин «федерализм» относится к принципам организации федеративных отношений и поэтому может применяться в практике государств других форм государственного устройства [18, с. 11, 12].
Как правовой режим федерализм определяет разделение государственной власти по вертикали между территориальными образованиями различных уровней в едином государстве [4].
Федерализм как концепция предполагает выстраивание правоотношений в определенных областях и сферах на основе его принципов. Так, в научной литературе выделяют судебный федерализм [12; 14, с. 45-48], бюджетный федерализм [2, с. 2023; 10, с. 30-34], налоговый федерализм [6, с. 9-19], кооперативный федерализм [11, с. 20-24] и др.
С.М. Шахрай отмечает, что сущность кооперативного федерализма состоит в развитии отношений координации и сотрудничества между Федерацией и ее субъектами, для чего создаются соответствующие правовые и институциональные условия. Главным признаком кооперативной модели является наличие значительной сферы совместного ведения Федерации и ее субъектов, закрепленной в ст. 72 Конституции РФ, а также то предпочтение, которое отдают Конституция РФ и Конституционный Суд РФ согласительным и переговорным процедурам в разрешении споров между различными уровнями власти [22].
С целью обеспечения единства государственной власти, интеграции правовых систем и укрепления правопорядка не только создаются разнообразные координационные органы федерального уровня, межрегиональные экономические ассоциации, различные совещательные структуры, куда входят представители всех ветвей и уровней власти, но и широко используются согласительные процедуры, заключаются договоры и соглашения между федеральными и региональными органами государственной власти, причем не только в
целях разграничения полномочий по предметам совместного ведения, но и по поводу взаимодействия в процессе их реализации [17, с. 88, 89].
Концепцией федерализма как децентрализации стремятся обозначить экономическую, социальную и культурную сферы с тем, чтобы получить по-настоящему децентрализованное целое, в котором власть уживалась бы со свободой [1].
Федерализм как парадигма государственного устройства позволяет обеспечить единство и плюрализм государственной и общественной власти в условиях ее территориальной организации на нескольких уровнях.
Как принцип федерализм воплощает способ урегулирования разногласий и объединения людей и их образований на государственном уровне.
Федерацией является такая форма государственного устройства, которая предполагает автономию ее составных частей и разделение полномочий и предметов ведения между ними.
В научной литературе федерализм рассматривается также с точки зрения правового, институционального и функционального подходов [17, с. 88, 89].
При отмеченном многообразии подходов к рассмотрению федерализма большинство авторов выделяют общие основные критерии, определяющие его содержание:
1) наличие в государстве инкорпорированных территориальных единиц;
2) самостоятельная система органов власти на федеральном и региональном уровнях;
3) определенная модель разграничения компетенции между центром и регионами в соответствии с установленным порядком, а также их взаимодействие и сотрудничество;
4) наличие взаимной ответственности;
5) гетерогенный характер социокультурного пространства государства, проявляющийся в этническом, национальном, религиозном, лингвистическом, историческом и ином многообразии [5, с. 51-55].
Будучи сложносоставным, термин «федерализм» включает в свое содержание
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
характеризующие его ключевые элементы: неделимость территории, единство государственной власти, неотчуждаемость государственной власти и неотъемлемость составных частей федерации.
Данные элементы характерны для любой модели федеративного государства. Однако российская модель имеет и свои, уникальные черты. Прежде чем их выделить, следует отметить, что в научной литературе конституционным основам российского федеративного устройства уделено существенное внимание [17; 23; 9, с. 911; 13; 3; 25; 15, с. 68-73; 16, с. 88-93].
На основе принципов федерализма формулируются важнейшие для понимания основ конституционного строя конституционные положения, закрепленные в ст. 1, 4, 5, 6, 11 Конституции РФ.
По своей функциональной направленности конституционные принципы российского федерализма являются системообразующими. Прослеживается их системная взаимосвязь со ст. 65-79 Конституции РФ. С переходом Российского государства к федеративному устройству существенные изменения произошли в конституционном регулировании судебной власти, соответственно конституционные принципы российского федерализма получили свое выражение в ст. 118, 124, 125, 128 Конституции РФ. Не осталась не затронутой и концепция формирования системы прокуратуры. В ее основу также были заложены принципы федерализма.
В целом система конституционных принципов российского федерализма, сформулированная И.А. Умновой, представляет собой совокупность федеративных отношений, возникающих в рамках взаимоотношений институционального и функционального характера, определяющего специфику механизма координации действий субъектов Российской Федерации, и их правомочий.
Особенности данной системы конституционных принципов обусловлены их регулятивным свойством, определяющим особенности, с одной стороны, взаимосвязанности, с другой - индивидуализации составных частей федерации как между собой, так и с федерацией.
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
Понятия «федерализм», «федерация» и «федеративное устройство» часто употребляются в качестве синонимов. Однако данные понятия хоть и имеют родовую связь, но соотносятся как общее и особенное.
Федерация является наиболее законодательно урегулированной формой федерализма и наиболее изученной правовой доктриной. Выработана система признаков, характеризующих федерацию. Одной из значимых особенностей федерации является политическая и правовая возможность участия составных частей федерации в принятии и реализации общегосударственных вопросов.
Современная модель федеративного устройства Российской Федерации имеет двойственную правовую природу, характеризующуюся ее конституционным и договорным характером.
Принципы современного российского федерализма не только являются фундаментальными при формировании правового регулирования, но и выступают в качестве стратегии развития федеративных отношений; в их числе следует выделить:
- государственный суверенитет Российской Федерации,
- единство системы государственной власти в Российской Федерации,
- равноправие субъектов Российской Федерации,
- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации,
- принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами,
-принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов,
- принцип верховенства федерального права.
В современный период федерализм является основным принципом построения и функционирования системы государственной службы [19], деятельности Правительства Российской Федерации [20]. Анализ научной литературы показывает, что принципы федерализма занимают приоритетное место в системе организации государственной власти.
Признаки, определяющие природу российского государства как федерации, определяют формирование способов, структуры и формы образования и функционирования федеративного государства; позволяют выявлять отличительные свойства системы разделения государственной власти по вертикали; характеризуют режим ответственности за ее осуществление.
В связи с этим представляется возможным выделить также принцип построения и функционирования органов государственной власти.
Ряд принципов федерализма сформулирован в Федеративном договоре 1992 г. В числе их трех частей следует выделить:
- принцип государственной целостности (договаривающиеся стороны исходили из проявления уважения к истории, традициям, культуре, языку и национальному достоинству народов Российской Федерации);
- принцип субсидиарной ответственности государственной власти (договаривающиеся стороны осознают свою ответственность за сохранение исторически сложившегося государственного единства народов Российской Федерации, целостности составляющих ее республик и территории);
- принцип взаимного согласия и доверия (договаривающиеся стороны ставят цель -достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и взаимопонимания);
- единый и равный для всех субъектов РФ стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина (договаривающиеся стороны реализуют приоритет прав и свобод человека и гражданина независимо от национальной принадлежности и территории проживания, а также право народов на самоопределение);
- принцип развития федеративных отношений (договаривающиеся стороны, стремясь к качественному обновлению федеративных отношений на основе добровольного распределения полномочий и эффективного их осуществления, исходя из того, что в пределах своих полномочий органы государственной власти республик в составе Российской Федерации самосто-
ятельно осуществляют эту власть на соответствующих территориях, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларациями о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации по вопросам федеративного устройства и федеративных отношений в Российской Федерации, договорились о тех моментах, которые позже были положены в основу Конституции Российской Федерации) [21].
Но Федеративный договор не является составной частью Конституции РФ и не имеет равнозначной с ней юридической силы. В разделе II «Заключительные и переходные положения» (п. 1) Конституции РФ отмечено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям нового Основного закона страны действуют положения Конституции РФ.
Б.С. Эбзеев отмечает, что в основе Федеративного договора лежали пять принципиальных положений:
- признание в качестве субъектов Российской Федерации не только национально-государственных и национально-территориальных, но и административно-территориальных единиц «высшего звена»;
- равенство конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации - национальных и территориальных;
- наличие общефедерального масштаба прав человека и признание равенства прав и свобод независимо от этнической, конфессиональной или иной принадлежности граждан на всей территории Российской Федерации;
- единство экономического, политического и конституционно-правового пространства федерации;
- сочетание единства и целостности федеративного государства с наибольшей самостоятельностью составляющих его субъектов [26, с. 52-54].
Таким образом, обобщая вышесказанное, отметим, что в систему конституционных принципов российского федерализма включается:
ОБРАЗОВАНИЕИ ПРАВО № 4 • 2017
- государственный суверенитет Российской Федерации;
- единство системы государственной власти в Российской Федерации;
- равноправие субъектов Российской Федерации;
- равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации;
- принцип разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами;
- принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов;
- принцип верховенства федерального права;
- принцип государственной целостности;
- принцип построения и функционирования органов государственной власти;
- принцип субсидиарной ответственности государственной власти;
- единый и равный для всех субъектов РФ стандарт основных прав и обязанностей человека и гражданина;
- принцип устойчивого развития федеративных отношений.
Список литературы
[1] Авакьян С.А., Арбузкин А.М., Кененова И.П. и др. Современные проблемы организации публичной власти: Монография / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Юстицин-форм, 2014. - 596 с.
[2] Андреева Е.М. Влияние принципов бюджетного права на отношения по финансовому обеспечению делегированных полномочий // Юридический мир. 2016. № 9.
[3] Андриченко Л.В., Боголюбов С.А., Васильев В.И. Конституция Российской Федерации: от образа будущего к реальности (к 20-летию Основного Закона России): Монография / Ред. Т.Я. Хабриева. М., 2014.
[4] Глигич-Золотарева М.В. О судьбах федерализма в России // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 2.
[5]Ирхин И.В. Концепция федерализма и практика ее воплощения в современном мире // Конституционное и муниципальное право. 2013. № 3.
[6] Копина А.А. Налоговые споры: понятие, их классификация и способы разрешения // Налоги. 2016. № 12.
[7] Котляревский С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. С.-Петербург. 1907.
[8] Кроткова Н.В. Государственно-правовые взгляды С.А. Котляревского. Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2007.
[9] Кряжков В.А. Федеративное устройство России: государственно-правовые проблемы единства и многообразия // Формула права. 2005. № 1 (4).
[10] Мирзоев М.Г. Современное состояние бюджетного федерализма в РФ: проблемы и законодательное регулирование // Конституционное и муниципальное право. 2016. № 5.
[11] Миряшева Е.В. Теория и практика кооперативного федерализма в США в XIX - середине XX в. // История государства и права. 2014. № 14.
[12] Миряшева Е.В., Павликов С.Г., Сафонов В.Е. Судебный конституционный контроль в России и зарубежных странах: история и современность: Монография. М.: Российский государственный университет правосудия,2015.
- 304 с.
[13] Овсепян Ж.И. О конституциях и конституционном правотворчестве в России (период с начала XX по начало XXI столетий): Монография. Ростов н/Д, 2013.
[14] Саломатин А.Ю., Гуляков А.Д., Дунаев А.В. Региональная конституционная юстиция
- завоевание судебного федерализма или системная ошибка? // Российская юстиция. 2016. № 7.
[15] Скворцова Ю.В. Современное состояние и перспективы модернизации современного российского федерализма // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 4.
[16] Темираев А.В. Принцип территориальной целостности и право народов на самоопределение как принципы российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6.
[17] Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М., 2000.
[18] Фарукшин М.Х. Федерализм. Теоретические и прикладные аспекты. М.: Юристъ, 2004.
[19] Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
[20] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.
[21] Федеративный договор от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации»); «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации» (вместе с «Протоколом к Федеративному договору о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации»); «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации» // Федеративный договор: Документы. Комментарий. М., 1994.
[22] Шахрай С.М. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М.: Статут, 2017. - 624 с.
[23] Шахрай С.М. Конституционное правосудие в системе российского федерализма: Монография. СПб., 2001.
[24] Шустров Д.Г. Учредительная функция конституции // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9.
[25] Эбзеев Б.С. Конституция, власть и свобода в России: опыт синтетического исследования. М., 2014.
[26] Эбзеев Б.С. Предисловие // Карапетян Л.М. Федеративное устройство Российского государства.
Spisok literatury
[1] Avak'yan S.A., Arbuzkin A.M., Kenenova I.P. i dr. Sovremenny'e problemy' organizacii publichnoj vlasti: Monografiya / Ruk. avt. kol. i otv. red. S.A. Avak'yan. M.: Yusticinform, 2014. - 596 s.
[2] Andreeva E.M. Vliyanie principov byudzhetnogo prava na otnosheniya po finansovomu obespecheniyu delegirovanny'x polnomochij // Yuridicheskij mir. 2016. № 9.
[3] Andrichenko L.V., Bogolyubov S.A., Vasil'ev V.I. Konstituciya Rossijskoj Federacii: ot obraza budushhego k real'nosti (k 20-letiyu Osnovnogo Zakona Rossii): Monografiya / Red. T.Ya. Xabrieva. M., 2014.
[4] Gligich-Zolotareva M.V. O sud'bax federa-lizma v Rossii // Konstitucionnoe i municipal'-noe pravo. 2006. № 2.
[5] Irxin I.V. Koncepciya federalizma i praktika ee voploshheniya v sovremennom mire // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 3.
[6] Kopina A.A. Nalogovy'e spory': ponyatie, ix klassifikaciya i sposoby' razresheniya // Nalogi. 2016. № 12.
[7] Kotlyarevskij S.A. Konstitucionnoe gosudarstvo. Opy't politiko-morfologicheskogo obzora. S.-Peterburg. 1907.
[8] Krotkova N.V. Gosudarstvenno-pravovy'e vzglyady' S.A. Kotlyarevskogo. Diss. ... kand. yurid. nauk. M., 2007.
[9] Kryazhkov V.A. Federativnoe ustrojstvo Rossii: gosudarstvenno-pravovy'e problemy' edinstva i mnogoobraziya // Formula prava. 2005. № 1 (4).
[10] Mirzoev M.G. Sovremennoe sostoyanie byudzhetnogo federalizma v RF: problemy' i zakonodatel'noe regulirovanie // Konstituci-onnoe i municipal'noe pravo. 2016. № 5.
[11] Miryasheva E.V. Teoriya i praktika kooperativnogo federalizma v SShA v XIX -seredine XX v. // Istoriya gosudarstva i prava. 2014. № 14.
[12] Miryasheva E.V., Pavlikov S.G., Safonov V.E. Sudebny'j konstitucionny'j kontrol' v Rossii i zarubezhny'x stranax: istoriya i sovremennost': Monografiya. M.: Rossijskij gosudarstvenny'j universitet pravosudiya, 2015. - 304 s.
[13] Ovsepyan Zh.I. O konstituciyax i konstitucionnom pravotvorchestve v Rossii (period s nachala XX po nachalo XXI stoletij): Monografiya. Rostov n/D, 2013.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017
[14] Salomatin A.Yu, Gulyakov A.D., Dunaev A.V. Regional'naya konstitucionnaya yusticiya - zavoevanie sudebnogo federalizma ili sistemnaya oshibka? // Rossijskaya yusticiya. 2016. № 7.
[15] Skvorcova Yu.V. Sovremennoe sostoya-nie i perspektivy' modernizacii sovremennogo rossijskogo federalizma // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. 2015. № 4.
[16] Temiraev A.V. Princip territorial'noj celostnosti i pravo narodov na samoopredelenie kak principy' rossijskogo federalizma // Aktual'ny'e problemy' rossijskogo prava. 2016. № 6.
[17] Umnova I.A. Konstitucionny'e osnovy' sovremennogo rossijskogo federalizma. M., 2000.
[18] Farukshin M.X. Federalizm. Teoreti-cheskie i prikladny'e aspekty'. M.: Yurist», 2004.
[19] Federal'ny'j zakon ot 27 maya 2003 g. № 58-FZ (red. ot 23.05.2016) «O sisteme gosudarstvennoj sluzhby' Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2003. № 22. St. 2063.
[20] Federal'ny'j konstitucionny'j zakon ot 17 dekabrya 1997 g. № 2-FKZ (red. ot 28.12.2016) «O Pravitel'stve Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1997. № 51. St. 5712.
[21] Federativny'j dogovor ot 31 marta 1992 g. «O razgranichenii predmetov vedeniya i polnomochij mezhdu federal'ny'mi organami gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii i organami vlasti kraev, oblastej, gorodov Moskvy' i Sankt-Peterburga Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Protokolom k Federativnomu dogovoru o razgranichenii predmetov vedeniya
i polnomochij mezhdu federal'ny'mi organami gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii i organami vlasti kraev, oblastej, gorodov Moskvy' i Sankt-Peterburga Rossijskoj Federacii»); «O razgranichenii predmetov vedeniya i polnomo-chij mezhdu federal'ny'mi organami gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii i organami vlasti suverenny'x respublik v sostave Rossijskoj Federacii» (vmeste s «Protokolom k Federativ-nomu dogovoru o razgranichenii predmetov vedeniya i polnomochij mezhdu federal'ny'mi organami gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii i organami vlasti suverenny'x respublik v sostave Rossijskoj Federacii»); «O razgrani-chenii predmetov vedeniya i polnomochij mezhdu federal'ny'mi organami gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii i organami vlasti avtonomnoj oblasti, avtonomny'x okrugov v sostave Rossijskoj Federacii» // Federativny'j dogovor: Dokumenty'. Kommentarij. M., 1994.
[22] Shaxraj S.M. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii: Uchebnik dlya akademi-cheskogo bakalavriata i magistratury'. 4-e izd., izm. i dop. M.: Statut, 2017. - 624 s.
[23] Shaxraj S.M. Konstitucionnoe pravo-sudie v sisteme rossijskogo federalizma: Monografiya. SPb., 2001.
[24] Shustrov D.G. Uchreditel'naya funkciya konstitucii // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2012. № 9.
[25] E'bzeev B.S. Konstituciya, vlast' i svoboda v Rossii: opy't sinteticheskogo issledovaniya. M., 2014.
[26] E'bzeev B.S. Predislovie // Karapetyan L.M. Federativnoe ustrojstvo Rossijskogo gosudarstva.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2017